НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Социально-экономические права

Глава 17.
Право на экологическую безопасность

Экологическая обстановка в Пермской области

Несмотря на осуществление природоохранных мероприятий в рамках федеральных и областных экологических программ и тенденцию снижения уровня загрязнения окружающей среды, экологическую ситуацию на территории Пермской области нельзя назвать благополучной. Среднемесячные уровни загрязнения атмосферного воздуха отдельными веществами в городах Пермь, Березники, Соликамск превышают санитарно-гигиенические нормы. Валовой выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в 1999 г. составил 576 тысяч т., в 2000 г. - 573,2 тыс. т.

Наибольшие объемы выбросов сосредоточены в городах: Пермь - 48,65 тыс. т., Чусовой - 20,44 тыс. т., Березники - 14,67 тыс. т. Примеси отдельных предприятий формируют средневзвешенный коэффициент токсичности выбросов в целом по территории. Наиболее высоким уровнем токсичности выбросов характеризуются города Чусовой (коэффициент составляет 56,35), Лысьва (35,96), Березники (30,27). В 2000 году продолжались работы по строительству и реконструкции газоочистных установок на ОАО "Ависма", ОАО "Соликамский магниевый завод", АО "Мотовилихинские заводы", ТЭЦ -9, ГРЭС -16 и других.

Из года в год растет выброс вредных веществ от автотранспортных средств (по данным статотчета за 1999 г. он составил по области 116,1 тыс. т). В городах Пермь и Лысьва выбросы от автотранспорта превысили выбросы от стационарных источников загрязнения. Такое положение вещей сегодня тревожит население. Владельцы автотранспортных средств не несут ответственности за загрязнение атмосферы. МВД РФ своим приказом запретило подразделениям ГИБДД проверку транспортных средств на токсичность и дымность на стационарных и передвижных постах, что исключает возможность государственного контроля за соблюдением требований ГОСТов. К тому же они не отвечают международным стандартам на содержание вредных веществ в отработанных газах. Сегодня экологи предлагают для решения этой проблемы следующие меры: введение платы для индивидуальных владельцев и установление норматива платы для юридических лиц за загрязнение атмосферы выхлопными газами, введение новых стандартов с целью улучшения экологических характеристик и повышение качества новых марок автомобилей. Приходится только сожалеть, что в Пермской области до сих пор не реализовано предложение природоохранных органов о введении для всех владельцев автотранспортных средств единого талона токсичности, являющегося по существу экологическим сертификатом автотранспорта. В ряде других областей и республик РФ талоны токсичности введены.

Здоровье 20 тыс. жителей Пермской области подвергается ежедневному риску в связи с проживанием на территории санитарно-защитных зон предприятий. При этом темпы вывода жилого сектора из санитарных зон в последние годы резко снизились (за последние пять лет - в пять раз). Наибольшее количество граждан проживает на территории санитарных зон АО "Пермский ЦБК" (3742 человека), АО "Мотовилихинские заводы" (994 человека), УПО "Сорбент" (735 человек), Красновишерский бумкомбинат (1364 человека), Камский ЦБК (1600), Лысьвенский металлургический завод (842 человека). В городах области с высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду общая заболеваемость населения значительно выше, чем на относительно благополучных территориях.76 А это прямое нарушение конституционного права тысяч жителей Прикамья на здоровую окружающую среду.

Не отвечает нормативным требованиям качество воды в реках Кама (в границах городов Березники, Пермь, Краснокамск, Чайковский), Косьва (г. Губаха), Чусовая (г. Чусовой), Лысьва (г. Лысьва), Вишера (г. Красновишерск). Основные причины загрязнения поверхностных вод - аварии на нефтедобывающих предприятиях, транспорте, трубопроводах, неэффективная работа очистных сооружений в коммунальном хозяйстве и на предприятиях. В 1999 году, например, только 36 процентов очистных сооружений обеспечивали нормативную очистку сточных вод. В 2000 году продолжены работы по строительству коммунальных очистных сооружений в городах Пермь, Красновишерск, Краснокамск, в селах Карагай и Барда. Чусовские металлурги строят установку по очистке сточных вод очень токсичного ванадиевого производства.

В связи с закрытием шахт Кизеловского угольного бассейна остаются нерешенными проблемы очистки самопроизвольно изливающихся кислых шахтных вод, рекультивации породных отвалов. За последние пять лет самоизлив шахтных вод и, следовательно, сброс тяжелых металлов и других загрязняющих веществ уменьшился во много раз. Однако опасность прорыва шахтных вод в самых неожиданных местах очень велика. Только в районе г. Гремячинска в 2000 году в реки сброшено 430 т. железа. На территории, занимаемой объектами АО "Кизелуголь", экологический баланс нарушен по ряду параметров до уровня экологического бедствия. Загрязнение почвы и воды в реках вызвано не только сбросом шахтных вод, но и стоком с территории, занятой отвалами и отработанной породой.77

Сложившаяся ситуация, если не принять должных мер на государственном уровне, может лишить многие населенные пункты питьевой воды, ухудшить состояние здоровья проживающего здесь населения. Вот лишь один пример.

В проекте ТЭО ликвидации шахты "Западная" было предусмотрено начать в 1994 году строительство очистных сооружений для очистки кислых шахтных вод, которые сливались в реку Большая Гремяча в объеме 70 кубических метров в час. Выделялись и средства, однако очистные сооружения до сих пор не построены, а воды реки оказались непригодными для питьевых целей.

Как известно, в федеральной программе реструктуризации шахт Кизеловского угольного бассейна предусмотрен ряд крупных мероприятий для устранения негативных экологических последствий производственной деятельности.

В прошлом году предполагалось выделить 28 миллионов на проведение первоочередных мероприятий, но выделено менее половины нормы. Между тем, население городов и поселков бассейна остается один на один со всеми этими бедами, число которых растет.

Возле поселка 1-Бис целый год горел отвал шахты "Северная". Жители от малого до старого буквально задыхались. В атмосферу на прилегающей к отвалу территории выделялись такие вредные вещества, как сероводород, диоксид серы, угарный газ, взвеси и пыль в концентрациях, превышающих допустимые нормы. Лишь после вмешательства городской Думы г. Кизела и Госкомэкологии области центральная ликвидационная комиссия ОАО "Кизелуголь" приняла должные меры для тушения отвала.

Острыми остаются проблемы землепользования. В 1999 году площади продуктивных земель сократились на 26 тыс. гектаров, что в три раза больше, чем в 1998 г. А всего за последнее десятилетие из сельскохозяйственного оборота выведено 500 тысяч гектаров. Площадь нарушенных земель составляет 9,7 тыс. гектаров. Происходит заболачивание ранее осушенных почв, 11 процентов мелиоративных площадей нуждаются в ремонте. Расчетная лесосека осваивается на 30,5 процента, сокращается объем восстановления лесов. В 1999 г. лес восстановлен на 15,1 тыс. га, в том числе посевом и посадкой на 4,7 тыс. га.

Медленно решается проблема обезвреживания бытовых и промышленных отходов, количество которых продолжает возрастать каждый год. Немалую опасность представляют ядохимикаты, из которых около 60 тонн требуют срочной утилизации.

Вместе с тем, в 2000 году на предприятиях области заметно возросла переработка отходов, увеличились объемы утилизации отходов. Введена в эксплуатацию установка по дроблению отработанного электролита для получения экологически более чистого противогололедного средства на ОАО "Соликамский магниевый завод". Завершается строительство установки по переработке нефтеотходов на Кокуйском месторождении нефти НГДУ "Кунгурнефть", продолжается строительство комплекса по переработке отходов в г. Перми и объектов по переработке отходов в ГП "Совхоз "Пермский". Ведется строительство полигонов бытовых и неопасных отходов в городах Пермь, Чайковский. На рудниках ОАО "Сильвинит" и ОАО "Уралкалий" наращиваются объемы закладываемых в выработки отходов. Но значительная часть основных производственных фондов предприятий области не отвечает экологическим требованиям. Недостаточные мощности и низкая эффективность работы очистных сооружений на предприятиях и в коммунальном хозяйстве является важнейшей причиной неблагополучной экологической обстановки. Большую угрозу экологической безопасности представляют расположенные в водоохранных зонах пометохранилища сельхозпредприятий.

В Перми, Краснокамске, Кунгуре, Гремячинске не решены проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой. До последнего времени городские службы водоподготовки постоянно испытывали трудности из-за нехватки компонентов для очистки воды. В 2000 году на Соликамском магниевом заводе введена в эксплуатацию установка по разливу в контейнеры жидкого хлора, используемого в качестве реагента для обеззараживания питьевых и сточных вод. Раньше жидкий хлор поставлялся на предприятия области из Волгограда и Усолья-Сибирского за сотни километров. Причем поставки не раз находились на грани срыва. Установка производительностью 3 000 тонн хлора в год позволяет обеспечить потребности водозаборных сооружений Пермской области обеззараживающим реагентом и, следовательно, питьевой водой, отвечающей современным стандартам. Весьма существенно, что с пуском установки сброс вредных отходов (хлоридов) в р. Кама сокращается более чем на 4600 тонн в год.

 

Государственный экологический контроль

Инспекторскими подразделениями природоохранных органов области проведено 6092 проверки, в том числе 1489 совместно с другими уполномоченными организациями в сфере охраны окружающей среды. Ими выявлено 5465 нарушений природоохранного законодательства.

Государственным комитетом по охране окружающей среды Пермской области привлечен к административной ответственности ряд руководителей предприятий, на которых было сорвано выполнение природоохранных мероприятий. Это главный инженер ОАО "Соликамский магниевый завод" Ряпосов Ю.А., генеральный директор ООО "Пермский картон" Серебренников С.В., генеральный директор АООТ "Пермвтормет" Мишин В.И., директор Чусовского каменного карьера Антонов С.И. и другие. По результатам инспекторских проверок Госкомэкологии области прекращена (приостановлена) деятельность 3 производственных объектов, в том числе: цеха фибролитовых плит МУП "Фибролит" (п. Лямино), цеха деревообработки МУП "Чусовской деревообрабатывающий комбинат", ООО "Тривектр" на территории ОАО "Камтэкс".

Сотрудниками государственных инспекций по охране окружающей среды совместно с работниками службы безопасности дорожного движения в ходе операции "Чистый воздух" было выявлено 6896 нарушений, привлечены к ответственности 1585 водителей, наложено штрафов на сумму 66,7 тыс. рублей.

Отдел оперативного контроля Госкомэкологии области и природоохранные службы предприятий в 2000 г. проверили более 100 объектов хранения и реализации нефти и нефтепродуктов. Проведены практические учения по локализации разливов нефти и ликвидации их последствий на Осинской нефтебазе ООО "ЛУКойл-Пермнефтепродукт". В ОАО "Пермнефть" пятый год действует группа ликвидации аварийных разливов нефти (ГЛАРН) при пермском военизированном отряде Северо-Восточной противофонтанной части.

Как известно, на Осинском месторождении нефти был произведен подземный ядерный взрыв. Для ликвидации его последствий в объединении "Пермнефть" разработана специальная программа на 1997-2001 годы, проведена аккредитация стационарной лаборатории радиационной безопасности, построен ядерный могильник, который позволит решить проблему захоронения "грязного" грунта и нефтепродуктов.

Примеры комплексного подхода к обеспечению экологической безопасности есть и в других отраслях - оборонной, металлургической, машиностроительной. Однако печальная истина состоит в том, что удельный вес экологически небезопасных технологий в промышленности и сельском хозяйстве области составляет 90 процентов. В 19 городах области работают (и начинают прибавлять обороты) 75 химических, нефтеперерабатывающих, оборонных и других опасных производств. По данным Пермского управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, за последние десять лет динамика чрезвычайных ситуаций существенно возросла.

В 2000 году на территории области зафиксировано 60 аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды (в 1999 г. - 54 аварийных ситуаций, в 1998 г. - 48). В том числе: сброс нефтепродуктов - 27; сброс сточных вод - 22; выбросы в атмосферу - 8. Четыре прорыва магистральных газопроводов произошли за два года только в Кишертском районе. Два взрыва прогремели в октябре 2000 года. В атмосферу выброшено более 6 миллионов кубических метров газа. Выгорело или повреждено 150 га леса. Три человека получили ожоги первой степени. Лесники предъявили газовикам иск за причиненный ущерб в сумме 846 тысяч рублей.

Под Краснокамском в Усть-Сюзьвинском нефтехранилище, в водоохранной зоне р. Кама, со времен Великой Отечественной войны хранится 150 тысяч т. нефтепродуктов. В этих нефтеямах погибают животные, птицы. Они представляют постоянную опасность и для населения: если разрушится обваловка, вся эта нефтегрязь потечет в р. Каму. И мало не покажется. Очистка нефтеям ведется черепашьими темпами…

Постоянный рост аварийных ситуаций требует организации и обучения ведомственных аварийно-восстановительных служб методам по ликвидации последствий аварийных ситуаций, обеспечения работников и населения индивидуальными средствами защиты. Мощный арсенал таких средств создан и освоен в производстве акционерными обществами "Сорбент" и "Сорбент"-Центр-"Внедрение". Напомним, что еще в 1998 г. губернатором области было издано распоряжение № 336 "О сборе и передаче информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера". Этот документ должен быть на столе у каждого руководителя.

Между тем, о выбросе аммиака в компрессорном цехе хладокомбината (г. Пермь, 2000 г.) контролирующие органы узнали по жалобам жителей прилегающего микрорайона.

Одним из важнейших инструментов улучшения экологической обстановки и рационального природопользования является государственная экологическая экспертиза. К этой работе ежегодно привлекаются до 900 экспертов-ученых и специалистов, в том числе и представителей экологической общественности. Губернатором области было принято постановление "Об учете общественного мнения при размещении объектов хозяйственной деятельности на территории Пермской области". Постановление обязывает предприятия и организации всех форм собственности публиковать данные о намечаемой хозяйственной деятельности и оценке ее влияния на окружающую среду. Этим же документом определен перечень объектов, при размещении которых проводится уведомление населения о намечаемой хозяйственной деятельности. Однако из-за ослабления контроля со стороны природоохранных органов, постановление практически не выполняется.

В 2000 г. было рассмотрено 1875 материалов, завершена экспертиза по 1612. В их числе проекты объектов, имеющих важное экономическое и экологическое значение для Пермской области: ТЭО строительства завода по переработке твердых бытовых отходов мощностью 300 тыс. куб/м в год в г. Перми, полигон захоронения твердых бытовых отходов в г. Чайковском, обоснование инвестиций строительства новой ТЭЦ в г. Березники, с установкой парогазовых блоков.

В городах Пермь, Краснокамск, Березники, Соликамск, Очер, Лысьва, Чайковский, Губаха продолжалось освоение системы динамического анализа состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов "Лада". В настоящее время она охватывает 603 предприятия (41 процент от состоящих на учете) и 17695 источников выбросов. Более чем на половине из них достигнуты нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов).

В последние годы администрацией области был издан ряд документов, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы по охране объектов животного мира, об уточнении статуса, категории, границ и режима особо охраняемых природных территорий. Только в 2000 г. изменена категория 70 особо охраняемых природных территорий, утверждены границы 42, режим охраны 44, паспорта 53 территорий.

 

Программы и жизнь

Свою политику в области охраны окружающей среды администрация области осуществляла посредством реализации областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области на 1996-2000 годы", а также федеральных и межрегиональных экологических программ. Предварительный анализ итогов выполнения областной программы, проведенный специалистами Госкомэкологии, показал, что сделано далеко не все. Так, из 17 объектов коммунальных очистных сооружений и сетей канализации в 2000 году работы велись только по пяти. По программе планировалось построить на предприятиях десять очистных сооружений. К началу прошлого года сданы в эксплуатацию очистные сооружения в п. Октябрьский и две первые очереди в ОАО "Ависма" и ОАО "Вишерабумпром". В г. Березники все еще не начаты строительные работы на муниципальном полигоне захоронения твердых бытовых отходов. Из 14 комплексов по переработке отходов на предприятиях области в 2000 году завершены семь. Причины такого положения разные, однако, главная из них - недостаток или полное отсутствие финансирования.

Экологическая политика в Пермской области на ближайшую перспективу будет реализовываться в рамках новой областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей природной среды Пермской области на 2001-2005 гг.".

Жесткий экологический контроль, спрос с предприятий способствовали тому, что тысячи природопользователей с каждым годом увеличивают инвестиции в природоохранные мероприятия, которые сегодня составляют более 600 миллионов рублей в год. Новая целевая комплексная программа по охране окружающей среды ориентирует природопользователей на существенное обновление технологий, трубопроводного транспорта, автопарка, что, надеемся, даст экологический эффект.

Основная цель Программы - оздоровление экологической обстановки в Пермской области, обеспечение экологической безопасности ее территорий и населения, сохранение и восстановление природных экосистем.

Стратегическим направлением в достижении цели Программы является создание условий для внедрения экологически чистых производств на основе активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности для решения приоритетных проблем охраны окружающей среды.

 

Упразднение Госкомэкологии и реакция общества

Указ Президента В. Путина от 17 мая 2000 года упразднил Госкомэколоогии РФ и Федеральную Службу лесного хозяйства России. Прекратил свое существование и Госкомэкологии Пермской области. В октябре 2000 года председатель территориального комитета природных ресурсов по Пермской области Олег Соколов издал приказ о приеме 36 сотрудников бывшего комитета по охране окружающей среды. Они продолжат работу в отделах государственной экологической экспертизы и согласований, охраны окружающей среды, лицензирования и контроля. Большинство переведенных сотрудников, имеющие большой опыт природоохранной работы, потеряли в зарплате, а пятая часть бывших работников Госкомэкологии уволена по сокращению. Почему же они оказались лишними в такой период, когда экономика области пошла на подъем, и прогнозы сводятся к тому, что в России в ближайшие пять лет следует ожидать пика техногенных аварий?

После выхода Указа областная администрация и Госкомэкологии области обращались с просьбами к министру природных ресурсов Б. Яцкевичу, уполномоченному представителю президента в Приволжском округе С. Кириенко с просьбой не расформировывать в нашей области комитет по охране окружающей среды и его подразделения в городах и районах области, а также управление лесами. Созданная в Пермской области структура природоохранных органов (местные комитеты по охране окружающей среды, узловые, хорошо оснащенные инспекции экологического контроля, отделы оперативного контроля, аналитцентр) была признана одной из лучших в России. За десять лет разработана солидная законодательная база. Понятно, что многие функции в природоохранной деятельности относятся к компетенции федеральных органов. Это, прежде всего, экспертиза, государственный контроль, содержание заповедников. Но есть масса других дел, не входящих сегодня в сферу забот федерального комитета природных ресурсов. Это забота о памятниках природы, заказниках, медико-экологическая реабилитация населения и территорий области, экологическое просвещение и пропаганда, работа с общественностью, проведение ставших традиционными массовых экологических кампаний за чистоту наших рек, лесов и земель. Всем этим многие годы и достаточно успешно занимались работники областного комитета, городских и районных комитетов по охране окружающей среды. Не случайно на совещании глав администраций, проходивших в г. Красновишерске, г. Кунгуре и г. Осе, были приняты и направлены в областную администрацию обращения о сохранении на местах доказавших свою жизнеспособность и эффективность комитетов по охране окружающей среды с достаточно широкими правами. И этот призыв был услышан. Указом губернатора при областной администрации создано управление охраны окружающей среды.

Упразднение Госкомэкологии РФ и Федеральной службы лесов вызвало бурную реакцию экологической общественности. Пермские ученые Г. Воронов, А. Оборин, А. Шураков, председатель совета Пермской областной организации ВООП Н. Якушева обратились с открытым письмом к губернатору области и Законодательному собранию с просьбой реализовать право законодательной инициативы и внести в Правительство и президенту РФ предложения о создании надведомственного контролирующего органа - Министерства охраны окружающей природной среды.

В Москве была создана инициативная группа, которая начала сбор подписей за проведение первого общероссийского экологического референдума. Россиянам предложили ответить на три вопроса:

    Вы за запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение, захоронение или переработку?

    Вы за то, чтобы в России был федеральный государственный орган по охране окружающей среды, отдельный как от органов по использованию, так и от органов по управлению природными ресурсами?

    Вы за то, чтобы в России была самостоятельная государственная лесная служба?

В поддержку референдума было собрано 2,5 миллиона подписей россиян. Но ЦИК отменил референдум, признав действительными лишь 1,8 миллиона подписей. Но ведь от вопросов, поставленных организаторами референдума, никуда не уйти. Они не сходят со страниц центральной и местной прессы.

15 января "зеленые" Перми и члены городской организации "Яблоко" выставили пикет у здания Законодательного собрания области в знак протеста против ввоза в Россию из стран дальнего зарубежья радиоактивных материалов. Решение о проведении общероссийской акции протеста было принято на конференции "Дни Волги - 2000" в городе Нижнем Новгороде в декабре прошлого года. В ней приняли участие 64 общественные организации из 18 регионов России, в том числе представители экологической общественности из г. Перми и г. Чусового.

Участники пикета передали председателю Законодательного собрания области Н. Девяткину, депутатам Госдумы от избирательных округов Пермской области и представителю области в Совете Федерации О. Чиркунову обращение с требованием использовать все свое влияние, чтобы отклонить названные законопроекты.

В 2000 году произошла дальнейшая консолидация наиболее влиятельных общественных экологических организаций Прикамья. На выборах губернатора и глав администраций ряда городов и районов эти организации выступили с единой платформой.

Пермская региональная организация Общероссийского политического общественного движения "Российское движение зеленых", областная организация Всероссийского общества охраны природы (ВООП), Партия зеленых Прикамья и Пермское отделение Российского экологического конгресса едины в понимании того, что без решения экологических проблем Прикамья невозможно решить ни социальных, ни экономических задач. Именно такой подход и определил их отношение к претендентам на власть. "Проблемы охраны окружающей среды усугубляются антиэкологической политикой федерального правительства, - говорится в открытом обращении, адресованном кандидатам во власть. - Из года в год сокращаются бюджетные расходы на охрану окружающей среды. Не финансируются уже принятые федеральные целевые, экологически ориентированные программы. Разрушается система наблюдения и мониторинга качества окружающей среды. Ослабляются и ликвидируются природоохранные органы и структуры. В интересах настоящего и будущих поколений россиян необходимо кардинально изменить отношение государственной власти к решению экологических проблем".

В качестве основы сотрудничества с властями "зеленые" Прикамья предложили следующие принципы и подходы:

    совершенствование правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды разработкой не только законодательных, но и подзаконных актов и других документов локального применения (технические и правовые нормативы);

    повышение роли общественности во всех сферах природопользования. Взаимодействие государственных и муниципальных административных органов с экологическими общественными организациями на профессиональной основе, выделение средств для морального и материального поощрения общественных контролеров, волонтеров и других активистов зеленого движения;

    повышение роли местного самоуправления, в первую очередь, в части блокирования экологически опасных решений;

    соблюдение принципов "загрязнитель - платит" в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения, а также "презумпции виновности" технологий: пользователи и распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказать их экологическую приемлемость;

    создание благоприятных условий (инвестирование, нормативная база и контроль ее исполнения) для развития технологий хозяйственного управления природными ресурсами. Принятие любого решения, последствия которого способны изменить окружающую среду, только после положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    эффективная государственная поддержка развития энергосбережения и использования экологически безопасных источников энергии (ветровой, солнечной, газовой, водородной и других), соответствующих форм ведения сельского хозяйства, экологизации транспорта;

    развитие индустрии вторичного использования ресурсов, государственная поддержка организации замкнутых циклов "производство-потребление", развитие малоотходной и безотходной промышленности;

    государственная поддержка программ организации непрерывного экологического образования, всеобщий ликбез, включая органы управления;

    сохранение и восстановление биоразнообразия и природных экосистем, обеспечение государственной поддержки развитию сети охраняемых природных территорий (заповедников и национальных парков, курортно-заповедных районов, парковых и зеленых зон);

    готовность сделать все возможное для реализации третьей областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области на 2001 - 2005 годы".

В последние годы значительно возросла активность третьего сектора - неправительственных и некоммерческих организаций.

Совместно с общественными экологическими объединениями в 2000 г. в области проведены массовые акции в рамках Дней защиты от экологической опасности, Всемирного Дня охраны окружающей среды, всемирного марша заповедников и национальных парков и т. д. В Пермской области сложились партнерские отношения профессиональных экологов с Пермской организацией ВООП, Партией зеленых Прикамья, Центром экологического просвещения, областным штабом движения "Поможем реке", домами творчества юных, эколого-натуралистическими центрами и экологическими клубами.

В организации летних экологических лагерей педагогическим коллективам и студентам-энтузиастам моральную и финансовую поддержку оказали областной и городские экофонды, муниципальное управление по экологии и природопользованию.

Большую эколого-просветительскую работу среди населения области проводят образовательный центр "Экология", клуб "Эколог", отдел экологического просвещения и информации областного управления охраны окружающей среды, коллективы заповедников "Вишерский" и "Басеги". В клубе "Эколог" ежегодно проводятся межвузовские научные конференции, лекции для педагогов. В июне здесь проходил международный семинар "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". Это лишь одно из мероприятий, проведенных в рамках проекта "Защита окружающей среды в Пермской области", который финансирует Фонд Ноу-Хау (Великобритания). В рамках Программы грантов "Новая пермская общественность", реализуемой Пермской гражданской палатой, выделено три гранта на экологические проекты на общую сумму 200 тыс. рублей.

 

Нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды

В последние годы продолжала развиваться нормативно-правовая база природоохранного законодательства Пермской области. Государственным комитетом по охране окружающей среды Пермской области были подготовлены и утверждены органами законодательной или исполнительной власти около тридцати нормативно-правовых актов, в том числе:
"О порядке пользования участками лесного фонда и городских лесов";
"О переводе лесных земель в нелесные и изъятии нелесных земель";
"Об утверждении правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Пермской области";
"О порядке зачисления штрафов за нарушение земельного законодательства";
"О городских лесах Пермской области";
"Об усилении охраны ценных и редких пород деревьев и кустарников";
"О правилах добывания объектов животного мира Пермской области, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства";
"Правила охраны водных объектов от загрязнения с судов на территории Пермской области".

В третьей областной экологической программе (2001 - 2005 годы) предусматривается разработка ряда законов Пермской области, в их числе:
"О регулировании природоохранной деятельности на территории Пермской области";
"Об экологическом контроле в Пермской области";
"Экологический кодекс "Биоресурсы Пермской области";
"О единой территориальной системе экологического мониторинга" и ряд других.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.