Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №6

Выпуск №6

Оглавление:

  • Эпоха виноватых
  • Литература в стиле бонсай
  • Фромм, общество, здоровье
  • "Imagine" и конец "восьмидесятых"
  • Три премьеры "Осоргина"
  • Отступать некуда?!
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • уголок музыкального гурмана

    "Imagine" и конец "шестидесятых"

    Анна Лукьянская, Александр Резник

    9 сентября этого года мир отметил 35-летие альбома "Imagine", ставший самой известной сольной пластинкой легендарного Джона Леннона, основателя великой группы The Beatles.

    Джон Леннон
    Это был 1971 год. Рок-музыка уже перестает быть чистым андеграундом и включается в конвейер коммерческого производства. Время "детей цветов" и "студенческих революций" подходило к концу. Начиналось похмелье от психоделического угара, росло разочарование, аполитичность. На волне славы умирают Джимми Хендрикс, Дженнис Джоплин и Джим Мориссон (все трое скончались в 27 лет, так или иначе - от наркотиков). "Биттлз", как и множество других коллективов-"шестидесятников", уже распались.

    Еще до официального распада "Биттлз" Джон Леннон совместно со своей женой Йоко Оно записали несколько альбомов экспериментальной музыки. По-прежнему продолжая жить и творить в Англии, Леннон и Йоко уже начали свой путь в культуре политического протеста. Их призванием всегда оставалось искусство - и только посредством музыки и живописи эти люди призывали к "миру во всем мире". Вспомним хотя бы их нашумевшие "бэд-ины" (bed-in), когда сотни журналистов "слетались" на акцию Peace Bed, которую молодожены Оно и Леннон проводили во всех отелях, в которых останавливались. Именно на одном из таких bed-in`ов в 1969 году была записана знаменитая песня "Give peace a chance"/"Дай миру шанс", контекст которой Джон и Йоко продолжили в остальных своих "пропагандистских" произведениях.

    Работа над новым альбомом шла слаженно. В итоге песня "Imagine", например, стала не только "визитной карточкой" Джона Леннона, но и самой главной песней людей, протестующих против насилия. "Идея все та же: "Дайте миру шанс". Мы здесь не призываем к неразумным действиям, просто говорим: "Дайте миру шанс". В "Imagine" мы говорим: "Вы можете себе представить мир без стран и религии?". Все та же идея, повторяющаяся все снова и снова. Но это позитивная идея". Музыка "Imagine" на удивление проста и лирична, она создает атмосферу откровенного разговора, а не протестного марша. Использование тембра рояля (играют в 4 руки) и струнных усиливает проникновенность мелодии. Все это вкупе с текстом действительно вдохновляет.

    Несколько песен сольного альбома Леннона, конечно же, посвящены Йоко. Оптимистичная и легкая песня "Oh Yoko" - это просто признание в любви своей жене. Другое дело "Gelaous guy"/"Я просто ревнивый парень". Джон сам признавался, что иногда избивал своих женщин. Очевидно, эта участь не миновала даже "всесильную" Оно, у которой раскаивающийся Джон просит прощения. Это замечательный пример сокровенной лирики Леннона.

    В "Oh my love"/"О моя любовь" Джон поет о том, что впервые его глаза открыты и он может видеть - в его сердце все чисто и все чисто в мире. В инструментал этой песни входят лишь электропиано, рояль и гитара. Причем на гитаре играет Джордж Хариссон.

    Джордж также играет и в песне "How do you sleep tonight?". Текст этой композиции содержит намеки на обращение к Полу Маккартни, причем все они являются упреками в его адрес. "Биттлз" расстались совсем недавно и, возможно, судебные тяжбы продолжались и в это время.

    Антивоенная тематика затронута в "I don`t want to be a soldier, Mama, I don`t want to Die"/ "Не хочу быть солдатом, мама, я не хочу умирать". Кроме того, это песня о безысходности в капиталистическом обществе: кем бы ты ни был, хоть богачом, ты будешь либо лгать, либо плакать, либо умрешь. В небольшом фильме, посвященном записи альбома "Imagine" эта композиция сопровождается кадрами митинга, проводимого Оно и Ленноном на улицах Лондона.

    Год издания "Imagine" пришелся на смену двух эпох. От "революционных" шестидесятых к "депрессивным" и "деловым" семидесятым. Буржуазное общество пережило свою последнюю "эмансипацию": секс, наркотики и рок-н-ролл стали незаменимой частью ее массовой культуры. Джон Леннон не был политиком. Скорее - сторонником идеи "искусство для искусства". Но в его творчестве отразилась позитивная утопия об осуществимом здесь и сейчас мире и братстве людей, что, с одной стороны, давало надежду реформистам, а с другой - совершенно аполитичным людям, на счастье и оптимизм в мире всеобщей вражды. Впрочем, самого Леннона убили, а нищеты и насилия в мире меньше не стало.

    Размещено 26.11.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]