Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №5

Выпуск №5

Оглавление:

  • Парфюмер: сытная пища для глаза
  • О съедобном с душой
  • "Ты рождена меж звезд..."
  • В Перми на трех сестер пролили свет
  • Порно, культура, современность
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • театральное "дело"

    В Перми на трех сестер пролили свет

    Александра Анохина

    Финальный выход трех сестер: Ольги, Ирины и Маши
    О том, что спектакль "Три сестры" получился замечательным, я услышала заранее, минут за 20 до официальной премьеры. Дамы из кассы делились своими впечатлениями направо и налево со всеми знакомыми, нарушая тем самым непосредственность и чистоту моего зрительского восприятия. Накануне спектакль игрался в закрытом режиме молодым составом, мне же предстояло увидеть игру более опытных актеров. И попутно проверить гипотезу кассирш о том, что если молодые играют на старании и энтузиазме, то опытные берут мастерством.

    Из уст художественного руководителя театра в "прологе" спектакля прозвучало, что постановка театром классического произведения - госзаказ на приобщение школьников к настоящей литературе, но в то же время "очень серьезная работа".

    На серьезность указывает многое. Попытка воссоздать максимально приближенную к действительности атмосферу с помощью костюмов той поры и интерьера - чего стоит раритетного вида плетеная детская коляска, с которой появляется на сцене один из героев. Консервативный черный цвет в оформлении сценического пространства. И практически никакого отступления от текста первоисточника. Что называется, эксперименты на Чехове - это к театру Драмы, здесь режиссер постарался быть выдержанным, чтобы, очевидно, пролить свет на содержание.

    Кстати, о свете - в спектакле он отдельный персонаж: в кромешно-черном обрамлении сцены свет берет на себя роль фокусировщика внимания и эмоций. Первое появление сестер знаменуется бьющим сверху ярким столпом света (аллегория их светлых голов?), любовные признания случаются при тусклом свете абажуров (это самые пронзительные сцены!), а зеленые фонарики, однажды зажженные на самом верху, успокаивают и сулят мир.

    Особая миссия наложена и на цвет. Повсеместный черный - это, конечно, не только символ тоски героинь по интеллигентному обществу, лучшей жизни, но и сигнал строгости, неэмоциональности, визуальное создание эффекта обособленного, закрытого от внешней среды мира. К слову, средняя дочь Маша (Ксения Жаркова), девушка дерзкая и циничная, носит именно черное платье. Кажется, будто так она старается задушить свою рвущуюся наружу чувственность, которая не востребована ее однобоко мыслящим мужем-учителем (Иван Донец). В серое платье, цвет этот неизменно ассоциируется с типичностью и заурядностю, облачена старшая Ольга (Наталья Чугарова), она и, правда, давно смирилась с обывательским образом мыслей, жизни и даже успела поставить на себе крест. Самая младшая среди сестер Ирина (Анна Демакова) - романтичная натура, полная светлых надежд - в белом платье только в начале спектакля: иллюзии счастливой жизни в непрерывном труде со временем рассыпаются и вот она уже в мышиного цвета кардигане.

    В центре сюжета свойственные большей части чеховских произведений ("Ионыч", "Чайка") душевные искания и тупики героев. Они каждый день, как молитву, повторяют одни и те же вопросы: "В чем смысл жизни?", "В чем предназначение конкретного человека?", "Можно ли найти себя в провинции?". Мысль о пустоте, которая возникает от нереализованности отсылает к пушкинско-лермонтовскому поколению "лишних людей". Стремление семейства Прозоровых в Москву - это не столько желание найти применение собственной образованности ("В этом городе знать три языка ненужная роскошь", - замечает ненароком Маша), сколько потребность в обретении внутренней гармонии, которую каждый из них потерял, когда семья покинула родовое гнездо в столице. Москва становится для них воплощением совершенства, ключом к осмыслению своего места в жизни. Особенно остро о переезде в златоглавую мечтают младшая Ирина и ее брат Андрей (Александр Калашниченко), посвящающий все свое время книгам и скрипке. Одной не хватает занятия "во имя идеи" (намек на революционную деятельность?), второму - профессуры в Московском университете и ощущения духовного родства: "Сидишь в Москве, в громадной зале ресторана, никого не знаешь и тебя никто не знает, и в то же время не чувствуешь себя чужим. А здесь ты всех знаешь и тебя все знают, но чужой…". Главная причина неудовлетворенности, несчастливости, как мне показалось, в другом - это другое, к авторскому недоумению, частенько заслоняют риторические монологи героев - в одиночестве, в неумении или невозможности любить, в неискренности, наконец. "...Я буду твоей женой, и верной, и покорной, но любви нет...", - признается Ирина, принимая предложение барона Тузенбаха.

    Каждый из героев что-нибудь да теряет. Андрей, например, находит жену в Наташе (Мария Шекунова), но постепенно теряет взаимопонимание, Маша, обретая любовь Вершинина (Николай Глебов), так же быстро прощается с ней. Потеря себя, любви, смысла, желания превращается в лейтмотив - не поэтому ли черному как цвету потери отведено ведущее место?

    В какой-то момент устаешь от происходящего на сцене. И даже обаятельный врач Иван Романыч (Валерий Серегин) со своим "тара... ра... бумбия... сижу на тумбе я..." не скрашивает картину. Виной тому почти музейное пространство сцены, которое будто сковывает актеров своей безжизненностью, главенствование вербального над невербальным. Мне как зрителю безумно, как воздуха, недостает пластических и музыкальных средств, но видно таков уж удел традиционного театра, взявшегося за пьесу интеллигента и про интеллигентов, - нести слово в народ.

    Конечно, пока спектакль находится на нулевом уровне, но он может вырасти, превратиться в конфетку со временем и при условии, что актеры найдут в постановке место для себя, своих эмоций и поделятся ими со зрителем. Первый шаг на пути к этому уже сделан - на завершающем выходе актеров опытная Ксюша Жаркова не смогла сдержать слез. Видимо, только сейчас почувствовала горечь расставаний с возлюбленным своей героини.

    Размещено 12.10.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]