НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Гражданские и политические права

Глава 6.
Свобода слова и доступа к информации

Общий обзор информационного пространства области

В области с населением 2,9 миллиона человек официально зарегистрировано более 300 печатных и электронных средств массовой информации. Но реально число газет, журналов и телерадиокомпаний значительно меньше. Регулярно издается только 139 печатных изданий, в том числе 20 областных газет, 7 журналов, 3 приложения к московским изданиям. В городах и районах в дополнение к 37 муниципальным газетам издается более 20 так называемых "альтернативных", учредителями которых являются юридические и частные лица. Кроме того, на территории области выпускается более 50 ведомственных (корпоративных) изданий.

Рынок электронных СМИ составляют 62 телерадиокомпании и редакции, из них 25 - телевизионных, 31 - радио. Остальные - или Интернет-варианты печатных изданий или специальные выпуски в Интернете.

Если количество печатных изданий резко увеличивается во время выборов и также резко сокращается после, то число электронных СМИ имеет устойчивую тенденцию роста. Еще четыре-пять лет назад даже говорить о местном телевидении в с. Частые, г. Оханск, с. Барда было бы несерьезно. Сейчас это реальность.

Около 10 газет на территории области издается без регистрации, так как их тираж меньше 1000 экземпляров. Это разрешено законом "О средствах массовой информации". У ряда местных редакций проводного радио нет лицензий. Но на территории области нет специальной государственной структуры, которая контролировала бы издательскую и вещательную деятельность СМИ.

В Прикамье сложилась очень редкая для России ситуация с учредительством государственных СМИ. У администрации и Законодательного собрания области нет "своих" газет и телерадиокомпаний. Государственной считается газета "Досье 02". Но Главное управление внутренних дел области является только ее соучредителем совместно с частным РИЦ "Аркос". Есть другие государственные издания, вроде "Медицины Прикамья" (Управление здравоохранения администрации), "Преступление и наказание" (ГУИН Минюста России по Пермской области), таких СМИ всего 11, но они, решая свои отраслевые информационные задачи, серьезного влияния на информационное пространство региона не оказывают.

Активны на информационном поле и некоторые некоммерческие организации. В течение нескольких лет регулярно выходит газета профсоюзов "Профсоюзный курьер", которая издается Пермским обкомом профсоюзов. Существует и газета политической партии - "Коммунист Западного Урала", правда, в 2000 году газета выпускалась нерегулярно. Кроме этого, в 2000 году появилась впервые газета Партии пенсионеров - "Голос поколения". Другие политические партии и движения выпускают либо приложения к действующим изданиям, либо свои бюллетени.

Многие общественные организации (Пермское отделение общества "Мемориал", Уральский центр поддержки НГО и др.) издают свои бюллетени с разной периодичностью, тиражом менее 1000 экз. Единственной газетой общественной организации, выходящей регулярно - 1 раз в месяц с тиражом 4 тыс. экз., является газета "За человека" (учредители - Пермский региональный правозащитный центр и Пермская гражданская палата). Газета выходит с 1997 года, распространяется через систему Роспечати и по адресной рассылке. В 2000 году это уникальное для региона правозащитное издание стало одним из победителей областного профессионального конкурса "Золотой абзац".

В 2000 году практически прекратилось падение тиражей местных печатных изданий. Общий разовый тираж областных газет составляет около 480 тысяч экземпляров, городских и районных муниципальных - 160 тысяч, городских и районных "альтернативных" - 80 тысяч и ведомственных (корпоративных) - 120 тысяч. Но общий разовый тираж в 840 тысяч экземпляров все же не дает четкую картину информационной обеспеченности населения области, т.к. газета "Звезда" тиражом 16,8 тысячи экземпляров выходит пять раз в неделю, а, например, "Молодежная часть света" - два раза в месяц тиражом до 20 тысяч экземпляров. Иные издания выходят раз в месяц и реже: все зависит от денег учредителей на бумагу, полиграфические услуги.

При большей, чем в других регионах России, формально-правовой отстраненности органов государственной власти от непосредственного руководства СМИ, информационное пространство Прикамья представляет собой очень пеструю картину, отражающую интересы администраций финансово-промышленных групп, непосредственно учредителей, рекламодателей. Это уже не тоталитарное информационное пространство. Но и говорить о существовании на территории региона свободы слова в традиционном, западном понимании тоже нельзя.

 

Прикамье на фоне России. Результаты исследований

Свобода слова, имеющая ключевую роль в системе прав и свобод человека, в течение последних полутора лет тщательно исследовалась на территории всей страны (87 регионов), кроме Чечни и Ингушетии. В Прикамье в течение всего этого времени по специально разработанной методике работала группа журналистов.

Методика была основана на отождествлении свободы слова со свободой массовой информации, которая условно расчленена на три компонента: свобода доступа к информации, свобода производства информации и свобода распространения информации. Остальные составляющие для организаторов были пока недоступны.

Авторы проекта, названного "Общественная экспертиза", измеряли свободу слова в процентах, приняв за точку отсчета, то есть за 100 процентов, федеральное законодательство. В результате в каждом субъекте Российской Федерации на основе анализа допускаемых нарушений стало возможным выявить свой индекс.

Например, чтобы узнать свободу доступа к информации, было сделано определенное число запросов должностным лицам и подсчитаны нарушения в местных правилах аккредитации журналистов. При подсчете свободы производства информации одним из важнейших компонентов анализа было соотношение тиражей частных и государственных газет, частного и государственного телерадиовещания. При распространении информации подсчитывались льготы для распространителей и уровень влияния чиновников на этот процесс (например, число инстанций для получения разрешений).

Пермская область по итогам анализа 1999 года оказалась на 44-м месте. Общий индекс свободы слова составил 32 (свобода доступа - 45, свобода производства - 40,1, свобода распространения - 11). А Коми-Пермяцкий автономный округ - на 75-м месте. Здесь индекс свободы слова составил всего 17,7 (свобода доступа - 25, свобода производства - 9,5, свобода распространения - 18,5).

Проведенные через год исследования показали некоторые изменения. Пермская область по России передвинулась на 37-е место. Здесь до 49,5 увеличилась свобода доступа, до 17,2 - свобода распространения, общий индекс составил 35,7. На три места, до 74-го, передвинулся и Коми-Пермяцкий автономный округ. Здесь до 39 увеличилась свобода доступа, до 18,5 - свобода распространения, общий индекс увеличился до 22,3. Свобода производства осталась прежней - 9,5. Да она и не могла измениться. На два государственных СМИ (газета "Парма" и ГТРК "Коми-Пермяцкая") и одну муниципальную газету в п. Гайны (Коми-Пермяцкий автономный округ) выпускается всего лишь одна независимая газета "Парма-новости".

При достаточно неполном характере исследований результаты анализа по проекту "Общественной экспертизы" очень близки к объективным, почти полностью отражают реальную ситуацию.40

 

Положение пермских средств массовой информации

Насыщенность регионального информационного пространства, его разнообразие, а значит, и возможности граждан на получение разнообразной информации в решающей степени зависят от финансового состояния СМИ. Фактически это проблема зависимости - независимости, ангажированности или объективности в информировании читателя, зрителя, радиослушателя, а значит, реализации его права на доступ к информации.

Сначала о положительных процессах. 26 марта 1999 года под давлением журналистской общественности Законодательное собрание области приняло Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки областных и местных СМИ и книгоиздания". Помимо принятой ранее льготы по уплате налога на прибыль в доле, поступающей в областной бюджет, были установлены льготы по выплате в этой же доле налогов в территориальный дорожный фонд, налогу на имущество, аренде находящихся в областной собственности помещений, налогу с продаж газет. Причем льготы установлены для редакций СМИ, независимо от форм собственности. Льготировалась и, в части издания газет, деятельность типографий, радиотелепередающих центров (РТПЦ). В общей сложности в 2000 году Закон "сэкономил" для участников информационного процесса около 8 миллионов рублей.

В 2000 году Законодательное собрание области при участии журналистского сообщества приняло программу "Поддержка и развитие СМИ, издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах". В 2000 году сумма инвестиций составила 13.2 миллиона рублей. Но эта Программа была уже сориентирована на развитие государственных и муниципальных СМИ, типографий, РТПЦ. Кроме подпрограммы "Проведение обучающих семинаров и творческих семинаров" для всех журналистов.

Стали систематическими дотации для городских и районных газет из бюджета области. Пять лет назад в бюджете области такой статьи не было вообще. В 2000 году на эти цели было выделено около 10 млн. рублей. При достаточно сильном давлении на эти издания органов местного самоуправления, особенно в сельских районах, они все же имеют большое значение в обеспечении населения социально значимой информацией.

Но все эти меры только ослабили финансовое давление на редакции СМИ. Само давление осталось, а в некоторых сферах даже усиливается. Растут цены на полиграфические услуги, бумагу. В первую очередь при таких финансовых условиях под угрозой ликвидации оказались социально значимые издания. Принято решение об остановке выпуска областного детского журнала "Чердачок", учредителем которого является государственное унитарное предприятие "Типография купца Тарасова", у издательства "Пушка" нет денег на выпуск детской газеты "Папа", два месяца не выходит газета "Молодежная часть света" ("МЧС"). В 2000 г. закрыта еженедельная газета "Губернские вести"; причем прикрытие это прошло довольно бесцеремонно со стороны издателя: о том, что работодателю надоело "играть в газету", нужно предупреждать журналистский коллектив загодя, согласно закону.

Продолжают испытывать экономические трудности редакции газет "Пермские новости", "Вечерняя Пермь". Так, в редакции "Пермских новостей" журналисты при окладах по 400-500 рублей в месяц (без гонорара) только в январе 2001 года получили зарплату за ноябрь 2000 года. Из-за финансовых затруднений ИРК "ВЕТТА" сократила свои целевые программы. Одна из них - рейтинговая еженедельная передача "Специальный репортаж". После нескольких попыток так и не смогла открыть местное приложение "Новая газета", это одно из самых интересных на сегодня российских изданий. Трудно в Прикамье серьезным, поистине независимым СМИ!

Не процветает оппозиционная пресса. Тираж газеты "Профсоюзный курьер" с 28 тысяч экземпляров снизился до 24 тысяч. Газета "Коммунист Западного Урала" выходит мизерным тиражом примерно раз в квартал (регулярность зависит от наличия средств), распространяется только по своим организациям. Сама газета все больше по своему содержанию похожа на информационный бюллетень: в редакции нет профессиональных журналистов. В других СМИ сообщения о делах коммунистов появляются только после разных скандалов (смена первого секретаря обкома КПРФ, попытки участвовать в выборах губернатора и т.д.).

В создавшихся условиях редакции газет, телевидения и радио, журналисты пытаются найти свои варианты выживания. Практически во всех печатных изданиях и телерадиопередачах нормой стали заказные материалы, на журналистском сленге - "заказуха". В таких материалах за деньги воспевается деятельность различных политиков, банкиров и банков, руководителей фирм и самих фирм, их подразделений. За это журналисты получают от 7 до 10 процентов уплаченных редакциям сумм. Появились специализирующиеся только на этом виде бизнеса издания. Например, городская газета "Местное время", где все сообщения, кроме информации о деятельности областных, городских властей и криминальной хроники, оплачиваются. Газета распространяется бесплатно тиражом 250 тысяч экземпляров.

Большая группа журналистов (не менее 90 человек только в областном центре) за лоббирование интересов в СМИ получают от фирм, предприятий ежемесячно крупные суммы. Это явление, называемое "джинсой", было и раньше, но не в таких массовых формах. Журналисты, занимающиеся "джинсой", есть практически во всех изданиях.

Оба явления (заказные материалы и платное лоббирование), становясь массовыми, способствуют существенному искажению для читателей, телезрителей и радиослушателей информационного пространства. А ложь о процветании региона, отрасли, фирмы - это нарушение права граждан на получение объективной информации. Эти явления становятся особенно массовыми во время выборных кампаний и именно в этот момент наносят самый большой ущерб построению гражданского общества, экономическому развитию региона. В сегодняшней жизни выборы и свобода слова несовместимы. В итоге, во время выборов свобода слова кончает жизнь самоубийством. Впоследствии возрождается, но всякий раз все в более ущербном виде, неся в себе последствия травм и надругательств.

Читатели, телезрители, радиослушатели, конечно же, все это видят. В результате, все больше падает доверие печатным и электронным СМИ. А поскольку других средств массовых коммуникаций нет, для общества эти явления означают ограничения свободы слова, доступа к достоверной информации.

Если в г. Перми с миллионным населением и отражающими интересы разных политических и финансово-промышленных групп десятками разных СМИ читателю, зрителю после их сопоставления все же можно попытаться сконструировать более-менее объективную информацию, то на остальной территории области ситуация выглядит более тревожно и угрожающе.

По информации Управления федеральной почтовой связи (УФПС) 60-65 процентов тиражей московских и областных изданий распространяются в г. Перми. Большая часть из оставшихся 40-35 процентов - в крупнейших промышленных центрах области - г. Березники, г. Соликамск, г. Чайковский, г. Кунгур, г. Чусовой, г. Лысьва, г. Добрянка. На эти же развитые промышленные центры ведется вещание по большой части телерадиоканалов (АСТ, ТВ-6, НТВ, ТНТ, "Культура", СТС и других). На телеприемники в остальной части области, в основном сельской, где живет около миллиона граждан, поступают сигналы только ОРТ и РТР. На канале РТР ведет вещание ГТРК "Т7". Другого местного телевизионного вещания на сельскохозяйственную, нефтедобывающую и т.д. часть области нет. Еще сложнее ситуация с радиовещанием. Проводного радио, кроме районных центров и Перми, практически нигде не осталось. Эфирное вещание основной части пермских радиокомпаний ограничивается областным центром и Пермским районом.

Таким образом, для сельского населения основным источником местной информации, доступа граждан к ней остаются только местные газеты. Именно поэтому бывшее руководство области, несмотря на явно нерыночный характер решения, пошло на дотирование местной прессы.

Но из 25 районных газет тиражи 11 - меньше двух тысяч экземпляров. Это означает, что в таких районах Пермской области, как Частинский, Ординский, Кишертский, Верещагинский и других, выписывается одна газета на 15-20 жителей. Сельская часть Пермской области практически является информационной пустыней и о полноценном доступе граждан к региональной информации речи быть не может.

Вдобавок ко всему, сельские газеты, выпускающиеся с помощью вконец устаревших технологий (горячий набор, высокая печать и, следовательно, низкое полиграфическое качество), находятся под полным контролем местных глав администраций. Часто это бывшие партийные и советские функционеры, но уже единолично управляющие процессом своего восславления (Чердынский, Сивинский, Карагайский, Осинский районы Пермской области). Тем более, что в руках этих глав выделяемые из бюджета области дотации для газет. Многократные обращения журналистского сообщества о прямом финансировании редакций, как это делается из федерального бюджета, ни разу даже серьезно не обсуждались.

Многолетняя информационная изоляция 25-30 процентов населения области ограничивает не только их право на доступ к информации, не говоря уже о свободе слова, но и способствует нарушениям других гражданских прав населения.

 

Независимость СМИ

Хотя эта тема уже частично раскрыта, она нуждается в более глубоком анализе.

Та же проблема зависимости городских и районных СМИ (как печатных, так и электронных) порождена не только уродливым механизмом финансирования. С введением нового Гражданского кодекса, где нет юридического понятия "редакция" как юридического лица, все местные редакции стали муниципальными предприятиями или учреждениями, то есть юридически оформлены как подразделения местных органов власти. В принципе для местных администраций все равно, идет ли речь о редакторе и журналисте, начальнике ЖКХ и слесаре. То есть юридически изуродована сама гражданская, социальная суть прессы как части гражданского общества, института вечного диалога между обществом и властью. В сельских и части городских районов СМИ остались частью тоталитарной системы управления, но уже почти без права граждан на участие в этом управлении (только во время выборов).

В той или иной форме тяжелый груз зависимости испытывают практически все СМИ в областном центре и крупных городах. Нет СМИ, где не было бы запрещенных, табуированных тем. Это хорошо показали прошедшие в декабре 2000 года выборы губернатора. Редакции газет "Местное время", "Вечерняя Пермь", телекомпания "Рифей" не могли себе позволить ни слова критики в адрес тогда мэра Перми и кандидата в губернаторы Ю.П. Трутнева - спонсоры этих СМИ входили в финансовую группировку, контролируемую мэром. Их уделом была безусловная поддержка покровителя и поиск компромата на его основного конкурента. С другой стороны, команда другого кандидата - действующего губернатора Г.В. Игумнова в полной мере использовала "административный ресурс" через ГТРК "Т7", городские и районные газеты области. На редакторов "непослушных" оказывалось беспрецедентное ранее давление ("Краснокамская звезда", Г.В. Николова, "Искра" (г. Кунгур), В.Г. Серебренникова). Действительно, во время выборов журналистика умирает, тем более что выборное законодательство, в нарушение Конституции РФ (ст. 29), запрещает журналистам и всем гражданам высказывать свое мнение без оплаты из фондов кандидатов.

По-прежнему закрытой для критики остается деятельность ОАО "Уралсвязьинформ". У него свой информационный холдинг, состоящий из редакции "Радио Прикамья", телекомпании "Уралинформ-ТВ", "Нашей газеты". Как монополист ОАО "Уралсвязьинформ" постоянно нарушает права потребителей, но мало кто из журналистов, редкая из редакций решается на непредвзятый анализ его деятельности: очень крупный рекламодатель.

Для всех редакций, пользующихся областными льготами, остается реальной опасность вступления в действие статьи 7 областного Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки областных и местных СМИ и книгоиздания", согласно которой они должны объявить себя "официальными распространителями государственно значимой информации". По этой статье на такие цели СМИ обязаны выделять до 7 процентов своих площадей и эфирного времени.

В связи с тем, что право на бюджетную поддержку определяют областные чиновники, они определяют, какие из СМИ активнее "участвует в реализации областных программ, утвержденных Законодательным собранием". В итоге "Журналистики будет все меньше, пропаганды и агитации - все больше! Неугодные будут уничтожаться путем дотаций конкурентам. Причем дотации могут быть не прямыми, а под благовидным предлогом".41

 

Преследования за публичное выражение мнений, препятствия журналистам в их профессиональной деятельности

Фактов преследования журналистов за публикации, затрагивающие интересы властей, на территории области по-прежнему немало.

В Оханской газете42 была опубликована статья редактора О.Г. Лоскутовой "Школа, которую мы потеряли". В материале анализировались злоупотребления служебным положением главы сельской администрации А.С. Щербаковой и ее мужа. Остроту ситуации придавала связь "семьи" с высокопоставленными дачниками из Перми. Глава сельской администрации подала на О.Г. Лоскутову и газету в суд. После многочисленных судебных заседаний и экспертиз все же было достигнуто мировое соглашение, что для редакции означало выигрыш.

В Чердынском районе конфликтная ситуация между главой местной администрации С.Ф. Миллером и редактором газеты "Северная звезда" Л.А. Рожновой все же закончилась не в пользу последней. В октябре 2000 года Л.А. Рожнова отказалась публиковать бесплатно явно агитационные материалы в пользу С.Ф. Миллера, который баллотировался на пост главы. С.Ф. Миллер по непредусмотренному законодательством поводу отстранил ее от исполнения должностных обязанностей на месяц "с сохранением заработной платы".43 А затем никак не среагировал на протест прокурора района, направленный по заявлению Пермского регионального правозащитного центра. В итоге - суд. Глава администрации суд проиграл. С 28 ноября 2000 года Л.А. Рожнова приступила к выполнению своих обязанностей, но оставшийся у власти С.Ф. Миллер (выборы были перенесены на другой срок) не продлил контракт с Л.А. Рожновой. Она осталась без работы.

В 2000 году на территории Пермской области допускались факты препятствования журналистам в осуществлении их профессиональной деятельности.

10 октября съемочная группа телекомпании "ВЕТТА" по распоряжению главы местного самоуправления г. Березники, президента союза муниципальных образований "Прикамье" А.Н. Мошкина не была допущена на заседание союза. В этот же день съемочная группа телекомпании по распоряжению президента некоммерческого партнерства промышленных предприятий, НИИ, КБ "Сотрудничество" А.Г. Андреева и генерального директора этой общественной организации Г.И. Гордеева не была допущена на съемки заседания НК "Сотрудничество". Хотя на этих же самых мероприятиях съемки вели другие телекомпании.

Областная журналистская организация обратилась с протестами к руководителям обеих общественных организаций, в прокуратуру г. Перми и участвующему в обоих заседаниях губернатору области Г.В. Игумнову (сейчас бывшему). Но только губернатор области через руководителя пресс-службы А.М. Соболева извинился и пообещал работать с журналистами максимально открыто.

После ряда разоблачительных материалов в независимой газете "Березниковский рабочий" о нарушениях в использовании бюджетных средств в редакции газеты была проведена целая серия прокурорских, налоговых и т.п. проверок, вплоть до незаконного изъятия документов. Нарушений в финансовой деятельности редакции и лично редактора Ю. Н. Одесских не нашли.

Фактов ограничения доступа граждан и СМИ к информации государственных и муниципальных органов власти значительно больше44, но нам не известен ни один факт обращения граждан, журналистов, СМИ в суды с протестом по этому поводу. Пермская общественность по-прежнему молчаливо соглашается с информационным произволом чиновников.

 

Нарушение прав граждан средствами массовой информации

Среди рассматриваемых судебными органами информационных конфликтов выделяется четыре группы: между гражданами и СМИ, между властью и СМИ, между разными СМИ и внутриредакционные конфликты. Самыми многочисленными среди конфликтов являются иски к СМИ и журналистам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

По данным Пермского областного суда, в 2000 году в суды области поступило 52 иска от граждан к СМИ и журналистам. 39 из них остались нерассмотренными до 1 января 2001 года.

Всего за 2000 год судами области по ст. 152 ГК (защита чести, достоинства и деловой репутации) рассмотрено 60 дел, из них по 24 делам производство прекращено по различным основаниям (отказ от иска, заключение мировых соглашений и другие), по 11 делам иски оставлены без рассмотрения, 21 дело закончилось вынесением судебного решения, из них по 4 делам в исках отказано, по 17 делам заявленные требования удовлетворены. По удовлетворенным искам, включая суммы в возмещение морального вреда, взыскано 36 829 рублей.

Так, газета "Соликамский рабочий" (г. Соликамск) в 2000 году проиграла дело по публикации на нравственные темы "Он был ею очарован".45 В материале, несомненно, затрагивающем глубоко личные, интимные стороны жизни героев не были изменены их имена, напечатана свадебная фотография именно этих людей. В итоге редакция выплатила истцу компенсацию за нанесенный моральный вред.

Газета "Искра" (г. Лысьва) опубликовала материал "Бомба не взорвалась"46 о мотивах подготовки корреспондентом Х. материала для газеты "Звезда" под заголовком "Цена воды, цена тепла". По иску журналиста "Звезды" городской суд рассмотрел дело и обязал газету "Искра" возместить Х. моральный и материальный ущерб.

Два года условно получил журналист местного приложения "Московского комсомольца" Ю. Токранов. Он опубликовал сообщение о запланированных чеченцами терактах в г. Перми, всполошив весь город. По поручению прокуратуры проверкой информации занималось управление ФСБ по Пермской области (первый случай за последние десять-двенадцать лет) и доказало, что все это - блеф, выдумка журналиста. За газетную "утку" репортер отделался, в общем-то, легким испугом (наказание условное - с отсрочкой приговора). В московской редакции "МК" заверили, что для Ю. Токранова установлен испытательный срок, что если что - будет уволен. На самом деле ничего экстраординарного для данного издания, самого скандального в России, в этом случае нет. Осужден репортер был по 207-й статье УК "За заведомо ложную информацию".

Для того, чтобы повышать уровень правовой культуры журналистов, формировать их профессиональное правосознание областная журналистская организация по гранту Пермской гражданской палаты провела 17 обучающих семинаров по правовым и этическим аспектам их деятельности. В 2001 году по гранту Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) намечено провести еще 8 семинаров. В организацию принят на работу юрисконсульт, завершается создание гражданского Совета по СМИ, в состав которого войдут известные журналисты, юристы, социологи, руководители общественных объединений.

 

Препятствия при регистрации и распространении СМИ

Как сообщалось, на территории области нет специально уполномоченных органов государственной власти по регистрации и контролю за деятельностью средств массовой информации. Длительное время эти функции выполняло Уральское региональное управление, расположенное в г. Екатеринбурге, с сентября 2000 года - региональное управление в г. Нижний Новгород.

В области не зарегистрировано ни одного случая отказа в регистрации СМИ. Но в то же время управлением не предпринимаются никакие меры по фактам злоупотребления свободой слова, которых было особенно много во время выборов губернатора. Только областная избирательная комиссия сделала замечания, предупредила или передала дела в прокуратуру по допущенным нарушениям в газетах "Местное время", "Новый компаньон", "Центр", "Соль земли" (г. Березники), "Мера Прикамья", "Голос поколения", телекомпаниям "Т7", "Рифей".

Препятствий со стороны органов власти в распространении СМИ как местных, так и московских, зарубежных также не зафиксировано. Но в Коми-Пермяцком автономном округе и сельских районах сеть розничной торговли печатными изданиями крайне не развита (1-2 киоска, и то в райцентрах). Это ограничивает доступ граждан к информации.

Во время выборной кампании в ряде московских изданий - газете "Комсомольская правда", "Независимой газете", "Новых известиях", по радиоканалу "Маяк" были сообщения о том, что "в Перми слово "гласность" забыто. Почти все газеты переподчинены губернатору, а не закону".47

Журналисты "МК"-Пермь" были "без всяких объяснений лишены аккредитации во всех правоохранительных штабах Перми", "в редакции (имеется в виду "Московский Комсомолец"-Пермь") объявились налоговики, пожарные и другие не менее устрашающие персонажи", "сотрудникам "МК"-Пермь" втолковали: еще одна подобная вольность против губернатора - и некоторые из ваших детей не дойдут от дома до школы".

Судя по этим публикациям, в Перми были нарушены ст. 3, 47, 48, 58 Закона РФ "О средствах массовой информации". Областная журналистская организация обратилась с запросом в прокуратуру области. В полученном через две недели ответе48 сообщалось, что была проведена проверка, изложенные в публикациях факты не подтвердились. В издании областных газет администрация не участвует, "случаев нарушения прав журналистов, предусмотренных законом "О средствах массовой информации" равно как их использования в своих интересах либо с целью сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, а также ущемления свободы массовой информации в отношении названных газет со стороны администрации области не установлено". "Не установлены и факты угроз жизни и здоровью журналистов печатного издания "МК"-Пермь". Проведенная общественными организациями проверка по опубликованным в московских изданиях фактам нарушений тоже не подтвердила.

Приведенная история подтверждает, что во время выборных кампаний используются любые домыслы, но не для действительного решения проблем гражданских прав и свобод, а для выполнения сиюминутных политических задач.

 

Аккредитация и другие формы взаимодействия с журналистами

После жесткой критики по итогам "Общественной экспертизы" Положения об аккредитации журналистов при администрации г. Перми49 (15 нарушений Закона РФ "О СМИ"), ситуация в государственных и муниципальных органах несколько изменилась. В администрации города Перми об аккредитации, кажется, "забыли" и стали работать со всеми журналистами, приходящими на пресс-конференции и другие мероприятия. В Главном управлении внутренних дел Пермской области, наоборот, приняли дополнительные меры по ограничению свободы слова. Был издан специальный приказ, касающийся взаимоотношений с прессой. Суть приказа в том, что любая публикация в газете офицера или рядового милиционера должна пройти проверку руководства ОВД или ГУВД во избежание, якобы, ошибок. Более того, сотрудник органов внутренних дел не может даже встретиться с представителем прессы без санкции пресс-службы ГУВД.50

Более широко стал использоваться другой механизм: намек или просьба к редакторам направлять в эти учреждения другого журналиста.

Так в декабре 2000 года произошло с журналисткой М., многие годы работавшей до этого с документами Законодательного собрания Пермской области. Сегодня уже другой, более лояльный, журналист освещает деятельность этого органа власти.

Таким образом, в вопросе аккредитации СМИ возобладал обслуживающий принцип. Как сказал один из пермских радийщиков (радио Максимум), "у нас все разошлись по своим интересам". На практике это означает: ведомства и структуры обл-горадминистраций приглашают для освещения и "прокачивания" нужного вопроса лишь определенную, проверенную и прирученную редакцию - в итоге все довольны, а кто не доволен, то их "столик не обслуживается".

Все больше распространение получает отслеживание пресс-службами администраций публикаций, передач о деятельности органов власти. После этого составляется таблица с пометками "плюс" или "минус". Материалы с "минусами" изучаются более подробно, выискиваются слабые места и обязательно проводится беседа с журналистом или редактором, в зависимости от тяжести "содеянного".

Практика индивидуального подбора и индивидуальной работы с журналистами, скорей всего, будет развиваться. Для пресс-служб она хороша тем, что давление на свободу слова, доступ населения к информации не фиксируется ни в каких документах, ведется только индивидуально. Формально повода для протестов нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Нерентабельность большинства российских СМИ.

    Информационная замкнутость российских органов власти всех уровней. Агрессивное пренебрежение чиновников к информационным правам граждан.

    Правовое и профессиональное невежество части журналистов. Пренебрежение к корпоративной этике.

    "Внутренний цензор".

    Выборы в их сегодняшней форме - своего рода "информационный разврат" - прямая и явная угроза свободе слова в России.

В западных демократиях средства массовой информации рассматриваются, с одной стороны, как институт гражданского общества, с другой - как приносящий реальную прибыль, особый, социально значимый вид бизнеса, в котором, как во всяком бизнесе, дорого уважение, мнение каждого подписчика, покупателя, потребителя информации. В России медиа-бизнеса, именно как бизнеса, т.е. деятельности, приносящей прибыль, - не существует. СМИ у нас создаются государством, финансовыми и политическими группировками, частными лицами в основном для решения политических и околополитических задач. Часть СМИ поддерживаются на плаву невероятными усилиями редакций исключительно в интересах сохранения рабочих мест, что опять же приводит их в объятья финансово-политических группировок. Поэтому, пока в деятельности наших СМИ решение политических задач будет превалировать над решением задач информационных, пока медиа-деятельность не станет экономически выгодным медиа-бизнесом, пока для хозяев СМИ читатель, зритель, слушатель будет всего лишь "свободными ушами" для почти бесплатной информационной "лапши", а не потребителем, оплачивающим из своего кармана информационные услуги - до тех пор в России будут проблемы со свободой слова, а российское информационное пространство будет испещрено дырами дефицита.

 

Предложения

    Действующее выборное российское законодательство фактически ограничивает свободу слова и противоречит ст. 29 Конституции РФ и, следовательно, должно быть изменено. Свобода слова не должна зависеть от того, идут или нет выборы в стране или регионе.

    Необходимо создать систему послевузовской переподготовки журналистов и вневузовского образования журналистов, не имеющих специального образования.

    Необходимо максимально ограничить влияние местных органов власти на районные редакции и журналистов. По примеру прямого федерального финансирования городских и районных газет надо перестроить и формы финансирования СМИ из бюджета области. Следует проанализировать и юридический статус редакций районных СМИ, которые нередко являются подразделениями администраций. Нынешняя ситуация с местными СМИ нелепа с точки зрения информационной и гражданской функции СМИ в демократическом обществе.

    Органы прокуратуры должны серьезнее относиться к проблемам СМИ и к соблюдению на территории области информационных прав граждан. Факты недопуска журналистов и граждан к информации всякий раз должны быть предметом серьезного разбирательства, чего сегодня нет и в помине. Многое здесь зависит и от активности общественных организаций и самих журналистов.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.