Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №5

Выпуск №5

Оглавление:

  • Парфюмер: сытная пища для глаза
  • О съедобном с душой
  • "Ты рождена меж звезд..."
  • В Перми на трех сестер пролили свет
  • Порно, культура, современность
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • "ИСКУССТВенный" скандал

    Порно, культура, современность

    Александр Резник

    Елинек, Эльфрида. Похоть: роман / Перевод с анг. А. Белобратова. - СПб.: "Симпозиум", 2006. - 320 с.

    Елинек, Эльфрида. "Похоть"
    Шестидесятилетняя австрийская писательница Эльфрида Елинек является одним из самых известных писателей современности: обладательница премий Бюхнера, Гейне, Лессинга и лауреат Нобелевской премии (2004 г.) за роман "Пианистка" (Награда присуждена Елинек "за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы").

    Для бюргерской родины Елинек слишком радикальна. В ней много слишком много чувств - и ненависть главное из них. Роман "Дети мертвых", который сама Елинек называет своим главным произведением, вызвал бурю негодования. В ответ Елинек заявила следующее: "Я ухожу во внутреннюю эмиграцию, потому что для общественного деятеля жизнь в Австрии просто невыносима".

    Еще до этого символического "ухода", Елинек написала роман "Похоть" (1989), который теперь издан в России.

    Эта книга создана для того, чтобы эстетики-декаденты либо социалисты-революционеры могли смаковать ее по цитатам: первые получат несомненное "удовольствие от чтения" (говорил Деррида), а вторые - целый антикапиталистический цитатник. То, что книга написана в постмодернистском стиле, упрощает и чтение и понимание: потоки скользящей клейкой (словно рвота) прозы создают впечатление тотальной погруженности в быт провинциальной Австрии 1980-х годов, где главный конфликт крутится вокруг физического и духовного изнасилования, опустошения и смерти жены богатого фабриканта.

    Разумеется, главная тема "Похоти" это эксплуатация женщины. Сюжет базируется на отношениях женщины - жены - единственного в городе Директора, который ежедневно "исполняет свои супружеские обязанности", доводя жену до сумасшествия. "Трудно услужить господам, будь ты хоть сама королева" - вот в чем суть "производительных сил" их взаимоотношений, приводящих, словно по Марксу, к "революции", но не социалистической, а сексуально-варварской. Всю эту диалектику вырождения человека в полуживотное и описывает Елинек. Никакого морализаторства - никакого спасения! "Я не считаю, что писатель может изменить взгляды общества - говорила писательница. - Он может всего лишь раньше других указать пальцем на раны, может испугать. Он может так смеяться, что другим будет не до смеха". Да, автор просто обнажает Тело, удел которого - терпеть то, что оно может вынести над собой. Никакого "позитива" - каждый сам должен проявить негативы сюрреалистических снимков "Похоти". Кто-то скажет, что это "слабость гражданского общества", кто-то: "тотальность капитализма"… Но никто не останется прежним после прочтения этой книги, потому что она - почерк современности.

    "Ни один роман в современной немецкоязычной литературе не предъявляет к читателю таких языковых и интеллектуальных требований" - написано на обложке этой книги. Но, как писала Елинек, "известно же: не помучишься - читать не научишься". Смею утверждать, что, научившись читать такую литературу, можно избежать многих мучений современности.

    Размещено 12.10.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]