НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Гражданские и политические права

Глава 10.
Право на периодическую смену власти через выборы

На 2000 год пришелся пик текущего электорального цикла в регионе. После избрания в декабре 1999 г. депутатами новой Государственной Думы П. Анохина, А. Климова, С. Чикулаева и Ю. Медведева вакантными оказались 4 места в областном парламенте. Еще одно место в Законодательном собрании освободилось в результате ухода Г. Савельева в структуры исполнительной власти. Довыборы по соответствующим округам прошли в марте-апреле 2000 г. Тогда же в стране проходила кампания по выборам нового Президента. С мая-июня в различных районах и городах области начались выборы глав местного самоуправления и депутатов местных органов представительной власти. Во многих территориях, включая город Пермь, данные выборы решено было совместить с назначенными на декабрь выборами губернатора.

Изменения, внесенные в федеральные и областные законы о выборах, в целом способствовали тому, чтобы сделать процесс более прозрачным и справедливым. Были ограничены размеры избирательных фондов и усилен гласный контроль за поступлением и расходованием средств, обязательным стало указание всех выходных данных на каждом агитационном материале и уведомление избирательной комиссии об их выпуске, ужесточены требования к публикации предвыборных опросов и т.д.

Однако, реальная практика показывает, что многие кандидаты, особенно имеющие в своем распоряжении значительные финансовые и/или административные ресурсы, легко обходят налагаемые законом ограничения либо идут на прямое нарушение принятых норм. Подлинная стоимость некоторых избирательных кампаний в десятки раз превосходила допустимые размеры предвыборных фондов и оплачивалась в основном "черным налом", различными зачетами и т.д. Например, стоимость кампании кандидата в депутаты Пермской городской Думы, по некоторым сведениям, доходила до 6 млн. рублей, при том, что областным законом установлена норма, согласно которой предельный размер избирательного фонда не должен превышать минимального размера оплаты труда, более чем в 2 000 раз (т.е. 200 тыс. рублей на тот момент). Сопоставимыми были масштабы превышения допустимых размеров стоимости избирательных кампаний некоторыми кандидатами на пост губернатора области и главы города Перми.

Действующие главы администраций и кандидаты, пользующиеся их покровительством, достаточно широко, хотя и не всегда эффективно, использовали находящиеся в их распоряжении рычаги власти для оказания давления на подчиненные структуры. Особенно значительные размеры это приобрело в октябре-ноябре, когда в схватке за губернаторское кресло сошлись действующий глава области (Г. В. Игумнов) и действующий глава города Перми (Ю. П. Трутнев). Следует также отметить, что в начале года административный ресурс областной власти был мобилизован на поддержку В.В. Путина в ходе президентской кампании.

В ходе избирательных кампаний 2000 г. продолжали появляться агитационные материалы без выходных данных, содержащие резкие выпады в адрес того или иного кандидата.

Достаточно много таких материалов было распространено во время кампании по выборам главы города Перми (немало было распространено "агитационных материалов", порочивших человеческое достоинство и деловую репутацию А. Каменева, И. Неустроева и некоторых других кандидатов). На исход выборов в Пермскую городскую Думу по округу №20, очевидно, повлияло широкое распространение анонимной листовки против кандидата В. Свердлова, несмотря на попытку анонимного же ее опровержения. По всем этим и многим другим случаям виновные не были найдены. Расследование, связанное со скандалом в связи с обнаружением в березниковской "Типографии купца Тарасова" тиража анонимной газеты "ГубЧЕКА-2", направленной против Ю. Трутнева, фактически сошло на нет после избрания последнего губернатором области. Также не стал развивать аналогичный предвыборный скандал после своего избрания депутатом Пермской городской Думы по округу №15 К. Окунев (незадолго до дня голосования были задержаны лица, расклеивавшие на территории округа фальшивый выпуск издаваемой им газеты "Добрый день").

В ряде случаев "черные" материалы публиковались и распространялись от имени подставных кандидатов.

Такой характер носила, например, статья "Генотипы", опубликованная в газете "Местное время" и направленная против кандидата на пост главы г. Перми Г.П. Тушнолобова. Аналогичным образом распространялись материалы против кандидата Н. Потешкина в округе №18 по выборам депутата городской Думы Перми.

При этом необходимо констатировать, что некоторые "черные" материалы и раздуваемые вокруг них скандалы зачастую были на руку тем, кто формально выступал в качестве мишени. Поэтому их подлинное авторство и подлинную подоплеку разыгрывающихся вокруг них событий иногда трудно установить. К этому следует добавить появление различных граффити (на элитных домах и даже на дверях избирательных участков), расклейку и распространение в неположенных местах или в неположенное время агитационных материалов, якобы в поддержку определенных кандидатов. Их соперники, являвшиеся подлинными организаторами подобных акций, при этом рассчитывали вызвать возмущение избирателей либо добиться снятия конкурента избиркомом.

В ходе осенних избирательных баталий в Перми были отмечены случаи незаконного насильственного воспрепятствования действиям агитаторов.

Так, перед вторым туром голосования по выборам главы города Перми разразился скандал в связи с задержанием милиционерами Ленинского ОВД человека, распространявшего агитационные материалы в поддержку Г.П. Тушнолобова (в протоколе так и было зафиксировано "задержан за агитацию"). Случаи нападения на агитаторов со стороны представителей штаба соперника были отмечены в округе №12 по выборам депутата Пермской городской Думы.

По форме соблюдались, но по сути постоянно нарушались требования закона в отношении публикации предвыборных рейтингов. Характерно, например, что данные предвыборных опросов, одновременно публикуемые в предвыборных изданиях трех основных кандидатов на пост губернатора области - П.В. Анохина, Г.В. Игумнова и Ю.П. Трутнева - по некоторым позициям разнились между собой на 20-30 пунктов и показывали прямо противоположные тенденции.

Безусловно, позитивное значение имело введение в качестве альтернативного условия регистрации кандидатов, наряду со сбором подписей, денежного залога. В то же время продолжались злоупотребления, связанные со сбором подписей, который все больше приобретал откровенно коммерческий характер. В период предвыборного ажиотажа в Перми в сентябре-октябре, когда резко обострилась борьба за посты губернатора и мэра и появилось сразу несколько сильных кандидатов в борьбе за тот и другой пост, цена вознаграждения, выплачиваемого сборщику за каждую подпись, подскочила с 2 до 10 рублей. По-прежнему широко распространены случаи подлога подписей, осуществляемого как по инициативе кандидатов и руководителей предвыборных штабов, так и непосредственно сборщиками. Избирательные комиссии в большинстве случаев не выявляли этот подлог, поскольку не в состоянии были справиться с большими объемами работ по проверке подписных листов. Но злоупотребления случались и при внесении залога. Так, некоторым кандидатам непонятным образом удавалось открыть счет и организовать внесение требуемой суммы в вечернее время выходного дня, за несколько часов до истечения отведенного срока, когда, естественно, никакие банковские учреждения не работают.

Сбор подписей, вопреки действующему законодательству, зачастую бывает все также совмещен с проведением досрочной агитации. Однако, такая агитация проводится косвенным образом и другими методами (заказные информационные материалы в СМИ, появление будущего кандидата на разного рода публичных мероприятиях, организация им в качестве мецената различных концертов, гастролей и т.д.).

При попустительстве членов избирательных комиссий иногда сохраняются определенные возможности манипулирования явкой избирателей. Например, просьбы принести урны на дом могут в массовом порядке инициироваться (и фальсифицироваться) кем-либо из заинтересованных кандидатов.

С другой стороны, недостаточная отработанность ряда процедур, прорехи в существующем законодательстве и отсутствие пока опыта его применения создают заинтересованным силам в ряде случаев возможности для срыва выборов. Так, фактически на полгода затянулся процесс избрания нового главы Чернушинского района.

Определенная опасность кроется в том, что негативные моменты, связанные с проведением выборов - использование "грязных технологий" и "черного PR", растрачивание значительных финансовых и материальных ресурсов, провоцирование политической нестабильности и т.д. - иногда преувеличиваются некоторыми политическими силами и средствами массовой информации, в т.ч., ориентированными на поддержку находящихся у власти сил с целью дискредитации самой идеи проведения выборов или сокращения сферы применения данного механизма формирования органов власти.

В то же время, очевидно, следует признать, что ситуация с обеспечением свободного волеизъявления через выборы в Пермской области все же лучше, чем в большинстве других российских регионов. Многие из отмеченных нарушений могли бы быть устранены в случае более четкой работы избирательных штабов, которым законодательство предоставляет достаточно возможностей для взаимного контроля. Значительно большую принципиальность в вопросах нарушения выборного законодательства могли бы проявлять суды и органы прокуратуры. Важной задачей является развитие гражданской политической и правовой культуры избирателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    "Грязные избирательные технологии", "черный PR".

    "Двойной стандарт", страх ответственности, несамостоятельность правоохранительных органов в разрешении избирательных конфликтов.

    Неразвитость многопартийности.

 

Предложения

    В преддверии новых выборов в Законодательное собрание Пермской области, которые должны состояться в декабре 2001 г., было бы целесообразным проведение дополнительных обучающих семинаров для членов избирательных комиссий и, особенно, для работающих в предвыборных штабах юристов, а также для судей и прокурорских работников.

    Необходима последовательная работа по разъяснению преимуществ выборов перед другими способами формирования органов власти, в частности того обстоятельства, что только при выборности органов власти создаются реальные возможности для контроля над ними со стороны широких слоев населения.

    Обеспечению действенности такого контроля, повышению ответственности избранников перед избирателями может служить выдвигаемое в ряде случаев требование более четкого формулирования кандидатами положений своей предвыборной программы, расширения практики предвыборных дебатов.

    Любое поощрение реальной многопартийности будет способствовать демократизации предвыборных кампаний, усилению взаимного контроля кандидатов, повышению информированности и политической зрелости избирателей.

    Разъяснительная работа среди населения должна касаться также сферы ответственности и компетенции различных органов власти, возможностей предъявления им тех или иных требований и т.д.

    Должны поощряться любые попытки политологического сообщества по разработке этических кодексов, соглашений, созданию конфликтных комиссий и т.п.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.