НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Брошюра

Пермский региональный правозащитный центр

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ЗНАЧИТ НАСТАИВАТЬ НА ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Каждый человек имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Каждый человека имеет право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

Родители имеют право на выбор формы обучения и вида образовательного учреждения для своего ребенка.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Возможные законные ограничения

Свобода образования ограничивается целями образования. "Не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими своего права на образование и обучение детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством, и соответствуют праву ребенка на образование".

Разъяснение Европейского Суда по правам человека.

Свобода образования может быть ограничена государством посредством установления минимальных требований к образовательным учреждениям и установлением государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

 

Права ребенка в образовательном учреждении

Проблема доступности и бесплатности образования

В ст. 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Возможность бесплатного получения образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. "а" ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным.

На практике же провозглашенный принцип бесплатности образования остается в прошлом. Родителям приходиться покупать дорогие учебники, форму, оплачивать факультативные занятия. Мера поддержки семей с детьми как выплата детских пособий не эффективна. На протяжении трех лет размер пособия не менялся и составляет лишь 4% от величины прожиточного минимума.

Проблему недостаточного финансирования школ со стороны государства образовательные учреждения также решают за счет средств родителей учеников. Нужно констатировать тот факт, что родительское сознание уже адаптировалось к регулярным денежным поборам в фонд класса, школы или д/сада. Конечно, такие добровольные пожертвования не предусмотрены ни в одном законе, регулирующем сферу бюджетного образования. Образование в нашей стране пока является бесплатным, на нужды школы деньги должно выделять государство. Но изменившийся социально-экономический уклад в нашей жизни изменил и систему образования. В учреждениях обычно требуют деньги со всех, не дифференцируя по признаку малообеспеченности. При этом нарушается принцип добровольности при сборе средств.

Большое значение имеет и форма пожертвований на нужды школы. Считаем, что сложившаяся система сбора средств в школах также не приемлема. Обычно при сборе денег в фонд образовательного учреждения используются учителя, которые ведут классное руководство. То есть между учителем и ребенком складываются "финансовые" отношения. В некотором смысле считаем, что это не этично. Было бы правильным, если процесс по сбору средств на нужды учреждения миновал участников образовательного процесса, в частности это касается учителей и учеников. Считаем, что добровольные "финансовые" отношения должны складываться между родителем и, допустим, директором, либо иным уполномоченным лицом, например родительским комитетом. Считаем, что данная форма сбора пожертвований поможет исключить многие проблемы в сфере дискриминации ребенка по принципу платежеспособности его родителей. Платить или не платить, конечно, должны решать сами родители. Любое требование денег со стороны школы незаконно. В случае если требование внесения пожертвований, лишается принципа добровольности, то родителям можем посоветовать обратиться с жалобой в районный отдел образования либо в районную прокуратуру.

К проблеме доступности образования можно отнести жалобы родителей, на то, что по окончанию девятого класса средней школы ученика по разным причинам отказываются принимать для продолжения образования в десятый класс. Часто это объясняется желанием сформировать выпускные классы из успешных учеников. Ученикам, желающим продолжить свое образование в школе на следующей ступени, могут отказать по разным причинам, например, много троек, плохое поведение и т.д. Законно ли при этом поступает администрация школы?

Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Количество 10-х классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников 9-х классов данного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование. Поэтому для поступления в десятый класс достаточно быть аттестованным по всем предметам и выразить желание продолжить обучение дальше. Конкурс при принятии в десятый класс не допустим. Конкурсы организуются лишь при поступлении в профессиональные учебные заведения. В случае отказа со стороны школы продолжить образование в десятом классе ученики либо их родители могут пожаловаться в районный отдел образования либо в прокуратуру по месту жительства.

К проблеме доступности можно отнести несколько обращений с жалобами на то, что в виде наказания учеников не допускают на занятия. Например, у ученика нет дневника или он одет не по форме. Запрещая посещать занятия, учителя нарушают при этом закон "Об образовании" и Конституцию РФ, в данном случае лишь вправе сделать замечание, требовать соблюдения устава, но не пускать на занятия не могут. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

Право учащихся на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность.

В соответствие со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) обучающихся во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

В практике Пермского регионального правозащитного центра (далее ПРПЦ) есть случаи обращения родителей с жалобами на побои учителей в отношении их детей. Конечно это крайняя форма проявления жестокости по отношению к детям. Нужно отметить, что привлечь учителя к ответственности за свой поступок бывает очень сложно. Связана эта сложность с тем, что свидетелями расправы обычно являются одноклассники и коллеги-учителя. Ученики же находятся под давлением преподавателей, которые могут повлиять на мнение детей-свидетелей. Как правило, учителя и директор становятся на защиту своего коллеги. Родители пострадавшего ребенка практически остаются один на один с образовательной системой. Очень сложно пребывать самому ученику в состоянии холодной войны с педагогическим коллективом. При чем часто в школах пользуются принципом: лучшее средство защиты - это нападение. В борьбу привлекаются союзники со всех сторон. Часто локальный конфликт превращается в общешкольное противостояние.

В практике ПРПЦ имелись различные примеры развития школьного конфликта. На защиту учителя могут привлечь также родительский комитет. Класс, в котором учиться ребенок, может разделиться на части по принципу: ты за Марью Ивановну или за Петрова. Родительский комитет может организовать поток жалоб от одноклассников на пострадавшего ребенка. Школа в качестве самозащиты может возбудить уголовное дело по малозначительным проступкам пострадавшего ребенка. В возбуждении уголовного дела обычно отказывают, но на внутришкольный учет или на учет в милицию могут поставить. Тогда в характеристиках ребенка могут появиться дискредитирующие факты, которые как бы объясняют срыв учителя плохим поведением учащегося.

При защите прав своего ребенка родители прежде всего не должны забывать, что главной ценностью являются все же интересы ребенка. Предполагая возможные последствия конфликта с учителем необходимо, прежде всего, поговорить со своим ребенком, объяснить ему, чтобы его поведение было безупречным.

Если конфликт приобретает серьезную форму, то первое, что нужно сделать родителям - перевести ребенка в другую школу.

Общие рекомендации для родителей могут быть такими. Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте, освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать скорую помощь.

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в трампункте на предмет причинения вреда будет невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

В случае если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то пройти освидетельствование можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике.

Обязательно родители должны выявить круг потенциальных свидетелей происшествия. Советуем не откладывать это важное дело на "потом". В основном свидетели бывают дети и учителя, которые сами находятся в зависимости, что вызывает дополнительные сложности.

Родителям обязательно необходимо обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться. Обязательно зарегистрируйте у секретаря свое обращение, и оставьте копию письма у себя на всякий случай. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование. Взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен подвергнуть учителя наказанию. Это может быть выговор, а может быть и увольнение педагога. Подвергнуть наказанию вплоть до увольнения могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократный. Директор также должен сообщить родителям о результатах проверки.

В случае, если принятыми мерами директора родители не довольны, то они могут обратиться в милицию или прокуратуру по месту жительства с просьбой принять меры. Можно также обратиться в суд.

Сложности разрешения конфликтов мы видим в самой системе образования. Роль социального педагога выполняют сами же учителя, которые ведут школьные предметы. Вряд ли ребенок, который подвергся насилию в школе побежит жаловаться социальному педагогу, который вчера поставил ему двойку. Поэтому социальный педагог не должен вести какие-либо предметы. Чтобы исключить давление со стороны администрации школы, социальный педагог не должен подчиняться директору школы или районо. По такому же принципу в школе работают медицинские работники, которые состоят в системе здравоохранения.

 

Школьная методика

Что такое образование?

В Законе РФ "Об образовании" указано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Конституции РФ определено, что за получение образования ребенком отвечают его родители. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в нашей стране является бесплатным и обязательным для каждого ребенка. Возможность бесплатного получения образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. "а" ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Идем в школу…

Вопрос куда пойти учиться - довольно сложный. Институты воспитания и образования - школы, высшие учебные заведения, дошкольные учреждения - находятся в ситуации, когда каждая отдельная школа, каждое отдельное образовательное учреждение выбирает свою линию воспитания детей. Часто родители сами не понимают, чем хороша, а чем плоха та или иная школьная программа. Нужно ли их ребенку дополнительное изучение отдельных предметов. Разобраться в этом могут помочь специалисты - психологи, врачи, педагоги. В наше время кроме обычных средних школ существует масса "специализированных" учебных заведений: гимназий, лицеев и т.д. Кроме отличия в названиях учреждения различаются по своей сути.

    Средняя общеобразовательная школа (т.е. обычная средняя школа)- реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

    Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы обычной школы плюс обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по одному или нескольким предметам.

    Гимназия - реализует общеобразовательные программы обычной школы плюс дает углубленные знания по предметам гуманитарного профиля.

    Лицей - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Общеобразовательные учреждения по форме могут быть частными, муниципальными, государственными, но на всех в равной степени распространяется законодательство РФ, регулирующее сферу образования. Учреждения должны иметь статус юридического лица, иметь свой расчетный счет, печать и т.д. Кроме того, на ведение образовательной деятельности государственными органами выдается лицензия.

Как поступить в школу?

Согласно статье 52 Закона "Об образовании" родители сами решают, как и где будет учиться их ребенок. В 1 класс школы готовы принять ребенка с 6,5 лет. Начать свое образование ребенок должен не позже 8 лет. По заявлению родителей при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья учреждение вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте. Прежде всего, при приеме детей в школу действует принцип территориальности, согласно которому школа должна обеспечить прием всех детей, проживающих на закрепленной за учреждением территории.

Зачастую, школы вводят свои правила приема детей, отражая их в уставе. В основном это касается гимназий, "спецшкол" и т.д. В частности во время приема детей вводят тестирование или конкурс. Стремление школ к формированию в своих стенах наиболее успешного учебного потенциала вполне понятно, главное, чтобы при этом не страдали главные образовательные принципы. Насколько же законно тестирование или конкурс детей при поступлении в гимназию? Если это не частная гимназия (школа), а государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение (т.е. существует за счет бюджетных средств), то всякое тестирование, экзамены помимо установленного порядка приема в общеобразовательные учреждения незаконно, т.к. противоречит п.3 ст.5, п.1 ст.16 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992г. Проведение тестирования, собеседования и других форм обследования детей служит лишь для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (3-х или 4-х летнее обучение, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.) Исключение составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (т.е. училища, вузы), где в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона прием проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Другими словами можно сказать, что конкурс возможен лишь для детей, которые не проживают на данной территории, но хотят учиться именно в этой школе. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Хотя в практике Правозащитного центра был случай, когда незаконно отказали в приеме в "хорошую" школу, так как ребенок воспитывался в неполной семье. Возможен и такой вариант, когда за школой учредитель не закрепляет какой-либо определенной территории города (района). В этом случае при поступлении ребенка в школу положение о конкурсе вполне законно. При поступлении в школу первым делом родителям необходимо ознакомиться с уставом школы. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

  1. наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;
  2. кто является учредителем;
  3. цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ;
  4. основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; порядок приема обучающихся; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  5. структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  6. порядок управления образовательным учреждением.
  7. права и обязанности родителей, учеников и педагогов.
  8. перечень внутренних актов (приказов, распоряжений и других актов).

Далее нужно выяснить имеется ли лицензия на право ведения образовательной деятельности, а также свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения. Обычно при поступлении детей в первые классы общеобразовательных учреждений родители представляют:

  1. медицинскую карту ребенка
  2. копию свидетельства о рождении ребенка
  3. паспорт одного из родителей.

При записи ребенка в школу с ним и родителями проводится собеседование, в ходе которого выявляется степень готовности ребенка к обучению, даются рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, психоневрологом и т.д. Как правило, зачисление детей в первые классы общеобразовательного учреждения осуществляется приказом руководителя учреждения по заявлению одного из родителей. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Если не берут в десятый класс…

Законно ли при этом поступают учителя? Количество 10-х классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников 9-х классов данного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование. Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Поэтому конкурс при принятии в десятый класс не допустим. Конкурсы организуются лишь при поступлении в профессиональные учебные заведения. В случае отказа со стороны школы продолжить образование в десятом классе ученики либо их родители могут оспорить его в суде либо пожаловаться в прокуратуру.

Когда исключают из школы…

Если родители согласны и не возражает ученик, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить школу. На второй год могут оставить ученика, который не освоил программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам. По усмотрению родителей могут также перевести в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного учителя. В школе могут предложить ученику продолжить обучение в форме семейного образования. В том случае, если у обучающегося по итогам учебного года имеется академическая задолженность по одному предмету, то он переводится в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Исключить из школы могут за совершение противоправных действий (за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность), грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. В этом случае ученик должен достигнуть возраста четырнадцати лет. Исключение происходит по решению органа управления образовательного учреждения (как правило, директора). Также необходимо получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося школа обязана в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

АДРЕС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО НАДЗОРУ
И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ул. Бульвар Гагарина 10, (тел. 212-52-50)

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Брошюра






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.