Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №6

Выпуск №6

Оглавление:

  • Эпоха виноватых
  • Литература в стиле бонсай
  • Фромм, общество, здоровье
  • "Imagine" и конец "восьмидесятых"
  • Три премьеры "Осоргина"
  • Отступать некуда?!
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • лучшие книги XX века по-фрнцузски

    Эпоха виноватых

    Ксения Демакова

    Прерогатива человека -
    становиться виновным

    Франц Кафка "Процесс", Издательство "Азбука-классика", Санкт-Петербург, 2004 год

    За миниатюрностью десятиглавкового "Процесса", по жанру напоминающего скорее повесть, несомненно, скрывается больше, чем сатира на современное писателю государство. Это - роман-метафора, роман-притча, заставляющий нас вновь размышлять о "Преступлении и наказании". Но теперь…

    За странным уголовным делом, возбужденным против тридцатилетнего Йозефа К., служащего банка, чудится поначалу лишь недоразумение, допущенное по головотяпству судейских чиновников. И кажется, что это лишь роман-памфлет, изобличающий уродливость судебно-чиновнической государственной системы, способной затравить самого сильного, унизить самого кроткого, загнать в угол и заставить оправдываться невиновного, заставить взять на себя любое преступление, лишь бы кончился бред бессмысленных объяснений и преследований. "Тень" государства на его страницах становится самостоятельным персонажем, вторгаясь всей бессмысленностью своего существования в нашу обычную, казалось бы, такую простую жизнь.

    Эта причудливая тень гиперболизирована у Кафки до предела. Писатель загоняет ее в душные чердаки и мансарды нищих домов предместий, на грязные, обитые помоями лестницы, кишащие крысами. Гадливость и омерзение вызывает такой мир у главного героя книги. Гадливость и омерзение - вызывают служители этого мира - горбатые, хромые, с жиденькими бороденками, вздорные, трусливые. Тщеславные. Ибо от каждого из них зависит судьба Человека.

    За всем этим вырастает тема "Преступления и наказания" живущего в "тени" Человека. Человека, не сопротивляющегося и не позволяющего себе возражений.

    Оправдание героя в Процессе, длящемся всю жизнь, от рождения до смерти (а, может, и после?) - это его смысл жизни. Смысл человеческой жизни. Герой должен оправдать свое существование, потому что он - Человек и потому что он живет. Это страшное наказание, страшный приговор. До конца не известно, в чем же виновен человек, какое он совершил преступление (напротив, в своей невиновности он уверен всегда, это, пожалуй, единственное, в чем он уверен). Ясно одно - суд несправедлив (ибо изначально предполагает виновность подсудимого) и решение его будет ужасно. Но начать оправдываться - значит признать вину (существование какой-то ценности, стоящей выше собственной жизни человека и требующей пожертвования жизнью). А бездействовать - значит поддаться боли и страху, которые несет приговор.

    Может быть, Йозефу К., как библейскому Иову, послано наказание за невиновность как знак высшей любви и высшей благодати. Как знак того, что способность выносить безвинные страдания - признак даже не человеческой, а божественной силы. Признак способности человека быть равным Богу.

    Человеку никуда не может деться от Божественной благодати. Он обречен на Вечный Суд, Вечный Процесс. "Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает тебя, когда ты уходишь".

    Процесс не закончен. Его продолжение последует позднее в произведение другого писателя, также терзающегося оковами, которые наложило на него государство, да и само существование. Как и герои Микеланджело, он способен сбросить с себя ужас ответственности за "Преступление и наказание" лишь за пределами этой "радующей" нас жизни. Но только герой "Приглашения на казнь" Набокова отрицает существование Божественной благодати. Как Титан, попирая уродливость пережившего свои идеи мира.

    Ощущение ужаса от нереальности собственного существования при чтении произведений Кафки проникает в самые глубокие уголки мозга. Недаром он стал одним из самых популярных писателей конца XX века, когда абсурдность "матричности" нашей жизни стала доступной для понимания человеческой массы. И более того - актуальной, ведь отсутствие веры надо чем-то замещать, пусть и верой, вывернутой наизнанку.

    Размещено 26.11.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]