НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданские дискуссии / Борьба против пыток

ГРАЖДАНСКИЕ ДИСКУССИИ

Предварительные материалы "Экспертной дискуссии по проекту федерального закона об ужесточении уголовной ответственности за применение пыток", г. Пермь, 26 июня 2003 г.

International Rehabilitation Council
for Torture Victims, IRCT,
e-mail: irct@irct.org
url: http://www.irct.org

Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток

Принятие факультативного протокола

18 декабря 2002 года произошло знаменательное событие. Более чем десятилетние переговоры и совещания внутри Рабочей группы, созданной при Экономическом и Социальном Совете ООН, завершились тем, что был наконец принят Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющее большинство государств-членов ООН (127) проголосовало за его принятие; 42 государства воздержались, 4 проголосовали против. В поддержку Протокола выступило большинство межрегиональных государств во главе с Коста-Рикой и Швейцарией. Против принятия Протокола проголосовали США, Нигерия, Маршалловы Острова и Палау.

Что представляет собой факультативный протокол?

Во многих странах пытки практикуются в местах содержания под стражей - тюрьмах, полицейских участках и т.д. В ряде случаев тюремный персонал и сотрудники полиции не отдают себе отчета в том, что их действия могут быть приравнены к пыткам, а заключенные и арестованные не всегда знают о своем праве на свободу от пыток. До принятия Факультативного протокола у международного сообщества не было соответствующего инструмента, который бы обеспечивал создание международного и национального механизмов предупреждения пыток путем посещения мест содержания под стражей на регулярной основе.

Факультативный протокол позволяет установить систему предупреждения пыток, покоящуюся на "двух столпах". Во-первых, он предусматривает создание международного органа с участием экспертов, в задачу которого входит посещение мест содержания под стражей, Подкомитета Комитета ООН против пыток. Подкомитет, финансируемый ООН, будет осуществлять регулярные посещения всех стран-членов ООН и поддерживать диалог как с правительством соответствующей страны, так и с аналогичным национальным органом.

Во-вторых, государства, которые ратифицируют Факультативный протокол, обязуются учредить на национальном уровне или же сохранять независимый орган для посещения мест содержания под стражей. Национальные органы смогут работать "вглубь", благо они хорошо знакомы с местными условиями и имеют возможность более эффективно осуществлять контроль. Международный и национальный органы будут тесно сотрудничать, что касается превентивных посещений мест содержания под стражей и представления рекомендаций местным властям.

Посещение мест содержания под стражей

Цель посещений мест содержания под стражей международным и национальным органами, согласно Факультативному протоколу, - произвести оценку того, как обращаются с лицами, лишенными свободы, и в каких условиях они содержатся, а также дать конкретные рекомендации по улучшению их содержания. Государства-участники Факультативного протокола обязаны сотрудничать с инспектирующими органами и принимать меры по выполнению полученных рекомендаций. Далее, государства обязуются гарантировать независимость национальных органов, следить за тем, чтобы в состав этих органов входили профессионалы, обладающие соответствующими знаниями и навыками, а также предоставлять в их распоряжение необходимые ресурсы, чтобы они могли как можно более эффективно работать.

Превентивная роль инспекционных посещений

Регулярные посещения мест содержания под стражей независимыми органами - эффективное средство предотвращения пыток. На протяжении последних 15 лет Европейский Комитет по предупреждению пыток предпринимал инспектирование мест содержания под стражей на территории государств-членов Совета Европы. Работа Комитета свидетельствует о том, что инспектирующие органы играют в деле предупреждения пыток крайне важную роль, поскольку они способны:

    расследовать условия содержания под стражей и процедуры заключения под стражу и, в случае необходимости, предлагать рекомендации по их улучшению;

    установить постоянный диалог с тюремным персоналом и местными властями;

    предложить практическую и моральную поддержку лицам, лишенным свободы;

    оказывать сдерживающее влияние на тюремный персонал и местные власти и тем самым побуждать их принимать меры по улучшению условий содержания под стражей и предупреждению пыток.

Значимость Факультативного протокола для глобального движения против пыток трудно переоценить. Реабилитационные центры для жертв пыток и другие правозащитные организации располагают экспертизой и опытом, которые в целом ряде случаев могут предупредить применение пыток. Путем оказания содействия инспектирующим органам и выдвижения кандидатур, которые могли бы войти в состав этих органов, реабилитационные центры' наряду с прочими НПО, несомненно, способны играть ключевую роль в реализации положений Факультативного протокола.

Побудите ваше правительство подписать протокол

Факультативный протокол открыт для подписания; он вступит в силу, как только его ратифицируют двадцать государств. Факультативный протокол предоставляет нам исторический шанс в борьбе за предотвращение пыток во всем мире.

Мы просим вас обратиться к вашему правительству с призывом подписать и ратифицировать Факультативный протокол. Более полную информацию вы можете получить по электронной почте МСРЖП (irct@irct.org).

Размещено 29.06.2003

 Главная / Гражданские дискуссии / Борьба против пыток






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.