НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Соблюдение прав человека в отношении наиболее уязвимых групп населения

Глава 21.
Положение лиц, находящихся на содержании в государственных учреждениях

Условия содержания в домах-интернатах

На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Пермской области работает 28 учреждений стационарного типа. Из них: дома-интернаты общего типа - 10; психоневрологические дома-интернаты - 14; дома-интернаты для умственно-отсталых детей - 4. Большинство из них находятся в сельской местности, удалены от городов, располагаются в более или менее приспособленных зданиях. В основном это одно- и двухэтажные здания, нередко деревянные, кое-где - с деревянными туалетами. Самые большие по количеству мест психоневрологические дома-интернаты - Лысьвенский (на 425 мест) и Булатовский (на 430 мест).

Несмотря на эти цифры, потребность в такого рода учреждениях остается очень высокой. По данным областного комитета социальной защиты населения, в настоящее время в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, и в психоневрологических домах-интернатах всего 5 230 мест, а по норме в Пермской области должно быть 9 000 мест, в детских домах-интернатах по норме - 1 400 мест, а имеется только 790. В то же время уже много лет не появляются новые места. Попасть в дом-интернат можно только если освободилось чье-то место в результате смерти человека либо еще по каким-то причинам. Не так давно были построены Ананьинский и Култаевский (стационарные учреждения называются по месту населенного пункта, в котором находятся) дома-интернаты для престарелых и инвалидов, но за счет сокращения мест в других стационарных учреждениях проблема их недостатка не была решена. В результате происходит рост очередности в стационарные учреждения.

Так, если в дома-интернаты общего типа в 1999 году очередность составляла 98 человек, то в 2000 году добавилось еще 269 человек. В психоневрологические дома-интернаты люди ждут своей очереди еще с 1997 года, и очередь составляет 179 человек.

Нужно отметить, что в 2000 году увеличилась жилая площадь на одного человека во взрослых домах-интернатах до 5,5 кв.м., однако, несмотря на улучшение, этот показатель далек от нормы, в соответствии с которой на одного человека должно приходиться 7 кв.м. Стоимость содержания одного взрослого человека в месяц - 2 286 руб., ребенка - 3 614 рублей.

К сожалению, приходится отмечать неукомплектованность кадров в первую очередь должностей младшего обслуживающего персонала и медицинских сестер, что, несомненно, сказывается на качестве обслуживания пожилых и инвалидов. Во взрослых учреждениях штат укомплектован только на 85,2%, в детских - на 87,7% (данные областного комитета социальной защиты населения). Более того, на мизерную зарплату очень трудно привлечь квалифицированных работников, обладающих навыками и способностями для работы с детьми, пожилыми и больными людьми.

В прошедшем году несколько улучшилась ситуация по обеспечению одеждой. За счет средств областного бюджета приобретен "мягкий инвентарь" на сумму 775,3 тыс. руб., помощь в обеспечении "инвентарем" оказал Пенсионный фонд России. На эти деньги были приобретены одеяла, подушки, постельное белье, банные полотенца и т. д. Однако не хватает варежек, носков, зимних и демисезонных пальто, другой верхней одежды.

В 2000 году домами-интернатами приобретено 340 кроватей, 1 579 стульев, 524 шкафа для одежды, а также 158 электроплит, холодильные шкафы и другое оборудование.

Помимо этого увеличилось и число автомобилей: было закуплено 5 санитарных автомобилей, 8 легковых, 2 микроавтобуса, 3 пассажирских автобуса, 16 грузовых автомобилей. Но не обновлялось оборудование прачечных, пищеблоков, сельскохозяйственное и другое вспомогательное оборудование.

За счет федерального и областного бюджета, в том числе по Федеральной целевой программе "Дети-инвалиды", Федеральной целевой программе "Старшее поколение", областной целевой программе "Дети Прикамья" приобретено медицинского оборудования на сумму более 2,5 миллиона рублей. За счет дополнительных средств Пенсионного фонда - 10 стоматологических кабинетов, 4 дезинфекционные камеры, в семи интернатах были вновь открыты стоматологические кабинеты.

В 2000 году в интернатах проведена работа по выявлению туберкулеза, 100% "постояльцев" прошли обследование, в том числе 78% - флюорографическое, выявлено 11 случаев активной формы туберкулеза (в 1999 году - 40 случаев).

Несмотря на предпринимаемые из последних сил меры по благоустройству домов-интернатов, значительное их число нуждается в ремонте, а часть учреждений в капитальном ремонте. Материально-техническое оснащение большинства учреждений по-прежнему убогое. Нужны различные приспособления для передвижения и перемещения инвалидов. Несоблюдение норм жилой площади, в принципе, не позволяет создать нормальные условия для проживания престарелых и инвалидов.

В Пермский региональный правозащитный центр регулярно приходят индивидуальные и коллективные письма от обитателей интернатов с жалобами на условия проживания и просьбами "разобраться".

Вот на что жалуются, например, подопечные Чайковского дома-интерната для престарелых и инвалидов (список претензий составлен на основе 6 коллективных писем, пришедших в ПРПЦ):
- неудовлетворительная работа пищеблока (готовят плохо, меню не соответствует действительности, чай несладкий, сметаны вообще не бывает, мяса почти не бывает, сливочное масло заменяют маргарином; несколько проживающих в интернате человек видели, что сотрудники столовой приходят на работу в нетрезвом состоянии, уносят пищу домой);
- проживание и питание в одном помещении здоровых людей и больных открытой формой туберкулеза и раком горла;
- переполненность комнат (в комнате по 3-4 человека вместо 1-2);
- необеспечение порядка в интернате особенно в день выдачи пенсии (имеются в виду практикуемые частью подопечных "регулярные пьянки на пенсионные деньги");
- замена сотрудниками интерната нового постельного белья на старое;
- отсутствие нательного белья;
- почти полное отсутствие лекарств.

Руководство областного комитета социальной защиты населения, куда обратился Правозащитный центр с просьбой "принять меры" посчитало большинство претензий необоснованными. Так это или нет, сказать невозможно - сотрудники ПРПЦ не имеют свободного доступа в дома-интернаты.

В прошедшем году в стационарных учреждениях проводилась и так называемая "культурно-массовая работа". В честь 55-летия дня Победы были проведены областные смотры-конкурсы художественной самодеятельности среди домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Похоже, "смотры-конкурсы" - наиболее освоенная администрациями учреждений форма "культурного досуга". В детских домах-интернатах был проведен смотр-конкурс "летних игровых и спортивных площадок", а в психоневрологических интернатах прошел даже смотр-конкурс "снежных городков". Как-то еще справляются общероссийские праздники. Но, в целом, жизнь в этих учреждениях одурманивающе тосклива. "Постояльцы" превращаются в "заложников" дома-интерната, в котором каждый день как две капли воды похож на предыдущий, где скандал - событие, а день выдачи пенсии - веха. И мы винили бы здесь не столько руководителей этих учреждений (понимая их перегруженность финансовыми и хозяйственными проблемами, хотя толика фантазии и предприимчивости в деле досуга им бы явно не помешала), сколько многочисленных наших профессиональных и самодеятельных "деятелей культуры и искусства", большинство из которых в потоке собственных невзгод забыли о гуманитарной функции их ремесла. Если детдомовцам еще достаются какие-то крохи со "стола искусств", то старики и инвалиды забыты напрочь. В лучшем случае их посетит перед выборами "агитколлектив" с патриотическими песнями и частушками про кандидата-противника.

У большого числа одиноких малообеспеченных пенсионеров существует проблема обеспечения жильем, в том числе у тех, кто проживает в ветхих домах, не может самостоятельно заготовить дрова и т. п. Частично решить эту проблему могут отделения постоянного проживания при центрах социального обслуживания. В области действуют 45 комплексных центров социального обслуживания населения, в них 56 отделений постоянного проживания на 2 006 человек (в 1998 г. - 40 отделений, 1999 г. - 53 отделения).

Самые большие отделения постоянного проживания - в г. Добрянке, в Октябрьском и Верещагинском районах. Также с целью решения проблем жилья для пожилых открыто 14 специализированных жилых домов на 378 мест, в которых, однако, проживают 331 человек. То есть на сегодняшний день эти дома недостаточно укомплектованы.

 

Государственные учреждения для несовершеннолетних

Излишне говорить, что такое сироты и брошенные дети и какая неимоверно высокая ответственность за их судьбу лежит на государстве и обществе. Мало того, что дети оказываются один на один с жизнью, которая сегодня и для взрослых-то нелегка, большинство из них имеют различные нарушения здоровья, у них травмирована психика, почти все имеют задержку в развитии.

При этом положение большинства детских домов и его воспитанников просто бедственное. Прежде всего, причиной этого является недостаточное финансирование. Не хватает средств на ремонт, на медикаменты, на одежду, на покупку развивающих игр, спортивного инвентаря. Не хватает также материальных средств для оплаты труда необходимых специалистов: логопедов, невропатологов, педагогов. Все это затрудняет нормальное существование детей в интернатах.

По информации управления здравоохранения администрации, в Пермской области функционирует 7 домов ребенка на 440 мест. 4 дома ребенка психоневрологического профиля (содержатся дети в возрасте от 1-2 месяцев до 4 лет): Березниковский, Чайковский, г. Пермь №1, №2 и №3 физиологические (содержатся дети в возрасте от 1- 2 месяцев до 3 лет): Соликамский, Кудымкарский, Кунгурский.

По состоянию на 1.01.2001 года сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает: 42 детских дома на 2 571 место, 4 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 789 мест, 5 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, на 479 мест.

Постепенно в области растет сеть данных учреждений. Если в 1999 году было 39 детских домов, то в 2000 году - уже 42. С одной стороны, открытие новых учреждений позволяет устранить переполнение уже действующих, в то же время это говорит об увеличении числа детей-сирот и малоэффективной семейной политике государства. Приоритетным моментом при дальнейшем жизнеустройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей и попавшего в детский дом, должно быть устройство его на воспитание в семью, но подобные меры используются недостаточно активно.

Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей, лишившихся попечения родителей, стало введение в действие таких учреждений, как социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, в которых развиваются новые формы воспитания детей, оказавшихся в сложной ситуации.

Эти учреждения системы социальной защиты населения берут на себя заботу о детях, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатном учреждении, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.

Такого рода учреждения создаются не только органами местного самоуправления, но и общественными организациями (приют дневного пребывания и приют круглосуточного пребывания Фонда ЦЭС "Защита"). И те, и другие позволяют решать ряд проблем экстремальной социальной и юридической помощи детям и подросткам, семьям, оказавшимся в трудных обстоятельствах.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних направлена, прежде всего, на реабилитацию биологической семьи ребенка, а в случае невозможности - предпринимаются меры по организации передачи детей в семьи граждан на усыновление, под опеку (попечительство), в семейные воспитательные группы, создаваемые на базе учреждений.

Система специализированных учреждений для несовершеннолетних социальной защиты Пермской области включает в себя 33 учреждения: 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (1999 год - 6), 15 отделений-приютов при территориальных муниципальных центрах социального обслуживания населения, 9 социальных приютов для детей и подростков (1999 год - 7), областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Пермь) и другие. С каждым годом увеличивается число таких учреждений и, соответственно, количество детей, обслуживаемых в данных учреждениях.

Так, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания получили комплексную социальную реабилитацию 1 770 детей (1999 год - 957), в социальных приютах для детей и подростков - 1 192 ребенка (1999 год - 1 192), в отделениях-приютах при центрах социального обслуживания прошли реабилитацию 1 204 человека (1999 год - 1 199).

Результаты анализа жизнеустройства детей, находящихся в специализированных учреждениях, пока не очень оптимистические.

Формы жизнеустройства 1998 год 1999 год 2000 год
Передано под опеку, на усыновление 49 190 200
Возвращено в родную семью 2176 1748 2416
Устроены в государственные учреждения 121 374 556

Таким образом, увеличилось количество детей, которые вернулись в родную семью, что замечательно, однако гораздо значительнее возросло число устроенных в государственные учреждения.

Хотя интернатные учреждения и учреждения социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными, но они значительно отличаются друг от друга.

Многие интернатные учреждения, особенно большие, это обособленный мир. После помещения туда у детей нет почти никаких шансов вернуться в собственную семью до выхода из учреждения по окончании образования. А специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних дают эту возможность.

Негативную роль в формировании ребенка, воспитывающегося в закрытом детском учреждении, играют: замкнутость его жизнедеятельности, ограниченность ее рамками детского дома, незначительный индивидуальный опыт ребенка.

Воспитатели в доме ребенка и в детском доме в 4-5 раз реже, чем взрослые в семьях, взаимодействуют с ребенком. Их взаимоотношения с детьми незначительно окрашены эмоциями, однообразны.

Отмечается частая сменяемость взрослых в детском учреждении. Все это сказывается на детях, воспитывающихся в домах ребенка. У них слабо выражена потребность общения, наблюдается задержка развития. Эти дети часто не умеют играть, не умеют общаться, пассивны, возникает большое количество тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и тоже действие.

Особая проблема - нет свободного помещения, в котором ребенок может побыть один, отдохнуть от других. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате, на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствует бережливость и ответственность. Для многих детей, воспитывающихся в детских домах, непросто складывается общение со взрослыми.

Для более успешного воспитания детей в государственных учреждениях, нужны новые модели подобных учреждений, необходимо создать среду, близкую к семейной, способствовать развитию творческого потенциала детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Бедность населения и государства - дети не могут содержать престарелых родителей, государство не может оказать последним достойную поддержку.

    Закрытость социальных учреждений для общественного контроля.

    Моральное устаревание многих мер, технологий и институтов социальной поддержки.

    Низкий профессиональный уровень, "гуманитарная незрелость" части работников социальной сферы.

    Казарменный, негуманный уклад жизни во многих социальных учреждениях.

 

Предложения

    Защита прав детей, в том числе воспитанников детских домов, настолько важное и специфическое дело, что было бы целесообразным ввести на территории области институт Уполномоченного по правам ребенка.

    Необходимо принять областной закон об общественном контроле за соблюдением прав граждан, проживающих в социальных и воспитательных учреждениях. Законом должна быть предусмотрена должность общественного инспектора, наделенного правом посещения без предупреждения стационарных учреждений социального обслуживания и интернатов. При этом общественный контроль должен осуществляться совместно со специалистами из профессиональных ассоциаций врачей, психологов, педагогов и юристов.

    Необходимо развивать формы профессиональной замещающей семьи (на федеральном уровне - "приемной семьи", в пермском областном законодательстве - "патронатной семьи"), которые позволяют обеспечить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, право жить и воспитываться в семье, закрепленное на всех уровнях власти. С этой целью установить на уровне Закона Пермской области конкретные льготы для патронатных воспитателей, включая льготы по оплате труда, жилью, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорту и др., а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках.

    Патронатная семья подходит и для престарелых, и инвалидов, однако для ее нормального функционирования должна быть четкая законодательная база, специальные службы, которые контролировали бы соблюдение прав обеих сторон. Необходимо принятие закона о патронатной семье для престарелых и инвалидов.

    В отношении престарелых и инвалидов целесообразно расширять службы (отделения), оказывающие помощь на дому. Как показывает практика работы, многие пожилые граждане и инвалиды не хотят поселяться в стационарном учреждении, соглашаясь на это только потому, что неспособны к некоторым видам самообслуживания. При оказании им регулярной бытовой и медицинской помощи на дому возможно сохранение таких людей в привычной для них социальной среде.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.