НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Брошюра

Пермский региональный правозащитный центр

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ЗНАЧИТ НАСТАИВАТЬ НА ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ. ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Право на здоровье - есть право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Право на охрану здоровья предполагает государственные меры, направленные на устранение причин нездоровья, а именно:

заботу о матерях и детях, включая акушерские услуги;

предупреждение инфекционных заболеваний;

предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев;

медицинское просвещение, направленное на укрепление здоровья и здорового образа жизни, на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье;

обеспечение общего доступа к медицинским специалистам и оборудованию;

предотвращение загрязнения окружающей среды;

санитарный контроль качества пищи, водоснабжения;

профилактика алкоголизма, наркомании.

Право на медицинскую помощь предполагает оказание государством бесплатной медицинской помощи лицам, которые не в состоянии купить медикаменты или оплатить необходимые им медицинские услуги. Право на всеобщее "бесплатное медицинское обслуживание" является правом гражданина России, но не является "правом человека". В рамках концепции прав человека каждое государство само определяет соотношение платности и бесплатности медицинского обслуживания "в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства" (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека).

Права пациентов включают:

Право на качественную и безопасную медицинскую помощь;

Право свободно выбирать врача и медицинское учреждение;

Право на информированное согласие или отказ от медицинского вмешательства;

Право на полную информацию о характере медицинского вмешательства и состоянии своего здоровья;

Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе;

Право на медико-социальное просвещение;

Право на уважение человеческого достоинства, облегчение страданий, гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни;

Право воспользоваться духовной или моральной поддержкой, включая помощь служителя любой религиозной конфессии.

Права пациентов изложены в Лиссабонской декларации Всемирной медицинской ассоциации о правах пациентов (сентябрь-октябрь 1981 г.)

 

Если Вы недовольны качеством медицинской помощи или если Вам причинили вред в медицинском учреждении

Вопрос на засыпку: куда бы Вы обратились, если, не дай Бог, произошел бы такой случай?

Обычно наши больные привычно несут свои жалобы в управление здравоохранения в надежде, что большое медицинское начальство заступится за пациента и накажет нерадивых, невнимательных подчиненных в своих подведомственных медицинских учреждений.

Да, это был, пожалуй, единственный путь "найти правду" в застойные годы. К стати, сейчас этот вариант также существует и никто не запрещает попытаться им воспользоваться как и раньше.

Правда, тут есть небольшая проблема. Управление здравоохранения - это руководящий орган, отвечающий за качество медуслуг во всех государственных медучреждениях и следящий, чтобы в подведомственных структурах было меньше "проколов" в работе. Поэтому любой выявленный брак в работе больницы - это большой минус в работе всего ведомства. Как, по вашему должно на это реагировать ведомство, которому жалуются на плохую работу его подопечных?

Действительно, в этих ситуациях ждать от управления здравоохранения независимого исследования качества медицинской помощи - все равно, что, например, просить пожарного инспектора провести пожарно-техническую экспертизу сгоревшего объекта, на котором он отвечал за противопожарную безопасность. Ведь чиновники управления ответственны за качество и безопасность услуг, предоставляемых в государственных медучреждениях.

Пожалуй, есть только один из вариантов, когда управление здравоохранения может высказать независимую в юридическом смысле точку зрения - это когда вред здоровью причинен в частном лечебном предприятии. Но где найти в Перми такую частную клинику, свободную от цехового прикрытия солидного ведомства. У нас все медучреждения за единичным исключением являются государственными, поэтому данный вариант имеет лишь гипотетическое звучание.

Итак, куда деваться простому Российскому пациенту?

В соответствии с существующими принципами современного законодательства и принятыми обычаям делового оборота любая сторона гражданско-правовых отношений (в том числе и в медицинской сфере) наделена очень широкими полномочиями в отстаивании своих прав. Надо только помнить, что пациент - это равноправный участник именно гражданско-правовых, а не административных отношений, при которых больной в прежние годы выступал в роли зависимого, бесправного просителя. К сожалению, часть наших граждан так себя и ведет, давая повод отдельным властолюбивым служащим (живущие, кстати, на наши налоги), повелевать ими и "футболить" надоедливых просителей ежедневно и в любое время года.

Правда, встречается и другая крайность, когда больной (или родственники) начинают скандалить и ругаться по всякому ничтожному поводу прямо в медучреждении или в администрации города и области, и как правило абсолютно безрезультатно для самого пациента.

На сегодняшний день полным ходом, особенно в центральных городах страны, используется обычный для правовых государств судебный и досудебный путь решения медицинских конфликтов. Вот об этом мы сейчас и поговорим более подробно.

Итак, первое, что надо сделать:

выскажите, по возможности грамотно и корректно свои претензии заведующему отделением.

При этом, если в устной беседе не удалось решить больные вопросы, то приступайте к следующему этапу:

составление письменного заявления руководителю медицинского учреждения.

Письмо оформляется, по общему правилу, в 2 экземплярах: один передается через секретаря главному врачу; на 2-м экземпляре (который вы оставляете себе) секретарь делает пометку о принятии данного заявления (дату, подпись). По общему правилу - ответ на ваше заявление должен быть выслан в течение 1 месяца.

В Вашем заявление надо коротко и ясно изложить суть того, что Вас, собственно, не устроило, а также Ваши предложения по решению данного конфликта. Не следует "перегибать палку" с денежной компенсацией или пугать руководство учреждения возможным обращением в суд, в прокуратуру или в администрацию президента. Это и без угроз является Вашим правом на любой стадии конфликта.

Самое главное, прежде, чем садиться за письмо надо ясно себе представлять реальную сторону дела, а именно:

    1. было ли на самом деле нарушение со стороны мед. учреждения (вполне может случиться, что никто ни в чем не виноват);

    2. если причинен вред, то сколько он приблизительно может "стоить" и т.п.

Если ответ от непосредственных нарушителей Ваших прав Вас не удовлетворяет, не стоит тратить силы на переписку с более высоким медицинским начальством - ответ скорее всего будет однотипным (одно же ведомство). В данном случае обращение в суд - наиболее реальный путь защиты гражданских прав в медицине, как и в любой другой сфере общественной жизни.

Итак следующим этапом будет: составление искового заявления в суд.

В этой связи надо сказать, что судебное разбирательство довольно сложный процесс, требующий много времени и денежных затрат. Правда, в случае принятия решения в Вашу пользу судебные расходы взыскиваются с виновной стороны и возвращаются Вам. Кроме этого, иски по данным основаниям освобождаются от госпошлины.

При всех сложностях и порой довольно длительном разбирательстве суды являются самой серьезной и наиболее реальной мерой защиты граждан при осуществлении ими своих прав. Поэтому значение судов в решении медицинских конфликтов, как разновидности гражданско-правовых споров в ближайшие годы будет заметно возрастать.

Обращение в суд по "медицинскому" вопросу имеет некоторую специфику. Самая главная особенность - это назначение судебно-медицинской экспертизы. Ее проводят специалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы, при этом эксперты дают расписку о предупреждении об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Перед экспертами ставятся те вопросы, которые необходимы для принятия судебного решения. При этом вопросы может формулировать как суд, так и стороны, участвующие в процессе. Поэтому грамотно составленные вопросы во многом облегчают работу экспертов и помогают более полно охарактеризовать качество оказанной медицинской помощи.

Исходя из сказанного, прежде, чем идти в суд надо быть уверенным в том, что ваши исковые требования достаточно обоснованны, Ваше заявление процессуально грамотно оформлено, и Ваше дело имеет определенные шансы на успех. При этом, чтобы не отвлекать малоперспективными исками и без того перегруженные районные суды, следует непременно обратиться за консультацией к специалистам, компетентным в области медицинского права.

Как известно, существует такое понятие, как досудебная экспертиза. Именно с помощью такой независимой оценки Вашей истории болезни можно сориентироваться в направлении Ваших дальнейших действий и определить, какой из путей защиты Ваших прав наиболее эффективен. С этой целью для квалифицированной помощи пациентам в подобных ситуациях Пермский медицинский правозащитный центр проводит бесплатные консультации по широкому круги медико-правовых вопросов. Расписание таких консультаций дано на последней странице газеты.

 

Судебная защита прав пациентов

Подготовка иска

Для подготовки искового заявления необходимо выполнить ряд мероприятий.

1. Сбор исходных документов

Собрать и скопировать любые доступные медицинские документы по данному делу: выписки, заключения и консультации различных специалистов, справки МСЭК и т.п.

Однако часто больница отказывается предоставить медицинские документы. В этом случае можно написать заявление на имя главного врача (в 2-х экземплярах - как обычно) с просьбой выдать необходимый документ. Второй экземпляр такого заявления с отметкой секретаря о его принятии следует оставить у себя. В случае отказа секретаря сделать отметку на входящей корреспонденции можно отправить письмо по почте с уведомлением.

Если по прошествии месяца Вы не получите никакого ответа - это будет означать, что ответчик уклонился от выдачи документов. В этом случае нужный документ можно запросить через суд по ходатайству истца уже после подачи искового заявления.

2. Экспертиза в страховой компании

Все медицинские страховые компании по заявлению граждан бесплатно проводят "экспертизу качества медицинской помощи" в тех лечебных учреждениях, которые входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и с которыми у страховой компании есть договоры. По результатам экспертизы страховая компания предоставит ответ по качеству проведенного лечения. В Пермской области все медицинские страховые компании работают на высоком профессиональном уровне и, что очень важно, они не подчиняются государственной системе здравоохранения, поэтому их заключениям можно полностью доверять. Название и адрес страховой компании указаны в верхней части полиса.

Если Ваш случай не относится к ОМС, то целесообразно предварительно проконсультироваться с врачом- специалистом соответствующего профиля, чтобы получить объективное мнение о причинах неблагоприятного результата лечения.

3. Письменное обращение в органы управления здравоохранением с требованием рассмотреть данный случай на специальной врачебной комиссии и дать подробный ответ по выявленным нарушениям обязывает руководство высказать свое отношение к Вашему заявлению.

Проще говоря, подается жалоба на действия медицинских работников и направляется в городское либо областное управление здравоохранения. Как правило, заключения по такому внутриведомственному рассмотрению жалобы всегда носят оправдывающий характер (как, например, было по делу Андрея Волкова - паралич в результате прививки, 1996 г.). Однако суд ориентируется на заключение независимой судебной экспертизы и часто на ее основе принимает решения в пользу пострадавшего пациента (как, например, было по делу Андрея Волкова, 2000 г.). В любом случае ведомственные материалы могут быть источником дополнительной информации.

4. Обращение к руководителю медицинского учреждения, где был причинен вред здоровью с требованием добровольной компенсации причиненного ущерба приносит результат только в частных клиниках, руководители которых дорожат клиентами и собственными деньгами, уберегая их от необоснованных судебных расходов. Что касается руководителей государственной системы здравоохранения, то их менталитет, как правило, не позволяет решать подобные вопросы на досудебном уровне - с экономией времени и бюджетных средств.

Приведем следующий показательный пример:

      В результате неправильного наложения гипса у больного М. оказались сдавленными нервы правой руки, в результате чего возникло стойкое повреждение - "компрессионно-ишемическая нейропатия". Пациент прежде, чем подать иск в суд прошел 6 (!) досудебных инстанций, включая "горздрав", "облздрав", комиссию профессоров в ПГМА и т.п. Везде, при столь очевидном врачебном нарушении он получал однотипный ответ: "никто не виноват". Ни один медицинский чиновник не набрался смелости признать допущенный коллегами профессиональный дефект. От разных руководителей пациент слышал обычный в таких случаях совет: "прекратить бесцельные хождения", а также "не доверять юристам, наживающимся на бедах врачей и пациентов…".

      К счастью, большинство граждан все же доверяют юристам, убежденно считая, что только они в состоянии помочь людям, попавшим в беду по чьей-то небрежности. Именно так и поступил М., направив исковое заявление в Мотовилихинский районный суд г. Перми. Как и следовало ожидать, суд не стал доверять заключениям многочисленных ведомственных комиссий, а назначил по делу 2 независимые судебно-медицинские экспертизы. Одна была проведена в Пермской лаборатории Минюста РФ, вторая - в экспертном учреждении другого города. Обе судебные экспертизы убедительно показали наличие грубых врачебных дефектов, что позволило истцу получить через суд компенсацию морального вреда, расходов на лечение, а также возместить затраты по оплате тех же юристов.

5. Оформление искового заявления

Судебный иск - это материально-правовое требование одного лица (пациента) к другому (к лечебному учреждению), заявленное в суд с соблюдением специальных процессуальных правил. Ответчиком по такому делу является не конкретный медработник, а организация - юридическое лицо, которое несет финансовую ответственность за ошибки своих работников. Подготовка доказательств - очень важный компонент судебного процесса, поскольку в РФ (как и во всех цивилизованных странах) действует принцип "состязательности сторон", заложенный в Конституции РФ (ст. 123). Согласно этому правилу стороны должны сами доказать в суде свои требования и возражения. Суд может помочь в сборе доказательств по просьбе участников заседания: например, направить судебный запрос, назначить судебную экспертизу и т.п.

Исковое заявление оформляется в печатном виде с соблюдением определенной формы (образец приведен ниже). В заявлении указывается почтовый адрес с индексом и телефоны истца и ответчика.

План искового заявления

1. События.

Подробно описать ход событий с самого начала (что произошло). Понятие "подробно" означает не более 2-х страниц, а лучше 1-1,5 страницы. Необходимо точно указать все даты, названия медицинских учреждений, и, по возможности, фамилии конкретных работников. Не следует писать о том, "кто что подумал", "каким голосом сказал" и "какие при этом сделал глаза…". Суд интересуют только фактические обстоятельства дела.

2. Нарушения.

Указать какие, по вашему мнению, были допущены нарушения со стороны работников ответчика, что было сделано неправильно.

3. Доказательства нарушений.

Указать чем могут быть подтверждены допущенные нарушения (например, экспертизой страховой компании, заключением независимого специалиста). Если на момент подачи заявления у Вас нет таких доказательств, это не является препятствием для возбуждения гражданского дела - доказательства будут добываться в ходе судебных заседаний, например, с помощью судебных запросов и судебной экспертизы.

4. Причиненный вред.

Подробно описать, какой причинен вред. Понятие "вред" разделяется на 2 составляющие:

  • моральный вред "физические и нравственные страдания", иными словами, различные душевные переживания и болезненные телесные ощущения;

  • имущественный ущерб - это все расходы, связанные с повреждением здоровья, которые можно подсчитать на калькуляторе (лечение, протезирование, спец. питание и т.п.), включая утраченный заработок.

Размер морального вреда указывается истцом произвольно, исходя из степени причиненных физических и нравственных страданий с его личной точки зрения. Однако окончательную сумму определяет суд с учетом объективных факторов, свидетельствующих о степени страданий истца, степени вины ответчика и других обстоятельств дела. Немаловажное значение имеет судебная практика по аналогичным делам.

Возмещение имущественного ущерба производится на основе документально подтвержденных расходов, которые напрямую связаны с причиненным вредом.

5. Доказательства вреда.

Указать и скопировать документы, подтверждающие повреждение здоровья (справка МСЭК, заключения специалистов; квитанции, чеки, врачебные рекомендации о необходимости приобретении лекарств).

6. Ссылки на законы.

В "медицинских" делах, как правило, даются ссылки на следующие статьи федеральных и региональных законов:
ст.ст.: 15, 150, 151, 401, 1064, 1068, 1095, 1096, 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ;
ст.ст.: 30, 32, 66, 68 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан";
ст.ст.: 7, 14, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей";

7. Исковые требования.

Указать суммы морального вреда и имущественного ущерба, в которые Вы оцениваете вред, причиненный ответчиком. Несколько исковых требований можно соединять в одном иске, либо заявлять самостоятельно.

8. Госпошлина.

Иски по большинству "медицинских дел" освобождаются от госпошлины как иски, связанные с повреждением здоровья, или смертью кормильца: ГПК РФ (ст. 89, п.3 ч.1 ст.333 36 Налоговый кодекс РФ)

9. Приложение.

К исковому заявлению необходимо приложить копии всех документов, которые Вы сочтете важными для подтверждения своей позиции. Обязательным является приложение копий искового заявления по числу ответчиков и третьих лиц, а также копий документов, которые у них отсутствуют. Если в судебном заседании явно понадобится какой-либо документ, который Вам не удалось получить на досудебном уровне, например, амбулаторная карта, напишите отдельное ходатайство с просьбой направить судебный запрос в организацию (указать точное название и адрес) о представлении документов (указать название, дату документа) с ремаркой о том, что Вам отказано в предоставлении данного документа.

10. Дата, подпись.

 

  • Образец искового заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья

     

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  Главная / Брошюра






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.