Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №8

Выпуск №8

Оглавление:

  • Чонкин: научиться осмеивать время
  • "И выразив тайно свою одинокую душу..."
  • "В каждой мимолетности вижу я миры..."
  • Король русского шансона - возвращение
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • уголок музыкального гурмана

    Король русского шансона - возвращение

    Роман Юшков

    Аркадий Северный. МР3-коллекция. РМГ Рекордз.

    Король русского шансона в сценическом виде
    В минувшем году произошло событие, безусловно, значимое для ценителей русской песни во всем ее многообразии: вышла в свет большая коллекция записей из нескольких МР3-дисков легендарного исполнителя городского фольклора советского периода Аркадия Звездина-Северного (1939-1980). Пожалуй, впервые широкому кругу интересующихся представилась возможность услышать в пристойном качестве и весьма широком объеме то, что в 70-е подпольно доходило к нам в провинцию на затертых катушках, как правило, в ужасном качестве в виде случайных полуобрывков.

    Здесь есть весь классический репертуар Северного. В ворохе шансонеток, жестоких романсов и воровских баллад 20-х - 30-х и более поздних годов попадаются вдруг и отдельные вещи Вертинского, Галича, раннего Высоцкого, некоторых не очень известных авторов. Любопытно, что в исполнении и преобразовании Северного эти авторские песни как бы тут же становятся тем же фольклором. Здесь есть и концерты с ансамблями: ленинградскими "Братьями Жемчужными", одесской "Черноморской чайкой" и киевским коллективом Гриши Барбера, и, конечно же, самый интересный и адекватный для Северного формат - застольные домашние записи под гитару, перемежающиеся его комментариями и анекдотами. Есть, правда, здесь и нечто странное: выведенный со старых пленок голос Северного, наложенный на современную электрическую аранжировку с синтезаторами и жесткими электрогитарными запилами - это эксперимент абсолютно провальный и напоминает петуха, которого путем раскрашивания пытались превратить в павлина.

    Человеческая судьба Северного удивительна и трагична. Это история рядового таможенного служащего "Союзэкспортлеса" Аркадия Дмитриевича Звездина из города Иваново, вдруг ставшего всенародно известным исполнителем Аркашей Северным, быстро мелькнувшего на небосклоне русской песни и столь же быстро сгоревшего от нашего традиционного до пошлости русского недуга в один год с Высоцким. Мы не будем здесь останавливаться на этой судьбе, про Северного написано множество исследований и журналистских материалов, существует много интернет-сайтов, любопытствующих адресуем хотя бы к известной книге Михаила Шелега "А. Северный. Две грани одной жизни". Подчеркнем лишь, что упомянутое нами преображение произошло вследствие ярчайшего таланта, и титул "короля русского шансона" был дан поклонниками Северному вполне заслуженно.

    Сейчас, на расстоянии в несколько десятилетий, стало еще более очевидно, что Северный - настоящий большой артист-самородок. И в этом его отличие от всех этих бесконечных нынешних Ивана Кучина, Михаила Круга, Кати Огонек и т.д. и т.п., которыми завалены привокзальные киоски. Эти бескрылы, вульгарны и бледны одновременно и одновременно похожи друг на друга, все они одинаково спекулируют на блатной моде и быческо-уголовной ментальности. У него же есть подлинный высокий артистизм. У них - претензия на "всамделишную" причастность к уголовным кругам и ценностям, часто очень натужная и неубедительная. У него - экзальтированная театральность, которая с позиции сегодняшних исполнительских стандартов воспринимается едва ли не пародийно. Все эти его воры с Молдаванки, проститутки Фроськи, бандерши, Васьки-фармазонщики и дяди Зуи выглядят надреально, как персонажи костюмированной драмы. Надо сказать, что и большинство исполняемых Северным поэтических текстов поражают наивностью, грубой непосредственностью и какой-то восхитительной дикой аутентичной неотесанностью. Слушая их, можно плакать и смеяться одновременно:

    …Пил я воду, пил холодную, пил - не напивался,
    А молодой жульбан, да молодой жульбан ей не наслаждался.
    Умер жульбан, умер жульбан - умерла и слава.
    Лишь остался конь ворованный - сбруя золотая.
    А ту сбрую золотую брату вы отдайте,
    А коня ворованного в поле расстреляйте!
    Гроб несут, коня ведут, конь головку клонит,
    А молодая цыганка жульбана хоронит.
    Я цыганка молодая, звать меня Маруся.
    Вы мне дайте да того начальничка - крови я напьюся…

    И при этой почти пародийности - вот сила настоящего искусства! - Северный выглядит в тысячу раз более подлинным и убедительным, чем вышеупомянутые "последователи".

    В неповторимом голосе и манере Северного кроется огромное артистическое обаяние. За это обаяние ему прощается и порой чудовищное художественное несовершенство исполняемого материала, и то, что иногда он безбожно путает и перевирает тексты, известные нам по другим источникам, нимало не стесняясь тем, что получается не в рифму и не в размер.

    Слушая Северного сейчас, ощущаешь, что это уже наша история, вероятно, безнадежно отрезанный и прервавшийся культурный пласт. Сможет ли кто-нибудь сегодня всерьез, и при этом не оскорбляя вкуса слушателей, исполнить раннесоветского "Цыпленка жареного"? Едва ли. От этих записей исходит умилительный аромат тех лет, когда они сделаны - 60 - 70-х, аромат полуподпольной советской субкультуры. В изрядной степени она зиждилась на одесском мифе, активно эксплуатировались еврейские тематические и стилистические акценты. Это была субкультура низовая, народная (как и любой фольклор), существовавшая этажом ниже, чем культурный пласт, например, того же Высоцкого. При этом Северный с его утрированной гипервыразительностью то ли сознательно, то ли непроизвольно несколько отстранялся от героев своих жестоких романсов и давал таким образом возможность и для интеллектуально-стебового восприятия своего творчества.

    В нашей современной культуре, по крайней мере в видимой ее части, чертовски мало ярких талантливых явлений. Поэтому хочется, чтобы то, что в ней было несомненно интересного, было оценено нами по достоинству вне зависимости от жанров и чинов.

    Размещено 13.02.2007

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]