/Главная

Аверкиев Игорь Валерьевич

Страницы Аверкиева

Страна на заре - 2


К началу статьи

ПРЯМО СЕЙЧАС

Революция в России старомодна. России нужна радикальная реформа страны снизу.

ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ:

Не нужно никаких партий, новых общероссийских организаций, немереных денег. Нужно лишь, чтобы сотни "профессионалов гражданского влияния" помогли сотням тысяч "новых неформалов".

Нужна миссия. Нужно Движение как движение, без направляющего штаба, но в одном направлении. Нужно, чтобы опытные гражданские активисты, практикующие общественные деятели, вне зависимости от взглядов и сфер деятельности, временно объединялись в небольшие мобильные группы, своего рода "общественные агентства" с одной целью - оказывать практическую помощь любым группам в защиту коллективных интересов. Любым.

Горстки опытных "гражданских политиков" должны и могут помочь тысячам и миллионам неопытных граждан объединяться в группы и отстаивать свои интересы. Для налаживания российской жизни важны ЛЮБЫЕ коллективные интересы, кроме очевидно бесчеловечных или рвущихся к монополии. В болоте постсоветского застоя каждый интерес достоин Возможности. Каким гражданским группам, какие интересы удастся отстоять - решит жизнь и конкуренция интересов. Главное, открыть шлюзы массовому гражданскому влиянию, прямому гражданскому действию в защиту обыденных групповых интересов: за безопасную улицу, за право гулять по сосновому бору, за достойную зарплату, за привычный вид из окна, за снижение цен на бензин, за неприкосновенность родного двора, за новый маршрут автобуса, за право получать любую информацию из городской администрации.

Профсоюзы не могли стать школой коммунизма. Неформальные группы граждан в защиту собственных интересов уже сегодня - школа свободной и достойной жизни.

В каждой региональной столице найдутся 2-3 гражданских топ-менеджера с 10-15-тилетним стажем эффективной защиты общественных интересов,[26] которые смогут найти в себе силы объединиться самим и объединить свои ресурсы для простого и понятного дела: 2-3 раза в неделю, в определенном месте, в определенное время помогать новорожденным гражданским группам встать на путь грамотного и успешного отстаивания своих интересов.

"Общественные агентства" - это информационное, методическое и желательно правовое консультирование и поддержка инициативных групп граждан и общественных организаций, берущихся отстаивать реальные коллективные интересы хоть перед кем: перед органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями, другими неформальными группами. "Общественные агентства" - это консультации о том, куда и к кому обращаться, предоставление информации об органах власти и их полномочиях, советы, как правильно жаловаться или проводить пикет, помощь в поиске адвоката, эксперта,[27] посредничество в спорах и переговорах, содействие в поиске места для собрания, помощь в работе со СМИ и т.д. и т.п.

***

Программа общественных "агентств содействия гражданскому влиянию" проста.

1. ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБЫЕ РАЗУМНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ ГРАЖДАНСКИХ ГРУПП К ВЛАСТЯМ

Главное в понимании миссии "общественных агентств" - в современной России любые не варварские протесты, требования, претензии к любой власти ценны сами по себе. Коллективные претензии и протесты - единственный способ привязать российскую власть к интересам населения. Так устроена российская власть, такова ее культура. Постоянный поток требований и протестов против некомпетентного или несправедливого управления должен выработать у чиновников привычку считаться с людьми. Только научившись этому, российская власть сможет стать лучше, эффективнее. Использоваться должно все: акции протеста, суды, прокуратуры, вышестоящие начальники. Чем больше обоснованных претензий, чем больше наказанных жизнью или начальством чиновников - тем ответственнее и умнее власть.

2. ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ

Все тайное должно становиться явным. Власть пользуется неосведомленностью граждан и обманывает их в своих интересах. Общественный транспорт, предоставление услуг ЖКХ, государственная поддержка сирот, стариков и инвалидов и многое другое не может в современной России существовать без гражданского контроля. Плохо работает то, что не контролируется населением. В России все государственное работает плохо, не для людей - потому что бесконтрольно.

3. ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ПРЯМОГО СОГЛАСОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Да здравствуют гражданские переговоры для общей пользы: дом договорился с домом о разделе дворовой территории; женская организация договорилась со спортивными магазинами о прекращении продажи бейсбольных бит; правозащитные организации договорились с областной администрацией о гражданском контроле всех типов интернатных учреждений; ОТОС договорился с фирмой-застройщикам о том, что строительство нового дома в квартале будет сопровождаться благоустройством прилегающей территории; экологические, правозащитные и краеведческие общественные организации договорились с городской администрацией о включении их представителей в городской градостроительный совет.

От умения гражданских сообществ договариваться друг с другом, с властями и с бизнесом зависит решение тысяч животрепещущих проблем, волнующих миллионы людей, которые не могут быть решены никаким другим образом. Задача "общественных агентств" - оказывать всяческое содействие широкому, публичному обсуждению и согласованию интересов различных организаций и сообществ граждан, в том числе, напрямую, без участия органов власти.

4. ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ЯВОЧНОГО, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИМИ ГРУППАМИ КОММУНАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Реальное местное самоуправление возникает не потому, что людям вдруг захотелось самоуправляться - никому в здравом уме этого не хочется, а потому, что есть проблемы, которые проще, дешевле и эффективнее решать самим, чем просить и ждать, когда это сделает власть. Постепенно мы к этому приходим, но с трудом: коммунальная и социальная самодеятельность граждан - дело в России новое. Ценны любые инициативы: дворовая, уличная, районная гражданская самооборона;[28] гражданское самообслуживание чистоты в подъездах, на улицах, в городах; гражданские торги-переговоры с застройщиками об их вкладе в благоустройство территории в обмен на лояльность местного населения; гражданская эко-само-оборона лесов, полей и рек; и т.д. и т.п.

5. ИНФОРМИРОВАТЬ ГРАЖДАН О СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВАХ ВЛАСТЕЙ

Население имеет право быть готовым ко всему, к любым изменениям, планируемым наверху. Российская власть всех уровней, наоборот, почти всегда хочет застать собственное население врасплох или почти всегда у нее так получается. Сокрытие значимой для граждан информации - ее конек, полуправда-полуложь - ее стиль.

Задача "общественных агентств" - вести мониторинг нормотворческой и реформистской активности властей, обеспечивать своевременное информирование граждан о проектах и готовящихся решениях органов власти, которые могут затронуть интересы тех или иных групп граждан, добиваться от органов власти максимальной открытости ее планов, добиваться, чтобы органы законодательной и исполнительной власти всех уровней предпринимали специальные усилия для выявления и учета общественных и групповых интересов при принятии любых социально значимых решений.

***

Предъявление требований, протестные акции, гражданский контроль, гражданские переговоры, коммунальное самообеспечение, нормотворческий мониторинг, информационные кампании - все это технологии, их нужно знать, нужно иметь опыт их использования. Этими технологиями, этим опытом обладают российские "профессионалы гражданского влияния", гражданский авангард России. Их всего несколько сотен в стране, вокруг них несколько десятков тысяч активистов. Этого мало, чтобы самим пробить тоннель в российское будущее, но этого достаточно для оснащения пробуждающегося населения передовым гражданским вооружением. "Общественные агентства" - инструмент передачи гражданских технологий и опыта защиты коллективных интересов всем желающим.

Тем, кто будет создавать "общественные агентства", "союзы граждан для граждан", важно не поддаться соблазну, не браться за управление процессом, не пытаться окрасить его в любимые идеологические тона "прав человека", "демократии", "патриотизма", "анархизма", "экологии" и т.п. Сегодня нужны не вожди, а инженеры гражданского влияния.

Хотелось бы, чтобы "общественные агентства" не соскользнули и в привычную для российских общественников псевдоблаготворительную колею. Не надо браться самим, вместо граждан защищать их интересы, надо оказывать именно поддержку, помогать, советовать, а не благодетельствовать "сирых и убогих" заступничеством, личным участием в решении чужих проблем. Хоть и приятно быть спасителем и благодетелем - не надо поощрять гражданское захребетничество. Если не могут люди, озабоченные вырубкой соседнего леса и пришедшие за помощью в "агентство", сделать простые, но важные вещи: провести собрание, избрать руководителя, развесить тревожные обращения на подъездах, собрать по 50 рублей на покупку бумаги и ткани для транспарантов, организовать дежурство на дороге в лес - значит, у леса нет настоящих заступников, пусть гибнет их интерес, пусть останутся незащищенными их права - возможно, для кого-то из них это будет уроком и полезным опытом.

"Общественным агентствам" нужно сконцентрироваться на поддержке именно коллективных интересов. Помогать только группам и общественным организациям. Защита личных прав (в том числе прав человека) и интересов граждан - дело важное, но к миссии "агентств" не имеет никакого отношения. Помочь советом пока одинокому, но инициативному человеку как создать группу, помочь в поиске "партнеров по интересу" - это другое дело. Отдельная задача - создать систему информационной и организационной поддержки быстрого и легкого поиска гражданами единомышленников.

Важно устоять, и не заниматься отбором "клиентов" под свои привычки и интересы. "Общественные агентства" должны оказывать поддержку общественным организациям и группам граждан в любых сферах коллективных интересов: образование, охрана окружающей среды; жилищно-коммунальное хозяйство, общественная безопасность, социальное обеспечение, муниципальный транспорт, вопросы земли и собственности и т.д. Да, сферы очень разные, но правила продвижения и защиты коллективных интересов - универсальны.

Деятельность "агентств" должна принципиально отличаться от партийной "общественной деятельности", т.е. должна обладать изначально большим ресурсом компетенции в вопросах непосредственной, "полевой" защиты общественных и коллективных интересов.

Основа доверия населения к "общественным агентствам": профессионализм; предыдущий гражданский, общественный авторитет их сотрудников; независимость, т.е. несвязанность с властью, партиями,[29] олигархическими и криминальными группировками. Таких людей действительно немного - 2-3-5 человек на миллионный город. Но этого достаточно, чтобы помогать десяткам гражданских групп добиваться своего. Тем более, что есть перспективы роста числа этих немногих.

Одна из задач "общественных агентств" - содействовать созданию "новой матрицы гражданской активности" в стране. Но, безусловно, сами неполитические союзы "профессионалов гражданского влияния" - это временная, переходная, узко целевая форма общественной организации. Объединяя на основах "гражданского профессионализма" мировоззренчески очень разных людей, они не могут быть долговременными.[30] Их совместная деятельность требует высокой культуры сотрудничества. Но на то они и профессионалы.

***

Миссия "общественных агентств содействия гражданскому влиянию" - содействовать "дрессировке государства" снизу и поддерживать любую гражданскую самостоятельность, любое, без оглядки на государство, самообеспечение коллективных интересов. Сталкиваясь с таким отношением к себе, местная власть, а за ней и все остальные ее уровни, должны приобрести способность воспринимать справедливые требования населения как общественный заказ, как серьезный повод для гражданских переговоров и "общественных договоров" во всех смыслах этого понятия.

Страх перед народом - это действительно нормально. Здоровый страх - это не сковывающий члены ужас. Естественный страх перед народным возмущением - это основание ответственного поведения властей, это забота власти о качестве принимаемых решений и потребность в прогнозе их социальных последствий. А где не надуманно "научная", но естественно социальная потребность в прогнозе - там и реальная, не вымученная стратегия. Где стратегия - там будущее. Да здравствует еле сдерживаемый народный гнев!

Естественное и постоянное давление групп коллективных интересов на власть должно изменить жизнь в стране. В том смысле, что на фоне этого давления многое должно стать для власти невыгодным:

  • Невнимание к обращениям граждан должно быть невыгодно: оставленные без внимания обращения обязательно перерастут в требования, протесты, огласку некомпетентности, судебные иски, акции неповиновения.

  • Некомпетентность должна быть невыгодна: чем больше ошибок, тем больше претензий и гражданских протестов, больше исков, больше публичной дискредитации от недовольных граждан, больше нареканий от недовольного начальства.

  • Произвол должен быть невыгоден: проще поступать по закону, чем рисковать произволом - каждый акт произвола всегда будет замечен гражданским контролем и всегда найдется группа людей, которая будет добиваться возмещения ущерба и ответственности за произвол: уголовной, административной, дисциплинарной, моральной (наши чиновники еще не знают, сколь страшной может быть моральная ответственность, что значит быть изгоем, жертвой публичного позора).

  • Сокрытие информации должно быть невыгодным: скрыл информацию - подставил людей - получил, скрыл - подставил - получил...

  • Коррупция должна быть невыгодна - зачем рисковать и давать взятки, если под гражданским давлением и контролем и так все работает. "Откаты", уводящие в карманы чиновников и подрядчиков до 1/4 бюджетов, должны быть невыгодны: меньше денег в руках властей - меньше возможностей удовлетворять наседающие коллективные интересы, "защищаться" от все возрастающих требований населения.

  • Отсутствие стратегии должно быть невыгодно: не согласовал всех интересов, не рассчитал темпов, не спрогнозировал последствий - получил проблему и адекватную жесткую реакцию населения.

Казалось бы, ко всему этому должна приводить представительская демократия, с ее выборами, голосованиями, "народными избранниками", но этого не получается: современные манипуляционные технологии оказались сильнее традиционных демократических процедур. Поэтому сегодня в России нет ничего эффективнее "прямого гражданского влияния", собственно оно сегодня и есть - единственно возможная у нас форма реальной демократии как способа воздействия населения на принятие властных решений. "Прямое гражданское влияние", прежде всего, создает новую ситуацию, "новую психологию" в отношениях российской власти и населения. В этой новой ситуации, возможно, возникнут и новые возможности для опосредованного, представительского влияния на власть, как менее затратного, в смысле личного времени, и менее беспокойного для населения.

***

Таков один из вариантов "народного овладения страной": через поддержку "группами гражданских заговорщиков" любых претензий к власти, любого контроля ее деятельности, любых попыток самостоятельного решения группами граждан своих проблем. Видимо, возможны и другие варианты, в иной логике. Главное, чтобы они находили свое место в жизни и поторапливались с этим.

В декабре 2005 года в Перми создан Союз за гражданское влияние. В январе 2006 года при Союзе открылось общественное Агентство содействия гражданскому влиянию. За первую неделю работы в Агентство обратилось 6 инициативных групп граждан.

Пермь
Октябрь 2005 г. - январь 2006 г.


[26] В каждом городе свои истории успеха, свои общепризнанные гражданские лидеры, свои суперпрофессионалы в гражданской политике, они могут быть из обществ защиты прав потребителей, из экологических, правозащитных, женских, ветеранских организаций, из свободных профсоюзов, из ОТОСов. (вернуться)

[27] Пермский Союз за гражданское влияние планирует сформировать своего рода Добровольческий корпус гражданских экспертов для квалифицированной помощи группам гражданского влияния. (вернуться)

[28] Желательно, занимаясь гражданским обеспечением общественной безопасности, не сотрудничать с доброхотами из криминальных сообществ - вы укрепляете безопасность своих семей, они с помощью вас укрепляют свою власть над территорией. Важно, охраняя свой покой, вслед за российской милицией самим не стать для граждан источником опасности и неуважения к их правам и интересам. (вернуться)

[29] Например, члены пермского Союза за гражданское влияние не имеют права занимать государственные и муниципальные должности, выдвигать свои кандидатуры на выборах, быть членами партий. При вступлении в Союз они подписывают соответствующее обязательство. (вернуться)

[30] Учредителями того же пермского Союза за гражданское влияние стали руководители двух правозащитных организации, Общества защиты прав потребителей, организации защищающей права предпринимателей, экологической и ветеранской организации. Их политические взгляды: от "радикально либеральных" до социал-демократических и анархистских; от космополитических до националистических; в гражданской практике: от умеренных до радикально-акционерских. Но пока вместе работать удается. Объединяет гражданский спрос на их практический опыт. (вернуться)

К началу статьи

/Главная

На сайт ПРПЦ-ПГП
Designed by VNV

[an error occurred while processing this directive]