Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №2

Выпуск №2

Оглавление:

  • "Приключения духа"
  • Записки охотника. Сезон летних блокбастеров
  • Классика от Мильграма
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  •  

    Ксения Демакова

    Если бы речь шла о переиздании Пушкина или Шекспира, необходимо было бы заглянуть в календарь: вдруг какой-нибудь очередной юбилей или внимательно посмотреть на киноафишы: неужели очередной блокбастер по мотивам?

    С Томасом Манном всё не так. Его роман был издан впервые более восьмидесяти лет назад, и праздновать юбилеи как-то странно. Да и блокбастеров по нему, слава Богу, никто снять не доумился. Дело в другом. А в чем именно ответ предстоит дать самому читателю. Обращаясь к роману почти столетней давности да еще одного из самых сложных и трудных для понимания писателей, есть смысл задуматься о своем душевном благополучии. Однако не только о своем, один из самых модных культовых французских писателей Фредерик Бегдебер включил этот роман в число 50 самых лучших литературных произведений XX века. А ведь французы известны своей злой иронией над тяжеловесностью своего восточного соседа…

    "Приключения духа"

    Томас Манн "Волшебная гора",
    Москва: Издательство: Захаров, 2005 г.

    "Я не знаю мудрости, годной для других,
    Только мимолетности я влагаю в стих.
    В каждой мимолетности вижу я миры,
    полные изменчивой радужной игры"

    К. Бальмонт

    Произведение Томаса Манна по жанровой принадлежности это - "интеллектуальный роман". Этот термин литературоведы позаимствовали у самого писателя. К "интеллектуальному роману" он относил книги Ницше и Шпенглера. По мнению Манна, такие произведения реализуют потребность человека в интерпретации мира. Это не постмодернистская игра смыслами для разочарованных, это не релакс для пресыщенных. Это необходимая, жизненно важная потребность человека. Человека современного. Познавать мир его научил ещё Маркс. В познании были сила и смысл. До тех пор, пока человек не понял, что изменить в мире он ничего не может.

    Из Ганса Касторпа, немецкого буржуазного "простачка", вынесшего "восхождение духа", вырос, может быть, Посторонний Камю и Раконтен Сартра. Мужественный человек абсурда. Сознающий, что всё бессмысленно, кроме одного - необходимости оставаться человеком. И вот тут ему понадобилось искусство, которым владели Манн, Булгаков, Гёссе и Фолкнер. Искусство интерпретации действительности. Умение играть в бисер культурных ценностей. Искусство смотреть на мир так, чтоб понимать всё до конца и не сходить с ума.

    Удел человека двадцатого века - "приключения духа". Приключения тела могли позволить себе античные герои и средневековые рыцари. Жизнь упростилась, сжалась. Герои двадцатого века не свергали гор и не боролись с титанами. Они просто жили. Во время войны, во время фашистской чумы. У них, у нас другая миссия: не стать богами, а остаться людьми. Не разучиться мыслить, любить, познавать. Ганс Касторп "пережил в духе то, что едва ли смог бы пережить в теле". Раконтен непременно спросил бы у него: "Зачем, зачем, познавать, как устроен мир, природа и человек, зачем проваливаться в бездны отчаяния и любви, если ты останешься в мокрой грязи на полях Первой мировой?".

    Мы живём так, как мечтал когда-то Платонов - "один день за тысячелетие". Он мечтал, что это будет тысячелетие производства ценностей, а оказалось, это тысяча лет их разрушения. И когда всё-таки удаётся пережить хоть какие-то "приключения духа" - чаще, от скуки, а не от необходимости духовного роста, они сводятся преимущественно не к альпинистскому мужественному восхождению на гору, а аттракциону вроде американских горок: вниз, вниз, вниз…

    Размещено 09.06.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]