НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Гражданские и политические права

Глава 9.
Свобода передвижения внутри страны, выезда за рубеж и возвращения на Родину

Выдача общегражданских заграничных паспортов

В 2000 г. Паспортно-визовая служба ГУВД Пермской области отказала в получении общегражданского заграничного паспорта 92 заявителям. Причины отказа: 23 (25%) - владение заявителем государственной тайной, 69 (75%) - наличие у заявителя судимости и внесение ложных сведений в анкетные данные.56 Причины отказа в выдаче паспортов, в принципе, соответствуют закону.57

Однако не удается представить сравнительные данные о том, какой процент составляют отказы от общего числа заявлений о выдаче заграничного паспорта, поданных в паспортно-визовую службу ГУВД, т. к. такая информация по запросу данной службой предоставлена не была ввиду ее "конфиденциальности".58

Известно немного случаев обращения граждан с обжалованием отказа в выдаче общегражданского заграничного паспорта.

В течение трех месяцев паспортное отделение березниковского ГУВД отказывало в выдаче заграничного паспорта гражданину Ф. на том основании, что у него отсутствует регистрация. Тогда как инструкция МВД РФ о выдаче заграничных паспортов предусматривает возможность их выдачи по месту фактического проживания. Только после направления жалобы к начальнику березниковского ГУВД вопрос был решен положительно.

Гражданка К., мусульманка по вероисповеданию, находящаяся в пенсионном возрасте, решила совершить хадж в Мекку. При этом она хотела взять с собой сына, которому только что исполнилось 18 лет и который имел право на отсрочку от службы в армии как единственный сын матери-одиночки. Однако когда в военном комиссариате узнали о том, что он собирается выехать за границу вместе с матерью, то в экстренном порядке, во время перерыва между двумя призывами, был издан заведомо незаконный приказ о призыве его на военную службу. На основании чего молодому человеку было отказано в выдаче заграничного паспорта.
59

Последний случай показывает также, что право граждан на выезд может быть нарушено не только органами, непосредственно отвечающими за выдачу общегражданских заграничных паспортов, но и другими государственными учреждениями.

Более того, лица, которым было отказано в выдаче общегражданского заграничного паспорта, не обжаловали отказ, что говорит либо о том, что они согласны с отказом, либо не знают о своих правах. Поэтому возможна достаточно высокая латентность данного вида нарушений прав человека.

В Ленинский районный суд (по месту нахождения паспортно-визовой службы Пермской области) также не подавались заявления об обжаловании отказа в выдаче общегражданского заграничного паспорта.

Например, из практики стало известным, что в некоторых случаях при выдаче общегражданских заграничных паспортов работники служб, ответственных за выдачу таких паспортов, запрашивают данные из других органов милиции о том, не привлекался ли заявитель к административной ответственности и уплачены ли им наложенные на него штрафы. В случае, если заявитель является "должником" по уплате таких штрафов, ему отказывается в выдаче загранпаспорта до тех пор, пока он не "исправит положение". Данная мера является незаконным основанием для отказа в выдаче общегражданского заграничного паспорта.60

 

Положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Пермская область сохраняет характер региона с достаточно высокой миграционной динамикой. В 2000 г. на территорию области прибыли 5 990 иностранных граждан и лиц без гражданства, 5 985 граждан стран СНГ, 32 878 граждан Российской Федерации. Снято с регистрационного учета 143 292 человек. Лиц, отказавшихся от регистрации по месту пребывания, нет.

Выдворено за нарушение правил регистрации 58 граждан Китайской Народной Республики, из них под конвоем - 1 человек,61 что, в принципе, не противоречит закону.62 Однако детали данных инцидентов неизвестны, что не позволяет определить правомерность выдворения иностранных граждан.

Руководство пограничного отряда "Пермь-Аэропорт" отказалось предоставить сведения о том, были ли случаи нарушения государственной границы России на территории Пермской области, а также отказа гражданам в пропуске их через границу России по различным основаниям.

 

Трудовая миграция

Услугами телефонной консультационной службы, работающей в Перми для желающих выехать на работу за границу и родственников уже выехавших, за период с августа по декабрь 2000 г. воспользовались более 300 человек из Перми и других городов области.

Были выявлены случаи обмана граждан Пермской области, желающих выехать за рубеж на работу.

11 пермяков заплатили по 1250 долларов США каждый некой коммерческой фирме за возможность трудоустройства в сфере сельского хозяйства в Испании, однако были обмануты и провели несколько месяцев в голодном и нищенском существовании за границей. Двое из них в результате получили инфаркт. Однако преступники не были наказаны, т.к. уголовное дело, возбужденное Управлением налоговой полиции по Пермской области, было прекращено ввиду выхода Закона РФ об амнистии, под которую и подпало совершенное деяние.

Женщина пенсионного возраста заплатила 500 долларов США туристической фирме, не имеющей лицензии на трудоустройство граждан России за рубежом, за выезд в Италию для работы горничной в гостинице. В результате она была обманута и лишилась заплаченных ею денег, к счастью, не успев выехать из России.

Пермяк, также через аналогичную туристическую фирму, выехал на "высокооплачиваемую работу" в Португалию. Однако билет фирмой был куплен ему только до Барселоны (Испания). Преодолев долгие мытарства, он смог добраться до места назначения в Португалии, но, проработав там определенное время в условиях, подобных рабству, попытался уехать обратно на родину. Денег на самолет из Португалии ему не хватило, поэтому он по земле добрался до Франкфурта-на-Майне (Германия), откуда хотел вылететь в Россию. Однако там он, как нелегальный иммигрант был задержан и избит германской полицией, после чего депортирован.
63

Таким образом, некоторые коммерческие организации из-за попустительства государственных органов вполне открыто осуществляют деятельность по трудоустройству за границей, не имея на то лицензии, и, нарушая закон, предлагают нелегальную работу по нерабочим визам, что приводит к существенным нарушениям прав граждан. Контроль уполномоченных государственных органов за деятельностью туристических фирм, брачных агентств и фирм по трудоустройству граждан России за границей явно недостаточен.

Компетентными государственными органами совершенно не проводится работа по информированию населения об их правах и обязанностях в международном миграционном процессе. И, что самое печальное, государство, как правило, оказывается неспособным помочь своим гражданам, оказавшимся в беде за границей. Более того, некоторые из тех, кто попал в такую ситуацию, даже не обращаются за помощью в российские посольства, заранее предполагая, что никакой помощи не получат.

Средства массовой информации по-прежнему обращают мало внимания на проблему массовых случаев обмана и торговли людьми при выезде российских граждан на работу в зарубежные страны, однако отраден тот факт, что такие публикации в 2000 г. стали понемногу появляться.64 На материале, полученном в Пермской области, появились публикации по данной теме даже в иностранной прессе.65

 

Другая сторона проблемы трудовой миграции - приезд в Пермскую область на работу жителей других регионов России и иностранных граждан, в основном, из стран СНГ.

Иностранное Интернет-издание "Eurasia Insight", специализирующееся на проблемах среднеазиатских республик бывшего СССР, обращает внимание на массовость трудовой миграции населения этих стран в Россию, в том числе в Пермь: "Женщины пакуют сумки… и проводят по полгода, продавая узбекскую продукцию из хлопка на морозных улицах сибирских городов, таких как Пермь".66

Вал трудовой миграции вынудил власти Пермской области принять специальные нормативно-правовые акты: Закон № 31-2 от 23.06.1994 г. "О регистрации временно пребывающих на территории Пермской области лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих в странах Содружества Независимых Государств" и Постановление губернатора Пермской области № 414 от 21.11.1997 г. "Об упорядочении пребывания на территории Пермской области граждан Социалистической Республики Вьетнам и Китайской Народной Республики", которые действуют и выполняются, судя по фактам высылки трудовых мигрантов из-за нарушений правил регистрации, о которых говорилось выше.

 

Регистрация по месту жительства и месту пребывания

В сфере свободы передвижения за 2000 г. не произошло каких-либо существенных изменений. По-прежнему главные проблемы здесь связаны с институтом прописки (регистрации). Формально он отменен. Но на практике реализация многих прав и обязанностей гражданина производится по месту его жительства. Так, с регистрацией граждан по месту жительства связаны социальное и медицинское обеспечение, получение социальных льгот и пособий, военный учет, налогообложение и, как следствие, трудоустройство (поскольку сведения в налоговую инспекцию работодатель должен подавать по месту жительства работника). Только оторвав реализацию этих прав и обязанностей от процедуры регистрации (т.е. создав для их реализации механизмы, принципиально отличные от действующих), можно обеспечить реальную отмену института прописки. В данном случае требуется глобальное реформирование федерального законодательства.

Д.Ю. приехал в г. Березники из г. Чермоз. Его долгое время не принимали на работу и не ставили на воинский учет из-за отсутствия регистрации. Только после публикации в газете "Березниковский рабочий" ему удалось устроиться на работу в АО "Уралкалий".

Необходимость кардинального изменения законодательства в этой сфере подтверждает ситуация, сложившаяся в связи с институтом регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) после принятия постановления Конституционного Суда РФ от 2.02.98 года, признавшего несоответствующими Конституции РФ отдельные нормы Постановления Правительства РФ о регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства. Органы паспортно-визовой службы стали использовать "остатки" указанного Постановления Правительства РФ при проведении регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) буквально. В результате, если ранее для регистрации гражданина требовали подтверждения факта согласия всех зарегистрированных в жилом помещении совершеннолетних лиц, то сейчас для этого достаточно согласия любого совершеннолетнего лица, зарегистрированного в жилом помещении. Между тем в соответствии с жилищным законодательством согласие всех зарегистрированных является обязательным условием для вселения в жилое помещение любого человека, за исключением несовершеннолетнего.

Самое интересное в этой ситуации то, что органы паспортно-визовой службы проводят регистрацию в указанном порядке, а суд отменяет эту регистрацию как нарушающую права других проживающих в жилом помещении лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Частичное сохранение института прописки, ограничивающего свободу передвижения граждан (реализация ряда социально-экономических прав обусловлена наличием регистрации по месту жительства).

    Бюрократизм, "непрозрачность", информационная замкнутость органов паспортно-визовой службы и смежных с ними структур.

    Неинформированность граждан в вопросах регистрации, въезда-выезда, трудовой миграции и т. п.

 

Предложения

    Гласность и "прозрачность" должны стать одними из основных принципов в деятельности паспортно-визовой службы. Необходимо разработать и принять постоянно действующую государственную программу по информированию граждан в вопросах реализации права на свободу передвижения.

    Должен быть разработан механизм гражданского контроля за соблюдением паспортно-визовой службой прав и свобод граждан.

    Необходимо как можно скорее разработать и запустить государственные информационно-просветительские программы для мигрантов (статус, права, административные и правовые процедуры, в том числе процедуры обжалования решений уполномоченных органов и т. д). Информационная поддержка мигрантов должна быть максимально адресной и доступной, предлагаться мигранту на всех этапах его пребывания в России, вне зависимости от его статуса и активности. Это в определенной степени позволит снять напряженность во взаимоотношениях мигрантов и органов власти.

    Для устранения неоправданных бюрократических препятствий в получении паспортов необходимо создание единой общероссийской базы, содержащей данные граждан, которым выдавались паспорта РФ и общегражданские заграничные паспорта.

    Для обеспечения свободы передвижения малоимущих и слабозащищенных слоев населения, крайне важно законодательно "отвязать" получение пенсий, социальных пособий и льгот от прописки (регистрации). Для чего необходимо создание единой федеральной базы данных получателей всех видов социальной поддержки.

    Прокуратура должна обратить более серьезное внимание на деятельность фирм, осуществляющих посредническую деятельность в сфере трудовой миграции. Количество жертв мошенничества в этой области требует специальных и систематических усилий со стороны органов региональной и муниципальной власти, направленных на защиту прав и законных интересов российских граждан.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.