/Главная

Аверкиев Игорь Валерьевич

Страницы Аверкиева

Страна на заре - 1


О детях

Дело не только и не столько в сокращении рождаемости, а в формирующейся сегодня физической, интеллектуальной и духовной неполноценности тех, кому содержать Россию через 10 - 30 лет.

Дети у нас, по сути, принесены в жертву избирательной активности стариков.

Политика, ориентирующаяся на стариков, и сама становится старческой: по идеологии, риторике, технологиям.

Решение "детского вопроса" - это дело не только власти, а, может быть, уже и не столько власти.

На что может рассчитывать страна с таким числом беспризорных детей, массовой детской дистрофией и обвальным снижением качества образования? Положение дел во всем, что связано с российскими детьми, просто нетерпимо и требует самых быстрых и радикальных мер. В условиях скудности ресурсов российское общество и власть должны найти в себе силы определять приоритеты по-настоящему.

Всем нам нужно понять, что в сегодняшней России детская проблема это не гуманитарное сюсюканье "общественности" и чиновнические сетование на недостаток "мягкого инвентаря" - это национальная проблема № 1. Проблема катастрофического истощения основного ресурса нации. Дело не только и не столько в сокращении рождаемости, а в формирующейся сегодня физической, интеллектуальной и духовной неполноценности тех, кому содержать Россию через 10 - 30 лет.

Современное отношение Российского государства к детям, как минимум, ненормально. Государственную социальную политику в определенном смысле можно назвать дискриминационной по возрастному признаку. Объем ресурсов, направляемых на поддержку пожилых граждан, значительно превышает средства, отпускаемые на обеспечение социального и физического здоровья подрастающего поколения (при сопоставимой численности обеих возрастных категорий). Дети у нас, по сути, принесены в жертву избирательной активности стариков. Беспризорники, детдомовцы и молодые семьи на выборы не ходят - кому они нужны.

Почти каждое "социальное", "для народа", выступление Президента, губернатора или мэра начинается с отчета о победах на пенсионном фронте, а заканчивается клятвой перед нашими пожилыми согражданами в том, что их проблемы - главные проблемы для любой власти. И это при том, что совокупные выплаты и льготы некоторых категорий пенсионеров уже превышают средние оклады врачей и учителей. Причем, последним еще семьи кормить, а у большинства наших стариков есть взрослые дети, которые и перед богом, и по Конституции обязаны поддерживать родителей в старости. Общество итак, еле справляется со своими моральными функциями, так еще и государство своей чрезмерно политизированной социальной защитой подтачивает традиционные семейные устои, естественную солидарность поколений. В итоге, родители отказывают в должной заботе малолетним детям, дети отказывают в необходимой поддержке пожилым родителям, а государство, как безответственный дурачок, обещает тем и другим компенсировать недостаток естественной любви и заботы казенными рублями, которых и в нормальной-то экономической ситуации на всех нуждающихся хватать не будет.

Один из примеров неразумности государственной социальной политики и подмены гуманитарных мотивов оказания социальной поддержки мотивами политическими - знаменитый Закон "О ветеранах", принятый в 1995 году.

Ветераны, как активнейшая часть электората, в год знакового для пожилой части россиян праздника пятидесятилетия Победы и в преддверии парламентских и президентских выборов стали объектом особого внимания со стороны как Президента, так и парламента. В результате, в условиях экономического кризиса и всеобщего дефицита бюджетных средств был принят Закон "О ветеранах", в рамках которого дополнительную к пенсии государственную поддержку получила наиболее благополучная категория пенсионеров - те, кто был награжден почетным званием "Ветеран". Если у государства появились дополнительные средства и оно захотело их направить но дополнительную поддержку пожилых граждан, то, исходя из гуманитарных соображений, оно должно было их выделить самым бедным и нуждающимся старикам, например, одиноким пенсионерам, не имеющим детей; пожилым людям, имеющим первую группу инвалидности и самым бедным нашим старикам - например, сельским пенсионерам. Но все было сделано как раз наоборот, потому что первичным был именно политический, а не гуманитарный мотив - власть нуждалась в политической поддержке самой активной части пенсионеров. По сути деньги социальной части бюджета были потрачены нецелевым образом. Статус "ветерана" никак не связан с задачами социальной защиты, т.к. фиксирует заслуги перед отечеством, а не степень социальной неблагополучности. Безусловно, заслуги перед отечеством могут отмечаться не только морально, но материально, в виде оплаченных государством льгот и привилегий, но насколько это уместно, да еще в таком массовом масштабе, в стране, где на грани выживания прозябают десятки тысяч беспризорников, сирот, одиноких инвалидов и стариков.

Неразумность современной социальной политики становится очевидной даже самим социальным службам (по крайней мере, в Пермской области), зафиксировавшим появление "новых бедных", чья бедность обусловлена не физической невозможностью себя обеспечить (старость, инвалидность, многодетность), и не только "объективными трудностями переходного периода, но не в меньшей мере - ошибками и неэффективностью государственной экономической и социальной политики" (из доклада Комитета социальной защиты населения Пермской области "Об уровне жизни населения и комплексе мер по социальной защите малообеспеченных граждан Пермской области").

Мы не страдаем архонтофобией. Мы знаем, как худо живется нашим старикам, но, во-первых, так плохо и даже хуже живется не только старикам, но и другим, не менее немощным нашим согражданам, например сиротам, детям из неблагополучных семей, детям-инвалидам, живущим с матерями-одиночками, чья пенсия значительно меньше средней пенсии по старости, а потребности объективно значительно больше. Во-вторых, дети не обладают свободой воли, они находятся в абсолютной зависимости от взрослых, и в этом смысле значительно беззащитнее большинства наших стариков, те хоть могут жаловаться властям, а дети и этого не могут, не умеют. В-третьих, для стариков государство уже многое сделало, понятно, что и этого мало, но если сравнивать с инвалидами и детьми, то все-таки много. В-четвертых, бюджетных средств в принципе не хватает на то, чтобы реально помочь всем нуждающимся, поэтому нужны приоритеты, и приоритеты эти не могут не меняться со временем.

Если во время кризиса государство помогало выживать старикам, то сегодня, в "предподъемном состоянии", еще более естественно обратить внимание на детей.

Политика, ориентирующаяся на стариков, и сама становится старческой: по идеологии, риторике, технологиям (даже Путин своей бодростью мало что изменил). Постоянная забота о пожилых волей-неволей создает превратную картину мира - отсюда, возможно, чрезмерный патернализм нашей власти. Российская политика по-своему старческая политика: очень глубоко в ней сидит страх перед размахом, глубиной, новациями.

Поэтому, политики, обновитесь! Займитесь детьми, займитесь молодежью, но не в вульгарном электоральном смысле, в расчете на молодые голоса (тем более, что бесполезно), а как ответственные, свободные от сиюминутности люди, не стесняющиеся серьезно думать о судьбе страны. А наши старики, если они, действительно, как говорят, верят в бога и любят внуков, должны по достоинству оценить и поддержать власть в ее "детских" начинаниях.

Однако решение "детского вопроса" это дело не только власти, а, может быть, уже и не столько власти.

Если формулировать проблемы детей и заниматься их решением по-прежнему будут только милицейские, собесовские и образованческие казенные дамы, при всем их старании, зачастую очень искреннем - у нас вряд ли что получится. Мало того, что "национальная проблема № 1" должна быть сформулирована Президентом и стать делом чести всех вертикалей власти. Решение "детского вопроса" так и останется одной из многих приснопамятных государственных кампаний, если к его решению не подключится российский бизнес и новая российская общественность, только они смогут придать этому делу реально общенациональный характер.

Кто "от общества" занимается сегодня детьми? Немногочисленные женские и специализированные благотворительные организации. Лучшие из них из последних сил содержат приюты и ночлежки для беспризорников. Большинство же проводят "акции". Самый распространенный вид помощи: концерт в детской колонии и набор конфет детдомовцам по праздникам. Спонсоры бы и рады финансировать что-нибудь более системное, но нет предложений, а те, что есть, невразумительны или несолидны. Проблемой качества образования общественность вообще не занимается. Борьба за здоровье детей ограничивается общественными кампаниями по сбору средств на дорогостоящие операции для самых "тяжелых", да и здесь основные хлопоты лежат на родителях. Все.

Что нужно сделать, чтобы не горстка энтузиастов, а действительно все общество пришло на помощь своим детям, вскрыло в себе дополнительные ресурсы, пропиталось реальным энтузиазмом? Вот вопрос вопросов. Ждем ответов.

Впрочем, первый шаг очевиден уже сейчас. В стране существует достаточно много сильных гражданских организаций: правозащитные, экологические, инвалидные, общества защиты прав потребителей, ОТОСы и др. Они слишком разные, их почти ничто не объединяет, но каждая из них по своему, со своей стороны может помочь детям или, по крайней мере, сделать их жизнь радостнее. Это так естественно. Это тот редкий случай, когда пресловутая координация и объединение ресурсов могут дать реальный и достаточно быстрый результат. По этому пути попытались пойти общественные организации, объединенные в Пермскую ассамблею - что-то у них получилось, но это бесконечно мало, Дело за малым. Нужна сила, организация, группа, достаточно авторитетная в некоммерческом секторе, которая возьмет на себя труд выступить с соответствующей инициативой, подкрепленной конкретным проектом. Со своей стороны, готовы оказать ей любую посильную помощь.

Наши более конкретные предложения в следующих "выпусках". Ждем их и от вас.

Мы собираемся размещать на нашем сайте "детские" идеи и проекты по трем основным направлениям:

  1. Возрождение образования.

  2. Решение проблемы беспризорности. Радикальная гуманизация политики государства в отношении сирот.

  3. Государственные и гражданские технологии обеспечения и поддержания здоровья подрастающего поколения.

Вопрос, с нашей точки зрения, не в том, где взять дополнительные деньги на детей (и у государства, и у бизнеса "дополнительных" денег немного, хотя какие-то появятся, если удастся повернуть их стратегически лицом к детям), а в том, как тратить деньги на детей в два, в три, в пять раз эффективнее, чем они тратятся сегодня и именно в тех направлениях и целях, которые здесь кратко заявлены. Такая задача требует либо гениально-простых, либо очень неординарных решений.

Пермь
15 января 2002 года

И.В. Аверкиев
С.Г. Маковецкая

P.S. Только что на заседании Правительства Президент заявил, что преодоление детской беспризорности должно стать одним из важнейших направлений деятельности Правительства. Замечательно!!! Но только не детские дома, господин Президент. До тех пор, пока мы боремся с беспризорностью посредством помещения детей в воспитательные казармы, которыми и являются сегодня большинство детских домов, мы не вернем детей в нормальную жизнь. Дети бегут из детских домов или молча деградируют. Поэтому, в качестве первичной паллиативной меры - радикальная гуманизация детдомовской жизни, начиная с покраски стен в нормальные цвета, заканчивая серьезным повышением окладов сотрудников, т.к. не будет в этих домах любви, если мы не сможем привлечь в них приличный, гуманитарно-ориентированный персонал и талантливых педагогов. Но главное, принять стратегическое решение о переориентации государственной политики в отношении сиротства (в том числе социального) с поддержки и развития системы детских домов на поддержку семей: нормальных, приемных и патронатных.

Все мы знаем, что только семья является полноценным инструментом социализации личности. Прежде всего, речь идет об общенациональной программе стимулирования и поддержки профессиональных патронатных семей. Причем, само собой, только благодаря новым законам, программам и деньгам ситуацию изменить не удастся (как не удалось дело с "семейными детскими домами"). Нужна серьезная пропагандистская кампания. Необходима активная наступательная политика Правительства, органов образования (которые еще бесконечно долго придется переубеждать), законодателей, постоянная личная поддержка Президента. Вплоть до объявления, после соответствующей подготовки, моратория на помещение новых детей в детские дома. Не менее важно, если заниматься этим искренне, привлечь к разработке и реализации соответствующих государственных программ наиболее продвинутые профильные благотворительные организации. Нравится это или нет, но именно они сегодня обладают наиболее передовым и человечным опытом работы с беспризорными и неблагополучными детьми.

Решение проблемы беспризорничества - это не всероссийская милицейская облава с последующим расселением отловленных детей по детдомам, как сделал в свое время Феликс Дзержинский.

Далее

К началу сборника статей

/Главная

На сайт ПРПЦ-ПГП
Designed by VNV

[an error occurred while processing this directive]