Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №3

Выпуск №3

Оглавление:

  • Наша молодость глазами Алексея Иванова
  • Легенда о красоте
  • Повесть для Современного героя
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • Бестселлер по-пермски

    Наша молодость глазами Алексея Иванова

    Ольга Богданова

    Алексей Иванов. "Общага-на-Крови": роман,
    Азбука-классика, 2005. - 320 с.

    Алексей Иванов, "Общага-на-Крови"
    Написанная больше, чем 10 лет назад, "Общага-на-Крови" Алексея Иванова только сейчас попала на прилавки столичных книжных супермаркетов. Как в истории с другими книгами писателя, ее активно обсуждают, прежде всего, за пределами нашего края. Пермские критики еще не сказали ни презрительного "фи", ни восторженного "ого!" по поводу этого романа, зато Москва уже вовсю читает и критикует "Общагу".

    Книга по смыслу в чем-то близка ивановскому "Географу". Здесь нет отсылок к историческому прошлому. Но "Общага" тоже об историческом периоде жизни, только частном, о том, который есть в жизни каждого - студенчестве. В романе читатель найдет увлекательные события не жителей старого Урала, а самого себя. Хотя вот здесь кто-то поспорит: не так все на самом деле бывает. Но ведь это опять же книга о жизни, а не сама жизнь. Иванов написал некую концентрированную версию общежитского студенчества, обострив до предела те моменты, в которые человек чувствует всю жестокость и всю прелесть жизни.

    Ивановская общага - отдельная планета, и связь ее обитателей с остальным миром очень абстрактна. Герои, выходя за двери общежития, выходят и из самого романа. Автор не рассказывает ни об их родителях, ни о том, как они учатся в университете, ни даже о том, как ходят в магазин. Персонажи Иванова живут по законам общаги как все люди - по законам общества, тяготясь ими, понимая собственную зависимость от соседей по комнате и коменданта. Но, тем не менее, каждый стремится остаться в общежитии любой ценой не только потому, что в городе больше негде жить, а потому что правила общажной жизни ими изучены куда лучше, чем правила жизни вообще. Здесь удобно жить по знакомой схеме, а в большом мире всему придется учиться заново.

    Жители ивановской общаги чаще всего заняты тем, что пытаются понять самих себя и окружающих. Копаться в собственных и чужих душах - любимое занятие. Герои пытаются вывести какую-то собственную концепцию мира, доказать, что жизнь именно такая, какой ее видят они. Излишне рефлексирующие, они увлекаются размышлениями о жизни вместо того, чтобы просто жить. И автор будто специально оставляет их наедине с самими собой. Все главные герои романа в общаге живут нелегально. А нелегалу, как известно, вход-выход из общежития ограничен. Вот и нечем им особо заняться, кроме как обсуждать собственную жизнь с самими собой и друзьями.

    Такие обсуждения зачастую заканчиваются длинными монологами о смысле существования человека на земле. В этом есть что-то от классиков русской литературы - рассуждения об истине вложены в уста "падших", униженных жизнью людей. Но автор коварен - в начале заставив читателя поверить в возможность героев выбраться из черной ямы бесконечных ошибок, он жестоко лишает его этой надежды, только в самом конце романа. Мудрые умозаключения оказываются далеки от тех поступков, которые совершают герои. Те, кто в самом начале, казалось бы, умели чувствовать и любить жизнь, в конце книги предстают бездушными "вурдалаками", утратившими человеческий облик.

    Стиль "Общаги", как и других книг Иванова, кинематографичный. Написать сценарий по этому роману не составит труда - хоть сейчас бери да снимай фильм. Автор не позволяет себе бросить читателя посреди пространных размышлений персонажей надолго. Сюжет романа динамичен и увлекателен. Несмотря на замкнутость сюжетного пространства, с героями постоянно происходят какие-то события: самоубийство соседки, выселение из общаги, новые знакомства… В общем, в маленьком мирке общаги жизнь кипит. Есть в романе и детективная нотка - рассказав в первых строках книги о самоубийце, автор показывает его лицо лишь в самом конце. Иванов не дает заскучать.

    Вообще, роман довольно прост. Его осилит любой, кому не лень держать в руках книгу. Здесь нет ни излишней вычурности изложения, ни глубоких философских размышлений, ни сложной композиции. Книга, как сама история, рассказанная в ней, увлекательна и жизненна. Иванов уважает читателя: он не пытается "накормить" его произведением с захватывающим, но незамысловатым сюжетом, которое после прочтения оставит лишь короткое послевкусие. Об этом романе можно размышлять и спорить.

    Но помните, что это первый литературный опыт автора. И хотя в нем и просматривается стилизация под романы Достоевского и Тургенева, все-таки он остается талантливой пробой пера. Не более.

    Размещено 09.07.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]