НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданские дискуссии / "Имидж Пермской области" / Публикации

ГРАЖДАНСКИЕ ДИСКУССИИ

Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия

Прикамье в пиаре, или серые начинают и выигрывают

С чего-то вдруг гражданское общество Перми всерьез озаботилось имиджем Прикамья. Хотя, отчего вдруг?
И только ли общество?

Проблемы

Немного странно, что на дискуссию "Как формируется имидж региона, или Почему Пермь путают с Пензой?", организованную Пермской гражданской палатой, почти не среагировали те, от которых этот самый имидж зависит по определению. Имеются в виду пресс-службы властных структур и журналисты. Автор этих строк оказался единственным представителем СМИ, добросовестно отучаствовавшим в мероприятии от начала и до конца. Главными участниками были ученые, искусствоведы, представители малого бизнеса, некоммерческих организаций и даже несколько депутатов, более озабоченных проблемой собственного имиджа.

В конце концов, собравшиеся общими усилиями решили, что задача дискуссии - проблематизировать ситуацию для власти. После чего, если различные ветви власти заинтересуются проблемой, для них возможны консультации. А если не заинтересуются, то… все равно, работу надо продолжать. Это "если", надо признаться, прозвучало очень по-пермски.

…Красочное издание 30-летней давности в качестве знаковых (культовых) объектов (субъектов) Пермской области называло Кунгурскую ледяную пещеру, балерину Надю Павлову и Пермскую деревянную скульптуру. В общем, понятно: природа, искусство и культура. Потом шел мощный промышленный потенциал, наука - короче, весь набор достижений развитого социализма. При недоразвитом капитализме обнаружилось, что гордиться остается разве что природой. Все остальное, как правило, в загоне. Вдруг обнаружилось, что в Пермской области в два раза меньше студентов на 1000 жителей, чем в Орловской и Рязанской областях… И меньше интеллигенции на 1000 жителей, чем в целом по России. На чем имидж строить?

Еще более печальную картинку современности нарисовал заведующий кафедрой культурологии Пермского государственного технического университета Олег Лейбович:

- Все имиджевые политики и практики имеют третьестепенное значение. Есть традиции. Герцена все читали - "Повеситься легче, чем три месяца в этом городе прожить". Далее - Пермь - медвежий угол Сверд-ловской области. И даже когда нас со Свердловском разделили - у Москвы осталось старое отношение. И когда говорят, что Урал - опорный край державы, то надо еще доказать, что Пермь - это Урал, а не Поволжье.

Очень кстати (а можно сказать, и некстати) вспомнилась недавняя смерть террориста № 1 в соликамской колонии "Белый лебедь". Вернее, не само событие, а его отражение: по одному из центральных каналов так прямо и сказали: "В Сибири, в Пермской области скончался Салман Радуев". Отрицательный имидж Прикамья в этой одной фразе просветился как минимум дважды: во-первых, оказалось подмоченным гордое самонаименование столицы Западного Урала, во-вторых, в очередной раз была подтверждена репутация далекого ссыльного края. Профессор-филолог Владимир Абашев, председатель Пермского городского общественного фонда культуры "Юрятин", вспомнивший этот показательный пример, заявил, что репрезентативная составляющая Прикамья не соответствует финансовому потенциалу территории (в том смысле, что деньги есть, а имиджа нет), и посетовал, что нам не хватает амбиций и мощных проектов.

Руководитель отдела политики исполкома регионального отделения "Единой России" Алексей Копысов продиагностировал, что если в Перми кто и занимается пиаром, то последний направлен внутрь региона, дабы показать, какой замечательный у нас край и какой замечательный губернатор. А снаружи усилиями некоторых журналистов складывается впечатление, что Пермская область - чуть ли не рассадник бандитизма.

Для осмысления ситуации из бурного потока дискуссии удалось выделить несколько проблем регионального пиара. Итак, проблематизация ситуации - специально для власти.

Проблема необоснованного оптимизма: "Если посмотреть совокупность наших иллюзий (культурных, интеллигентских, индустриальных), то надо определиться, насколько мы им соответствуем".

Проблема исторических традиций: "Сценарий Перми был задан еще Петром - индустриальная дыра, индустриальная колония, где нет ре-флексии".

Проблемы с амбициями: "Пока имидж Перми - предсказуемый город, где серые начинают и выигрывают. Отсутствует только предсказуемая случайность".

Проблемы произношения: "Кто знает, какого рода слово Пермь? Правильно, женского. А как правильно произносится? "Перьмь". При этом не "перьмский", а "пермский". В общем, забава для филологов".

Проблемы произношения-2: "Как нас только не называют, как только мы себя сами не называем! Приволжские, прикамские, западно-уральские, восточно-европейские…".

Проблема местонахождения: "Ну, в общем, что-то близкое к предыдущему пункту. То ли Урал, то ли Поволжье (Пермская область входит в Приволжский округ), то ли последние в Европе, то ли первые перед Азией".

Проблема инвестиций: "По сути, речь идет об имидже региона в России. Потому что проблема имиджа - это проблема инвестиций. Деньги вкладываются в узнаваемую вещь".

Проблемы с прессой: "Сейчас имидж территории - это то, что о нем пишут газеты. Но что поделать, если в Перми рептильная пресса, - и это еще мягко сказано, - которая все время говорит о победах обл-, рай- и горадминистраций (те все время что-то побеждают)".

Проблема отрицательной информации: "…Можно гасить отрицательную информацию о регионе. Другой вопрос: существует ли ассортимент информационных поводов, по которым власть принимает решение о гашении".

Проблема спонтанности происходящего: "Все происходит само собой. Мы - страна, которая не корректирует свою историю. Никто точно не знает, сработает ли то, что мы здесь придумаем".

Проблема населения: "По количеству заключенных на душу населения мы находимся на втором месте в России".

Проблемы крупных предприятий и ФПГ: "Покажите мне предприятия, у которых есть нормальная маркетинговая стратегия".

Вообще-то, есть еще и проблемы власти: "Нельзя позволять власти использовать имидж региона как отстегивающуюся ступень у ракеты имиджа губернатора или мэра". "Если губернатор не опирается на устойчивую мифологему, то при уходе (смене) губернатора уходит ресурс".

В общем, самобичевания в стиле "Вена - город мечты. Пермь - город упущенных возможностей" было предостаточно.

Позитив

Впрочем, как выяснилось, не все так плохо, как его (плохо) малюют.

Замечательный пример того, как можно отмыть имидж каторжного региона, демонстрирует создание и существование Музея политических репрессий на территории бывшей политической колонии "Пермь-36". При этом, если бы в Чусовом - городе, близ которого находится эта зона-музей, - построить четырехзвездочный отель, то от международных симпозиумов, по мнению одного из участников дискуссии, не будет отбоя. Пока же основные посетители музея - школьники близлежащих районов да заезжие иностранцы, интересующиеся российскими репрессиями.

Еще пример. К 1997 году в некоммерческой среде России начал формироваться - и такое словосочетание уже устоялось - Пермский период. В прошлогоднем Гражданском форуме пермяки приняли самое активное участие. И если в целом по стране после Форума наступило некоторое затишье, то в Перми отрабатывался один проект за другим. Сама дискуссия, о которой идет речь, проходила в рамках проекта "Пермская ассамблея - гражданские дискуссии". Да что там говорить, гражданское общество России уже не единожды признало, что Пермь - столица этого самого гражданского общества. Только в самой Перми об этом пока еще не знают.

В том же ряду безусловных носителей положительного имиджа Прикамья - Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана", ставший уже традиционным, Театр современного балета Евгения Панфилова, Городской общественный фонд "Юрятин" с целой серией оригинальных проектов.

При всем при том, культурно-гражданские явления, создающие имиджевые информационные поводы, появляются и проявляются не благодаря, а вопреки. Они не столько взращены, сколько сами пробиваются "из-под асфальта". Кстати, неслучайно, что все или почти все из носителей этих имиджевых составляющих сидели на этой самой дискуссии и честно размышляли, как помочь городу, области, власти. Вплоть до формирования имиджевого консультационного совета. Который, в числе прочего, мог бы предложить малый джентльменский набор для губернатора - что суть прилично говорить о Перми. Включая даже и анекдоты. А то пока и анекдотов о Перми нет.

Перспективы и даже предложения

Дискуссия:

- Есть элементы, которые можно использовать в культурных практиках. Имя Пастернака, который увековечил Пермь в "Докторе Живаго", - это мировая валюта. Или имя Дягилева. Или Чехов и его пермские "Три сестры". Почему бы не проводить в Перми фестиваль одного спектакля? У нас есть реально конвертируемое - и в стране, и в мире.

- Сделать реестр наших достижений на протяжении нескольких десятилетий. Можно представить некий банк идей, чтобы выразить некие общие подходы, из которых выработается некая общая тенденция.

- Да-да, банк. Из 100 идей выберем десять и повесим их в трамвае.

- Предлагаю повесить лозунг: "Пермь - это стабильность".

- Стабильность или застой?

- Поскольку в идеале власть должна быть заказчиком, надо вынести вопрос имиджа региона для обсуждения в клуб для vip-персон "Строгановский".

- Как обезопасить город от неблагозвучных названий типа "УСИ" и проч.? Давайте создадим "Черный список названий"…

- Идеи, прозвучавшие здесь, и те, что еще родятся, надо объединить в "Белую книгу Прикамья".

Итог дискуссии по традиции подвел председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев:

- Нам надо просто придумать имидж. Например, что позволяло нормально и неконфликтно общаться власти и населению на протяжении последних десяти лет? Стабильность или застой - неважно. Но назвать, допустим, "Мы - не скандальные". И это уже можно имиджево подавать.

Или такой проект: "Прикамье - город экспериментов". Два года и один миллион рублей. Обучить плеяду журналистов (о хорошем труднее писать) и пустить рыскать по Пермской области, чтобы искали эксперименты, новации, и договориться давать это год-два постоянным потоком в московских газетах.

После перехода из Урала в Поволжье, что сейчас чаще всего подается как некий отрицательный или запутывающий фактор, появилась возможность выгодного позиционирования. Мы - не центр, а пограничье. Последняя европейская (Поволжье) и первая азиатская (Урал) территория. Рубеж континентов, перекресток традиций. Удачное размещение межрегиональных предприятий. Проведение межтерриториальных научных, культурных, гуманитарных акций.

***

Кстати, следующая тема дискуссии, предложенная "Пермской ассамблеей", - депровинциализация России. В свете прошедшей дискуссии - очень актуально.

Автор: Владимир Колесников
опубликовано в Пермском обозревателе
2 (104) 20 января 2003 года

Размещено 30.01.2003

 Главная / Гражданские дискуссии / "Имидж Пермской области" / Публикации






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.