НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Гражданские и политические права

Глава 7.
Свобода убеждений, совести и религии

Религиозная ситуация в регионе

На сегодняшний день в Пермской области функционируют в целом более 240 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений, принадлежащих 22 конфессиям: русская православная церковь - 189 общин, ислам - 50 общин, ЕХБ (евангельские христиане-баптисты) - 11 общин, Новый Завет (харизматы) - 9 общин, российская православная свободная церковь юрисдикции русской православной церкви за границей - 4 общины, русская православная старообрядческая церковь - 4 общины, ХВЕ (христиане веры евангельской - пятидесятники) - 3 общины и 1 миссия, русская древнеправославная церковь - 2 общины, ИПХС (истинно-православные христиане странствующие) - 1 община, римско-католическая церковь - 2 общины, немецкая евангелическо-лютеранская церковь - 2 общины, меннониты - 1 община, СЦ ЕХБ (Совет церквей евангельских христиан-баптистов) - 1 община, адвентисты седьмого дня - 2 общины, свидетели Иеговы - 1 община, новоапостольская церковь - 1 община, иудаизм - 2 общины, пермское отделение всероссийского центра дальневосточного буддизма махаяны - 1 община, общество сознания Кришны (вайшнавы) - 2 общины, бахаи - 1 община, церковь объединения (последователи Сан Мюн Муна) - 1 община, церковь Иисуса (мормоны) - 1 община и т. д.

К перечисленному можно добавить общество теософов, ивановцев, белых братьев, последователей науки разума, общество духовного просвещения под руководством Белодеда, сатанистов, а также многочисленных "пророков" и "учителей", которые вовсе не имеют последователей, но пытаются создать вокруг себя их некое подобие. Без всякого сомнения, Пермская область, будучи полиэтническим регионом, является и поликонфессиональным.

 

Неравноправное положение различных конфессий

Если говорить в целом по области, то, несомненно, материальная помощь, оказываемая русской православной церкви, несоразмерима помощи другим религиозным организациям.

В Пермской области за 1992-й и начало 1993 г. из бюджетов городов и районов, из внебюджетного фонда от хозяйственных и коммерческих структур было выделено 18673609 неденоминированных рублей. С 1996 г. в бюджете области появилась специальная статья, предусматривающая выделение 500 млн. (деноминированных) рублей на эти цели. И это при том, что Россия по Конституции является светским государством, а среди пермских налогоплательщиков, средства которых тратятся на восстановление православных культовых сооружений, есть не только православные христиане, но и десятки тысяч мусульман, тысячи протестантов и католиков, не говоря уже о сотнях тысяч атеистов и людей, безразличных к делам церквей и конфессий.

Как уже отмечалось в прошлом докладе, восстановление Белогорского Свято-Николаевского монастыря приравнивалось к важнейшему народнохозяйственному объекту. В сентябре 1996 г. областная администрация приняла постановление "Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря". Начались крупномасштабные работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. Было принято решение по разработке комплексной целевой программы социального развития села Калинино в связи с восстановлением монастыря. В своем интервью СМИ губернатор Г.В. Игумнов отмечал, что специалисты из областной администрации контролируют проведение всех строительных, восстановительных и реставрационных работ.51 На Рождество 2000 года в Белогорском монастыре появилось 9 колоколов. Все они были отлиты в Ивановской области в Свято-Николо-Шартомском монастыре. Губернатором Г.В. Игумновым было принято решение оплатить эти работы. На красивых колоколах высечены молитвы и надпись: "Сей колокол отлит под попечительством губернатора Пермской области Г.В. Игумнова в 1999 г.". Более сотни организаций, предприятий и частных лиц участвовали в восстановлении монастыря. С целью концентрации средств был создан благотворительный фонд "Белая Гора" (председатель - Владимир Рыбакин, руководитель АО "Уралсвязьинформ", печально известного массовыми нарушениями прав потребителей). Однако именно в 2000 г. отмечается сокращение материальной помощи со стороны областной администрации этому монастырю, чему способствовала смена монастырского руководства. Вместо Даниила наместником был назначен архимандрит Вениамин. Одним из предъявленных обвинений со стороны церковной власти бывшему наместнику стало "нецелевое расходование средств".

Справедливости ради необходимо отметить, что восстановление Белогорского монастыря силами администрации в Пермской области скорее исключение, чем правило. Так как пожертвования, поступающие в религиозные объединения, не подлежат налогообложению, то в основном материальная помощь в Пермской области идет со стороны предприятий, и государство участвует в этом косвенным образом в связи с наличием контрольного пакета акций, или просто давая предпринимателям советы, на которые они не могут не реагировать. Именно таким образом успешно восстанавливается в 2000 г. Свято-Троицкий Стефана монастырь в Перми.

В некоторых районах области муниципальные органы более действенную помощь оказывают мусульманским общинам. Так, в Бардымском районе Пермской области действует 19 мусульманских общин и лишь одна православная. В течение 1999 г. сданы в "эксплуатацию" мечети в населенных пунктах Константиновка и Бичурино, начато строительство соборной мечети в с. Барда. Продолжается строительство мечети в Аклушах, в стадии завершения - в деревнях Сюзянь и Тюндюк. Администрация Бардымского района Пермской области публично заявляет о своей поддержке исламу и православию (начато строительство Свято-Троицкой церкви в с. Печмень), но всячески препятствует деятельности религиозного объединения "Новый Завет".

В марте 1998 г. в с. Барда из г. Чусового приехала семья миссионеров "Нового Завета" - Г. Отрицательное отношение бардымской администрации к деятельности данной организации было доведено до сведения епископа церкви "Новый Завет" Грабовенко Э.А. в марте 1999 г. В результате в миссионерской школе церкви "Нового Завета" стали готовить к служению представителей татарского и башкирского населения. В 2000 г. по области состоялись концерты студентов этой школы на татарском языке.

Пермь является центром Уральской епархии данной религиозной организации, и в 2000 г. одновременно молитвенные собрания проходили более чем в 70 местах52 Пермской области и за ее пределами. В Карагайском районе в общины "Нового Завета" уже ходит столько же верующих, сколько в православные церкви. Для того, чтобы урегулировать сложные взаимоотношения между церквями, администрация проявила инициативу по созданию общественного Совета по урегулированию межрелигиозных конфликтов. В свою очередь, администрация Коми-Пермяцкого автономного округа отметила активную благотворительную деятельность церкви "Новый Завет" в части показа бесплатных фильмов и детских спектаклей.

В местных СМИ журналисты стараются избегать острых тем, связанных с проблемами государства и религии, и межрелигиозными отношениями. Практически нет больше оскорбительных выпадов в адрес тех или иных религиозных объединений. Исчезает к месту и не к месту употребление понятия "секта". Однако, несмотря на, в целом, достаточно уважительный тон в адрес религиозных организаций, действующих на территории области, а также объективистскую отстраненность в изложении событий из религиозной жизни, следует отметить некоторые случаи достаточно ожесточенной полемики.

Так, в 1999 г. в районной газете "Искра" (г. Кунгур) был задан вопрос: "Кто такие свидетели Иеговы?". Ответ на него написал один из священников. Его ответ вызвал статью-опровержение со стороны иеговистов. Тон данной дискуссии явно выходил за рамки допустимого.

Необходимо также отметить, что в Пермской области существует ряд традиций, способствующих уравниванию положений различных конфессий. Так, наряду с "неработающими" христианскими праздниками (Рождество, Пасха), в районах области (Бардымский, Куединский, Осинский, Ординский и др.) с татаро-башкирским населением нерабочими днями объявляются главные мусульманские праздники. Однако есть случаи, которые позволяют говорить о некоторых проблемах в межконфессионных взаимоотношениях.

В селе Уинское настоятель церкви Петра и Павла, с устного согласия работника администрации района, 1 сентября 1999 г. на торжественной линейке в Уинской общеобразовательной школе благословил учеников, что вызвало отрицательную реакцию у родителей-мусульман, а также председателя татаро-башкирского центра и имама-мухтасиба. Неправомерно и само разрешение администрации на благословение. Церковь в России отделена не только от государства, но и от школы.

Начиная с 1998 г., в Перми работает Межконфессиональный консультативный комитет, куда входят представители традиционных религиозных организаций: русская православная церковь, русская православная старообрядческая церковь, римская католическая церковь, немецкая евангелическо-лютеранская церковь, иудаистская община, мусульманские общины. В 2000 г. комитет собирался около десяти раз. При поддержке администрации г. Перми в мае 2000 г. межконфессиональный консультативный комитет провел международную конференцию "Христианство и грядущие судьбы России". В феврале 2001 г. выйдут из печати две книги консультативного комитета. В одной речь идет о тех религиозных организациях, которые входят в межконфессиональный комитет, а в другой публикуются материалы прошедшей конференции. Деятельность этого комитета доказывает преемственность традиций этноконфессиональной терпимости, характерных для Урала в целом и для г. Перми и Пермской области в частности.

Пожалуй, в Пермской области, как нигде, четко соблюдается равенство всех религий перед законом. Так, в 2000 г. были зарегистрированы Свидетели Иеговы, Семья бога (последователи К. В. Белодеда), Церковь объединения (последователи Сан Мюн Муна), бахаи и другие. Следует отметить, что в деятельности местных религиозных организаций, традиционно считающихся радикальными, реальный религиозный экстремизм не наблюдается.

 

Воспрепятствование со стороны властей отправлению религиозных обрядов или совершению иных религиозных мероприятий

Администрация области, органы местного самоуправления за последние годы многое делали и делают для возвращения верующим культовых зданий, оказывают помощь религиозным организациям в восстановлении храмов-памятников истории и культуры (к сожалению, не только их). Но, тем не менее, одной из самых серьезных проблем не только в Пермской области, но и в России в целом, по-прежнему остается передача культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий, и иного имущества религиозного назначения.

Только русской православной церкви за 90-е годы было передано 130 храмов и монастырей, однако, по-прежнему более чем 150 бывших культовых зданий до сих пор используются не по назначению, здесь продолжают размещаться дома культуры, кинотеатры, спортивные залы, музеи, мастерские, склады, школы и даже вузы. Например, в самом г. Перми в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора расположена художественная галерея. Корпусом фармацевтического института является бывший Рождество-Богородицкий собор, институт культуры находится в здании духовного училища, а военный институт - в бывшей епархиальной семинарии и т.д. Местная светская и церковная власти не могут пока найти выход из создавшегося положения.

Особенно тяжело приходится жителям отдаленных районов - что выбрать: единственный Дом культуры с кинотеатром или церковь? Такая проблема встала в Пермь-Серге (Кунгурский район). В г. Чердынь в бывшем Воскресенском соборе находится районный Дом культуры, а один из приделов передан под культовые нужды. Нередко дискотеки, трансляции кинофильмов и богослужение происходят одновременно. Это, естественно, создает конфликтные ситуации.

Например, в администрацию Уинского района в 1999 г. поступило заявление от приходского собрания храма Петра и Павла об оскорблении чувств верующих в связи с выступлением рок-группы "Шабаш" и проведением музыкального вечера - "Бал у сатаны" с сатанинской символикой в Доме культуры, который находится в здании церкви Петра и Павла. Директор ДК и организаторы музыкального вечера принесли извинения приходскому Совету церкви. Районная администрация предупредила их о недопустимости проведения подобных мероприятий, оскорбляющих чувства верующих.

В мае 2000 г. глава администрации Суксунского района Г.А. Олин разработал план создания нового Дома культуры рядом со старинной Вознесенской церковью (здание строилось с 1796 до 1850 гг., а в настоящее время здесь районный Дом культуры), и назвал его "Стройка тысячелетия". По этому плану предусматривается задействовать большое количество жителей поселка, коммерсантов и предпринимателей, руководителей предприятий, организаций, учащихся школ. Многие жители поселка считают, что строительство увеселительного заведения на "святом месте" является оскорбительным для чувств верующих людей.

Однако в целом пермские власти не создают искусственных препятствий в отправлении религиозных обрядов или совершению иных религиозных мероприятий.

 

Вмешательство религиозных организаций в дела государства и наоборот

Несмотря на прошедшую избирательную кампанию, вмешательство религиозных организаций в политическую жизнь практически не наблюдалось, хотя многие кандидаты на различные посты пытались "разыграть религиозную карту".

Особенно заметно вмешательство религиозных объединений в дела государства в области воспитания подрастающего поколения. Если так можно выразиться, идет ожесточенная борьба за детские души. И в этой борьбе очень часто пытаются нарушить светский характер системы государственного образования.

26-27 апреля 2000 г. в рамках областной научно-практической конференции "Философия образования начала третьего тысячелетия: взгляд в будущее" состоялось заседание секции "Философия образования и проблемы религиоведения в современной школе". Участники заседания "обратили особое внимание руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение принципа светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области".53

Большую активность по созданию областной сети воскресных школ для детей и взрослых проявляет церковь "Новый Завет". Почти в каждом втором православном приходе Пермской епархии открылись воскресные школы. У мусульман - 35 подобных школ. Строится медресе. В 7 воскресных школах Бардымского района изучается арабский язык. Арабский язык стал изучаться и в государственной Бардымской гимназии. В 1999 г. в Перми зарегистрировалось общество ревнителей просвещения,54 целью которого является открытие классической гимназии с теми предметами, которые были в гимназии до 1917 г., в том числе там преподавался и "Закон Божий".

Следует отметить позицию невмешательства пермских властей во внутренние религиозные дела. Особенно это касается администрации г. Перми. В 2000 г. продолжал нарастать конфликт по поводу соборной мечети г. Перми.55 В 1989 г. здание соборной мечети передали "религиозному обществу мусульман". 15 января 1991 г. на заседании президиума Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири было решено образовать Пермский мухтасибат с приданием под его юрисдикцию мусульманских объединений Пермской области, Удмуртской ССР и Кировской области. Местом резиденции мухтасибата определен был город Пермь, а имамом-мухтасибом назначили имама-хатыба Пермской мечети.

На VI чрезвычайном съезде мусульман Европейской части СНГ, Сибири и республик Прибалтики Духовное управление мусульман Европейской части СНГ, Сибири и республик Прибалтики было преобразовано в Центральное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). 8.04.1994 г. ЦДУМ прошел официальную регистрацию в Министерстве юстиции России. В состав ЦДУМ вошли на добровольных началах мусульманские духовные управления, которые получили в связи с реорганизацией более высокий статус. В результате г. Пермь становится центром муфтията - регионального Духовного управления мусульман Пермской области, а соборная мечеть - резиденцией муфтия. На этом же съезде было заявлено о том, что ЦДУМ является правопреемником Оренбургского Магометанского духовного собрания.

Однако верующие соборной мечети, где преобладали приезжие мусульмане, стали ориентироваться в своей деятельности на ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России) с центром в Москве. В результате в 1999 г. было основано представительство Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) в Пермской области.

И ЦДУМ, и ДУМЕР - оба претендуют на соборную мечеть. В этой сложной ситуации городские власти, отвечающие за муниципальную собственность, заняли выжидательную позицию, предлагая самим верующим договориться друг с другом. В марте 2000 г. было проведено собрание, на котором верующие решили, что здание соборной мечети принадлежит ЦДУМу (Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ), однако с этим решением не согласны представители ДУМЕР. Конфликт до сих пор не урегулирован.

Большой резонанс вызвала отставка наместника Белогорского монастыря Даниила в феврале 2000 г. Именно при нем началось превращение монастыря в православный центр края: открылась воскресная школа для детей "Доброглас", появилась православная видеостудия "Пневматикон", создавшая несколько фильмов о жизни монастыря. Осуществились издательские проекты, в частности, возродился журнал "Голос Долга". Недалеко от монастыря в 1999 г. появилась женская Спасо-Преображенская пустынь. По инициативе и участии наставника проведен ряд конференций и "круглых" столов: "Великая Княгиня Елизавета Федоровна, служение женщины в Православной Церкви" (1998 г.), "Русская Императорская армия в Великой войне 1914-1918 гг." (1998 г.), "Платоновские чтения" (2000 г.) и, наконец, возрождается традиционный крестный ход. Многие известные общественные деятели г. Перми поставили свои подписи под просьбой оставить прежнего наместника. Под открытым письмом было собрано около 2000 подписей. Однако, согласно церковному праву, решения Св. Синода вправе отменить лишь Поместный собор. Этот случай, пожалуй, первый в пермском регионе в постсоветское время, когда общество, а не государство, попыталось организованно вмешаться во внутрицерковные дела.

 

Факты дискриминации атеистов и верующих из-за убеждений

Таких фактов на территории Пермской области в 2000 г. обнаружено не было. Верующие и атеисты имеют возможность обменяться своим мнением по мировоззренческим проблемам. Таких "Гайд-парков" в Перми три: клуб "Диалог" при художественной галерее, клуб при Библиотеке духовного возрождения и клуб "Идея" при библиотеке № 25 муниципального Дворца культуры г. Перми. В октябре 1999 г. произошло учредительное собрание атеистов г. Перми.

 

Право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу

Ситуация в Пермской области с признанием права на альтернативную службу не претерпела значительных изменений. В сравнении с другими субъектами РФ в Пермской области наибольшее количество удовлетворенных жалоб призывников. По устному заявлению представителя военного комиссариата Пермской области, в 2000 году пропорция удовлетворенных судами жалоб и жалоб, оставленных без удовлетворения, примерно 70% на 30%. В целом по Пермской области к концу 2000 года суды признали право на альтернативную службу более чем за 30 призывниками. Подавляющее большинство жалоб удовлетворено судами г. Перми. Это связано прежде всего с активной "проальтернативной" деятельностью Пермского регионального правозащитного центра и Пермского отделения общества "Мемориал". Последним в 2000 году проводился социально-правовой эксперимент "Отработка модели прохождения альтернативной гражданской службы". В ходе эксперимента десять юношей призывного возраста, чьим убеждениям противоречила военная служба, работали в социальной сфере на должности социальных работников, и данный факт оценивался судом при решении вопроса о признании за призывником права на альтернативную гражданскую службу.

Тем не менее наблюдается опасная тенденция. Известны случаи, когда призывникам, которые заявляют о желании проходить альтернативную службу, предлагают пройти стационарное психиатрическое обследование без каких-либо объективных предпосылок.

В Ленинском районном суде г. Перми судьей Б. рассматривается жалоба А. на решение призывной комиссии Ленинского района г. Перми о призыве на военную службу и предоставлении права на альтернативную гражданскую службу.

Представителем ответчика было заявлено ходатайство о проведении судебно-психологической экспертизы. Судья Б. не поставила данное ходатайство на обсуждение, объявив, что стороны должны подготовить вопросы для эксперта. Несмотря на то, что ходатайство о проведении экспертизы заявил представитель призывной комиссии, судья сказала, что оплата экспертизы будет полностью возложена на призывника. Данное высказывание мы расцениваем либо как проявление некомпетентности судьи, либо как ее необъективность. В соответствии со ст. 88 ГПК РСФСР "суммы, подлежащие выдаче свидетелям и экспертам или необходимые для оплаты расходов по производству осмотра на месте, вносятся вперед стороной, заявившей соответствующую просьбу". Соответствующую просьбу заявил представитель призывной комиссии, а призывная комиссия не освобождается от оплаты судебных расходов.

Судья заявила, что не принимает все свидетельские показания, т. к. допрошенные свидетели по делу - заинтересованные лица, поскольку они являются либо родственниками, либо знакомыми. Если следовать логике судьи, то получается, что об убеждениях, являющихся составной частью мировоззрения человека, должны свидетельствовать лица, не знакомые (!) с этим человеком! Только эти лица, по мнению судьи, являются незаинтересованными.

Но самым удивительным было то, что судья в конечном итоге согласилась с представителем призывной комиссии в том, что доказать убеждения можно только с помощью психолого-психиатрической экспертизы на стационарном обследовании в городском психиатрическом диспансере!

Похожий случай произошел и в Свердловском районе г. Перми. А. осенью 2000 года подал в призывную комиссию заявление с просьбой о замене военной службы на альтернативную, после чего работники призывной комиссии предложили А. пройти стационарное психиатрическое обследование. Это было сделано именно после подачи А. заявления об АГС. А. отказался от стационарного психиатрического обследования со ссылкой на закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". После этого ему был поставлен диагноз "транзиторное расстройство личности" и он был признан ограниченно годным и зачислен в запас. В настоящее время решение призывной комиссии обжаловано.

Еще одной проблемой является то, что даже после признания за призывником права на альтернативную службу призывные комиссии принимают решение о призыве на военную службу.

Так, Мотовилихинский районный суд г. Перми признал за К. право на альтернативную службу еще в 1999 году. Однако в 2000 году призывная комиссия повторно приняла решение о призыве его на военную службу. К. вновь обратился в суд, после чего суд повторно вынес решение о признании за К. права на АГС и вынес частное определение в адрес призывной комиссии о недопустимости повторного принятия решения о призыве на военную службу призывника, за которым судом признано право на АГС, если нет доказательств об изменении у призывника убеждений или вероисповедания.

В г. Соликамске Пермской области призывник Т. был осужден городским судом за уклонение от прохождения военной службы к одному году лишения свободы условно, несмотря на то, что он требовал предоставления ему права на прохождение альтернативной службы. Впоследствии Т. был оправдан Пермским областным судом. В 2000 году Т. вновь был призван на военную службу. Это решение призывной комиссии было признано незаконным и отменено. Однако призывная комиссия повторно приняла решение о его призыве на военную службу. Т. в третий раз пришлось обращаться в суд с заявлением о замене военной службы альтернативной. Т. является председателем общественной организации "Антимилитаристский союз".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Опровославливание власти и школы.

    Неприятие властью и военными институтами альтернативной гражданской службы.

    Предрассудки в отношении нетрадиционных конфессий.

    Деструктивная и дискредитирующая конфессиональное сообщество деятельность тоталитарных сект, экстремистских религиозных организаций.

    Чеченская война как антиисламский фактор.

 

Предложения

    Необходима законодательная конкретизация конституционных норм, отделяющих в России церковь от школы и государства. Законы "Об образовании" и "О свободе совести" оставляют без ответов многие вопросы фактического взаимодействия органов власти и образовательных учреждений с конфессиональными структурами.

    В серьезном правовом осмыслении нуждается и проблема тоталитарных сект, религиозного экстремизма и т. п. Нужны нормативные акты, которые бы четко определили предмет и политику государства в отношении этих явлений и дали бы обществу эффективный инструмент правовой защиты.

    Должна быть прекращена практика финансирования органами государственной власти и местного самоуправления культовых сооружений (кроме памятников архитектуры), религиозных праздников и любой другой культовой деятельности, в том числе в СМИ. Прокуратура должна, наконец, обратить внимание на этот вид правонарушений.

    Многолетняя упорная "неспособность" Государственной Думы принять Закон "Об альтернативной гражданской службе" по сути антиконституционна, и чем дальше, тем больше приобретает форму политической провокации. Закон должен быть принят незамедлительно.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.