НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Соблюдение прав человека в отношении наиболее уязвимых групп населения

Глава 18.
Положение детей

В г. Перми на 1 января 2001 года проживает 230 859 детей в возрасте до 18 лет. По нормативам на каждые 5 000 детей должно быть по 1 специалисту по охране прав детей. На сегодняшний день в городе их насчитывается всего 19 человек вместо 46. В системе социальной защиты в городе существует 5 приютов и в каждом районе города Центры социальной поддержки населения, в которых есть отделения дневного пребывания для детей, направляемых по путевкам органов социальной помощи. В Центрах Дзержинского, Орджоникидзевского и Индустриального районов г. Перми открыты психолого-педагогические отделения. В городе на базе Центра Индустриального района создан реабилитационный центр социальной поддержки для детей - инвалидов.

В г. Перми на 1 января 2001 года проживает 2 993 человека детей-сирот: из них в семьях - 2 118 человек и 866 человек находятся в государственных учреждениях.

 

Жестокое обращение с детьми, в том числе в семье

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и(или) психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Выделяют два вида насилия над детьми - физическое и психическое.

Физическое насилие (жестокое обращение) определяется как любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

В 2000 году, по данным Частинской районной больницы (с. Частые), из-за плохого ухода умерли 4 ребенка в возрасте от 1 месяца до 5 лет, с побоями обратились 19 мальчиков и 21 девочка.

По словам инспектора по делам несовершеннолетних ОВД Березовского района Пермской области, фактов насилия против детей много, каждый из которых требует тщательной проверки.

В 2000 году Березовским судом гражданка М. была привлечена к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ и приговорена к условной мере наказания. Ей вменялось жестокое обращение с несовершеннолетней дочерью Светланой в виде систематических физических наказаний. Например, за то, что дочь не доглядела за цыплятами, мать "наказала" дочь при помощи деревянного шеста.

В 2000 году в Краснокамском городском суде проходило уголовное дело о попытке убийства - мать бросила своего 10 месячного ребенка в канализационный колодец.
В мусорном баке микрорайона Крохалева г. Перми был найден труп новорожденного ребенка.78

В Кировском районе г. Перми мать убила двух своих малолетних детей. Учительница по профессии, она уже пыталась отдать детей на усыновление (причем непременно за рубеж), поскольку, как она объяснила, не может их прокормить.

В октябре 2000 года жительница Карагайского района Пермской области Ш.Н. (мать 2 детей) в изрядном подпитии избила своего пятилетнего сына из-за того, что тот отломил кусок хлеба, в итоге мальчик умер. Суд приговорил женщину к 13 годам лишения свободы.79

С тяжелыми телесными повреждениями была госпитализирована двухлетняя девочка. Предположительно она была избита 24-летним отцом, который, по свидетельству очевидцев, в шестом часу утра вышел из подъезда, держа девочку за ногу, затем как метатель молота, раскрутил и бросил ее в сугроб.80

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

    Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

    Оскорбление или унижение его достоинства;

    Угрозы в адрес ребенка;

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

    Предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

    Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

    Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Очень часто дети из бедствующих семей (многодетных, неполных, малообеспеченных) подвергаются дискриминации и унижению их человеческого достоинства в связи с малообеспеченностью, низким социальным статусом их родителей.

Сережа У. - ребенок из многодетной семьи (5 детей). В классе, где он учится, практиковались обеды в долг, поскольку родителям зарплата выплачивалась с задержками. К концу учебного года долг по обедам необходимо было погасить, но родители не могли этого сделать. Учительница забрала у Сережи портфель и сказала, что не отдаст ему, пока он не приведет в школу папу или маму. Все это объявлялось семилетнему ребенку в присутствии всего класса, сопровождаясь комментариями: "Что я теперь, за всех многодетных должна платить? Не рожали бы столько, если нет денег обеды оплачивать. А ты зачем ел, если знал, что у родителей в кармане шаром покати?" На выпускном вечере всем первоклассникам вручали подарки. Член родительского комитета громко сказала: "А тебе, С., книжки нет - твои родители не сдали деньги, они и так учителю должны". За чайным столиком другой родитель, из родительского комитета, раскладывая апельсины на тарелки (поштучно), обращаясь к С., сказала: "А ты без апельсинки. Кто за тебя платить будет?". На замечания других родителей, что можно так было и не делать, а смягчить ситуацию, члены родительского комитета ответили: "Что же нам теперь дармоедов поддерживать? Нарожают…". Сейчас С. в 5-м классе - ворует, прогуливает школу, дерется с одноклассниками, начал бродяжничать, срывает уроки. В конце 4-го класса учительница пригрозила, что вызовет милицию, и его прямо с урока увезут в колонию. С. на перемене ушел из школы, домой не вернулся, несколько дней его не могли найти. Затем его подобрали у железнодорожного вокзала, побитого, с сильным сотрясением мозга - конец учебного года он провел в больнице.

В других школах возможны случаи, когда учитель не допускал ребенка на уроки, пока тот не приносил деньги за обеды.

Ученик 4 класса общеобразовательной школы Сережа. Жил с бабушкой и дедушкой. Отец отбывал срок лишения свободы. Мать - умерла, отравившись недоброкачественной водкой. После смерти матери стал очень плохо учиться, пропускать уроки, драться с одноклассниками, грубить учительнице. Однажды С. пришел в класс с серьгой в ухе. Учительница подозвала его к себе и стала отчитывать за серьгу, затем схватила С. с силой за ухо и потянула. От обиды и боли С. закричал, вырвался и обругал учительницу матом. Учительница вызвала в школу бабушку и предложила бабушке следующий вариант воздействия на С.: предупредить его о том, что, если он не изменит своего отношения к учебе и к взрослым, бабушка с дедушкой от него откажутся и отдадут его в детский дом. Во время очередного конфликта учительница публично в классе сообщила об этом С. и о своем намерении начать реализовывать эту договоренность немедленно. С. отреагировал тем, что сказал, что уйдет из дому сам. Через неделю его госпитализировали в детскую больницу с астматическим приступом. Сейчас С. учится в 5 классе, в школе почти не бывает, курит, дерется с одноклассниками. Из колонии вышел отец, но контакта с сыном у него нет.

Иногда случаются просто невероятные вещи, причем жертвой издевательств могут стать дети и из вполне благополучных семей.

В течение года классная руководительница 1-го "г" класса одной из пермских школ демонстративно и изощренно третировала одного из своих учеников Витю В., причем делала это не только "в сердцах", но и проводя заранее спланированные акции. Сам Витя - вполне нормальный ребенок, разве что очень подвижный, за контрольные работы по итогам года у него только одна "четверка", остальные "пятерки". Единственное, что ему можно было "инкриминировать", так это участие в нескольких ребячьих потасовках. Впрочем, чтобы не делал первоклассник, это, в принципе, не может оправдать того, что делала с ним учительница.

После зимних каникул классная руководительница собрала в классе всех учеников 1-го "г" и предложила детям написать заявление на имя директора школы на тему: "Что плохого мне сделал Витя В. за истекший период". Дети стали послушно писать о том, что Витя кого-то толкнул, с кем-то поссорился, с кем-то что-то не поделил. Только один мальчик отказался писать "заявление". Сам Витя был поставлен перед классом, плакал и просил учительницу, чтобы она не отдавала "заявления" директору.

В апреле учительница заявила Вите и его бабушке, которая забирала его из школы, что Витя поставлен на внутришкольный учет, на который ставятся дети "с отклонениями от нормального поведения" (токсикоманы, имевшие приводы в милицию, из неблагополучных семей и т.п.). При выяснении оказалось, что ни на какой учет ребенка не ставили.

По окончании 1-ого класса на торжественном вручении аттестатов, в присутствии других детей и родителей, классная руководительница выдала Вите аттестат с заниженными оценками, когда он отказался его взять, она разорвала аттестат со словами, что другого он не получит.

Особого внимания заслуживает ответ председателя городского комитета по образованию В.А. Гусарова на жалобу родителей Вити. В основном, подтвердив изложенные выше факты, председатель высказался о их недопустимости и сообщил об объявленном учительнице выговоре. При этом отметив, что родителям "необходимо пересмотреть свое отношение к учителю и поведению сына…", а в конце посоветовал "найти способы конструктивного взаимодействия с педагогическим коллективом школы…", добавив, что "его (Вити) социальная адаптация зависит прежде всего от Вас (родителей)".

В настоящее время родители Вити и Правозащитный центр добиваются от вышестоящих органов образования принятия адекватного и принципиального решения в отношении учительницы, регулярно подвергавшей семилетнего ребенка психологическому насилию, осознанно и целенаправленно унижавшей его человеческое достоинство. На учительницу подан иск в суд о возмещении морального вреда. Ребенка родители перевели в другую школу.

 

Пренебрежение интересами ребенка

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

В 2000 году было возбуждено 42 уголовных дела по ст.156 УК РФ (невыполнение обязанностей по воспитанию), в 1999 - 26.81 Лишены родительских прав - 1641 человек.82 Выявлено и учтено 3245 безнадзорных детей, из них: устроены - на воспитание в семью - 2 014 (под опеку, попечительство - 1 629, в приемную семью - 37, усыновлено их числа выявленных - 67, возвращено родителям - 218 детей); устроены в детские дома - 1 173 детей.

В подъезде дома по ул. Окулова г. Перми обнаружили подброшенного новорожденного ребенка, в больницу № 3 привезли месячного ребенка, тоже подброшенного.83

В сентябре 2000 года мать отвела своего сына семи лет на городскую свалку г. Добрянки и бросила там. Мальчик, питаясь зеленым хлебом и гнилыми яблоками, ночуя в старом шкафу, прожил на свалке несколько дней, пока его не заметила одна сердобольная женщина.84

Студенток-первокурсниц школы бизнеса (16 лет), которые учились по специальности повар-кондитер, послали в столовую на производственную практику. Практика состояла в том, чтобы "отдраить" столовую до блеска перед проверкой санэпидстанции. Девушке-подростку велели вымыть электромясорубку, которая не была отключена от сети. Когда девушка начала промывать внутренний винт, электромясорубка автоматически заработала и девушка лишилась пальцев руки. Школа выплатила родителям компенсацию.

Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Ученица 10 класса В. общеобразовательной школы под давлением родителей была вынуждена пойти учиться в элитный специализированный математический класс, хотя сама себя оценивала, как "чистого гуманитария". О выражении своего мнения не могло быть и речи. Родители категорически запретили идти в класс с гуманитарной специализацией. В. старалась учиться на отлично, но это давалось ей всё труднее, стали появляться "4" и "3". Родители, особенно мама, очень сильно ругали за плохие оценки, лишали прогулок, развлечений, поощрений. В. "очень нервничала", "выплакивала отличные оценки", "активно оспаривала оценки учителей". Однажды, когда В. с подругой оказались в учительской одни (заносили журнал), она решилась на то, чтобы подделать оценки в журнале. "Это был мой шанс. Если бы за четверть вышла 4, меня бы отчислили, а родители убили бы. Очень боялась, знала, что плохо делаю, сама не знаю, почему на это решилась". В момент нарушения вошла учительница. Началось разбирательство. После беседы в школе родители начали игнорировать дочь, перестали с ней разговаривать, её объяснений слушать не хотели, а если о чём с ней и говорили, то только об этом проступке, указывая на то, что она их опозорила, что её поступок можно оценить, как преступление, они её презирают. Комитет постановил девочкам извиниться перед всем учительским составом школы, а затем извиниться перед всеми учениками в классе. На уроках литературы учитель, разбирая повесть "Капитанская дочка", рассуждая о благородстве главного героя, в конце перевела разговор на то, "что среди нас есть люди, которые поступают не благородно" и было указано на В. и её подругу. Этой темы на своих уроках касались и некоторые другие учителя.

В последнее время начали появляться телефоны доверия для подростков, но организаторы этой работы столкнулись с явным непринятием администрациями некоторых школ таких форм помощи детям, поскольку опасаются оглашения фактов дискриминации в отношении детей со стороны работников этих учреждений. Опасения школьных чиновников не беспочвенны: приведенные выше примеры негуманных, антипедагогических поступков учителей и терпимого отношения к ним со стороны коллег и администраторов говорят о явной профессиональной деградации, затронувшей значительную часть нашего учительства, что в свою очередь и является питательной почвой для различного рода злоупотреблений в отношении детей. При этом тяжелое социально-бытовое положение самих учителей, которым сегодня пытаются оправдать любые школьные безобразия, таким оправданием быть не может, исходя из самых простых представлений о морали и ответственности.

 

Детская беспризорность

В 2000 году в Перми состоялось 8 общегородских и 37 районных рейдов по "вылавливанию" бродяжек. В 2000 году в Пермской области линейное управление внутренних дел задержало за бродяжничество на железнодорожном транспорте 3 884 подростка. 1 137 подростков находились в местном и федеральном розыске. По данным ОППН в 2000 году в городе Перми зарегистрировано 1 556 детей, занимающихся бродяжничеством. По данным областной администрации, в Пермской области в прошлом году на четверть выросло число детей, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально неблагополучном положении. Показатели роста преступности несовершеннолетних в 2000 году оказались выше среднероссийских почти в два раза - 305 случаев на 10 тысяч населения при российском показателе 159 случаев на 10 тысяч. 2 298 юных жителей Пермской области были отчислены из учебных заведений всех типов. Детскому бродяжничеству сопутствуют пьянство, токсикомания, наркомания. В последнее время в среде беспризорников широчайшее распространение получила проституция, в которую втягиваются как девочки, так и мальчики. Для многих детей проституция наиболее доступный способ прокормиться и одеться.

Государство, решая проблемы детской безнадзорности, идет по наиболее легкому пути, определяя детей в приюты и детские дома. Ребенок, попадая в незнакомые условия, одновременно испытывает сильные стрессы: потеря родителей (пусть даже плохих), потеря дома, новый коллектив, дисциплина, жестокость детдомовских обычаев. Ребенок начинает протестовать, что выражается в его агрессивном поведении, в побегах. Вообще положение детей во многих детских домах просто удручающее. К плохому питанию (никакими отчетами органов образования не объяснить землистый цвет лица и хроническую худобу многих воспитанников) и скверным бытовым условиям добавляется черствость, гуманитарная несостоятельность части персонала и, порожденная казарменным бытом, жестокость самих детских отношений. Во многих детских домах сложилась своего рода "дедовщина", со всеми присущими ей издевательствами над новичками и слабыми детьми. Среди беспризорников славится такого рода традициями детский дом № 3, что в Закамске. В подобных детских учреждениях сложились и соответствующие воспитательные методы.

Ирина, 13 лет, бродяжничала, неоднократно попадала в социально-реабилитационный центр "Милосердие". Когда ее мать лишали родительских прав, девочка сильно переживала и была против такого решения. Когда она вновь попала в центр, врачи и воспитатели приняли решение о необходимой коррекции ее поведения и… отправили ее на лечение в городскую психиатрическую больницу.

Мальчик Б. часто сбегал из детского дома. После беседы психолога стало ясно, что в детском доме его обижают старшие воспитанники и он не хочет там жить. После очередного побега мальчика, было принято решение о направлении его на лечение в психиатрическую больницу.

Руководитель проекта "Дети без дома" С.М. Козлова пояснила, что дети, прошедшие "коррекцию" в психиатрической больнице, "меняются на лицо". По таким детям легко определить, где они "воспитывались". Сам способ лечения пугает. Ребенка привязывают ремнями и вводят сильное успокаивающее средство, после чего он мучительно "отходит".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На фоне общего социального и духовного неблагополучия многих российских семей особенно остро стоит вопрос о защите прав детей, подвергающихся дискриминации со стороны взрослых. Тем более, что ребенок, в силу своего возраста, не может правильно оценить ситуацию и защитить себя сам. К сожалению, и на окружающих взрослых часто не приходится рассчитывать. В семейных взаимоотношениях ребенок, как правило, находится в жесткой морально-психологической и материальной зависимости от взрослых, что, при отсутствии доброй воли последних, лишает его свободы выбора, выражения своего мнения, возможности защититься от оскорблений и насилия. В силу высокой латентности нарушений прав детей государство и общественность не всегда имеют возможность вмешаться и исправить положение к лучшему.

 

Основные угрозы

    Бедность родителей.

    Социальная и моральная несостоятельность родителей.

    Высокая латентность нарушений прав детей.

    Детские дома.

    Доминирование полицейских методов "борьбы с беспризорностью".

 

Предложения

    Система детских государственных учреждений - детдомов, нуждается в серьезном реформировании. Необходим постепенный переход от "воспитательных казарм", которыми фактически являются детские дома, к семейным детским домам ("патронатным семьям"), с соответствующим перераспределением бюджетных средств. Причем, само собой, только благодаря новому областному закону о патронатной семье, это не произойдет. Необходима активная, наступательная политика областных органов образования, пермских законодателей и СМИ. Вплоть до объявления, после соответствующей подготовки, моратория на помещение детей в детские дома (кроме специальных). В связи с чем необходимо дополнительное стимулирование профессиональных патронатных семей. В частности, целесообразно законодательно установить конкретные льготы для патронатных воспитателей, включая льготы по оплате труда, предоставлению жилья, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др., а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках. Параллельно должна быть создана четкая, но ненавязчивая система контроля за исполнением патронатными воспитателями своих обязанностей.

    Существует необходимость создания центров для временного проживания детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, где ребенок может вести привычный образ жизни (посещать ту же школу, общаться со своими друзьями), но не проживать в родительской семье. Цель таких центров - помочь детям решить проблемы с родителями, родственниками и др. взрослыми без дополнительных стрессов, которые сопутствуют бродяжничеству.

    Проблема защиты прав детей настолько важна и специфична, что было бы целесообразным ввести в регионе институт Уполномоченного по правам детей.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.