Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №5

Выпуск №5

Оглавление:

  • Парфюмер: сытная пища для глаза
  • О съедобном с душой
  • "Ты рождена меж звезд..."
  • В Перми на трех сестер пролили свет
  • Порно, культура, современность
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • киновидение

    Парфюмер: сытная пища для глаза

    Александра Анохина

    Парфюмер: история одного убийцы (Perfume: The Story of a Murderer), 2006, режиссер: Том Тыквер, в ролях: Бен Уишоу, Алан Рикман, Коринна Харфух, Дастин Хоффман, Рейчел Хард-Вуд, производство: Франция - Испания - Германия

    "Парфюмер: история одного убийцы "
    На "Парфюмера" я отправлялась из желания увидеть экранизацию проглоченной пару лет назад книги. Быстро проглоченной, но надолго застрявшей в голове (прошу заметить, не душе!) истории. Одноименный роман Зюскинда, как мне представлялось, отлично укладывался в киноформат. Был тут и завораживающий сюжет: гениальный парфюмер Жан-Батист Гренуй в поисках совершенного аромата хладнокровно лишает жизни самых красивых и душистых девушек Грасса, и дотошно расписанные сцены - так что необходимости тратить много сил и времени на раскадровку у режиссера не было. Единственное затруднение, с которым, по всей видимости, столкнулись авторы - отсутствие диалогов. Патрик Зюскинд славится, прежде всего, как драматург, но и роман его оказался приемлем для сценария.

    Фильм получился безупречным с операторской точки зрения. Физиологичность первых кадров (крупным планом внутренности животных, роды на грязном рынке, казнь женщины) шокирует взгляд и заставляет сердце бешено колотиться. Не уступающие красоте всех героинь горные пейзажи вызывают эстетическое удовольствие. Кроме того, никакой перегруженности в кадрах, воспроизводящих специальные парфюмерные технологии. Чуткая камера во фрагменте, повествующем о детстве главного героя то скользит от яблока и брошенной наземь ветки к дереву с трепещущей листвой, то, иллюстрируя дар мальчика, его восприятие запаха мокрых камней в пруду, двигается прямо в водоем, находит камни и возвращается обратно.

    Вообще выверенность картинки, ее постоянная смена напоминают профессионально изготовленный клип, свойственная этому жанру динамичность, с одной стороны, не дает скучать, с другой, увлекая зрителя все вперед и вперед, не дает тому времени на раздумывания - вот он результат коммерческого кинопроизводства. Хотя раздумывать в фильме практически не о чем. Гренуй совсем не кажется монстром, более того его навязчивая идея создать божественный запах почему-то вызывает у меня уважение. Тема манипулирования массами с помощью духов как невидимого оружия тает сразу после того, как на со смуглом лице Жан-Батиста закрадывается слеза, когда с эшафота он наблюдает за фанатеющей толпой людей. Молодому мужчине есть от чего страдать - у него отсутствует индивидуальный запах, а если нет запаха, значит - нет человека. "Я пахну - значит, я существую", - сказал бы Гренуй будь он знаком с Декартом. Видимо, тяга к убийствам и была связана с этой самой бесчеловечной чертой гениального парфюмера.

    Зрелищность кадра и привлекательная сюжетная линия делают свое дело, и от актеров уже не требуется мастерская игра, достаточно фактурности и маломальского вживания в роль. Не поэтому ли большей частью мы видим на экране незнакомые лица? За исключением одного - Дастин Хоффман в роли Бальдини неподражаем, его проходной персонаж заполняет собой, своей мимикой все пространство экрана и на этом фоне меркнет и парфюмерный талант Гренуя, и тонкая красота рыжеволосой торговки сливами - первой жертвы гения и злодея в одном лице. Дорогого стоит кадр, в котором Хоффман, получив от Гренуя сотню новых рецептов духов укладывается на постель, а на его лице (камера снимает с потолка) разливается почище Сены блаженная улыбка.

    Самое главное разочарование - это дисбаланс ощущений: в первой части фильма, активно эксплуатирующей чувственную сферу, зрителя перекармливают "сытными" кадрами; во второй адекватного питания не находится - картинка становится менее изощренной, а разум и душа остаются за чертой игрового поля. Переживания главного героя так скудны, а одиночество так понятно, что отзываться зрителю просто не на что.

    Благо фильм все равно ближе и роднее воспринимается, в отличие от моментами вспоминаемого киновоплощения романа "Имя Розы" У.Эко. На "Парфюмера" стоит пойти хотя бы для того, чтобы побудоражить свою фантазию - визуальных образов для этого в фильме предостаточно.

    Размещено 12.10.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]