Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №4

Выпуск №4

Оглавление:

  • Невыносимая стебность бытия
  • Повседневность и ничего лишнего
  • Михаил Веллер разобрал любовь по косточкам
  • "Норвежский музыкант" Мортен Харкет
  • Не чувствуя стула и запаха нафталина
  • "Крок-2006": опыт переживания культа личности
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • киновидение

    "Крок-2006": опыт переживания культа личности

    Сергей Максимов

    "Ежик в тумане"
    Сразу оговоримся. Автор не имеет опыта в описании творческих встреч с представителями искусства. Тем более, если речь идет о людях, о которых говорят "живая легенда". И, решая идти или не идти на такое мероприятие, всегда колеблешься "меж двух мыслей": магию созданных мастером образов и произведений вряд ли удастся почувствовать на такой встрече (а разочарование в возведенном культе никто не хочет испытать), но, с другой стороны, ни одному человеку не дано сопротивляться неизъяснимому желанию прикоснуться к легенде.

    Анимационной фестиваль "Крок-2006" занес на пермские берега Камы самых разных людей. Все они, безусловно, талантливые, а многие из них уже добились известности. Но были среди них и те, к которым нельзя относиться иначе как со священным трепетом. "Винни-Пух" и "Пластелиновая ворона" будят воспоминания не только у детей, но и у многих поколений сегодняшних родителей. А к их создателям относятся уже не иначе как к авторам Евангелией. "А что, разве они на самом деле существуют?". Наверно, то же самое можно сказать про одну из самых культовых фигур анимационного кино, Юрия Норштейна. Количество легенд вокруг его имени заставляет еще больше сомневаться в реальности его существования. Легенда 1: две его ленты, "Ежик в тумане" и "Сказка сказок", уже в течение двадцати лет занимают первые строчки в списке ста лучших анимационных лент всех времен и народов. Легенда 2: известно, что в течение последних двадцати пяти лет он снимает анимационной фильм по повести Гоголя "Шинель". Легенда 3: для самой анимационной нации на земле (нет, не американцев, а японцев) он давно стал культовой фигурой, а самые известные японские аниматоры, в том числе и сам уже ставший легендарным Хайяо Миядзаки, называют его своим учителем.

    Юрий Норштейн
    Но все это лишь затянувшееся вступление. Для творческой встречи с "живой легендой" мировой анимации был выбран один из небольших кинозалов киносалона "Премьер". Почему именно так, а не иначе. Обсуждать сейчас уже нет смысла. Возможно, это желание самого аниматора. А тем временем в зал входил небольшого роста человек с кудрявой белой бородой. Сценарий творческой встречи, наверно, ничем не отличался от тысячи других творческих встреч. Представление мастера, его небольшое вступительное слово, которое плавно перешло в демонстрационный показ его эскизов к "Шинели", мультфильма на стихи Басё, снятого по заказу японцев (правда, мастер оговорился, что это не последний вариант этой ленты), а дальше ответы на вопросы, которые также ничем особенным не отличались от вопросов, задаваемых на тысячах других творческих встреч. Сам аниматор, может быть, догадавшись, а может быть, уже привыкнув к настроениям публики на творческой встрече, поспешил успокоить страсти, бушевавшие в душе пришедших . "Я готов поделиться с Вами любыми секретами своего творчества, но раскрыть его загадку не могу: либо ты чувствуешь поток внутри себя, либо нет, а иначе не стоит и браться за это" - такова приблизительная вольная интерпретация его предостережения вопросам на тему "а откуда", "а как".

    В течение полутора часов перед собравшимися стоял человек, ставший легендой, и терпеливо отвечал на любые, даже самые банальные вопросы, стараясь найти в них то сверкающее зерно, которое заставит любоваться или хотя бы приглядеться окружающих. Это был обычный человек со своими болями и разочарованиями. Можно было соглашаться с ним или нет, слушать или не слушать. Все это постепенно становилось неважным. "Как вал океана, домчался на бледную сушу", он выразил "тайно свою одинокую душу" и "умер, как пена, в иной удаляясь предел". Выходя из зала, уже точно не вспоминаешь, что было и как именно это выглядело, в ушах лишь мерно звучит прибой стихии, которую нам не дано ощутить традиционно признаваемыми всеми органами осязания.

    Размещено 18.09.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]