Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №7

Выпуск №7

Оглавление:

  • Боги и люди Павла Лунгина
  • "Фантомас" или 3,5 часа безумия
  • Как стать автором своей жизни
  • Шнур: оправдание жизни
  • "Кислотный" культурный толчок
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • уголок музыкального гурмана

    "Кислотный" культурный толчок

    Александр Резник

    "САГА", Тонино Бенаквиста, издательство Амфора, 2005, перевод: И.В. Найденов

    "Кислотный" культурный толчок
    40 лет назад психеделик-рок громко постучался в двери восприятия. И понеслось… - Рок-музыка сходит с ума! Весь мир сходит с ума! - Уже в 1963-м Боб Дилан стал делать нечто странное с музыкой rock'n'roll. Уже Битлы исполняли что-то смутно заигрывающее с психикой. А тут внезапно обычные, вроде бы, исполнители блюз-рока Blues Magoos взяли да и назвали свой второй альбом: "Psychedelic Lollipop" ("Психеделический леденец"). И техасские "гаражники" 13th Floor Elevators ("Тринадцатиэтажные лифты") употребили в названии своего дебюта это запретное сладкое слово: "The Psychedelic Sounds Of…".

    Все это были симптомы творческого безумия, бума культуры страстного опьянения запретным. И дело даже не в наркотиках, которые к 1966 году стали "нормой" для "прогрессивной" молодежи (и особенно - творческой и просто "богемы"). Не было ничего проще, чем покурить "травку". Ничего важнее, чем принять "кислоту". Сложно найти рок-музыканта 60-х и даже 70-х, который не имел бы опыта "полета" под ЛСД.

    Духовный гуру ЛСД-культуры профессор Тимоти Лири специально отмечал, что они не психОпаты какие-нибудь. Неологизм psychedelic появился от греческого psyche (душа) и delos (манифест). Манифестировалась попытка прорваться за границы воспринимаемой данной реальности. Для своих проказ у психедельщиков была научная база, но главное - база эстетическая. В итоге - синтезируется цельная массовая молодежная культура.

    Говоря о "раннем" психеделик-роке, мы имеем в виду в первую очередь "кислотный" рок (acid-rock), изобретателями которого считаются 13th Floor Elevators. Они были первыми популяризаторами понятия психеделия в музыке. Первыми, кто, основываясь на традициях рок'н'рола и фолка, стал экспериментировать и импровизировать в "гаражных" условиях с музыкальными эффектами и "разумностью" текстов, по сути воссоздавая свои наркотические опьянения (trips)... Прославились они и тем, что впервые нарвались на серьезные проблемы с полицией (так, лидер группы был вынужден лечь в психиатрическую клинику).

    Тем не менее, такие песни (с символичными названиями), как (We Ain't Got) Nothing Yet ("Мы не имеем ничего, пока") Blues Magoos и You're Gonna Miss Me ("Ты собираешься потерять меня") "тринадцатиэтажников" стали мегахитами того времени. Хронологически 1966-й год стал рубежом. Годом позже - в 1967-м - вышли наиболее популярные, классические альбомы "раннего" психедела. Это был, так сказать, единый мировой закономерный процесс. Выходит "Surrealistic Pillow" ("Сюрреалистическая подушка") легендарных Jefferson Airplain (со всем знакомой песней "Somebody to Love"), сингл "Light My Fire" ("Зажги мой огонь") The Doors и многие-многие другие, менее популярные, но прославленные. Например, мрачные Red Crayola, положившие начало стилю noise ("нойс" - шум). Или мистические Ultimate Spinach…

    В Англии начинают творить Pink Floyd, с которыми средний меломан склонен ассоциировать психеделик вообще. В Германии готовится чисто "национальное блюдо" - поджанр krautrock с такими монстрами психеделик-рока, как Amon Duul, Can, Faust. И даже в далекой Японии формируются коллективы типа безумных Flower Travellin Band, музыка которых традиционных японцев должна была провоцировать на совершение харакири.

    Летом 1967 года происходит переход психеделики от "альтернативы" к "мейнстриму" (основному течению). Не такие уж и "кислотные" по форме группы Grateful Dead или тем более основатели heavy-metal ("тяжелый металл") Iron Buttefly, Steppenwolf, а также Дженис Джоплин или Джимми Хендрикс становятся суперзвездами. Многочисленные фестивали, коммерческие "раскрутки" на фоне роста массы тех, кого по простоте называют "хиппи", в условиях политики протеста, своеобразной революции - последней эмансипации человека в капиталистическом обществе. Эмансипации, выматывающей организмы, приводящей к последовательному отчуждению от общества - с последующим эскапизмом, умопомешательством и… гибелью. Мало кто останавливался на употреблении галлюциногенов - героин и кокаин нередко циркулировал в крови.

    Выжившие стали развиваться в двух направлениях рока: punk (панк) и progressive (прогрессивный), то есть музыка либо входила в дальнейшую оппозицию, либо становилась более сложной (например, art-progressive). Так, например, психеделик-рок стал в основном развиваться в русле space ("космос"). Отсюда популярность таких групп, как Hawkwind и Eloy, которые уже вдохновлялись не беззаботными "кислотными" тусовками "детей цветов", а развитием техники и своими глубоко личными откровениями.

    В конце 60-х идет жестокая борьба с тем, что американцы называли истеблишментом: устоявшимся в институциональных формах общественным порядком. В 67-м году в Боливии убивают Че Гевару, а вдохновленные им молодые люди (в основном студенты) мечтают о революции, которая опрокинет закостеневшие порядки Государства Войны. США, Франция, Германия, Италия… Нельзя было не испытывать на себе влияние этого протестного движения. Прогрессивная рок-музыка отражала эту эпоху во всех ее противоречиях: как сюрреалистическую, абсурдную, шумную, но активную, революционную. К началу 70-х энергия этого поколения была исчерпана. Революция проиграла. Вульгарные социологи могут возмутиться: в таком случае, в чем же ценность всего этого психеделического безумия? Не пускаясь в длинные рассуждения на эту тему, ограничусь собственными ощущениями. В безумии психедел-рока есть своя логика - взрывная логика эволюционирующего разума. Схватывая конкретику эстетических образов этой противоречивой музыки, формируешь новую философскую истину. Для меня это основа пути познания: через неразумное к разумному, через удовольствие - к реальности.

    Размещено 11.12.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]