НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

Соблюдение прав человека в отношении наиболее уязвимых групп населения

Глава 23.
Положение беженцев и вынужденных переселенцев

В 2000 г. в Пермскую юридическую приемную РОО "Центр помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Надежда" обратились 198 человек. Основными проблемами, с которыми обращались к правозащитникам вынужденные мигранты, были: жилье (41%), получение статуса беженца/вынужденного переселенца (18%), отношения с таможенными органами (6%), регистрация по месту жительства/пребывания (5%), получение гражданства РФ (5%), получение различных пособий (3%), другое (22%).122

 

Отказы в приеме заявлений о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца

Отмечена высокая латентность данного вида нарушений прав вынужденных мигрантов, т.к. почти всегда на руках у мигранта, у которого не было принято заявление, не остается никаких документов, подтверждающих этот факт.

По словам Ю. Татаринова, который руководил миграционной службой области до сентября 2000 г., среди прибывших в этом году вынужденных переселенцев - всего один чеченец.123 Однако известно, что только в одном селе Б. Соснова (Большесосновский район Пермской области) в настоящее время находится около 100 вынужденных переселенцев чеченской национальности.124

По данным общественной организации "Орден добра", в г. Чайковском 2/3 вынужденных переселенцев не зарегистрированы в миграционной службе, потому что сделать это можно только в Перми, куда ехать далеко и дорого: билет в один конец стоит 100 руб., а единовременное пособие - пожалуй, единственное, на что может рассчитывать мигрант, составляет 83 руб.125

Такая же ситуация сложилась в сельской местности, когда вынужденные переселенцы, поселяющиеся там, вообще не знают о существовании миграционной службы и о том, что им положен статус и определенные льготы. Очевидна плохая работа уполномоченных государственных органов по информированию населения, в частности, вынужденных мигрантов, об их правах.

 

Отказы в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца

По данным территориального органа Министерства РФ по делам федерации, национальной и миграционной политике по Пермской области, в 2000 г. с ходатайствами о предоставлении статуса обратилось 258 семей вынужденных переселенцев (663 человека) и 7 семей (24 человека) беженцев, в предоставлении статуса вынужденного переселенца было отказано 50 семьям (175 человек), статуса беженца - ни одной.126

Однако, несмотря на столь высокие "показатели", отказ в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца остается одним из основных видов нарушений прав мигрантов,127 что находит свое признание и у чиновников. Например, заместитель директора Центра временного размещения иммигрантов "Очер" Л. Цвирко отмечает, что "наиболее часто встречающейся конфликтной ситуацией является отказ в признании беженцем на территории РФ".128

Бывший глава миграционной службы Пермской области Ю. Татаринов приводит данные на апрель 2000 г.: "Беженцев у нас 52 человека. Из них получили статус 10 человек. Процедура рассмотрения ходатайств и предоставления статуса растягивается на срок более трех месяцев, отпущенных по закону. Потому что система такая: мы должны документально убедиться, что человек покинул свою страну действительно по причине преследований или под угрозой насилия, а не просто так, по своей прихоти - в поисках лучшей доли или из-за каких-то там экономических соображений".129

Конечно, этот аргумент не может объяснить необходимости держать по несколько лет вынужденных мигрантов в неопределенности, фактически унижая их, обрекая на постоянный страх за свою судьбу.

Например, генерал армии Афганистана Ф., воевавший на стороне Советской Армии, получивший от моджахедов тяжелые ранения и объявленный ими вне закона, целых 4 года не мог получить статус беженца, пока правозащитники не добились этого через суд в 2000 г. "Попробуй докажи иной нашей инстанции, что ты не верблюд! Не помогла даже… чудом провезенная через все границы и кордоны фотография, где он (генерал Ф.) запечатлен вместе с Бабраком Кармалем в Президентском дворце на церемонии награждения высшей правительственной наградой ДРА - орденом Красного Знамени".130

 

Отказы в регистрации по месту жительства, пребывания

Одни из самых распространенных нарушений - отказ в регистрации детей и супругов вместе с родителями, отказ в регистрации у родственников вынужденных переселенцев, приехавших к ним из Ближнего зарубежья.131

Есть и другие абсурдные ситуации, когда беженец или вынужденный переселенец, только что приехавший на новое место жительства и не успевший зарегистрироваться, нещадно штрафуется "за нарушение паспортного режима".

Беженец из Ирана 1911 г. р., которому было отказано в предоставлении статуса, и в то время, когда его кассационная жалоба находилась в суде, о чем имелась справка, штрафовался за нарушение паспортного режима практически каждый день.132

Данную ситуацию подтверждают и чиновники миграционной службы: "Наиболее частой конфликтной ситуацией является несоблюдение иммигрантами паспортно-визового режима, за что их привлекают к административной ответственности".133

 

Конфликтные ситуации во взаимоотношениях с таможенными органами

Крестьянин, вынужденный переселенец из Казахстана В.Б.П., привез с собой в Россию все имущество, которое у него было - маленький гусеничный трактор. Однако трактор был конфискован из-за того, что В. Б. по ошибке оформил груз не на себя, а на брата, проживающего в Перми, и, естественно, не смог оплатить колоссальной таможенной пошлины.

Согласно международным актам, ратифицированным Россией, и Закону РФ "О вынужденных переселенцах", с переселенцев не взимается госпошлина за ввоз своего имущества при переселении в Россию. Трактор, без сомнения, являлся имуществом В.Б.П. Ввез он его непосредственно при своем переселении, приехав с ним в одном товарном вагоне. И, тем не менее, был лишен своего имущества.134 Конечно, таможенные чиновники имели формальные основания поступить именно таким образом, но при желании можно было найти вполне законный выход в пользу мигранта. Нужна была лишь добрая воля и элементарное сочувствие. Или и в самом деле чиновник при исполнении - не человек.

Семья вынужденных переселенцев из Казахстана С. привезла с собой в контейнере несколько полированных досок, которые 25 лет назад были мебелью (стенкой). На беду одна из досок имела на себе приклеенную бумажку "Сделано в Германской Демократической Республике", на основании чего государство обязало семью С. выплатить пошлину в несколько тысяч рублей за "импорт в Российскую Федерацию мебели германского производства".
135

 

Право на жилье

По официальным данным территориального органа в Пермской области Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, за счет средств федерального бюджета в Пермской области было приобретено четыре квартиры для постоянного проживания. За период с 1994 года по настоящее время средств из других источников, в том числе из бюджета Пермской области, на эти цели не выделялось. Выдано беспроцентной долговременной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья 3 580 000 рублей 61 семье. Выделено два земельных участка для строительства жилья в с. Барда.136

Выявлены факты попыток выселения семей вынужденных переселенцев с малолетними детьми из общежитий на основании того, что "общежитие - мужское, поэтому женщинам и детям проживать в нем нельзя" (несмотря на то, что женщина - вынужденная переселенка из Узбекистана и ни жилья, ни родственников здесь не имеет),137 а также без всяких оснований по прихоти администрации общежития или предприятия, которому общежитие принадлежит.138

Факты лишения жилья вследствие бездействия или незаконных действий государственных (муниципальных) органов:

Семья Г. - вынужденные переселенцы из Казахстана - на имевшиеся средства смогла купить квартиру на окраине г. Перми, где ей удалось прожить около 2 лет. Однако, как оказалось, 5 лет назад администрацией района было дано незаконное разрешение на приватизацию указанной квартиры ее бывшей владелицей, у которой семья Г. эту квартиру и купила. Явились законные владельцы и через суд выселили вынужденных переселенцев Г., которым, получив "компенсацию" в 8 тысяч рублей, пришлось уехать в одну из деревень Нижегородской области к родственникам. Никто из работников администрации района, давших противозаконное разрешение на приватизацию, ответственности не понес.139

Н.П.С. - вынужденный переселенец из Узбекистана - смог приобрести на окраине Перми небольшой частный дом. Однако по халатности администрации Дзержинского района г. Перми этот дом 1937 года постройки, являясь жилым, не был вписан в реестры жилого фонда. Поэтому на его месте сейчас запланировано строительство коттеджного поселка, а вынужденный переселенец С., уже один раз лишенный своего дома, пытается через суд отстоять свое право на достойную жизнь.140

Семье М., вынужденным переселенцам из Армении, было выделено жилье на свиноферме в г. Оханске. При этом семье не предоставили каких-либо документов, подтверждающих право на проживание в нем. Даже в паспорте местом регистрации указана просто Окуловка. Однако в процессе приватизации и переоценки жилого фонда, выделенное помещение превратилось в нежилое помещение без каких-либо прав на жительство проживавших в нем лиц. И опять проблемы этой семьи никого не интересуют, ведь ее совершеннолетние представители даже не граждане РФ.
141

 

Право на получение компенсации за утраченное жилье и имущество во время военных действий в Чечне

Выявлен факт отказа в выплате такой компенсации на основании того, что семья вынужденных переселенцев Г. получила в Перми квартиру в полуразрушенном и требующем капитального ремонта доме.142

 

Право на получение компенсации по вкладам в Сбербанке РФ

Сберегательный банк России, обязанный согласно Постановлению Правительства РФ компенсировать вклады граждан, открытые в банке до 1991 г., отказывает в такой компенсации вынужденным переселенцам из Чечни на основании того, что отделения Сбербанка в Чеченской Республике в настоящее время не действуют, так что "невозможно подтвердить наличие там вкладов", несмотря на то, что переселенцы имеют на руках подлинники сберегательных книжек, чего вполне достаточно для получения компенсации.143

 

Право на получение гражданства России

Дело вынужденной переселенки из Азербайджана О.144 "О. хочет быть гражданкой России. И как жена россиянина имеет на это право. Но ей паспортный стол отказывает. Почему? Потому что, по инструкции, к документам требуется свидетельство о рождении. Был послан запрос в Баку. Оттуда пришло уведомление, что запрос из г. Оханска получен. Все понимают, что нужных документов там давно нет, в их квартире живут другие люди… Визит к начальнику Оханского районного УВД надежд почти не оставил. Там будут жестко придерживаться инструкции и ждать ответа из Азербайджана".145

С помощью правозащитников и журналистов дело О. закончилось благополучно - в конце 2000 г. она получила российский паспорт. Однако стоит ли говорить, что это скорее исключение, чем правило.

 

Отказ в выдаче паспорта

Паспортная служба обнаружила определенное несоответствие паспорта вынужденной переселенки из Молдовы принятым стандартам, на основании чего паспорт был изъят. Однако новый паспорт выдан не был. И, чтобы получить его, паспортная служба потребовала от переселенки съездить в Молдову и привезти целый пакет якобы "необходимых" для выдачи нового паспорта документов, что является абсурдом, так как все необходимые данные содержались в старом, изъятом паспорте. Только после вмешательства правозащитников паспорт был незамедлительно выдан.146

 

Право на защиту от национальной, расовой и религиозной нетерпимости

Беженцы из Афганистана отмечают, что на территории Пермской области они встречают проявления национальной розни по отношению к ним.147

В г. Очере один из претендентов на пост главы администрации района (выборы состоялись в декабре 2000 г.) в агитационной листовке хвастался своими заслугами, что это именно он "не пустил" лавину беженцев и вынужденных переселенцев, особенно из Чечни, в г. Очер.

Со стороны миграционных служб опасений по этому поводу не высказывается. Л. Цвирко: "В основном эти взаимоотношения нормальные. Мигранты занимаются, в основном, мелким предпринимательством и мелкооптовой торговлей. В этой среде они заняли свободное место. Именно этим и можно объяснить хорошие взаимоотношения мигрантов и местных жителей…".148

 

Условия проживания беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, претендующих на этот статус

Основная масса вынужденных переселенцев имеет плохие жилищные условия. В основном, это общежития, где нередко семьи из 4-5 человек ютятся на площади в 12-18 м2.

Иммигранты, имеющие статус беженцев, получают временное жилье из фонда для временного поселения миграционной службы, в основном в городах Краснокамске и Губахе.149

Миграционная служба выделила квартиры 63 семьям вынужденных переселенцев и 8 квартир беженцам. В очередях на жилье стоят еще 278 семей ("общая" очередь) и 196 человек ("льготная" очередь).

В очереди на получение положенной по закону ссуды на покупку (строительство) жилья стоят около 600 человек. Сам размер ссуды крайне мал - 18 тыс. руб. на члена семьи, и при этом большинству вынужденных переселенцев получить ее очень трудно, если вообще возможно. Например, "пенсионеру ее получить довольно трудно, ибо тут должна быть гарантия возврата. В противном случае человек должен найти поручителей. Однако для приехавшего со стороны, издалека, это тоже не всегда осуществимо".150

Проблема состоит также и в том, что беженцы, получившие официальный статус и затем гражданство России, автоматически лишаются жилья в Центре временного размещения иммигрантов и вынуждены переезжать в другие места - например, в г. Губаху, где их ждут "голые квартиры" без мебели, посуды, постельного белья. Приобрести же эти вещи сразу для семей из 8-10 человек, где большинство - инвалиды и малолетние, невозможно.151

 

Обязательная военная служба

Проблематичной является ситуация с призывом на военную службу беженцев из Афганистана, получивших российское гражданство и достигших возраста 18 лет. Афганцы опасаются, что в армии им будут мстить "за Афган", несмотря на то, что их отцы воевали на стороне Советской Армии.152

 

Необоснованная высылка

Фактов высылки иммигрантов на родину на данный момент не наблюдалось. Хотя одни ответственные работники миграционных служб заявляют, что "если человек не может быть признан беженцем, он все равно против его воли не может быть возвращен на родину",153 другие в то же время придерживаются противоположной точки зрения: "нелегалов будем депортировать".

Последняя позиция имеет отношение к проблеме иракца А., который фактически является беженцем, но не признан в качестве такового властями и которому грозит депортация.154

 

Работа специализированных государственных органов

2000 год ознаменовался кардинальными переменами в государственной миграционной политике. Указами Президента РФ № 867 от 17 мая и № 1476 от 9 августа 2000 г., Постановлением Правительства № 561 от 26 июля 2000 г. Миграционная служба России как самостоятельное учреждение была упразднена. Взамен был создан специальный департамент при Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политике.

Таким образом, статус миграции как проблемы, заслуживающей внимания со стороны государства, был существенно понижен.

Миграционная служба Пермской области в течение практически 5 месяцев - с мая по сентябрь - переживала ликвидацию и воссоздание в новом качестве. При этом она в полном объеме не работала. Потребности службы финансировались лишь на 27%.155 МЦВРИ "Очер" также все лето находился в стадии ликвидации.156 Таким образом в 2000 г. государственные органы, уполномоченные работать с беженцами и вынужденными переселенцами, выполняли свои функции далеко не на полную мощность.

Тем не менее, по официальным данным территориального органа по Пермской области, материальная помощь на детей из малоимущих семей была выделена 35 семьям. Адресную материальную помощь на приобретение одежды, продуктов питания получили 74 ребенка на сумму 56300 рублей, бесплатное питание в учреждениях общего и начального профессионального образования получил 91 ребенок на сумму 48000 рублей, путевки на летний отдых и оздоровление в лагерях - 24 ребенка на сумму 13 200 рублей, на мероприятия, проводимые в ЦВРИ "Очер", в отношении 15 детей беженцев затрачено 76 970 рублей.157

 

Работа общественных организаций

Как и прежде, в г. Перми и г. Очере работают приемные Центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Надежда", которые предоставляют юридические консультации и защищают права вынужденных мигрантов в суде, государственных и муниципальных органах.

В июне 2000 г. Уральский Центр поддержки негосударственных организаций (НГО) провел Уральский региональный семинар-совещание "Мигранты и местное сообщество: проблема толерантности во взаимоотношениях", на котором представители миграционных служб, общественных организаций и СМИ из 5 регионов Урала обсуждали различные аспекты защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. По результатам семинара-совещания издана книга, отправлено обращение Президенту и Государственной Думе РФ.158

С 1 августа 2000 г. начал реализовываться проект Уральского Центра поддержки НГО, в рамках которого были открыты телефон доверия для беженцев и вынужденных переселенцев, биржа труда мигрантов, начаты психологические консультации для них.

С октября 2000 г. в рамках того же проекта была создана "Группа самопомощи мигрантов", встречи которой теперь проходят каждый месяц и где вынужденные мигранты делятся опытом защиты своих прав, взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, выживания на новой для них земле.

Отношения общественных организаций с миграционными службами в 2000 г. оставались напряженными. Бывший руководитель миграционной службы области Ю. Татаринов обрисовывал свое отношение к общественным структурам так: "Понимаете, у меня в штате 9 человек, а любая такая организация требует к себе дополнительного внимания. И если я… человека отрываю от прямых его обязанностей и посылаю на проводимое ими какое-то заседание, мероприятие, зачастую к тому же выездное, у меня сразу выпадает из работы целый участок. Откровенно говоря, организации эти лишь добавляют нам проблем. Так, могу сказать, что с 92-го года примерно по 95-й у нас вообще не было никаких судебных дел. А сегодня, не без помощи всех этих добровольных "помощников", мы почти постоянно судимся. По самым различным вопросам. Чаще всего - из-за отказа предоставить лицу тот или иной статус".159

Однако есть надежда, что с приходом нового руководства отношения смогут нормализоваться.

 

Работа средств массовой информации по освещению проблемы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев

С апреля 2000 г. Центр помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Надежда" начал издание газеты в газете "Благовест", предназначенной освещать проблемы вынужденных мигрантов и вопросы защиты их прав. Всего за год вышло 9 выпусков "Благовеста" на страницах газеты "Пермские новости".

В декабре 2000 г. в г. Очере Центром "Надежда" был проведен круглый стол "Благовест: взаимодействие СМИ, НГО и местных органов власти в защите прав вынужденных мигрантов", резолюция которого определила, что проект "Благовест", к сожалению, так и не смог реально решить ни одной проблемы мигрантов,160 хотя в то же время следует отметить важность самого появления такого издания и необходимость его продолжения, правда, уже в лучшем виде.

Кроме "Благовеста", стоит обратить внимание на авторский проект журналиста Г. Куличкиной, которая опубликовала свои статьи о проблемах вынужденных мигрантов в трех номерах газеты "Пермский вестник", а также на сайте www.politcom.ru.161

Газета "Губернские вести" в августе 2000 г. опубликовала статью Ф. Синицына "Мигранты и мы", посвященную проблемам защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, а также взаимоотношений вынужденных мигрантов и местного сообщества.162

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные угрозы

    Бюрократизм.

    Безразличие общественности.

    Недостаток бюджетных средств.

    Гуманитарная незрелость российских чиновников.

    Злоупотребления чиновников.

    Бытовой национализм чиновников.

 

Предложения

    Необходимо как можно скорее разработать и запустить государственные информационно-просветительские программы для мигрантов (статус, права, административные и правовые процедуры, в том числе процедуры обжалования решений уполномоченных органов, и т.д.). Информационная поддержка мигрантов должна быть максимально адресной и доступной, предлагаться мигранту на всех этапах его пребывания в России, вне зависимости от его статуса и активности. Это в определенной степени позволит снять напряженность во взаимоотношениях мигрантов и органов власти.

    Необходимо принять дополнительные законодательные меры, ограничивающие возможности волокиты в процессе предоставления статуса беженца или переселенца. В частности, после истечения срока, отведенного для рассмотрения ходатайства о признании вынужденным переселенцем, обязать миграционную службу выдавать свидетельство вынужденного переселенца, если службой не получены сведения, свидетельствующие о недействительности информации, указанной в ходатайстве.

    Необходимо внесение соответствующих изменений в таможенное законодательство в части, касающейся перевозки личного имущества вынужденных переселенцев и других лиц, переселяющихся на постоянное место жительства в РФ.

    Было бы целесообразным проводить периодические социологические и другие исследования, касающиеся выявления возможных конфликтов и предубеждений по отношению к мигрантам со стороны государственных служащих и населения. По результатам исследований проводить соответствующие превентивные и коррекционные мероприятия, вносить изменения в миграционную политику.

    В серьезной коррекции нуждается сама практика работы с людьми в ведомствах, занимающихся делами мигрантов. Чиновники этих ведомств нуждаются в привитии элементарных навыков гуманного, терпимого, уважительного отношения к заявителям. Необходимо проведение соответствующих тренингов с персоналом миграционного департамента, изменение нормативных документов, регламентирующих работу с заявителями и т.д. Все это, не дожидаясь федеральной инициативы, можно делать и на региональном уровне.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.