НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Гражданские и политические права

Глава 11.
Право политической оппозиции

В 2000 году в Прикамье политическая оппозиция, имеющая под собой прочную идейную основу, не представляла собой прочной и внушительной силы. Идеология "просвещенного консерватизма", которой придерживался губернатор области Г.В. Игумнов, позволяла ему находить общий язык с представителями самых различных идейно-политических течений - от коммунистов-державников до прозападнически настроенных либералов. При этом начавшийся экономический подъем и некоторое повышение уровня жизни населения обеспечили в Пермской области, для которой и прежде не было характерно широкое распространение оппозиционных настроений, условия для ослабления противоборства традиционно противостоявших друг другу идейно-политических сил.

Как отмечают в своей работе московские ученые Н. Лапина и А. Чирикова, проводившие развернутое исследование в Прикамье, "в Пермской области сильной внутренней оппозиции власти не существовало, а в политической жизни доминировали традиция и преемственность".67

Внутри региональной элиты до осени 2000 г. царило определенное равновесие, хрупкость которого обнаружилась лишь по мере развития кампании по выборам губернатора. В конечном итоге связка между Г.В. Игумновым и мэром г. Перми Ю.П. Трутневым оказалась разорванной и оба они стали участниками одной и той же предвыборной гонки, в которой Ю.П. Трутнев одержал победу.

Развернувшаяся борьба за пост губернатора не носила характер идейно-политического противоборства, а представлялась скорее как столкновение различных поколений руководителей и различных стилей руководства. Однако исход данной борьбы радикальным образом меняет расстановку политических сил в области и создает условия для перехода от полицентричной модели власти к моноцентричной (более естественной для Ю.П. Трутнева), что, в свою очередь, может привести к формированию очагов оппозиционности.

То обстоятельство, что для Пермской области в целом было характерно лояльное и терпимое отношение к оппозиции, не исключает, однако, что со стороны руководителей среднего звена, глав местного самоуправления могли иметь место факты определенных преследований и ограничений в правах отдельных оппозиционно настроенных активистов в связи с их политическими убеждениями. Представитель Пермского обкома КПРФ привел ряд случаев, когда, по мнению его организации, осуществлялись такие преследования.

Так, шахтеры из г. Кизел Пермской области, члены КПРФ К., М. и З., двое из которых участвовали в акции протеста в Москве на Горбатом мосту, получили переселенческие сертификаты (дающие возможность переселиться из депрессивного района в другие города области) не того уровня, на который могли бы рассчитывать.

Продолжался конфликт в Суксунском районе Пермской области между главой местного самоуправления района Г.А. Олиным и членом бюро райкома КПРФ Б., которую до этого подвергли увольнению. Конфликт имел резонанс не только в районе, но и за его пределами. Г.А. Олин потерпел поражение на проходивших в декабре 2000 года перевыборах, и характерно, что новый глава района вскоре после вступления в должность пригласил Б. на работу в свою администрацию.

По мнению некоторых журналистов и общественных деятелей, в пермских средствах массовой информации существует негласный запрет на некоторые темы и некоторых авторов. Среди нежелательных тем - рабочее движение, конфликты на национальной почве, формирование и исполнение бюджетов разных уровней. Наличие "внутреннего цензора" у руководителей ведущих областных СМИ нельзя отрицать. Однако, в области существует достаточно широкий спектр печатных изданий различной политической направленности. Различия в их популярности определяются не только финансовыми возможностями и политическими пристрастиями аудитории, но и качеством публикуемых материалов.

На радио и телевидении оппозиция также имеет доступ. До последнего времени возможности доступа к электронным СМИ у различных политических сил действительно не были равными. Однако в условиях спада политической активности, ослабления идейно-политического противостояния, авторы политических программ стали гораздо более склонны приглашать в свои передачи оппозиционеров для "оживления дискуссии". Проблема, таким образом, в данной ситуации заключается лишь в подготовленности оппозиционных деятелей к публичному выступлению и в профессиональных качествах ведущего.

Вряд ли также следует считать обоснованной жалобу одного из руководителей местной организации КПРФ на то, что пермские журналисты по преимуществу игнорируют проводимые коммунистами пресс-конференции, а в иных случаях "записывают, но потом ничего не публикуют". Причина, на наш взгляд, лежит не столько в содержании и направленности, сколько в качестве и форме предоставляемых материалов.

Более серьезной проблемой является реальная финансовая, административная, клановая и иная зависимость основных средств массовой информации от находящихся у власти группировок. В результате СМИ (в т.ч. и "оппозиционные") могут использоваться для манипулирования общественным мнением в конфликтных ситуациях. Нежелание ссориться с властью может стать препятствием для публикации действительно острых материалов, задевающих репутацию высших чиновников и администраторов. На информационной политике в регионе, безусловно, может сказаться и общее изменение соотношения сил внутри областной элиты, произошедшее после губернаторских выборов в декабре 2000 года.

Слабость руководящего состава коммунистической оппозиции в Прикамье приводила к небезуспешным попыткам использования политического потенциала коммунистов со стороны других политических сил и отдельных амбициозно настроенных политиков. Так, молодой энергичный предприниматель Д. В. Чумаченко, возглавлявший ранее областную организацию ЛДПР, в 2000 году стал заместителем председателя регионального отделения Народно-патриотического союза России и развернул бурную деятельность по созданию новых оппозиционных структур, находящихся под полным его контролем. При этом нестандартные высказывания Д.В. Чумаченко и проводимые им нестандартные политические акции вызывали интерес у местных журналистов, и потому достаточно широко освещались в СМИ, несмотря на то, что реальный политический вес Д.В. Чумаченко не особенно велик.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Неразвитость провинциальной политической жизни.

    "Внутренний цензор", сидящий во многих чиновниках и редакторах СМИ.

 

Предложения

    Укрепление финансовой независимости областных СМИ, освещающих общественно-политическую тематику.

    Проведение семинаров, других обучающих мероприятий для активистов политических партий и движений, посвященных методам политической борьбы, способам отстаивания политических прав в условиях формирующейся демократии и гражданского общества.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.