НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданские дискуссии / "Бедность сегодня" / "Яблоко" про бедных"

ГРАЖДАНСКИЕ ДИСКУССИИ

Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия

"Яблоко" про бедных

Бедность и ее история

Бедность как различие в материальном положении членов общества всегда и везде была спутницей исторического развития. Люди обладают неодинаковыми умственными и физическими способностями, молодые имеют больше возможностей повышать свое благосостояние, чем пожилые, пенсионеры обладают большим имуществом и сбережениями, чем начинающие трудовую жизнь, обремененные детьми имеют больше расходов, чем бездетные, физически полноценные могут иметь больший доход, чем инвалиды, в полных семьях достаток обычно выше, чем в неполных, у выходцев из состоятельных семей и стартовые условия, и дальнейшее продвижение по социальной лестнице лучше, в экономически процветающих районах выше вероятность быть состоятельным, чем в депрессивных, и т. д. Бедность не только разделяет людей, но и является побудительным мотивом для того, чтобы человек добивался лучшей доли. И сегодня она существует в самых благополучных обществах, при самой благоприятной экономической конъюнктуре.

Однако бедность бедности – рознь. Одно дело, когда богатый питается яствами, а бедняк – скромной пищей, другое – когда богач роскошествует, а бедняк роется в мусорных ящиках. Одно дело – бедность в бесплодной пустыне, другое – в стране, обладающей богатейшими природными ресурсами. Одно дело – бедность человека ленивого и обделенного интеллектом, другое – бедность трудолюбивого, имеющего ученую степень.

Как сказал римский философ Сенека почти две тысячи лет назад: "Самый тягостный вид бедности – нужда среди богатства". И это в полной мере соответствует российской действительности. Бедность в России в меньшей мере – неизбежная закономерность, в большей – результат бездарного управления страной на всем протяжении 20-го века. Проявлялось это по-разному – от вялости и бессилия до воинствующего мракобесия, от высокомерной исключительности до жалкого подражания.

Есть такие, кто искренне полагает, что бедность в Росси – это результат массового иждивенчества. Нужно вернуться к сталинизму и лечить нужно кнутом. Существует мнение, что в дореформенной России существовало "патерналистское государство", обеспечивавшее, пусть без излишеств, но достойное существование. Дескать, нужно вернуться к социализму с "человеческим лицом". Другие уверены, что бедность вообще для России явление чуждое, что в поисках справедливости следует вернуться в еще более отдаленное прошлое, к общинности и соборности.

Ни прошлая, ни недавняя история не дает оснований для подобных представлений. "Государство пухло, народ хирел", – изречение принадлежит известному дореволюционному историку Василию Ключевскому. Тогда доля национального дохода, используемого на накопление, составляла 8–9%. Остальная часть потреблялась. Большевики через пять лет после захвата власти подняли ее до 30%, затем поставили перед собой абсурдную задачу довести до 50%. Неведомая всему остальному миру норма накопления привела, во-первых, к сокращению издержек на советских рабочих и крестьян до уровня ниже дореволюционного, во-вторых, к безудержной инфляции, которая год от года колебалась, но в среднем за годы социализма и с человеческим лицом, и со звериной мордой составляла, по всей вероятности, не менее 40% в год. Ее все еще называют "товарным дефицитом", используя застенчивую советскую терминологию.

Сменившие большевиков самозваные либералы стали забирать у производителей свыше 90 копеек с каждого заработанного рубля. Государственный аппарат лучше от этого работать не стал. Зато есть свидетельства аккумуляции средств на личных счетах служащих и бизнесменов, так или иначе связанных с верхними этажами власти. Инфляция, которую они провоцируют своей деятельностью, могла бы постоянно удерживаться на уровне в сотни процентов, если бы они не стали сначала брать в долг под проценты миллиарды долларов, а потом миллиарды, чтобы платить по процентам. "После нас хоть потоп", – так цинично оценивают они ситуацию, переводя свои деньги за рубеж, оставляя в России долги, которые придется оплачивать нашим детям и внукам.

Салтыков-Щедрин со знанием дела писал, что в самодержавной России вор на воре сидит и вором погоняет. При социализме, если люди хотели чего-то большего, чем гарантированное серое существование, они по-прежнему вынуждены были преступать закон и воровать, воровать, воровать... В середине 80-х воровство с государственных предприятий и из учреждений имело массовый характер, "несуны" исчислялись миллионами. Только зарегистрированные случаи составляли свыше 1,5 млн. в год. Сегодняшнее воровство называется экономическим преступлением, но суть проблемы осталась прежней. Преступление – это формировавшийся под давлением обстоятельств способ выживания народа, который не ждал и не ждет ни милостей, ни милостыни от власти. "Хочешь жить – умей вертеться", – мудрость народа, которому власти не дают честно зарабатывать на жизнь.

При всех псевдолиберальных правительствах 90-х годов сотни тысяч людей превращены в бедняков потому, что им не платят зарплаты месяцами, а то и годами. Кто-то, может быть, забыл, а может, по молодости не знает, что так было и при социализме, только в более отвратительной форме. С конца 20-х годов до 1954 г. для этого десятки миллионов мужчин и женщин отправляли в лагеря, а после 1954 г. миллионы мужчин забирали в армию и за скудный паек и казенную робу заставляли работать везде – на полях, в шахтах, на заводах, на строительстве АЭС, железных дорог, урановых рудников, автомагистралей, каналов, целых городов на Дальнем Востоке. Для миллионов сегодняшних русских мужчин среднего и старшего возраста тяжелая неоплачиваемая работа не в новинку. Власти начиная с 1917 года по сегодняшний день не способны создать условия для того, чтобы производство удовлетворяло потребительский спрос, и поэтому, помимо внешних заимствований, используют в качестве антиинфляционной меры сокращение потребления. Сегодняшние правители отличаются от прежних словесной эквилибристикой, но не стратегией..

Почему не только для обогащения, но и для выживания необходимо преступать закон? Некоторые специалисты считают, что это форма народного бунта против беспардонного воровства в высших эшелонах власти. Рыба, как говорится, гниет с головы. Отчасти это так и есть, но проблема глубже. В нероссийском понимании слова закон – это нормативный акт, закрепляющий необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между совместно хозяйствующими субъектами. Иначе говоря, сначала практика, потом закрепляющий ее закон. В российском – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке – конец, точка. В этом кроется одно из принципиальных различий между свободным и полицейским обществом. Люди не имеют права предпринимать что-либо прежде, чем им будет дано соизволение свыше. Разговоры о том, что разрешено все, что не запрещено, ничего не стоят, когда человек сталкивается с облеченными властью держимордами. В России закон существует как бы сам по себе, а общество – само по себе. И если вдруг закон оказывается по отношению к простому человеку не враждебным, то он или замалчивается, или откровенно игнорируется чиновниками.

Характерный пример. В Республике Коми законодатель принял решение освободить обращающиеся за помощью нуждающиеся домохозяйства от обязанности собирать справки. Для того чтобы избежать обмана со стороны некоторых недобросовестных претендентов на социальную поддержку, с помощью психологов был разработана специальная процедура опроса, которая полностью себя оправдала.

И что же? "Сердобольные" соцработники в нарушение закона заставили всех собирать справки для подтверждения того, что они "не верблюды". Матери, старики, калеки – все должны были бросить детей, стать на костыли, принять таблетки валидола и пуститься в хождения по мукам. Униженных обстоятельствами жизни людей государственные чиновники с удовольствием заставили испить из этой чаши до дна, хотя были ОБЯЗАНЫ не делать этого. Почему они так поступают? Ищите ответ у Кафки. Таким образом люди, получающие зарплаты, на которые не только семью содержать, но и самому прокормиться трудно, компенсируют свою ущербность.

Сегодня человека, считающего деньги на покупку хлеба, молока или дешевой вареной колбасы, с полным основанием можно считать бедняком. Но почему же тогда мы считали его же благополучным, если ему по случаю удавалось приобрести то же самое при социализме? Ведь результат один и тот же. Да потому, что тогда такое потребление воспринималось как норма. Жизнь советских рабочих и крестьян в своем же собственном государстве была тяжела, но с материальной точки зрения положение интеллигенции было еще хуже. Она не только получала в среднем в полтора раза более низкие зарплаты, но и была последней в очередях на всякого рода распределяемые государством льготы и привилегии, путевки и садовые участки, квартиры и машины. Кроме, конечно, номенклатурных работников, если их можно причислять к интеллигенции.

Сегодня мы говорим, что из-за бездарно проводимых реформ российский народ лишается самых талантливых людей, что снижается доля образованного населения, ученые голодают, академики кончают жизнь самоубийством, потому что не могут платить сотрудникам своих институтов, что для того, чтобы кормить свои семьи, люди с высшим образованием и научными степенями вынуждены стать рыночными торговцами.

А что было вчера? Вчера около 4 млн. дипломированных специалистов работали на должностях, не требовавших такого уровня подготовки, главным образом из-за более высоких зарплат или потому, что советской экономике образованные работники не очень были нужны. Вместе с тем более 4 млн. должностей руководителей были заняты лицами, не имеющими специального образования. Нередко московские инженеры почитали за счастье подрабатывать носильщиками на вокзалах. Уже в 70-е годы социологи поражались тому, что предпочтительной работой у молодых людей была работа мясника, что быть проституткой было лучше, чем учительницей.

Специальное социологическое обследование в 1997 г. во "флагмане реформ" – Москве выявило интересную деталь. В существовавшем тогда муниципальном округе "Матвеевское" доля людей с высшим образованием вдвое превышала аналогичный показатель в целом по Москве. При этом среднедушевые доходы населения этого округа были в два раза ниже, чем в среднем по Москве.

Удивительно ли, что, получив образование, девочки идут на панель, чтобы не рыться вместе со стариками на помойке, а мальчики идут грабить и воровать. И все вместе становятся наркоманами, чтобы не так противно было жить. Правительство изображает деятельность по борьбе с наркоманией – она стала предметом забот Совета безопасности. Нет ничего безнадежнее, чем пользоваться государственными услугами для излечения от этого тяжелейшего недуга – возврат к старому 100-процентный. Платное лечение беднякам не по карману. И тогда либеральные, демократические власти вернулись к "проверенному" социализмом решению: нет человека – нет проблемы. Теперь и наркобаронов, и наркоманов ожидает камера. С той лишь разницей, что ловят не первых, а вторых и в лучшем случае – посредников между ними. У власти находятся деньги, чтобы воевать, посылать войска за тридевять земель, бряцать оружием, но нет средств на то, чтобы лечить физически и духовно искалеченную молодежь, перед которой открываются три пути: бедность, преступность – для большинства и эмиграция – для избранных.

Вывод напрашивается сам собой: главным источником бедности в России была и остается власть вне зависимости от того, как она называлась – самодержавной, социалистической или либеральной. Дело на поверку не столько в названии, сколько в качестве государственного управления. Недаром все сменяющие друг друга российские правительства подчеркивают преемственность курса. Это, пожалуй, единственное, в чем они не кривят душой. Курс в самом деле не меняется. В не затронутой социалистическими преобразованиями странах Европы существуют монархии и республики, в них правят левые и правые, социал-демократы и либералы, но нигде такой "разрухи" нет.

Далее

 Главная / Гражданские дискуссии / "Бедность сегодня" / "Яблоко" про бедных"






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.