НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Социально-экономические права

Глава 13.
Право на приемлемые условия труда и заработной платы

На рынке труда и занятости в 2000 году ситуация характеризовалась следующими объективными показателями:


Прожиточный минимум и доходы населения

Распределение населения Пермской области по размеру среднедушевого денежного дохода в январе-октябре 2000 г. отражено в следующей таблице:

Группы дохода Тыс. человек Процент
Все население 2 965,6 100,0
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, руб.:    
до 400,0 28,0 0,9
400,01 - 600,0 108,1 3,6
600,01 - 800,0 195,8 6,6
800,01 - 1000,0 252,6 8,5
1000,01 - 1200,0 274,6 9,3
1200,01 - 1600,0 523,8 17,7
1600,01 - 2000,0 426,7 14,4
Свыше 2000,0 1 155,9 39,0

За десять месяцев 2000 г. на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 25.3% всего денежного дохода, на такую же долю наименее обеспеченного - 2,8%. При этом среднедушевые денежные доходы в этих группах составили соответственно 5 143 и 561 рублей. Безусловно, в этих цифрах отражены лишь официальные доходы пермяков.

Отметим, что в 2000 г. произошло некоторое сокращение в разрыве доходов наиболее и наименее обеспеченной части населения. Разрыв между доходами 10% населения, занимающих самые крайние позиции в верхних и нижних строках таблицы, составил "всего лишь" 9 раз. Для Перми это можно считать достижением, поскольку с 1995 по 1998 г. этот разрыв постоянно возрастал от 9,7 до 15,1 раз.

В то же время среднедушевые денежные доходы ниже среднего показателя по региону имели 62,0% населения области. Уровень бедности, то есть доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума, составил 15,3%.

Средняя заработная плата в октябре 2000 г. в 2,4 раза превышала прожиточный минимум трудоспособного населения (в ноябре 1999 г. - в 2,5 раза). За десять месяцев 2000 г. среднемесячная заработная плата одного работника по области составила 2305,0 рубля, по отношению к соответствующему периоду прошлого года она выросла на 43,2%.

 

Задолженность по заработной плате

  млн. руб. из нее из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней В % к 1 ноября 2000 г.
Всего в том числе из Всего из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней
феде
раль
ного
террито
риаль
ного
  феде
раль
ного
терри
тори
альных
Всего 336,0 44,4 39,9 4,5 93,5 90,6 97,8 54,9
в том числе:                
Производственные отрасли 305,4 34,3 34,3 0 94,3 96,6 96,9 0
из них:                
Промышленность 150,7 34,3 34,3 0 96,7 96,9 96,9 0
Сельское хозяйство 79,9 0 0 0 97,0 0 0 0
Транспорт 46,9 0 0 0 81,4 0 0 0
Строительство 27,9 0 0 0 98,9 0 0 0
Отрасли непроизводственной сферы 30,6 10,1 5,6 4,5 86,4 74,8 103,7 55,6
из них:                
Жилищное хозяйство 8,0 2,8 0 2,8 89,9 80,0 0 80,0
Коммунальное хозяйство 4,2 0,6 0 0,6 91,3 13,0 0 100,0
Здравоохранение 0,1 0,1 0 0,1 8,3 8,3 0 8,3
Образование 5,1 4,8 4,4 0,4 85,0 84,2 104,8 26,7
Культура и искусство 0,1 0,1 0 0,1 33,3 50,0 0 50,0
Наука и научное обслуживание 12,6 1,2 1,2 0 94,7 100,0 100,0 0
Государственное управление субъектов Федерации и муниципальное управление 0,4 0,4 0 0,4 44,4 44,4 0 44,4
Социальное обеспечение 0 0 0 0 0 0 0 0
Местная милиция 0,1 0,1 - 0,1 50,0 50,0 0 50,0

На 1 ноября 2000 г. задолженность предприятий и организаций по заработной плате составила 359,4 млн. pуб. - 94,3% к соответствующему периоду 1999 г. В том числе задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней - 49,0 млн. руб. - 89,7% к соответствующему периоду 1999 г. Таким образом, экономический рост и получение бюджетами всех уровней значительных дополнительных доходов не очень повлияли на уровень задолженности.

К 1 декабря 2000 г. задолженность была сокращена до 336 млн. руб. (в производственных отраслях - 305,4 млн., в непроизводственных - 30,6 млн.).

Снижение задолженности из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составило 4,6 млн. рублей (9,4%). В производственных отраслях сумма бюджетной задолженности сократилась на 1,2 млн. рублей (на 3,4%), в отраслях непроизводственной сферы - на 3,4 млн. рублей (на 25,2%).

Бюджетная задолженность составила 13,2% общего объема задолженности по заработной плате. Из общего объема бюджетного недофинансирования 89,9% приходилось на федеральный бюджет и 10,1% - на территориальный бюджет.

За ноябрь 2000 года количество организаций, на которых отмечалось наличие задолженности по заработной плате, уменьшилось на 106 единиц (на 14,2%).

 

Безработица

По состоянию на 1 января 2001 г. численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента федеральной государственной службы занятости населения Пермской области, составила 14 668 человек (на 1 января 2000 г. - 21,2 тыс.). В качестве безработных зарегистрировано 15,3 тыс. чел. (105,5% к ноябрю 1999 г., 101,3% к январю 2000 г.). Уровень официально зарегистрированной безработицы в Пермской области на 1 декабря 2000 г. составлял 1,0% от экономически активного населения (в целом по России - 1,3%) и почти не изменился по сравнению с январем 2000 г., когда он был равен 1,03%.

На начало декабря пособие по безработице было назначено 13,9 тыс. безработных или 90,5% от их общего числа. К концу ноября 2000 г. нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,6 чел. (включая 1,2 безработных) против 2,7 чел. в ноябре 1999 г. и 3,0 чел. - в январе 2000 г.

Уровень безработицы выше среднеобластного в два раза имеют Ординский, Осинский и Суксунский, Куединский и Чердынский районы, а также г. Кизел.

Отдельного внимания заслуживают вопросы занятости выпускников учебных заведений и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В 2000 году в центры занятости Пермской области по вопросам трудоустройства обратился 14 991 выпускник дневных отделений учебных заведений (19% от числа незанятых граждан, обратившихся в центры занятости). Наиболее многочисленной группой выпускников, обратившихся в 2000 году в центр занятости, являются выпускники начальных профессиональных заведений (5 258 чел.). Значительно реже обращались в центры занятости выпускники 11-х классов (3 399 чел.), 9-х классов (3 091 чел.), средних профессиональных учебных заведений (2 735 чел.) и высших профессиональных учебных заведений (508 чел.). В 2000 году с помощью центров занятости нашли работу 5 427 выпускников (36% обратившихся выпускников). На 1 января 2001 года в целом по области статус безработного имел 2 101 выпускник.

В течение 2000 года в службы занятости Пермской области обратилось 1 770 лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Из них трудоустроено 825 человек, утратили связь со службой занятости 736 человек. В целом число обратившихся в службы занятости бывших осужденных возросло в 1,3 раза по сравнению с 1999 годом. Удельный вес этих лиц в общем объеме регистрируемых составляет 1%, а из числа состоящих на учете - 1,34%.

В целом ситуацию в сфере труда и занятости можно охарактеризовать как благополучную по сравнению с другими регионами России. Уровень безработицы в среднем ниже, чем в других регионах России, происходит снижение уровня задолженности по заработной плате с одновременным ростом уровня доходов населения и увеличением числа рабочих мест. Однако это "благополучие", безусловно, относительно, а нарушения прав в сфере труда и занятости по-прежнему имеют массовый характер.

 

Нарушения прав в сфере занятости

Одной из проблем в сфере занятости является трудоустройство инвалидов. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" обязывает предприятия производить квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако в настоящее время этого не происходит. По той простой причине, что закон, установив обязанность, не до конца решил вопрос с ответственностью работодателей. Вот и приходится полагаться исключительно на добросовестность работодателя. На 2000 год, по данным управления труда Пермской области, установлена квота рабочих мест для инвалидов в размере 7900. Трудоустроено же на квотируемые рабочие места за первое полугодие 2000 года всего 320 инвалидов. В целом, по данным департамента занятости, за 9 месяцев 2000 года в службы занятости в поисках работы обратились 1 559 инвалидов. Нашли работу 751 человек.

Другая проблема - трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы. С одной стороны, эта категория лиц имеет серьезные психические и психологические отклонения, плохое состояние здоровья, низкую мотивацию к труду, часто предъявляют завышенные требования к будущей работе. С другой стороны, нарушаются их права при устройстве на работу со стороны работодателей, которые отказывают в приеме на работу в случае отсутствия регистрации по месту жительства, по причине их прежнего социального статуса (даже в случае наличия квотируемых рабочих мест). В 2000 году для этой категории было установлено 828 квот. Трудоустроено на квотируемые рабочие места 435 человек.

Наиболее тревожная ситуация с занятостью складывается в депрессивных регионах области, где большинство предприятий находятся в состоянии банкротства или просто ликвидируются. Невозможность найти работу в этих районах не только ограничивает свободу труда, но и право на жизнь.

В Кизеловском угольном бассейне ликвидация шахт породила опаснейшие социальные процессы. Население фактически деградирует. Работы нет, и единственный выход большинство мужчин и многие женщины находят в пьянстве. Неподалеку, в поселке шахты Широковской, находится биохимзавод, где производят древесный спирт. Его выносят канистрами. Пьют все, даже 14-15-летние подростки. Прокурор города Кизела В. Плоских говорит, что для Кизела стало уже привычным, когда людей забивают до смерти просто так, находясь в опьянении. В поселке Шумихинском города Гремячинска в ООО "Шахта "Штольневая" задолженность по зарплате на 1 октября 2000 года составила 1 млн. рублей. В течение 2000 года на этом предприятии зарплата выдавалась всего два раза в виде аванса по 150-200 рублей.

В Частинском районе также сложилась сложная ситуация в сфере занятости и обеспечения нормальными условиями труда. Устроиться на работу практически невозможно, временные работы оплачивают за проработанную смену двумя буханками хлеба. Взрослое население порой не выдерживает возникающих в связи с этим психологических нагрузок. А.Г.С., 1952 года рождения, работал рабочим пилорамы ООО "Частинский агролесхоз" с 24 мая 1994 года по 25 февраля 1997 года. Остался без работы и стал ходить работать на пилораму за две буханки хлеба. 28 июня 2000 года А.Г.С. в присутствии рабочих и жены на территории пилорамы облил себя бензином и поджёг, получил ожоги 1 и 2 степени, через сутки скончался.

 

Нарушения прав работников на предприятии

Наиболее массовая форма нарушения трудовых прав - привлечение к работе лиц без заключения трудовых договоров или оформление фактически трудовых отношений гражданско-правовыми договорами. По данным областной инспекции труда в отдельных случаях не заключались письменные трудовые договоры в ОАО "Азот" г. Березники, ООО "Восход" с. Черное Соликамского района, ООО "Салон "Молодость" г. Соликамска, ЗАО "Ависма-лес" г. Березники, ЗАО "Кизел-кровля" г. Кизела, МУП "Березниковский хлебокомбинат", МП ЖКХ "Гарант" г. Кизела, МУП "Яйвинский лесопильный завод" п. Яйва г. Александровска, Пермском государственном педагогическом университете, Пермском музыкальном училище, совхозе "Цветы Прикамья" и др. В этих случаях, как правило, нарушаются права не только на ежегодный оплачиваемый отпуск, получение пособия по беременностям и родам, но и неправомерно увеличивается продолжительность рабочего дня (12 и более часов), сокращается время отдыха в выходные и праздничные дни, подрывается государственное пенсионное страхование.

А.И.А. работал у индивидуального предпринимателя А-вой. За все время работы на его личный пенсионный счет не перечислялись страховые взносы. В связи с этим Пенсионный фонд отказался предоставить документы о времени работы и размере заработной платы. В результате данный период не будет учитываться при исчислении пенсии, пособие по безработице начисляется из расчета минимального размера оплаты труда.

В части соблюдения требований КЗоТ РФ о рабочем времени, времени отдыха и заработной платы, гарантиях возмещения различные нарушения были зафиксированы в Краснокамской общественной организации "Пермская областная организация Всероссийского добровольного пожарного общества", АО "Ресторан "Турист", АО "Строительно-монтажный трест №14", АО "Телар", муниципальном образовательном учреждении "Специальная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Орленок", МУ "Средняя образовательная школа №44 с углубленным изучением предметов", "Средняя образовательная школа №41" и других. При этом те нарушения, что попадают в поле зрения правозащитников, профсоюзов, инспекций труда являются лишь небольшой надводной частью гигантского айсберга.

К примеру, в АО "Ресторан "Турист" в нарушение статьи 78 КЗоТ РФ оплата труда была установлена ниже минимального размера оплаты труда. В этой же организации допускалось предоставление отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации, а не по заявлению работника (ст. 76 КЗоТ РФ).

В Краснокамском муниципальном автопредприятии водителей заставляли производить мелкий ремонт автобусов за свой счет. Водителей, которые высказывали свой протест, под различными предлогами снимали с рейсов, переводили с новых автобусов на старые.

На Краснокамском мясокомбинате труд экспедиторов часто превышает 10 часов, причем оплата идет только за 8 часов работы.

В АО "Строительно-монтажный трест №14", АО "Телар" и МОУ "Специальная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Орленок" в нарушение требований ст. 67 КЗоТ РФ было предусмотрено снижение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. В МОУ "Средняя образовательная школа №44 с углубленным изучением предметов" и "Средняя образовательная школа №41" в нарушение требований ст. 71 КЗоТ РФ очередной оплачиваемый отпуск предоставлялся работникам пропорционально отработанному времени. В АО "Телар" компенсация за работу в выходные и праздничные дни проводилась без соглашения сторон (ст. 64 КЗоТ РФ). В АО "Потенциал" допускались сверхурочные работы, не предусмотренные законодательством. В 2000 году на ООО "Птицефабрика" был издан приказ о введении для работников администрации предприятий коэффициента трудового участия. Введение этого коэффициента законодательством допускается только при определении трудового вклада работника при бригадной форме организации труда со сдельной оплатой.

Нарушение трудового законодательства имеет место даже в тех организациях, которые отвечают за соблюдение и защиту правопорядка в стране.

А-в, инспектор режимной охраны СИЗО № 1, обратился в Пермский региональный правозащитный центр с просьбой оказать содействие при обращении в суд в связи с нарушением его трудовых прав в части оплаты труда.

Большую озабоченность вызывает организация труда несовершеннолетних. Проверки соблюдения трудового законодательства в отношении труда молодежи, проведенные совместно с прокуратурами, комиссиями по делам несовершеннолетних в районных администрациях, выявили множество нарушений. При приеме на работу устанавливают испытательный срок, занижают продолжительность отпуска, не проводят обязательный медицинский осмотр, не назначают наставников из числа опытных работников, допускают к работе без прохождения стажировки, не обеспечивают спецодеждой и спецобувью.

Правоохранительными органами Пермской области проводилась работа и по таким традиционным формам нарушения трудовых прав граждан, как увольнение с нарушением действующего законодательства: допускались нарушения при увольнении по сокращению штатов, нарушение порядка увольнения. Особенно популярно среди работодателей принуждение работников к увольнению по собственному желанию.

В Соликамске на предприятиях-банкротах увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия производились еще до вынесения соответствующего решения арбитражного суда о ликвидации предприятия.

П-в обратился с иском к ПУ №11 Карагайского района с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вынужденный прогул в связи с увольнением в период временной нетрудоспособности. Иск судом удовлетворен.

По-прежнему одной из основных проблем в защите трудовых прав продолжает оставаться чрезмерная длительность процедуры восстановления на работу (в среднем рассмотрение дела в судах о восстановлении на работе занимает от одного года до полутора лет).

 

Нарушения в сфере охраны труда

Право работника на охрану труда является производным от основополагающего права человека - права на жизнь. Наиболее типичные нарушения права на охрану труда: эксплуатация оборудования, не соответствующего правилам и нормам охраны труда, несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации зданий и сооружений, невыполнение требований по проведению обучения и проверки знаний по охране труда, несоблюдение требований безопасности при выполнении работ повышенной опасности и другое. Всего государственными органами в 2000 году выявлено 27 тысяч нарушений права работника на охрану труда. Из-за возникновения угрозы здоровью и жизни работников приостанавливалась работа 167 производственных подразделений и 2 848 единиц оборудования, более 3 тысяч человек отстранялись от работы в связи с непроведением обучения и инструктажа по вопросам охраны труда.

По данным проверок инспекции по труду, в большинстве из проверенных организаций недостаточно ведутся работы по высвобождению женщин с вредных производств, с работ, связанных с переносом тяжести вручную. К примеру, в 79 организациях области, в которых работает свыше 5 500 женщин, около 2 тысяч заняты на производстве с вредными условиями труда.

В ферросплавном цехе ОАО "ЧМЗ" работает 114 женщин, большинство из которых работает в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов (повышенный уровень запыленности и шума).

На молочной ферме колхоза "Победа" Карагайского района, в откормочном цехе ЗАО "Мясо" Чайковского района, СПК "Лебедское", колхозе "Новый путь" Еловского района, СПК "Федоровский" Куединского района и других женщины переносят мешки весом от 15 до 30 кг.

Износ основных фондов и недостаточные капитальные вложения в производство создают потенциальную опасность для жизни работающих.

К примеру, в муниципальном производственном районном объединении "Уинскагропромхимия" вследствие нарушения требований Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений весной 2000 года под тяжестью снега была деформирована крыша гаража, прогнулись перекрытия и металлические конструкции, что представляет угрозу для жизни и здоровья работающих. В ООО "Рэмо" г. Соликамска ремонт зданий не проводился 2 года, происходит разрушение кладки стен здания КСО-3 (котельно-сварочное отделение). В АО "Судозавод "Кама" (г. Пермь) в зданиях кузницы и железнодорожного депо разрушаются несущие стеновые перекрытия. В АООТ "Губахинский коксохимический завод" в неудовлетворительном состоянии находятся здания цеха улавливания, галереи конвейеров. На территории предприятия находятся ветхие и полуразрушенные здания и сооружения, что может привести к трагическим последствиям.

В агропромышленном комплексе из-за отсутствия средств хозяйства не имели возможности приобретать запчасти или сдавать машины для ремонта в специализированные организации. Ремонт, как правило, производился своими силами в неприспособленных помещениях, что отрицательно сказывалось на его качестве. Руководители хозяйств вынуждены поручать выполнение уборочных работ на сельскохозяйственных машинах, собранных из списанных узлов и агрегатов (колхозы "Горд Кужим" и "За мир", СПК "Урал" Куединского района, колхозы "За мир" Еловского района, "Колос" Чернушинского района, "Имени Ленина" Кишертского района, "Садко" Уинского района и другие). Значительная часть техники эксплуатировалась без защитных ограждений карданных, цепных, ременных и зубчатых передач, сигнализации, с неисправными внешними световыми приборами, тормозными и другими системами.

Наибольшее количество выявленных нарушений охраны труда не связано с отсутствием средств у предприятий, а носили чисто организационный характер. В частности, направление работников на работы, не соответствующие их профессиональным обязанностям и квалификации.

К примеру, работники ОАО "Бератон" при проведении работы по охране труда руководствовались должностными инструкциями, разработанными 15 лет назад. В ОАО "Грузавто" и МУ АТП в должностных инструкциях для инженерно-технических работников отсутствовали конкретные задачи и направления работы по охране труда. Наиболее неблагополучно с охраной труда на проверенных предприятиях агропромышленного комплекса, на которых не произведено закрепление функций за должностными лицами.

В 2000 году в организациях Пермской области произошло 90 несчастных случаев со смертельным исходом, 42 групповых и 230 случаев с тяжелым исходом (без учета предприятий железнодорожного транспорта). В результате этих несчастных случаев погибло 104 человека.

 

Контроль правоохранительных органов в сфере трудовых отношений

Государственной инспекцией труда в Пермской области проведено более 4 тысяч проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, в ходе которых выявлено 32 тысячи различных нарушений. За нарушения законодательства об охране труда привлечены 775 руководителей и специалистов к административной ответственности в виде штрафа, и 535 - к дисциплинарной ответственности. В связи с несчастными случаями на производстве 392 материала направлены в прокуратуру для возбуждения уголовных дел. Инспекции по труду делают большую и нужную работу, но всегда настораживает странное несоответствие числа нарушений и числа руководителей, привлеченных к той или иной ответственности (32 тысячи нарушений и всего 1310 "наказаний"). Может быть, и поэтому из года в год ситуация к лучшему не меняется.

Надзор за соблюдением прав граждан в сфере труда и занятости осуществляют и органы прокуратуры. Несколько примеров:

По результатам проверок соблюдения действующего законодательства в сфере труда в течение 2000 года прокуратура г. Кизела направляла протесты, вносила представления, принимала другие меры. Но при этом только 3 руководителя привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 41 КоАП РСФСР. И это при том, что Кизеловский угольный бассейн является самым неблагополучным регионом Пермской области с точки зрения соблюдения прав граждан в сфере труда и занятости.

Прокуратурой Большесосновского района были поданы 2 иска в суд о восстановлении на работе. Иски удовлетворены.

В прокуратуру г. Александровска было подано 30 жалоб на нарушения трудового законодательства, 15 из которых удовлетворены. Прокуратурой проведены проверки соблюдения трудового законодательства в ООО "Птицефабрика". По результатам проверки внесено 1 представление и 7 протестов, в отношении директора фабрики вынесено постановление о возбуждении административного производства. По результатам проверки ОАО "Луньевский каменный карьер" внесено 1 представление, 5 протестов об устранении трудового законодательства и вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении директора карьера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что в Пермской области в сравнении с другими регионами России не самая плохая ситуация с соблюдением прав в сфере труда и занятости, необходимо отметить те тревожные тенденции, которые появляются при обеспечении пермяков работой, нормальной заработной платой, безопасными условиями труда.

К сожалению, наметившийся экономический рост пока не привел к повышению качества социальных отношений. Увеличивающиеся доходы почти полностью потребляются самими производителями труда, а не поступают в те сферы, которые гарантировали бы соблюдение прав работников в дальнейшем. Причем и работодатели, и работники ведут себя приблизительно одинаково. Получая дополнительные доходы, работодатели не направляют их на улучшение условий и повышение безопасности труда, не сокращают практику теневого найма; увеличение доходов работников никак не сказывается на деятельности профсоюзов (создание страховых фондов и т.п.). Переживая потребительский бум, население не стремится заботиться об укреплении накопленного потенциала, а только активно потребляет его.

Несмотря на небольшую безработицу, найти работу, соответствующую квалификации и с достойной оплатой, по-прежнему, очень и очень трудно. Особенно серьезной проблемой в сфере занятости становится постоянно растущий отряд неквалифицированных работников, регулярно пополняющийся выпускниками школ и людьми предпенсионного возраста, чьи трудовые навыки становятся неактуальными в современной экономике, а средств для приобретения специальностей, пользующихся спросом, большинство представителей обеих категорий не имеют. В результате они соглашаются на любую работу на любых условиях. Что, в свою очередь, позволяет работодателям с успехом использовать практику теневого найма, экономя на зарплате, социальных налогах, обеспечении безопасных условий труда. В конечном счете, несмотря на экономический рост, бесправие и социальная незащищенность остаются уделом значительной части работников. За любыми более или менее благополучными цифрами, характеризующими ситуацию в сфере труда, всегда стоит неизмеримо большое число латентных нарушений трудовых прав граждан, которые сами фактически не сопротивляются таким нарушениям, пока их устраивает существующее положение.

Давно назрела необходимость реформирования всего комплекса трудовых отношений и организаций, осуществляющих контроль за соблюдением трудовых прав. В частности, вряд ли можно рассчитывать на серьезные изменения ситуации к лучшему без воссоздания в стране реального профсоюзного движения, что, в свою очередь, немыслимо без осознанной и массовой инициативы самих работников.

 

Основные угрозы

    Последствия экономического кризиса, длительного спада производства.

    "Моральное устарение" КЗОТа - господство теневых трудовых отношений.

    Незаинтересованность работодателя в соблюдении трудовых прав работников и законодательства в сфере охраны труда.

    Социальная незрелость, безответственность многих новых работодателей.

    Низкая правовая культура и социальная пассивность работников.

    Кадровая и "технологическая" отсталость, правозащитная и корпоративная недееспособность Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

    Оттеснение вопросов труда на периферию государственной политики.

    Отсутствие специальных реабилитационных механизмов при трудоустройстве дезадаптированных групп населения.

    Длительность и бюрократическая запутанность досудебной процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

 

Предложения

    Скорейшее и повсеместное внедрение института мировых судей с соответствующим упрощением порядка рассмотрения трудовых споров.

    Скорейшее принятие нового КЗОТа. Новый кодекс должен содействовать свертыванию теневых трудовых отношений, стимулировать деятельность работодателя в сфере охраны труда и социальной защиты работников, стимулировать работника к коллективной защите своих прав, гарантировать (за счет государства и работодателей) занятость социально-неадаптированных групп населения.

    Установление административной ответственности для должностных лиц, нарушающих трудовые права граждан.

    Значительное приближение минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

    По-прежнему крайне необходимо проведение крупномасштабных государственных просветительских кампаний, информирующих население о правах в сфере труда и занятости и способах их защиты. Особенно активно должна доноситься данная информация до выпускников учебных заведений, работников малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

    Для обеспечения занятости социально неадаптированных групп и качественного улучшения охраны труда необходимо закрепление в законодательстве механизмов, связанных с созданием специальных целевых фондов за счет средств работодателей, под контролем государства.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.