НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Защита авторских прав / Брошюра

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
О проекте
Круглый   стол
Брошюра

Максимов С.В.
"Защита авторских прав творческих работников в вопросах и ответах"

Организации по реализации и защите прав авторов

Какие существуют организации, оказывающие содействия авторам в защите их прав и интересов?
Что собой представляют авторские общества? В чем заключается управление имущественными правами автора?
Какие авторские общества существуют на территории России?
Могут ли авторские общества обеспечивать реализацию имущественных авторских прав за рубежом?
Какие функции выполняют агентства как представители автора?
Какую помощь могут оказать юридические организации автору в процессе использования его прав на произведение?

Какие существуют организации, оказывающие содействия авторам в защите их прав и интересов?

Существует несколько типов организаций, помогающих авторам управлять своими правами, собирать авторское вознаграждение за использование их произведений и защищать права в случае их нарушения. Это:
а) авторские общества;
б) литературные и иные агентства;
в) юридические организации и
г) издательства.

Авторские общества относятся к некоммерческим организациям, все остальные - к коммерческим. Авторские общества, агентства и юридические организации, как правило, оказывают услуги авторам только по представлению их интересов в отношениях с конечными пользователями их произведений, издательствам же авторы передают свои имущественные авторские права. Таким образом, издательство выступает обладателем прав наравне с автором, однако договор с издательством может содержать пункты об оказании автору консультационных услуг в рамках договора и о представительстве прав автора одновременно с правами самого издательства в суде в случаях нарушения авторских прав.

Что собой представляют авторские общества? В чем заключается управление имущественными правами автора?

Авторские общества занимаются управлением правами авторов на коллективной основе. Они создаются в форме некоммерческих организаций. При этом они вправе заниматься коммерческой деятельностью и осуществлять использование произведений, полученных для управления на коллективной основе.

Они занимаются выдачей лицензий на пользование авторскими правами и сбором гонораров для авторов, когда им самим это сделать затруднительно. Организации, использующие эти права (например, радиостанции), не могут самостоятельно связаться со всеми авторами и получить все разрешения, а авторам не всегда возможно отследить все случаи использования их произведений.

Чтобы стать членом авторского общества, автор должен заключить с ним договор, по которому общество уполномочено отслеживать случаи использования их произведений, выдавать лицензии на это использование, собирать авторское вознаграждение, осуществлять консультирование и защиту прав авторов от их имени в судебном порядке.

Однако в российском Законе об авторском праве и смежных правах есть норма, согласно которой авторское общество уполномочено собирать вознаграждение также для авторов, с которыми не заключены договоры на эту деятельность, но которые официально от услуг авторского общества не отказались.

За свои услуги авторское общество вычитает из собранных сумм определенный процент на покрытие своих расходов. Схемы расчетов по выплате собранного вознаграждения конкретным авторам достаточно сложны, однако эта практика является общепринятой во всем мире и мало различается от страны к стране.

Пользование услугами авторских обществ не исключает для автора возможности самостоятельно вступать в непосредственные отношения с пользователями прав в тех случаях, когда это не вызывает затруднений. В таких случаях автор подписывает договоры с агентством или с издателем непосредственно.

Какие авторские общества существуют на территории России?

Наиболее крупной организацией на территории России в области авторских прав является Российское Авторское Общество (РАО). Высший орган управления РАО - общее собрание авторов-членов общества. Оно выбирает авторский совет и правление общества, которые управляют конкретной деятельностью организации.

Помимо РАО, в России существуют другие авторские общества, например, недавно организованное Российское Общество Правообладателей в Аудиовизуальной Сфере (РОПАС). Его цель - собирать авторское вознаграждение для авторов в кинематографической сфере, т.е. для сценаристов, режиссеров и т.д. РОПАС отслеживает использование их произведений не только на телевидении и в кинопрокате, но и при тиражировании видеокассет, других аудио-видео носителей, в сети Интернет.

Также существует РОСП - Российское общество по смежным правам. Его задача - собирать вознаграждение за использование этих прав. Оно уже не относится к категории авторских, т.к. это права смежные (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания).

К сожалению, обе эти организации еще очень молоды и не обладают такими обширными базами данных, разработанными схемами сбора и вычисления гонораров, как Российское Авторское Общество.

К числу молодых организаций относится и Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), деятельность которого направлена на реализацию и защиту авторских прав в Интернет. В настоящее время РОМС выдает разрешения (путем заключения соответствующих лицензионных соглашений) на несколько способов использования охраняемых объектов - произведений, исполнений, фонограмм: "вещание" с использованием сети Интернет, загрузка музыкальных файлов (с большими ограничениями), сообщения для всеобщего сведения путем размещения на WEB-страницах.

Существует также Российской Агентство по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Его деятельность обоснована соответствующим законом Российской Федерации. Оно работает по несколько другим правилам. Так, например, в Законе о защите программ для ЭВМ и баз данных определяется обязательная регистрация программных продуктов в этом агентстве.

Могут ли авторские общества обеспечивать реализацию имущественных авторских прав за рубежом?

В настоящее время авторские общества существуют почти во всех странах мира. Благодаря деятельности Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC - "СИЗАК") такие общества осуществляют обмен репертуарами друг с другом, в результате каждое из них имеет возможность представлять на территории своей страны всех иностранных правообладателей и практически весь мировой репертуар произведений. Соответственно, они обеспечивают соблюдение интересов авторов, чьи произведения используются на территории их стран.

Какие функции выполняют агентства как представители автора?

Агентства - это коммерческие организации, которые заключили с автором договор об оказании ему определенных услуг. Агентством может быть любая организация, имеющая право заниматься коммерческой деятельностью. Формы этих организаций определены Гражданским кодексом РФ.

Среди функций агентств, в отличие от авторских обществ, такие как продвижение произведений автора, нахождение партнеров и издателей. Помимо этого, агентство также ведет переговоры, заключает договоры, следит за соблюдением их условий и отслеживает нарушения прав автора, защищает права автора в суде, если требуется. В целом - это обычный посредник между автором и потребителем результатов его труда.

Существует юридическое понятие агентского договора, который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В общем, его деятельность очень похожа на деятельность авторских обществ. Однако, в отличие авторских обществ, агентства ориентированы на работу с конкретным автором с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, что в конечном итоге выражается в стоимости их услуг, предполагающей не только погашение произведенных расходов.

К сожалению, в России пока очень слабо развит агентский бизнес по представлению интересов авторов. Это, в свою очередь, сдерживает активное развитие рынка интеллектуальной собственности, поскольку авторы либо не хотят, либо не могут заниматься защитой своих интересов, что в конечном итоге ведет к тому, что пользователи злоупотребляют такой ситуацией и активно нарушают авторские права. Особенно активно нарушаются права такой категории авторов как фотографы, поскольку средства массовой информации и иной периодической печатной продукции не особенно заботятся о соблюдении авторских прав, считая объекты их творческих усилий, не стоящих больших затрат, в том числе и творческих.

Однако не везде ситуация с соблюдением авторских прав складывается так неблагополучно. Примером могут служить так называемые "музыкальные издательства", которые в последнее время стали активно развиваться в России.

Музыкальные издательства пытаются регулировать отношения с авторами в сфере музыкальной записи, т.е. при тиражировании фонограмм на звуковых носителях (кассетах, лазерных дисках). Это такие музыкальные издательства, как "Союз", "Лига Прав", "Реал Рекордс".

Их появление связано с тем, что рынок аудио-продукции в России в последние годы значительно расширился. Кроме того, именно в этой сфере особенно распространено пиратство. Эти музыкальные издательства заключают с авторами договоры о передаче "механических прав", т.е. прав на запись фонограммы, и становятся правообладателями наравне с ними. Таким образом, музыкальные издательства защищают как имущественные права авторов, так и свои собственные имущественные права на использование данных произведений.

Эти фирмы сотрудничают, прежде всего, с записывающими студиями, т.е. производителями фонограмм. Они в состоянии отследить использование фонограмм при их тиражировании. Если студия передает право на тиражирование какому-либо третьему лицу, музыкальное издательство ставится об этом в известность и у него появляется возможность проследить, выполняет ли производитель, скажем, лазерных дисков, условия договора и выплачивает ли вознаграждения как издательству, так и автору, с которым у издательства есть договор.

Очень многие популярные композиторы с готовностью заключают с музыкальными издательствами договоры, т.к. это кажется достаточно удобной и эффективной формой сотрудничества. Скажем, у издательства "Союз" заключены договоры с несколькими сотнями популярных авторов, которые передали издательству весь, либо часть своего репертуара.

При этом как правообладатель "Союз" имеет договор с РАО о сборе авторского вознаграждения. Российское Авторское общество собирает вознаграждение в сфере публичного исполнения и затем передает эти суммы издательству и автору. То, как производятся расчеты с автором, определяет договор между ним и музыкальным издательством, а РАО ставится об этом в известность. Доли, положенные автору, могут передаваться как непосредственно ему, так и издательству, которое самостоятельно с ним рассчитывается.

Вместе с тем, хочется предупредить авторов, что пользоваться услугами агентств не всегда безопасно. Преследуя свои коммерческие интересы, агентства в первую очередь заботятся о своей прибыли, поэтому автору следует быть внимательным при заключении с ними долгосрочных отношений и авторских договоров о передаче прав и стараться всегда оставить для себя возможность прервать эти отношения, если они по какой либо причине перестали удовлетворять автора. Варианты договоров о передаче авторских прав, в том числе и агентствам, приводятся ниже.

Какую помощь могут оказать юридические организации автору в процессе использования его прав на произведение?

Автор также может подписать договор с юридической фирмой или юристом об оказании конкретной или долгосрочной правовой помощи, или о постоянном представительстве его интересов. Это будет договор об оказании юридических услуг, в котором должно быть четко оговорено, какие услуги автору будут оказываться по договору и какую плату (и в какой форме) юрист или юридическая организация будет за них получать.

 Главная / Права человека / Защита авторских прав / Брошюра






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.