НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Социально-экономические права

Глава 15.
Право на минимальную социальную поддержку со стороны государства

В настоящее время существуют серьезные препятствия для реализации гражданами права на социальную поддержку со стороны государства. Во многом это определено следующими причинами:

    ослаблена социальная роль государства;

    продолжается финансирование социальной сферы по остаточному принципу;

    социальные регуляторы (минимальная заработная плата, минимальная пенсия, минимальный прожиточный минимум, и т.д.) не соответствуют реалиям сегодняшнего дня;

    принимаются законы, которые недостаточно финансируются и действуют в ограниченном объеме;

    сохраняются мизерные уравнительные пособия;

    наконец, состояние экономики, от которого всегда зависит реальный уровень социальной защищенности, по-прежнему оставляет желать лучшего.

Как результат - продолжается давно переросшая естественный уровень дифференциация доходов населения, сохраняется высокий процент людей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке; нередко для реализации своих прав на льготы людям приходится обращаться в суд; существует опасность того, что малообеспеченность и бедность для большой части населения станут хроническими; снижается авторитет государства и степень доверия граждан к институтам власти.

Все эти моменты характерны и для Пермской области.

Однако нужно отметить, что в 2000 году в Пермской области по сравнению с 1999 годом уменьшилось количество малообеспеченных граждан с 26,6 % до 22%. Но практически прежним остался процент стоящих на учете в отделах социальной защиты населения - 43,3% (1999 год - 43,9). Всего же на учете состоит более 1 млн. 207 тыс. человек, причем только 51% из них - это малообеспеченные (по данным комитета социальной защиты населения администрации области).

В то же время в 2000 году произошло увеличение числа людей, получивших различные виды помощи. Так, из стоящих на учете помощь получили около 77,9%, или примерно 33,8% всех жителей области. В 1999 году помощь получили 70% из стоящих на учете. Несмотря на это, значительной остается и группа людей, нуждающихся в социальной помощи, но не получивших ее или получивших в недостаточном объеме.

Если еще недавно основную часть бедных составляли социально уязвимые слои населения - инвалиды, многодетные семьи, неработающие пенсионеры, неполные семьи, то в настоящее время это трудоспособные члены общества, которые имеют низкие доходы, и не могут прокормить себя и свою семью. Многие из этой группы работают в бюджетной сфере.

Областным комитетом социальной защиты населения в начале 2000 года проведен опрос, позволивший составить социальный портрет клиентов социальных служб и выявить новые тенденции в структуре малообеспеченности. Результаты этого опроса свидетельствуют о том, что сегодня малообеспеченность не связана только с возрастом, инвалидностью, нетрудоспособностью, в последние годы произошло изменение "лица" малообеспеченности, и сегодня можно выделить следующие основные тенденции:
- возросла доля мужчин среди малообеспеченных;
- произошло омоложение малообеспеченных, увеличился процент лиц до 30 лет и 31-49 лет;
- среди малообеспеченных возросло число людей со средним и высшим образованием;
- возросла доля семей, уменьшилась доля одиноких;
- снизилось число малообеспеченных, проживающих в Перми, в райцентрах и на селе: увеличилось - в крупных и средних городах области.

"Прежнюю, традиционную обеспеченность можно в основном назвать органической в том смысле, что она в большей мере была связана с личной невозможностью человека обеспечить себе нормальное существование (старость, инвалидность, болезнь, низкие профессиональные качества и т.д.). Новые и новейшие малообеспеченные образуют такой тип малообеспеченности, который можно назвать государственным. Он обусловлен в значительной мере объективными трудностями переходного периода, но не в меньшей мере - ошибками и неэффективностью государственной экономической и социальной политики".71

Сегодняшняя малообеспеченность - это бедность и незащищенность, в основном, работающих людей.

Но хотя и произошла определенная переструктуризация малообеспеченности, по-прежнему социально-уязвимыми остаются пенсионеры. По данным главного управления пенсионного обеспечения администрации области, 183115 пенсионеров получали пенсию в размере прожиточного минимума и ниже, из них 53867 - пенсионеры по старости. Анализ средней величины пенсий и прожиточного минимума показывает, что в 2000 году соотношение этих показателей изменилось. На конец года средняя пенсия составила 823,22 руб., а прожиточный минимум для пенсионера в 4-м квартале был равен 638,4 руб. Такие мизерные пенсии, хотя и превышающие прожиточный минимум, не позволяют людям пожилого возраста чувствовать себя полноценными и самостоятельными членами общества.

На защиту и поддержку наиболее незащищенных категорий населения направлен целый ряд федеральных законов. В Пермской области также приняты и действуют нормативно-правовые акты как дополняющие те или иные формы поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, так и содержащие новые виды помощи.

Одними из самых массовых федеральных законов, закрепляющих права на льготы для значительного числа людей, являются законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так, на 1 января 2001 года в Пермской области, по информации областного комитета социальной защиты населения, право на льготы по закону "О ветеранах" имеют более 590 тыс. человек, из них: 399 тыс. ветеранов труда, 8,5 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны, почти 14 тыс. участников Великой Отечественной войны.

По сравнению с предыдущим годом возросло число льгот, предоставляемых в территориях области. Однако показатели исполнения закона "О ветеранах" оставляют желать лучшего: в среднем по области обеспеченность льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составила 85% (в первом квартале 2000 года - 79%), а в Кунгурском и Октябрьском районах данные льготы предоставляются соответственно только 23% и 25% граждан, имеющих на это право. Законом "О ветеранах" предусмотрена скидка на приобретение топлива, в том числе дров, однако льготой на топливо по области обеспечены только 60% ветеранов и членов их семей (г. Гремячинск, Частинский район - 6%), несмотря на то, что это одна из основных льгот, которой могут воспользоваться проживающие в сельской местности.

Неудовлетворительное положение по предоставлению медицинских услуг по закону "О ветеранах" в Чусовом, Бардымском, Оханском районах. В Соликамском районе только 6% имеющих право на бесплатное зубопротезирование смогли это право реализовать.

В области практически всем льготным категориям в соответствии с законом "О ветеранах" предоставляется скидка на оплату телефона и радио. Ситуация по предоставлению этих льгот такова: 95% из имеющих право на льготы по оплате телефона их получают, по оплате радио - 98%. Однако такая оптимистичная картина наблюдается не везде - в Чердынском районе обеспеченность льготой на телефон составляет только 2%.

По информации отдела социальной защиты Чернушинского района, работники ЭТУСа (эксплуатационно-ттехнического узла связи) отказывают в предоставлении льгот на телефон 28 ветеранам труда, получающим пенсию по инвалидности. В соответствии со ст. 22 закона "О ветеранах" льготы ветеранам труда предоставляются при выходе на пенсию, при этом закон не уточняет вид пенсии. Таким образом, граждане, получающие пенсию по инвалидности и которым с учетом достаточных оснований, перечисленных в ст. 7 закона "О ветеранах", присвоено звание ветерана труда, имеют полное право на льготы по ст. 22. В этом случае отказ в предоставлении им льгот является необоснованным. О непредоставлении льготы еще в июле 1999 года была уведомлена прокуратура района, но ситуация не изменилась. По жалобе ветеранов областным комитетом социальной защиты населения направлено письмо на имя генерального директора АО "Уралсвязьинформ" В.И. Рыбакина.

В 2000 году повсеместно нарушалось право на бесплатный пригородный и междугородный проезд в пределах области. В новой редакции закона "О ветеранах", вступившей в силу со 2 января 2000 года, это право зафиксировано в нескольких статьях, однако на протяжении всего года порядок и условия предоставления проезда по области так и не был разработан отделом транспорта и связи аппарата администрации Пермской области. Как результат - полная неразбериха в предоставлении льгот в этом виде проезда, различные организации отсылают ветеранов одна к другой.

В октябре текущего года не предоставлялись льготы по проезду на автобусных рейсах "Краснокамск-Пермь" (маршрут № 107, протяженность 36 км.), "Пермь-Полазна" (маршрут № 175, протяженность 39,7 км.), "Краснокамск-Нытва" (маршрут № 201, протяженность 32,3 км.). В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте от 31.12.1981 № 2000 данные рейсы являются пригородными, т.к. проходят за пределы черты города на расстояние до 50 км.

Из письма, поступившего в Общероссийскую общественную организацию инвалидов в Афганистане от членов семей погибших во время боевых действий в Афганистане, проживающих в г. Краснокамске: "Когда мы едем в Пермь и обратно, просто в лицо бросают наши удостоверения, говорят, что у нас нет льгот. Мы ведь не так уж часто ездим, но теперь пришлось. Муж у меня глухой и ему нужен слуховой аппарат. Но сначала надо было пройти 10-дневное лечение в областной больнице. Вот так и катались: он - по удостоверению инвалида, а я - по 20 рублей в день. Один он ехать не может, потому что не слышит. Для нашей пенсии это ощутимые расходы. Да и очень обидно".

Согласно ст. 21 закона "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставлено право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов внутри области.

Хотя и улучшилось положение по предоставлению льгот ветеранам, но из-за нескоординированности действий федеральных и областных органов власти, ведомственной разобщенности, постоянно происходят какие-то заминки, мешающие людям воспользоваться своими правами.

Так, инвалиды войны имеют право бесплатного проезда по России один раз в год или раз в 2 года (в зависимости от группы инвалидности), участники Великой Отечественной войны - раз в 2 года. Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, принятым главами правительств государств-участников СНГ, предусмотрен такой же проезд по территории этих стран. Проезд и по России, и по СНГ предоставляется при предъявлении в кассы соответствующих талонов.

Лист талонов выдавался на 4 года с 1997 по 2000 год, поступление талонов на следующий четырехлетний период произошло только в феврале 2001 года. В результате задержки отправления листов-талонов из Министерства труда и социального развития, инвалиды войны, уехавшие на лечение еще в конце 2000 года или в гости на новогодние праздники, оказались лишенными возможности вернуться домой бесплатно, а, учитывая сегодняшнюю стоимость билетов, для пожилых людей приобретение билетов стало существенной тратой. Из-за непоступления вовремя талонов на проезд многим пришлось отказаться от лечения либо отложить его на более позднее время.

Из-за недостаточного финансового обеспечения социальной сферы не выполняется значительное число мер и по материальной и моральной поддержке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 № 1122 для ветеранов Великой Отечественной войны предусмотрена замена старых удостоверений (многие из которых пришли в негодность) на новые удостоверения единого образца. Из-за нехватки средств в Министерстве труда и социального развития в Пермскую область в 2000 году поступило всего 2 тыс. бланков удостоверений, которые к концу года были практически уже выданы. Хотя льготы и продолжают предоставлять на основании удостоверений старого образца, поток обращений в отделы социальной защиты населения очень большой, многие ветераны ВОВ воспринимают как личную обиду неполучение ими новых удостоверений.

В Пермской области сохраняется тенденция увеличения численности инвалидов. В 1997 году их насчитывалось 180 649, в 1998 году - 192 904, в 1999 году уже 200 001 (каждый пятнадцатый житель области). На 1 января 2001 года, по данным главного управления пенсионного обеспечения администрации области, проживает 212 131 инвалид. За год их число увеличилось на 12 130 человек. В процентном соотношении деление инвалидов по группам выглядит примерно следующим образом: 11,7% - инвалиды первой группы, почти 64% - второй группы, 18% - третьей.

По сравнению с прошлым годом несколько улучшилось обеспечение инвалидов льготами. Но по-прежнему одним из самых больных вопросов является непредоставление скидки по оплате телефона и радио. Ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает 50% скидку для инвалидов за пользование телефоном, однако не установлен порядок финансирования данной льготой. Для реализации своего права инвалидам приходится обращаться в суд.

К сожалению, нужно отметить тот факт, что многие инвалиды остаются изолированными от общества. Инвалиды, а особенно инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению и слуху нуждаются в создании и обеспечении "безбарьерной" среды.

Несмотря на то, что в ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" закреплено, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны обеспечивать транспортные средства, вокзалы, аэропорты другие объекты специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, в Пермской области эта статья практически не действует.

Автовокзал, вокзалы Пермь II, Пермь I, большинство автобусных и железнодорожных станций не приспособлены для обслуживания инвалидов. Окошки касс находятся высоко, до них трудно достать инвалиду-колясочнику, не приспособлен общественный транспорт. У некоторых марок автобусов отечественного производства узкие двери, высокие ступеньки, нет соответствия между посадочными площадками и ступеньками автобусов - у одних автобусов ступеньки ниже, у других выше посадочной площадки, что значительно снижает возможности инвалидов беспрепятственно передвигаться с помощью общественного транспорта. По информации отдела транспорта и связи аппарата администрации области, в настоящее время ведутся ремонтные работы в г. Чернушке по устройству пандусов, при строительстве новой автостанции в г. Верещагино предусматривается устройство пандусов и кабины в туалете специально для инвалидов.

По вопросу обеспечения транспортных средств, зданий и сооружений специальными приспособлениями, облегчающими жизнь инвалидов, в ноябре 2000 года было проведено заседание координационного совета по делам инвалидов при администрации области. На этом заседании отделу транспорта и связи аппарата администрации области поручено совместно с предприятиями транспорта, администрациями территорий области до 01.06.2001 года разработать программу приспособления вокзалов и станций, транспортных средств для доступа инвалидам.

В Пермской области действует Указ губернатора от 21.07.1999 № 74 "О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на территории области", который определяет порядок реализации доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной структуры при разработке и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию. В соответствии с этим порядком оформление и выдача архитектурно-планировочных заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры не допускается без согласования с комитетом социальной защиты населения администрации области.

Но нужно соблюдать требования по обеспечению доступности зданий не только при строительстве или реконструкции, а и тех, что уже находятся в эксплуатации, особенно административных зданий, школ, больниц. Даже тогда, когда здание оборудуется приспособлениями для облегчения доступа инвалидов, воспользоваться ими часто бывает очень трудно. Так, большинство пандусов в г. Перми очень крутые, либо в подножии имеется уступ, из-за чего колясочники не могут ими воспользоваться. При этом никто не требует от предприятий и организаций привести пандусы в должное состояние. Таким образом, Указ губернатора выполняется формально, без реальных позитивных последствий для самих инвалидов.

В особом внимании со стороны государства нуждаются малообеспеченные семьи, которым в современных условиях переходного периода приходится справляться с многочисленными трудностями. Определенные меры поддержки многодетных семей закреплены Указом Президента от 05.05.92 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Всего на учете в отделах социальной защиты населения в области состоит 26 577 многодетных семей, в них 87 109 детей до 18 лет.

В 2000 году скидку по оплате коммунальных услуг получили 80% многодетных семей (в первом квартале 2000 года - 67%), обеспечены льготой по приобретению топлива только 6% семей.

Не везде дети из многодетных семей обеспечены бесплатным питанием в школах и бесплатной школьной и спортивной одеждой. Только 58% детей смогли бесплатно питаться и 21% были обеспечены одеждой. Не получали в 2000 году дети из многодетных семей бесплатное питание в школах городов Березники, Краскнокамск, Чусовой и Кишертского района.

Анализируя эту ситуацию, нужно отметить, что Департамент образования и науки администрации области не проводит достаточной работы по организации предоставления льгот органами образования.

Областной закон "Об охране материнства, отцовства и детства" также выполняется не в полной мере. Этим законом предусмотрено оказание некоторых видов медико-социальной помощи беременным женщинам (ст. 21), при этом законом определен источник финансирования - областной бюджет. Но ежегодно размер финансирования не соответствует реальным потребностям. В 2000 году на реализацию закона было выделено 2 млн. рублей, что составило 5,5% от потребности. Соответственно и все виды помощи оказывались в пределах выделенных средств.

Так, железосодержащие препараты и витамины для беременных женщин, страдающих анемией, должны предоставляться без учета дохода семьи всем беременным женщинам по назначению врача (что, с нашей точки зрения, неверно - любая социальная помощь должна оказываться только малообеспеченным гражданам или гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, любая уравнительность при выделении социальной помощи неуместна и несправедлива). Но т. к. закон финансируется не полностью, то и эти препараты получают далеко не все страдающие анемией, а те, кому повезло, - кто успел обратиться за ними, когда препараты еще не закончились.

Из-за недостаточного финансирования комплекты белья для новорожденных и ежемесячные пособия могут получить столько малообеспеченных женщин, на скольких хватит средств, заложенных в бюджете.

Еще одним видом поддержки, содержащимся в областном законе, являются обеспечение продуктовыми наборами малообеспеченных беременных женщин. По рекомендации эти наборы должны включать продукты общей суммой на 700 рублей. Но опять же из-за недостатка денег в 2000 году наборы формировались из расчета 100 рублей на одного человека.

Отдельного слова заслуживает закон Пермской области от 02.10.2000 № 1447-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж". В области большое количество пожилых людей, у которых значительная продолжительность трудовой деятельности (30 лет и более), но нет никаких наград или ведомственных знаков отличия в труде, а, значит, нет достаточных оснований для присвоения им звания "Ветеран труда", получается, что столько лет работали, а право на льготы не имеют. На поддержку именно этой категории направлен новый областной закон. В законе закреплено право на основные льготы, как и у ветеранов труда (не предусмотрена льгота на телефон и радио). С октября 2000 года по январь 2001 по области выдано 49 тыс. удостоверений пенсионеров с большим трудовым стажем. Однако повсеместно не предоставляется льгота по оплате электроэнергии, т. к. не был решен вопрос о порядке ее финансирования. В Суксунском районе не предоставляются льготы по оплате жилья, газа, воды и на зубопротезирование.

На территории Пермской области в 2000 г. была продолжена работа по реализации таких программ, как "Здоровье населения Прикамья", "Оздоровление, отдых, трудоустройство детей и подростков в каникулярное время", "План мероприятий социальной поддержки малообеспеченных граждан".

Так, в программе мероприятий адресной социальной помощи малоимущим гражданам в 2000 году были предусмотрены следующие разделы:
- социальные пособия;
- единовременные выплаты и натуральная помощь малоимущим нетрудоспособным гражданам;
- развитие социальных и торговых услуг для социально незащищенных и малоимущих граждан;
- мероприятия по поддержанию способностей семей к самообеспечению;
- информационное обеспечение.

Данной программой предусмотрено в том числе социальное пособие детям до 16 лет из малоимущих семей с доходом 50% и ниже уровня прожиточного минимума. Пособие выплачивается за счет средств местных бюджетов, и в 2000 году его получили 179430 детей (в 1999 году - 88150). Пособие членам семей военнослужащих, погибших в войнах и локальных вооруженных конфликтах, а также при исполнении обязанностей военной службы, было выплачено 1 197 членам семей (родителям и вдовам - по 200 рублей, детям до 18 лет - в размере 5 минимальных размеров оплаты труда).

По сравнению с прошлым годом финансирование социальных программ было увеличено.

Всего из областного бюджета на программу адресной социальной помощи малоимущим гражданам было выделено из областного бюджета 5 650 тыс. руб. (в 1999 году - 4 500 тыс. рублей), в 2001 году планируется продолжение осуществления мероприятий по данной программе.

В 2000 году из средств областного бюджета на социальные программы, вместе с указанной выше, выделено 12 904 тыс. руб. (1999 год - 9 477 тыс. руб.), кроме того, израсходовано из местных бюджетов на выполнение программ городов и районов области - 50 375 тыс. руб. (1999 год - 25 830 рублей, т.е. практически в 2 раза меньше).

Таким образом, большее число людей смогли в 2000 году по сравнению с предыдущими годами воспользоваться своим правом на ту или иную социальную помощь. Но из-за недостаточного, а в некоторых случаях неопределенного механизма финансирования, межведомственного непонимания, незнания своих прав происходит "недополучение" тех или иных видов поддержки, определенных льгот.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящий момент меры по социальной защите носят в основном поддерживающий характер. Безусловно, это имеет большое значение для самых незащищенных и малообеспеченных, но в большей части помощь носит уравнительный характер и, в результате, наиболее нуждающимся предоставляется в мизерном размере. Сейчас и в стране в целом, и в Пермской области огромное количество льготников, значительное число льгот приводит к формированию иждивенческого отношения к помощи государства. Более того, в условиях хронического недостатка средств, часть льгот, социальных выплат и услуг предоставляется не по гуманитарным мотивам (бедность, нетрудоспособность, нахождение в трудной жизненной ситуации), а по политическим или близким к ним (за заслуги перед государством /"Закон о ветеранах"/, в связи с ведомственной принадлежностью и т.д.).

Нужны меры, которые способствовали бы повышению уровня самодостаточности всего населения. Целесообразнее индивидуальный подход к каждому нуждающемуся при определении вида помощи. Одновременно с развитием именно адресных форм поддержки необходимо работать над повышением качества социальных услуг и эффективности результатов деятельности социальных служб.

 

Основные угрозы

    Бедность значительной части населения.

    Ослабление солидарности поколений, размывание традиционных семейных связей. Родители отказывают в должной заботе малолетним детям, дети отказывают в необходимой поддержке пожилым родителям. Государство не может полноценно заменить и то, и другое.

    Уравнительность многих мер государственной социальной поддержки, распыление средств.

    Бюрократизм, рассогласованность ведомств при оказании социальной помощи.

    Декларативность, бюджетная необеспеченность многих мер социальной поддержки.

    Негуманность некоторых процедур и технологий госу3дарственной социальной поддержки.

 

Предложения

    Осуществление мер государственной социальной поддержки только по гуманитарным мотивам. Все остальные льготы и выплаты - по остаточному принципу.

    Адресность, индивидуализация мер социальной поддержки.

    Создание системы межведомственной координации мер социальной поддержки (создание единой федеральной базы данных получателей всех видов социальной поддержки, стандартизация социально-защитной деятельности, создание координирующих органов на региональном уровне и т.д.)

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.