НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Брошюра

Пермский региональный правозащитный центр

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ЗНАЧИТ НАСТАИВАТЬ НА ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, СВОБОДА ПОСЕЛЕНИЯ

Свобода передвижения - личная свобода человека, выражающаяся в том, что:

каждый человек имеет право свободно передвигаться по территории своей страны;

каждый человек имеет право свободно выбирать место пребывания и жительства на территории своей страны;

каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

каждый человек имеет право возвращаться в свою страну;

никто не может быть выслан из своей страны; никто не может быть лишен права на въезд в свою страну.

 

Что вам необходимо знать о свободе передвижения, свободе поселения

Из закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" (принят 25 июня 1993 г., n 5242-1)

В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией РФ и законами РФ и международными договорами РФ.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На граждан РФ возложена обязанность зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, но сама регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

    в пограничной полосе;
    в закрытых военных городках;
    в закрытых административно-территориальных образованиях;
    в зонах экологического бедствия;
    на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Органы внутренних дел также осуществляют контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательства, регулирующего порядок регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Ответственные за регистрацию должностные лица:

    жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
    жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
    гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;
    акционерных обществ и других коммерческих организаций;
    других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пpеделах РФ, могут быть обжалованы гpажданами:

    в вышестоящий в порядке подчиненности орган,

    вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу

    либо непосредственно в суд.

 

Если проблемы с пропиской, извините, с регистрацией

В годы так называемого "развитого социализма" институт прописки являлся одним из мощных средств воздействия государства на граждан. Наш человек понимал, что без прописки он "никто" и зовут его "никак". Все важнейшие этапы человеческой жизни были неразрывно связаны с вожделенным штампом в паспорте, будь то рождение, бракосочетание, трудоустройство, наконец - крыша над головой.

Законодательством устанавливалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортной системы.

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года впервые было признано, что прописка ограничивает право граждан на свободу передвижения, свободу выбора места жительства, а порядок прописки должен носить не разрешительный, а регистрационный характер.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" впервые подготовил нормативную базу для перехода на регистрационный порядок прописки. В соответствии со ст. 6 Закона граждане Российской Федерации, решившие изменить место жительства, обращаются к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Основанием для вселения гражданина в жилое помещение является:

    паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

    документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

    При наличии указанных документов орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня обращения.

Никакие ссылки работников паспортной службы на инструкции о прописке и другие документы, противоречащие Закону, при отказе в регистрации не допустимы.

Однако органы, на которые была возложена обязанность по регистрации, по своему интерпретировали положения закона, и установили несколько иной порядок регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания на территории РФ.

Второго февраля 1998 года прописка опять скончалась. Конституционный Суд еще раз подтвердил, что регистрация в России носит уведомительный, а не разрешительный характер. То есть не власти разрешают гражданину прописаться, а гражданин ставит власти в известность, что теперь он будет проживать там-то и там-то и предоставляет органам внутренних дел возможность его зарегистрировать в новом месте.

Однако это положение не следует доводить до абсурда, и неправильно понимать его так, что некто может придти в паспортный стол и потребовать, чтобы его зарегистрировали в такой-то квартире такого-то дома. Что иногда начали делать органы паспортно-визовой службы, утверждая, например, что для регистрации по месту жительства достаточно согласия только одного лица, проживающего по данному адресу.

Главное условие, после чего регистрация немедленно должна быть оформлена, сохранено до настоящего времени - это согласие всех взрослых владельцев того жилого помещения, куда этот некто хочет прописаться.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Существует Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местопребывания и жительства в пределах РФ" от 25.06.93 г. N 5242-1 и постановление Конституционного суда РФ от 2.02.98 г., а также ряд других нормативных актов, которые в той или иной мере связаны с институтом регистрации. Попробуем рассмотреть несколько конкретных ситуаций.

Статьей 3 Закона о праве на свободу передвижения предусматривается регистрационный учет граждан по месту жительства, по которой "Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации". И дальше очень важный абзац: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией". Если это перевести на общедоступный, не юридический язык - отказ в приеме на работу из-за отсутствия прописки незаконен, незаконно также ограничение в любых других правах (право на медицинскую помощь, право на получение социальной поддержки со стороны государства и другое) из-за ее отсутствия.

Далее очень важный и распространенный вопрос. Может ли человек, приобретя в собственность квартиру, тут же прописаться в ней? Обратимся к статье 6 Закона, обязывающий гражданина, изменившего местожительство, обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом, предоставляется паспорт и документы, являющиеся основанием для вселения гражданина в жилое помещение. Какие документы? Это - ордер, договор, заявление лица, предоставившего жилое помещение. Здесь может быть договор купли-продажи, дарения, мены и т.д.

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Таков закон, и ссылки работников паспортной службы при отказе в прописке на несоответствующий размер жилой площади или какие-либо иные положения инструкций противоречат действующему законодательству.

Если же гражданин получил подобный отказ, то он может обратиться в вышестоящие организации или в суд.

Постановлением Конституционного суда РФ от 2.02.98 г. отменен 6-месячный срок регистрации по месту пребывания (то, что мы раньше называли временной пропиской), который предусматривался правительственными Правилами, и признано, что человек должен быть зарегистрирован на тот срок, на который он, а не начальник паспортного стола считает нужным. Но самое потрясающее в этом Постановлении то, что чиновников обязали регистрировать граждан по месту пребывания даже тогда, когда у них нет жилого помещения. Достаточно предъявить паспорт и уведомить местные власти о том, что в ближайшие, скажем, 2 месяца вы будете проживать в этом городе - у друзей, знакомых, в трейлере, на котором вы приехали, - да где придется, это ваше личное дело. Если же вы хотите вселиться в жилое помещение, кроме паспорта необходимо предъявить документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего вам это помещение).

Необходимо отметить, что не регистрироваться по месту пребывания нельзя, каждый гражданин обязан поставить власти в известность о своем местонахождении. Такой порядок принят во всех странах.

Правил без исключения не бывает, и законный отказ в регистрации все же возможен. Вам откажут в регистрации в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, в местах распространения инфекционных заболеваний и на территориях, где введено чрезвычайное положение. Все. Во всех остальных случаях никаких ограничений нет и быть не может.

Довольно часто граждане обращаются с вопросом, как сохранить за собой государственное (муниципальное) жилое помещение на период временного отсутствия нанимателя или членов его семьи.

Ответ на указанный вопрос содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 года № 8-П "По делу о проверке конституционности первой части и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука города Москвы".

Указанным постановлением признаны положения части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением даже в случае снятия лица с регистрационного учета.

Однако при этом создается и прямо противоположная ситуация, когда гражданин, надлежащее вселившись в жилое помещение, не живет в квартире на протяжении многих лет.

При этом право на жилое помещение он приобрел, "правила социалистического общежития" не нарушает, жилое помещение не портит.

В этом случае "выписать" гражданина из квартиры, без его согласия, можно только в одном случае: при признании его судом утратившим право на жилое помещение. Правда, большинство адвокатов, а впрочем и судей, считают такие дела безнадежными.

Несмотря на заявления высших судебных органов о том, что регистрация (прописка), имеющая уведомительный характер, не связана с правом на жилье, действующее законодательство в качестве одного из оснований снятия гражданина с регистрационного учета продолжает предусматривать утрату им права на жилое помещение.

Теперь перейдем непосредственно к тем положениям действующего законодательства, которые составляют обоснование исковых требований о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" местом жительства гражданина признается место, где он преимущественно или постоянно проживает. Из смысла этих статей следует, что у гражданина может быть только одно место жительства, и при этом оно не связано с наличием или отсутствием регистрации. В соответствии со ст.3 названного Федерального закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, жилищное законодательство однозначно определяет утрату прав на жилое помещение при изменении места жительства.

Еще недавно любой пенсионер России был вправе при переезде к своим родным или близким получать пенсию по месту фактического проживания независимо от наличия прописки в данном населенном пункте. Достаточно было штампа в паспорте о прописке в любом регионе страны.

Принятие Правил регистрационного учета привело к тому, что понятие "место фактического проживания" практически утратило свое значение.

Поэтому пенсионные органы производят выплату пенсий пенсионерам, временно приехавшим в зону их обслуживания, только при наличии Свидетельства о регистрации по месту пребывания и в течение срока его действия.

По окончанию данного срока выплата прекращается и возобновляется вновь в случае продления Свидетельства. Правда, при этом требуют предоставления с места постоянной регистрации о том, что пенсия по месту жительства не выплачивалась. Привязанность к постоянному месту проживания напоминает о себе с другой стороны.

Администрация предприятия отказывает в приеме на работу при отсутствии у гражданина в паспорте отметки о регистрации.

Статья 3 закона о праве на свободу передвижения предусматривает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Одним из таких неотъемлемых прав является право на труд.

Таким образом, отказ в приеме на работу из-за отсутствия отметки в паспорте о регистрации по месту жительства незаконен.

На страже права каждого гражданина на труд стоит и Трудовой кодекс РФ, статья 64 ТК запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Однако на практике это положение нарушается довольно часто. В таких случаях неправомерные действия работодателя могут быть обжалованы в суде, поскольку статья 2 ТК РФ предусматривает право работника на судебную защиту.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Брошюра






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.