Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №7

Выпуск №7

Оглавление:

  • Боги и люди Павла Лунгина
  • "Фантомас" или 3,5 часа безумия
  • Как стать автором своей жизни
  • Шнур: оправдание жизни
  • "Кислотный" культурный толчок
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • театральные премьеры

    "Фантомас", или 3,5 часа безумия

    Анастасия Новодворская

    Театр драмы в очередной раз устроил погоню за зрителями, развернув масштабную рекламу вокруг премьеры спектакля "Фантомас". Трудно сказать, нуждается ли постановка с таким громким названием в раскрутке. Для старшего поколения, скорее всего, нет, для молодежи - вероятно… К слову сказать, меня как типичного представителя искушенного на увеселения студенчества, оное название ничуть не "цепляло".

    Между тем, режиссер-постановщик спектакля Анатолий Праудин, наставляя журналистов, замечал: "Не следует искать в спектакле аналогий с нашумевшим в свое время фильмом. Пьеса написана Натальей Скороход на основе романов писателей начала XX века Пьера Сувестра и Марселя Аллена".

    Однако - ближе к теме. Второй день премьеры спектакля. Прилично заполненный зал, как ни странно, много молодежи. Откровенно затянутое первое действие. До хитроумного запутанный сюжет, нехотя развивающаяся семейная история, парочка трупов, нервный мальчик-сомнамбула Шарль и какое-то истерическое состояние внутри… Развитие действия с трудом поддается пересказу, персонажи непонятно откуда появляются и исчезают столь же неожиданно. На основной сюжет нанизывается ряд новых и новых историй-кошмаров. Зрителя запутывают до такой степени, что ему становится скучно.

    Ловлю себя на мысли о том, что мозг мой давно уже отключен (до таких высот сложности в изложении сюжета поднимаются автор и постановщик пьесы), и внимание к происходящему на сцене "просыпается" лишь избирательно… Особенно меня "цепляет" сценография: до лаконичности простая, но удивительно символичная. Алые куски материи, точно кровь; прозрачные пластины, за которыми постоянно развивается параллельное, как бы (!) неглавное действие; мозаика из разноцветных обрывков покрытия сценической площадки…

    В спектакле, как никогда прежде, активно задействован вертящийся круг сцены. Он позволяет актерам мгновенно совершать путешествия во времени пьесы, создает иллюзию огромного пространства, неожиданно превращает судебный процесс в очередной кошмар больницы для умалишенных.

    Единственное, что поражает практически всех - сцены театра абсурда в исполнении душевнобольных. Особенно зрителю нравится, когда главврач психиатрической лечебницы, указывая в зал, называет сидящих в нем "отделением для буйных". По-человечески жалко это несчастное, постоянно мотающее головой существо (досталась же роль!). Из зрительских удач следует отметить сцену переодевания мальчика-сомнамбулы Шарля в медсестру Шарлоту. Какая неподражаемая осанка и походка - вот что способно очаровать любого!

    Тем не менее, устроенный на сцене маскарад лишь усиливает ощущение невнятности творческого замысла. Кто-то поеживается в кресле, ловя себя на мысли, не снится ли ему кошмар. Постепенно это начинает даже забавлять.

    Главная фраза спектакля, ставшая чуть ли не афоризмом, ставит все на свои места: "Танцуй, Необузданная! Танцуй, чудовище, под мою сладкую музыку". Итак, снова постмодернистская пародия…

    Ощущение от спектакля довершают афиша с красным пятном посередине, гротескные костюмы, глумление над портретом Моны Лизы, изящный труп, сдувающиеся воздушные шарики… Процесс сочинения современной пьесы методом свободных ассоциаций. И даже не понятный на первый взгляд диалог: - Бу - бу - бу! - Барышня хочет сказать, что любит вас! - приобретает какой-то уже экзистенциальный смысл.

    Не удивляет даже Фантомас, напоминающий не столько расчетливого убийцу, сколько отстраненного маньяка-философа, страдающего навязчивостью задавать своим жертвам весьма странные вопросы. И тут же давать на них не менее странные ответы в духе японских хайку:

    - Что такое встреча? Это ушко устрицы, утопленное в меду…
    - Что такое детство? Это муха, застрявшая в варенье из лебеды…
    - Что такое победа? Это маленький белый дым…

    Нетрудно догадаться, что "удав его тщеславия потребует новых жертв"… И на гильотине казнят совсем не того…

    Осталось только спросить, каких жертв потребует "удав тщеславия" режиссера этой постановки?

    Размещено 11.12.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]