НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Социально-экономические права

Глава 14.
Право на отстаивание своих трудовых интересов

Социальное партнерство. Трехсторонние соглашения

В течение 2000 года продолжало действовать трехстороннее соглашение между работодателями, профсоюзами и администрацией Пермской области "О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2000-2001 годы", зарегистрированное в администрации Пермской области 15 декабря 1999 года.

Основные приоритеты этого соглашения на очередной период - увеличение доходов граждан, их занятость, повышение цены труда, предоставление социальных гарантий, социально-экономическая стабилизация в регионе.

Помимо вопросов разработки и реализации трехстороннего соглашения, на заседаниях комиссии, ее рабочих групп обсуждаются текущие социальные проблемы: обострение социальной обстановки на том или ином предприятии, выступления шахтеров Прикамья, итоги Всероссийских акций протеста профсоюзов и другое.

Большее, чем ранее, внимание уделялось заключению отраслевых соглашений по конкретным вопросам между отраслевыми профсоюзами и руководством данной отраслью на территории области. В настоящее время заключены и прошли уведомительную регистрацию 9 отраслевых соглашений, в том числе в бюджетной сфере заключены отраслевые соглашения между обкомами профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, государственных учреждений и общественного обслуживания с соответствующими структурными подразделениями администрации области.

 

Заключение коллективных договоров

В 2000 году профсоюзы добились заключения коллективных договоров на 4 419 предприятиях из 5 320, состоящих на учете в областном совете профсоюзов. Всего же в Пермской области, по данным статистического учета, около 22 000 предприятий. Таким образом, нежелание работодателей оформлять свои обязательства перед трудовым коллективом, недостаточное использование профсоюзными комитетами предоставленных законодательством прав, их нередко соглашательская позиция привели к тому, что коллективных договоров нет на 80% предприятий Пермской области. Это означает, что работники этих предприятий остаются один на один с работодателем в части отстаивания своих прав. Особенно остро эта проблема стоит в малочисленных фирмах и организациях.

Например, на территории Частинского района коллективный договор был заключен на 13 предприятиях (всего на территории района 105 предприятий).

Но даже там, где договоры заключены, это не гарантирует реального учета интересов наемных работников - коллективные договоры часто заключаются формально, под диктовку администраций.

 

Забастовки в Пермской области

Забастовки в области явление довольно редкое.

В августе 2000 года прошло официально незарегистрированное выступление работников общественного транспорта. Транспортники требовали от властей погасить долги по заработной плате, заключить договоры с автопредприятиями на пассажирские перевозки и упорядочить проезд льготников в городском транспорте. Акция протеста завершилась передачей петиции с этими требованиями в администрации Перми и области. В результате была создана согласительная комиссия. Практически ежедневно проводились специальные совещания с участием представителей автопредприятий, городских и областных властей. Переговорщики пытались достичь компромисса и решить проблемы транспортников с наименьшим уроном для остального населения и бюджета. В результате требования транспортников были частично удовлетворены.

В декабре 2000 года в ЗАО "Карбон-Кизел" (деревообработка) была проведена забастовка, в которой участвовали 68 человек. Причины забастовки: низкая заработная плата, проблемы с условиями труда. Результатом забастовки стала выплата всех долгов по заработной плате. Однако значительного роста заработной платы на предприятии отмечено не было.

В декабре 2000 года профсоюз работников образования Пермской области принял решение участвовать во Всероссийской акции протеста учителей, направленной против нового трудового кодекса. Результатом этой акции стало создание согласительной комиссии по доработке трудового кодекса с учетом интересов работников. В феврале 2001 года была проведена еще одна акция, в ходе которой педагоги требовали от властей принятия срочных мер по повышению уровня жизни учителей, недопуска отмены пенсии за выслугу лет, введения надбавки к заработной плате за трудовой стаж. Средняя зарплата учителей в Прикамье составляет чуть более 1200 рублей - что в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Выработанные в ходе этой акции рекомендации были направлены Президенту РФ и от него даже был получен одобрительный ответ.

 

Обращение трудящихся за отстаиванием своих интересов в правоохранительные органы и профсоюзные организации

Всего в судах Пермской области было рассмотрено 5 253 трудовых спора, в том числе о восстановлении на работе - 764, об оплате труда - 3 629, о признании забастовок незаконными и возмещении причиненного вреда - 1, о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей - 256, другие возникающие из трудовых правоотношений - 603. Общее число удовлетворенных исков 3 963 (75%).

В Карагайском районе в связи с незаконным увольнением из профессионального училища № 11 были восстановлены на работе 6 человек.

Государственной инспекцией по труду в Пермской области не раз привлекались к административной ответственности руководители организаций за задержку выплаты заработной платы и расчета при увольнении. В сфере устранения нарушения охраны труда ей выдано 2,5 тысячи предписаний, привлечены к административной ответственности в виде штрафа 775 руководителей и 535 - к дисциплинарной ответственности. В связи с несчастными случаями на производстве 392 материала направлено в прокуратуру для возбуждения уголовных дел.

В 2000 году состоялось более 50 судебных разбирательств с участием юристов облсовпрофа о защите социально-трудовых прав членов профсоюза, большее их число - по погашению задолженности по заработной плате.

Благодаря вмешательству профсоюза в декабре 2000 года в больнице и школах Частинского района работники дополучили надбавку к заработной плате, введенную с июля 2000 года.

Прокуратурой города Кизела в муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства проводились проверки соблюдения законодательства об охране труда и техники безопасности. Проверками установлены нарушения, в целях устранения которых опротестовывались незаконные правовые акты, вносились представления, 3 руководителя привлечены к административной ответственности.

Прокуратурой города Александровска из 30 разрешенных жалоб по вопросам трудового законодательства 15 жалоб удовлетворены. Чаще других поступали жалобы на действия руководителей о нарушении трудовых прав ООО "Птицефабрика", АТП, ОАО "Луньевский каменный карьер".

В связи с этим прокуратурой города Александроска в 3-м, 4-м кварталах 2000 года проведены проверки на птицефабрике, которые выявили многочисленные нарушения. По результатам проверки вынесено 1 представление и 7 протестов, в отношении директора вынесено постановление о возбуждении административного производства. По результатам проверки Луньевского карьера внесено 1 представление, 5 протестов об устранении нарушений трудового законодательства и вынесено одно постановление о возбуждении административного производства в отношении директора.

В Большесосновском районе в прокуратуру обращались 2 человека за восстановлением на работе. При содействии прокуратуры оба восстановлены, выплачена заработная плата за вынужденный прогул.

 

Формы нарушения права работников на отстаивание своих интересов

В коллективные договоры включались пункты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде. Руководители организаций через коллективный договор пытались расширить свои полномочия, ограниченные трудовым законодательством в части приема и увольнения работников, предоставления очередных отпусков, продолжительности рабочей недели, оплаты труда и т. п. (АООТ "Элиз" г. Перми, АО "Перммебель", АО "Сервис", МП "Пермкоммунтепло", Естественнонаучного института при ПГУ, АО "Такт" и др.).

К примеру, работникам Пермского филиала Российского научного центра "Прикладная химия" выплата аванса устанавливалась лишь при наличии денег на расчетном счете предприятия. В АООТ "Элиз" гарантировалась только 50% оплаты отпускных и т. п.

В отдельных предприятиях руководители препятствуют созданию профсоюзов и заключению коллективных договоров.

Так, в ООО "Дорожное" руководитель организации препятствует созданию профсоюза.

Президиум отраслевого обкома профсоюза принял решение ходатайствовать о расторжении трудового договора с руководителем Чайковского "Водоканала" за нарушение трудовых прав работников, выразившееся в создании препятствий для деятельности профорганизации на предприятии и отказе от переговоров по заключению коллективного договора. За уклонение от ведения переговоров по заключению коллективного договора подан иск о привлечении к административной ответственности Генерального директора ОАО "Пермнефтегеофизика".

Не находит отражения в коллективных договорах предприятий организация индивидуального, бригадного, курсового и других форм профессионального обучения на производстве за счет средств предприятия. Эти положения не отражены в коллективных договорах ОАО "Морион", ПГГП "Пермрудгеофизика", АО "НИИ ТЭМ", завод "Машиностроитель" и другие.

Серьезной проблемой, связанной с оплатой труда, остается отсутствие в коллективных договорах положений о видах, системах оплаты труда, не оговаривается минимальный размер оплаты труда по предприятию.

Нарушаются трудовые права работников, выполняющих в профсоюзах управленческие функции.

Ю-ву, председателя профкома колхоза "Обва" Карагайского района, во время отпуска перевели с одной специальности на другую без согласия соответствующего объединения профсоюза, чем была нарушена ст. 235 КЗоТ РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Пермской области более или менее реальные возможности в отстаивании гражданами своих трудовых прав существуют только на макроуровне: крупные профессиональные объединения работников проводят работу с органами власти и работодателями, участвуют в принятии политических решений, призванных влиять на общую ситуацию в сфере трудовых отношений. Но на уровне конкретного предприятия или работодателя деятельность профобъединений малоэффективна. Работа по заключению коллективных договоров выполняется либо формально (переписывание одного и того же коллективного договора из года в год, без учета изменяющихся интересов работников и реальной экономической ситуации на предприятии), либо не ведется вообще при активном противодействии со стороны работодателя.

В этой ситуации работник остается один на один с работодателем и далеко не всегда может отстоять свои права. Причин этому несколько. Первая и, видимо, основная - отсутствие со стороны работников активного стремления к коллективной защите своих прав, неверие в возможность эффективных профсоюзных действий в защиту прав конкретного работника. Как ни странно, одновременно с этим наблюдается повышенная активность работников в индивидуальном отстаивании своих прав через правоохранительные органы (даже в тех случаях, когда работник фактически нарушил трудовое законодательство, но работодатель допустил формальные нарушения при его увольнении). Вторая причина - очевидная пассивность со стороны существующих крупных профсоюзных объединений в отношении развития профсоюзного движения на конкретных предприятиях. Профсоюзы предпочитают ограничиваться политическими шагами, попытками влиять на ситуацию "глобально", участвуя во всевозможных "коллективных акциях". Подавляющее большинство граждан, обращающихся в ПРПЦ по поводу защиты своих трудовых прав (в 2000 году - 357 человек) либо отрицают наличие профсоюза на своем предприятии, либо не знают, чем он занимается, либо очень скептически относятся к возможности получить от него реальную помощь.

Отстаивая свои права, работник вынужден рассчитывать только на себя. При этом, из-за неразвитости досудебных гражданских и государственных процедур разрешения трудовых споров, гражданин вынужден решать свои проблемы в суде, на что не каждый может решиться (недоверие и даже страх перед судами - по-прежнему массовое явление). В результате очень высок уровень латентных (скрытых) нарушений трудовых прав. Что подтверждают не только результаты проверок специализированных государственных органов, но и обращения граждан в Пермский региональный правозащитный центр.

Безусловно, неблагоприятным фоном для создавшейся ситуации является многолетнее безразличие государства к проблемам реализации и защиты трудовых прав. На протяжении всего постсоветского периода эта "тема" была отодвинута в самые дальние закоулки российской политики, в том числе и на местном уровне.

 

Основные угрозы

    Низкая правовая культура, социальная незрелость, безответственность многих новых работодателей.

    Правовое невежество и социальная пассивность работников.

    Правозащитная неэффективность традиционных профсоюзов.

    Длительность и бюрократическая запутанность досудебной процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

 

Предложения

    Воссоздание профсоюзов на профессиональной основе стало бы самым важным шагом в восстановлении механизма защиты прав работника. Трудовые коллективы должны иметь возможность привлекать "со стороны" профессиональных лидеров или организации, прямо не зависящие от воли работодателя. С сожалением приходится констатировать, что шаг этот не может быть сделан без помощи государственной власти. Разработка и закрепление в законодательстве механизмов, которые бы позволили профсоюзам обрести активность и встать на путь профессионализации - сейчас главная задача власти в сфере обеспечения права работников на отстаивание своих интересов.

    Необходимы государственные просветительские программы, направленные на информирование населения о технологиях защиты трудовых прав, заново, на "либеральной" основе, пропагандирующие профсоюзную деятельность.

    Немаловажную роль в повышении эффективности уровня индивидуальной защиты права граждан на отстаивание своих трудовых интересов сыграет введение механизма мировых судей, а, значит, упрощение порядка и ускорение рассмотрения трудовых споров. Тем не менее целесообразно закрепление в процессуальном законодательстве положений, ограничивающих сроки рассмотрения трудовых споров и устанавливающих ответственность за их нарушение.

    См. "Предложения" в предыдущей главе.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.