НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Защита авторских прав / Брошюра

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
О проекте
Круглый   стол
Брошюра

Максимов С.В.
"Защита авторских прав творческих работников в вопросах и ответах"

Особенности использования отдельных авторских прав

Относится ли фотография к числу произведений, охраняемых авторским правом?
Вправе ли музей ограничивать воспроизведение хранящихся в нем произведений искусства, в том числе путем фотографии?

Относится ли фотография к числу произведений, охраняемых авторским правом?

Вопросы, возникающие в связи с отнесением фотографий к числу произведений, охраняемых авторским правом, существуют до сих пор. Так, несмотря на прямое указание в статье 7 Закона об авторском праве на включение "фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии" в число произведений, являющихся объектами авторского права, некоторые российские судьи до сих пор выражают удивление при попытке фотографов отстоять свои права.

В результате влияния различных противоречивых подходов даже Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений хотя и признает охраняемость фотографических работ авторским правом, но в статье 7 (4) предусматривает установление сокращенных сроков охраны фотографических произведений по сравнению с общим сроком авторско-правовой охраны (при единственном ограничении - срок охраны не должен составлять менее 25 лет со времени создания фотопроизведения).

Возможность установления национальными законодательствами неблагоприятного для фотохудожников исключения в части сроков охраны предусматривает также статья 12 Соглашения ТРИПС, входящего в пакет документов о создании Всемирной торговой организации(ВТО).

Нельзя не отметить, что постепенно ситуация меняется. Так, новый Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) об авторском праве 1996 года предусматривает (статья 3), что его участниками никакие ограничения сроков охраны в отношении фотографических произведений применяться не должны. Аналогичные положения закреплены в Директиве Европейского Союза от 29.10.93 г. "Об унификации сроков охраны авторского права и некоторых смежных прав".

Вправе ли музей ограничивать воспроизведение хранящихся в нем произведений искусства, в том числе путем фотографии?

Крупные музеи, как правило, экспонируют произведения, срок действия авторского права на которые давно истек. Поэтому для таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, проблемы авторского права не так актуальны. Если картина Репина хранится в Русском музее, и срок действия авторского имущественного права на картину истек, то никто, в том числе и музей, не обладает исключительным правом разрешать или запрещать воспроизведение и распространение репродукций данной картины.

Если же срок действия авторского права еще не истек, то музей является, прежде всего, собственником материального носителя произведения. На этом полномочия музея исчерпываются, если только договор музея с автором не предусматривает иного, а, как правило, иное не предусматривается, то есть музей не имеет право издавать репродукции картины или тиражировать ее иным образом. Тот факт, что музей экспонирует картину, авторского права не касается, т.к. оно принадлежит автору или правообладателю, к которому оно перешло по договору, по наследству и т.д.

С другой стороны, музей имеет право воспретить доступ к экспонатам, которые как материальные объекты, принадлежат на праве собственности в его лице государству. Как и любой человек, в доме которого висит принадлежащая ему картина, администрация может допустить или не допустить к ней человека с фотоаппаратом, кинокамерой. Кроме того, музей, как хранитель доверенной ему государством собственности, обязан заботиться о сохранности экспонатов, и если воспроизведение (фотографирование, например) приносит вред картинам или фрескам, его администрация вправе запретить пересъемку экспонатов. Скажем, раньше, когда фотографы пользовались магниевыми вспышками, действительно опасными для живописных полотен, пересъемка была запрещена.

Что касается права музея брать плату за фотографирование, съемку на камеру и т.д., как и за само посещение музея, то в целом надо помнить, что каждый посетитель при входе в музей как бы заключает с ним договор, согласно которому посетитель обязан подчиняться внутренним правилам музея, скажем, не трогать или не фотографировать экспонаы. За это музей обеспечивает ему ряд услуг: доступ к коллекциям, разрешение фотографировать, - и взимает за это плату. Входной билет является материальным выражением такого договора.

Если же репродукция (копия, снимок) картины уже сделана, и доступа к фондам музея не требуется, то при дальнейшем воспроизведении данной копии вступают в силу авторские права автора копии (снимка и т.д.), которые необходимо соблюдать. Автору копии (снимка) необходимо, однако, уметь доказать: а) что воспроизведение носило творческий характер и, следовательно, является произведением искусства, и б) что именно его копия (снимок, репродукция) была использована для дальнейшего воспроизведения. Однако музея это уже не касается, и принадлежит к области отношений между фотографом и, скажем, издателем. Просить у музея разрешения воспроизводить далее и распространять такую копию предмета искусства по закону нет необходимости.

 Главная / Права человека / Защита авторских прав / Брошюра






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.