Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №8

Выпуск №8

Оглавление:

  • Чонкин: научиться осмеивать время
  • "И выразив тайно свою одинокую душу..."
  • "В каждой мимолетности вижу я миры..."
  • Король русского шансона - возвращение
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • лучшие книги XX века по-французски

    "В каждой мимолетности вижу я миры…"

    Ксения Демакова,
    Сергей Максимов

    Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"

    Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"
    Роман "Сто лет одиночества" латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса живет уже долгой печатной жизнью. Меняются поколения, а переиздания романа более тридцати лет продолжают гипнотизировать новых поклонников. Но почему? В чем магия этой книги? Ведь внешне кажется: все так прозаично.

    Анонс к роману, как правило, предельно прост - история семьи Буэндиа и основанного ею поселения Макондо. Роман реалистично описывает детали бытовой жизни нескольких поколений южноамериканских переселенцев конца XIX - начала XX века.

    Такое описание заставит хмыкнуть даже самого искушенного читателя. Никакой интриги, лихо закрученного сюжета, эстетствующих изысков, свойственных современному роману. На страницах романа национальное бытописание сменяется народными присказками и преданиями. "Какие-то лубяные картинки… Ох уж эти национальные писатели, исчерпанность сюжетных форм так и заставляет их злоупотреблять национальными культурными традициями. В отсутствии фантазии уж лучше бы писали путеводители", - подумает читатель.

    Действительно, картина мира маркесовских героев порою мифологизирована и очень напоминает мировосприятие первобытного человека. История семьи Буэндиа сплетается не только из реальных фактов их биографий, но и из семейных легенд и преданий. Но что удивительно, даже самые фантастические события - вознесение на небо девушки неземной красоты - Прекрасной Ремедиос или тридцать две гражданских войны, которые за свою жизнь затеял старший сын семейства полковник Аурелиано - не разрушают впечатления реальности описываемого. Маркесу удивительно точно удается воспроизвести принцип мифологизации истории, используемый в осмыслении самых значимых и страшных событий века. Показать, как они выталкиваются в сферу легенд и вымысла. Так, в романе расстрел нескольких тысяч рабочих сознательно превращен в бредовое воспоминание сумасшедшего старика. Писатель раскрывает перед нами сам процесс мифотворчества, свойственный человеку с древних времен. Как он этого добивается, так и остается загадкой. Попытки повторить успех созданного им нового литературного направления - магического реализма - так и не принесли и сотой доли успеха романа латиноамериканца. Словно это был не литературный эксперимент, а своего рода "десять заповедей" XX века, вербальное воплощение музыки, звучавшей в голове Моцарта XX века. А мир словно бы ожидал его появления. Ведь мифы так настойчиво стучали в его сознание: полет человека в космос, научные открытия, приближающие к разгадке происхождения жизни, попытки клонирования, удивительно выросшая продолжительность жизни, обещавшая долгожданное бессмертие.

    Маркес со своим произведением явился на сцену, когда Европа как производитель духовных ценностей выдохлась и нуждалась в новой крови.

    "Сто лет одиночества" - роман, принесший его создателю всемирную славу, словно вдохнул жизнь в затуманенные мозги европейских интеллектуалов. Особенность сознания маркесовских героев отразила не столько национальные особенности латиноамериканской культуры, сколько желания человека заглянуть за занавеску своей судьбы и судьбы человечества. Что действительно было, а чего не было?

    Своих героев писатель сознательно помещает вдали от цивилизации, вдали от Большого мира, кажется, что они не включены в исторический процесс. Урсула и Хосе, стоявшие у истоков творения Макондо, напоминают Адама и Еву. Но духовно-нравственные проблемы, которые они решают, те же, которыми будут мучиться отстоящие на несколько десятилетий вперед в литературном времени герои Кафки, Камю, Сартра.

    Маркес показывает, что прежние ценности распались. Семья, одна из прежних основ мира, принесена в жертву удовлетворению безудержных страстей ее отпрысков. Единственный младенец, рожденный в доме Буэндиа в любви, - сын двоюродных брата и сестры Амаранты Урсулы и Аурелиано - правнуков основателей рода Буэндиа - съеден муравьями в наказание за грех кровосмешения, который совершили его родители, а еще раньше - прадед и прабабка. Макондо - символ потерянного рая - сметает с лица земли вселенский ураган, посланный в качестве возмездия. Род Буэндиа лишается права начать заново круговорот существования. Ибо, по Маркесу, как и по Блоку:

    И голос был сладок, и луч был тонок,
    И только высоко, у Царских врат,
    Причастный к Тайнам - плакал ребенок
    О том, что никто не придет назад.

    Возможно, эта мысль романа заставила чешского писателя Кундеру произнести его знаменитое "Один раз - значит ни одного раза".

    Размещено 13.02.2007

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]