НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Предварительные замечания от составителей доклада

Предмет доклада

Это третий годовой Доклад ПРПЦ о соблюдении прав человека в Пермской области. В Докладе исследуется факты, события и статистика, характеризующие соблюдение основных прав и свобод человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и российской Конституции. В данный вариант Доклада не вошли несколько глав базового варианта, которые мы посчитали слишком "сырыми" для отдельного издания. Как правило, это было связано, с крайне скудной и ненадежной источниковой базой. Именно по этой причине нам, например, пришлось исключить из данного издания главу о соблюдении прав человека в сфере психиатрии. Гуманитарная ситуация в психиатрических больницах более чем тревожная, о чем говорят и многочисленные жалобы и личные наблюдения сотрудников ПРПЦ, но нам пока не удалось найти брешь в круговой поруке абсолютно убежденных в своей непогрешимости врачей-психиатров, а превращать главу в отчет медицинских чиновников об ужасающем материально-техническом и санитарно-бытовом состоянии больниц (что верно и общеизвестно) нам не хотелось. Впрочем, решение любой информационной проблемы в правозащитной сфере - это всего лишь дело времени и специальных усилий. Приблизительно по тем же мотивам была исключена глава о праве на образование. К сожалению, по-прежнему, в Докладе отсутствует раздел, посвященный правам в сфере культуры и интеллектуальной деятельности. В отличие от предыдущих докладов нет глав о положении представителей сексуальных меньшинств и нетрадиционных культурных сообществ, о праве на равный допуск к государственной службе, о праве на внесудебную защиту нарушенных прав, о правах потребителей, о свободе предпринимательской деятельности.

Данный Доклад, в отличие от аналогичных, имеет существенную и, как нам кажется, необходимую, просветительскую составляющую. Несколько материалов во введении к докладу и соответствующие вкрапления в главах адресованы, прежде всего, государственным и муниципальным служащим, которые, как правило, имеют несколько путаное представление о правах человека. С нашей точки зрения, серьезным достоинством Доклада являются сопровождающие каждую главу "заключения". Каждое "заключение" состоит из перечня "основных угроз" данному праву и "предложений" по оздоровлению ситуации.

Географические рамки Доклада

В Докладе рассматривается ситуация с соблюдением прав человека в Пермской области, не включая Коми-Пермяцкий автономный округ (наши коллеги из кудымкарского правозащитного центра "Пера-богатырь-право на безопасность" подготовили свой региональный доклад). При этом не все районы области представлены в Докладе равноценно, что было связано с различной степенью их информационной доступности. Естественно, наиболее полно представлена ситуация в самой Перми. Полнота информационного потока из районов, прежде всего, зависела от наличия в них заинтересованных корреспондентов, так как формальные информационные запросы в адрес местных административных органов и редких общественных организаций оказывались, как правило, мало продуктивными. Поэтому основным источником "провинциальной информации" для нас стали наши уполномоченные в девяти районах области, что и привело к большей представленности этих районов в Докладе. И если тот или иной район чаще упоминается в связи с нарушениями прав человека, то не потому, что он наиболее неблагополучен, а потому, что информационно он был более доступен для составителей (что, впрочем, тоже показатель). Вообще, фактический и статистический материал по тому или иному району нужно рассматривать не как иллюстрацию к положению дел в районе, а как иллюстрацию к положению дел в области в целом. Наш опыт говорит о том, что, несмотря на существенные экономические, демографические, социо-культурные различия регионов области, ситуация с соблюдением прав человека в них отличается мало. Существенные различия фиксируются лишь между положением в Перми и во всей остальной области, а также между городами и сельской местностью.

Замечания о форме

Разнообразие источников и уровня их надежности, различная степень насыщенности глав фактическими и статистическими данными, стилистические предпочтения различных составителей привели к существенному различию глав по форме, стилю изложения. В результате некоторые главы написаны в жанре статистического отчета, другие близки к очерку, публицистической статье или аналитической записке. Посчитав эту ситуацию вполне естественной и вносящей разнообразие в многостраничный Доклад, мы решили не унифицировать стилистику текстов.

Источники

При составлении Доклада информационный поиск осуществлялся в шести основных направлениях: органы государственной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения; некоммерческие организации; СМИ; ПРПЦ; граждане. Информационные источники Доклада:

опубликованные и свободно распространяемые статистические, социологические и аналитические официальные материалы органов государственной власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций;
ответы на запросы ПРПЦ органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций;
данные, полученные в результате пресс-мониторинга 7 областных и пермских городских газет;
данные, полученные в результате мониторинга письменных и устных обращений граждан в ПРПЦ;
информация, полученная при экспертном опросе специалистов органов власти и активистов некоммерческих организаций;
данные, представленные уполномоченными ПРПЦ в девяти районах области;
материалы социологических опросов, проводимых сектором социологического мониторинга администрации Пермской области;
11 аналитических записок о ситуации в отдельных областях прав человека, подготовленных по просьбе ПРПЦ соответствующими специалистами;
материалы патронажных дел ПРПЦ.

Достоверность информации

Одна из основных проблем Доклада - проблема объективности: недостаток полноценной, т.е. подтверждаемой, вызывающей абсолютное доверие, информации о реальном положении дел. Проблема эта усугубляется информационным саботажем некоторых государственных и муниципальных организаций в отношении наших запросов, а также отсутствием реально функционирующих некоммерческих организаций соответствующего профиля. Информация, полученная нами от бесконечно заинтересованных в чистоте мундира ведомств, также далеко не всегда может восприниматься как вполне объективная. Нельзя не учитывать и понятной односторонней заинтересованности обращающихся в ПРПЦ граждан. Идеальный вариант - одновременное использование трех информационных источников: пострадавшие граждане, ведомство-правонарушитель, профильная некоммерческая организация (или СМИ) плюс возможность проверки информации со стороны ПРПЦ. Но этот вариант был возможен не часто. Чаще всего, сталкиваясь с противоречивой информацией из нескольких источников и не имея возможности квалифицировано ее проверить, мы вынуждены были брать за основу одну из точек зрения, руководствуясь своим опытом и представлениями о господствующих в данной сфере тенденциях.

Распространение доклада

Доклад, составленный и изданный на благотворительные пожертвования, будет распространяться бесплатно. Доклад будет предоставлен для ознакомления Президенту России, обеим палатам Федерального собрания, профильным министерствам, Верховному и Конституционному судам, Генеральной прокуратуре. На местном уровне: губернатору, каждому депутату Законодательного собрания, главам представительной и исполнительной власти городов и районов области, руководителям всех прокуратур, судов, управлений и отделов внутренних дел, профильным подразделениям администраций Пермской области и г. Перми (отдельные главы будут рассылаться в соответствующие государственные и муниципальные ведомства и учреждения). Кроме того, Доклад получат некоторые российские СМИ, ведущие российские правозащитные и социально-защитные организации; в области: библиотеки, основные СМИ и общественные организации. Каждый желающий сможет познакомиться с ним на сайте ПРПЦ.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.