НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2000 год

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ

"Программа действий"

рекомендации для государственных и гражданских организаций

 

ЛИЧНЫЕ ПРАВА

I.
Запрет пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Основные угрозы

    Закрытость, непрозрачность для общественности "мест принудительного содержания граждан".

    Низкий профессиональный уровень значительной части сотрудников правоохранительных органов приводит к стремлению решать профессиональные задачи наиболее примитивными, грубыми, т.е., силовыми методами.

    Правовое и гуманитарное невежество, низкий моральный и культурный уровень многих сотрудников правоохранительных органов, особенно низового звена.

    Стремление сотрудников правоохранительных органов к анонимности при исполнении своих служебных обязанностей: отсутствие нагрудных жетонов и других идентификационных знаков, необоснованное ношение масок и т.п.

    Злоупотребление корпоративными связями, круговая порука правоохранительных органов (МВД, прокуратура, суд) при расследовании случаев пыток, неправомерного применения силы, спецсредств сотрудниками правоохранительных органов.

    Правовое невежество и гражданская пассивность значительной части населения, что провоцирует и поощряет насильников в форме.

    Недоступность квалифицированной юридической защиты для малообеспеченных граждан.

    Совмещение следственной и надзорной функции в прокуратуре.

Предложения

Можно предположить, что решение проблемы должно быть сопряжено с проведением глубоких реформ, направленных на обеспечение прав человека в сфере уголовного преследования и судопроизводства (в частности, принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающего реальное равноправие процессуальных участников, состязательность и др.) на изменение структуры и деятельности правоохранительных органов (в частности, следует реформировать систему органов прокуратуры, исходя из недопустимости совмещения следственных и надзорных функций в одном ведомстве, с этой целью, возможно, создать федеральный следственный комитет).

Правозащитные организации считают также необходимым:

    Разработать нормативные акты, регулирующие порядок работы дежурного адвоката (защитника) или защитников из состава правозащитных организаций в отделениях милиции, отделах внутренних дел, изоляторов временного содержания.

    Создать институт муниципальной адвокатуры для обеспечения бесплатной защиты малоимущих граждан;

    Установить эффективную систему независимого инспектирования всех мест заключения. С этой целью вернуться к проекту федерального закона "Об общественном контроле за местами принудительного содержания граждан";

    Обеспечить быстрое, беспристрастное и профессиональное медицинское освидетельствование лица, заявившего о применении к нему пыток. С этой целью рассмотреть вопрос о создании независимой, не входящей в МВД и Минюст РФ, специальной медицинской службы, которая была бы уполномочена осуществлять медицинские осмотры граждан в отделениях милиции, изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

    Ввести нагрудный жетон с личным номером для всех сотрудников милиции;

    Включить развернутую информацию о полном запрете пыток и жестокого обращения в программы подготовки персонала правоприменительных органов и других лиц, имеющих отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста или задержания.

    Предусмотреть обязательное вручение задержанному карточки с указанием его прав, в том числе, права на подачу жалобы о жестоком обращении.

    Обеспечить каждой жертве пыток возмещение причиненного вреда, включая средства для возможно более полной реабилитации.

II.
Запрет рабства, подневольного и принудительного труда

Основные угрозы

    Закрытость, непрозрачность органов внутренних дел, воинских частей и пенитенциарных учреждений.

    Господство патриархальных отношений в пенитенциарных, армейских и других закрытых учреждениях, где к "подопечным" изначально относятся как к лично зависимым лицам, находящимся не только в функциональном, но и в социально-бытовом подчинении у "начальников".

    Бедность, социальная неблагополучность многих россиян.

Предложения

Принятие нормативных актов, вводящих эффективную систему общественного контроля в учреждениях, в той или иной степени ограничивающих свободу граждан.

III.
Право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, корреспонденции, личной и семейной тайны

Основные угрозы

    Существование неподконтрольных обществу структур (прежде всего, спецслужб).

    Традиционное российское пренебрежение к личности, индивидуальности. Абсолютизация государственного, "общественного" интереса.

    Низкая правовая культура чиновников и журналистов.

    Несовершенство законодательства и отсутствие реальных механизмов защиты частной жизни.

Предложения

    Внести в законодательство нормы, в соответствии с которыми органы государственной власти и местного самоуправления должны предоставлять гражданам по их требованию всю накопленную о них информацию.

    Ввести более жесткую систему контроля за сохранностью информации, официальных баз данных государственных служб, телефонных компаний и т.п., поскольку вся персональная информация о гражданах, появляющаяся на черном рынке и в Интернете, украдена или куплена у сотрудников соответствующих служб и компаний.

    Принять Закон "О персональных данных", регламентирующий правовой статус баз персональных данных, в т.ч. общедоступных, и определяющий права субъектов и держателей баз данных. А также разработать конкретные механизмы обеспечения неприкосновенности частной жизни, в частности, учредить орган, регистрирующий базы данных персональной информации.

    Ограничить внедрение системы оперативно-розыскных мероприятий - СОРМ-2 (система сводится к тому, чтобы каждый провайдер услуг Интернета имел специальную выделенную линию в местное отделение ФСБ, по которой спецслужба сможет дистанционно, скрытно и в реальном времени получить доступ ко всей информации абонентов этого провайдера).

    Необходимо возобновить работу Судебной палаты по информационным спорам, которая до 2000 года существовала при Президенте РФ. Этот квазисудебный орган хорошо зарекомендовал себя в части контроля за соблюдением прав граждан на неприкосновенность частной жизни в средствах массовой информации.

    Было бы целесообразным ввести федеральную должность общественного защитника частной жизни (специальный Уполномоченный), который следил бы за соблюдением прав граждан на частную жизнь, контролировал исполнение законов, а также обладал бы правом законодательной инициативы. Несмотря на некоторую экзотичность этого предложения, оно имеет очень серьезные обоснования именно для России. В отличие от западных стран, где, как правило, не практикуется введение такой специализированной должности, Россия является едва ли не единственной из цивилизованных стран, в которой пережитки тоталитаризма и государственного патернализма не просто живучи, а являются существенной составляющей государственной политики и, более того, позитивно воспринимаются частью населения. Неуважение к личности и ее частной жизни, недоверие ко всему индивидуальному являются частью национального характера. Поэтому Уполномоченный по защите права граждан на частную жизнь не только бы защищал это право, но и был бы центром соответствующей просветительской деятельности, важным элементом в либерализации российской жизни, в высвобождении созидательного потенциала ее граждан.

 

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

I.
Право на проведение независимого, справедливого, публичного судебного разбирательства

Основные угрозы

    Низкая квалификация и низкий общий культурный уровень части судей. По сути, некоторые судьи оказались морально и психологически не готовы к обрушившейся на них независимости, не справились с ней и превратили ее во вседозволенность.

    Материально-техническая малообеспеченность российских судов.

    Явная недемократичность российского судебного процесса.

    Отсутствие суда присяжных.

    Чрезмерно большой процент среди судей бывших работников милиции и прокуратуры.

    Закрытый, демонстративно корпоративный характер деятельности квалификационных коллегий судей - отсутствие даже самых минимальных элементов гражданского контроля и гласности в функционировании этого института.

Предложения

В зданиях суда необходимо вывесить для всеобщего ознакомления текст Кодекса чести судьи, а также тексты статей 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и статей 45-54 Конституции РФ, формулирующих право на справедливый суд.

Должна быть разработана процедура рассмотрения квалификационной коллегией жалоб на действия судей. Заседания квалификационной коллегии должны проводиться гласно, на заседания должны вызываться лица, подавшие жалобу на судью. Эти лица должны быть выслушаны по поводу обстоятельств жалобы.

При принятии нового Гражданского процессуального кодекса необходимо учесть следующее:

    процедура отвода судей должна исключать возможность рассматривать заявление об отводе тем же судьей или тем же составом суда, которому заявлен отвод;

    отвод судьи по тем основаниям, что судья ранее занимал какие-либо должности в органе, чьи действия обжалуются, а также предусмотреть основание для отвода в связи с обнаружившейся некомпетентностью судьи;

    уведомление сторон о дате и времени судебного заседания должно происходить исключительно заказными письмами с уведомлением о вручении или курьером;

    возможность компенсации морального вреда за затягивание судебного разбирательства по вине суда, а также за вынесение незаконного или необоснованного решения;

    исключение возможности повторного рассмотрения дела тем же судьей, если решение было отменено в кассационной или надзорной инстанции;

    легализация ведения аудиозаписи и видеозаписи в судебном процессе;

    конкретизация нормы о порядке возмещения судебных расходов на услуги представителя (адвоката), а также введение порядка возмещения транспортных расходов стороны по делу и т. д.;

    при ведении протокола судебного заседания в обязательном порядке должны фиксироваться формулировки вопросов, задаваемых участниками процесса. Протокол также должен вестись и в кассационной инстанции;

    унифицировать порядок рассмотрения исков и жалоб, на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, с тем, чтобы решать вопросы о возмещении заявленных имущественных требований в одном процессе;

    в обязательном порядке включить обязанность доказывания законности принятого решения органами и должностными лицами, вынесшими данное решения. Формулировку взять из АПК РФ;

    исключить из оснований оставления искового заявления без движения отсутствие доказательств, т. к. в этом случае сторона лишается возможности воспользоваться такими средствами защиты как признание другой стороной иска, признания другой стороной фактов и т. д.;

    расширить подсудность дел, связанных с подачей жалобы на федеральные органы власти и управления, предусмотрев возможность обращения в суд по месту нахождения истца;

    предоставить возможность суду по заявлению стороны инициировать процесс внеочередной пересдачи должностным лицом, нарушившим право, квалификационного экзамена.

II.
Свобода слова и доступа к информации

Основные угрозы

    Нерентабельность большинства российских СМИ.

    Информационная замкнутость российских органов власти всех уровней. Агрессивное пренебрежение чиновников к информационным правам граждан.

    Правовое и профессиональное невежество части журналистов. Пренебрежение к корпоративной этике.

    "Внутренний цензор".

    Выборы в их сегодняшней форме - своего рода "информационный разврат" - прямая и явная угроза свободе слова в России.

В западных демократиях средства массовой информации рассматриваются, с одной стороны, как институт гражданского общества, с другой - как приносящий реальную прибыль, особый, социально значимый вид бизнеса, в котором, как во всяком бизнесе, дорого уважение, мнение каждого подписчика, покупателя, потребителя информации. В России медиа-бизнеса, именно как бизнеса, т.е. деятельности, приносящей прибыль, - не существует. СМИ у нас создаются государством, финансовыми и политическими группировками, частными лицами в основном для решения политических и околополитических задач. Часть СМИ поддерживаются на плаву невероятными усилиями редакций исключительно в интересах сохранения рабочих мест, что опять же приводит их в объятья финансово-политических группировок. Поэтому, пока в деятельности наших СМИ решение политических задач будет превалировать над решением задач информационных, пока медиа-деятельность не станет экономически выгодным медиа-бизнесом, пока для хозяев СМИ читатель, зритель, слушатель будет всего лишь "свободными ушами" для почти бесплатной информационной "лапши", а не потребителем, оплачивающим из своего кармана информационные услуги - до тех пор в России будут проблемы со свободой слова, а российское информационное пространство будет испещрено дырами дефицита.

Предложения

    Действующее выборное российское законодательство фактически ограничивает свободу слова и противоречит ст. 29 Конституции РФ и, следовательно, должно быть изменено. Свобода слова не должна зависеть от того, идут или нет выборы в стране или регионе.

    Необходимо создать систему послевузовской переподготовки журналистов и вневузовского образования журналистов, не имеющих специального образования.

    Необходимо максимально ограничить влияние местных органов власти на районные редакции и журналистов. По примеру прямого федерального финансирования городских и районных газет надо перестроить и формы финансирования СМИ из бюджета области. Следует проанализировать и юридический статус редакций районных СМИ, которые нередко являются подразделениями администраций. Нынешняя ситуация с местными СМИ нелепа с точки зрения информационной и гражданской функции СМИ в демократическом обществе.

    Органы прокуратуры должны серьезнее относиться к проблемам СМИ и к соблюдению на территории области информационных прав граждан. Факты недопуска журналистов и граждан к информации всякий раз должны быть предметом серьезного разбирательства, чего сегодня нет и в помине. Многое здесь зависит и от активности общественных организаций и самих журналистов.

III.
Свобода убеждений, совести и религии

Основные угрозы

    Опровославливание власти и школы.

    Неприятие властью и военными институтами альтернативной гражданской службы.

    Предрассудки в отношении нетрадиционных конфессий.

    Деструктивная и дискредитирующая конфессиональное сообщество деятельность тоталитарных сект, экстремистских религиозных организаций.

    Чеченская война как антиисламский фактор.

Предложения

    Необходима законодательная конкретизация конституционных норм, отделяющих в России церковь от школы и государства. Законы "Об образовании" и "О свободе совести" оставляют без ответов многие вопросы фактического взаимодействия органов власти и образовательных учреждений с конфессиональными структурами.

    В серьезном правовом осмыслении нуждается и проблема тоталитарных сект, религиозного экстремизма и т. п. Нужны нормативные акты, которые бы четко определили предмет и политику государства в отношении этих явлений и дали бы обществу эффективный инструмент правовой защиты.

    Должна быть прекращена практика финансирования органами государственной власти и местного самоуправления культовых сооружений (кроме памятников архитектуры), религиозных праздников и любой другой культовой деятельности, в том числе в СМИ. Прокуратура должна, наконец, обратить внимание на этот вид правонарушений.

    Многолетняя упорная "неспособность" Государственной Думы принять Закон "Об альтернативной гражданской службе" по сути антиконституционна, и чем дальше, тем больше приобретает форму политической провокации. Закон должен быть принят незамедлительно.

IV.
Свобода мирных собраний и ассоциаций

Основные угрозы

    Глубинная незаинтересованность российской (пермской) власти в гражданской активности населения.

    Неконцептуальность, "случайность" государственной политики в отношении структур гражданского общества.

    Некомпетентность, субъективизм, а зачастую и волюнтаризм части чиновников, осуществляющих деятельность по регулированию отношений в сфере гражданской активности, в частности, регистрирующих политические, общественные и некоммерческие организации.

    "Непрозрачность" государственных и муниципальных структур, отвечающих за взаимодействие с общественными организациями и регулирующих их деятельность.

    Принципиальное недоверие и подозрительность, снобизм чиновников в отношении гражданских и политических организаций, лидеров и инициатив.

    Отсутствие гибкой, демократичной и публичной системы государственной поддержки общественных некоммерческих организаций.

Предложения

    Необходимо принятие нормативных актов, направленных на поддержку и развитие гражданского общества, благотворительной деятельности, гражданского контроля.

    Необходимо принятие специальной областной программы, направленной на повышение "прозрачности" деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в том числе, в области регулирования и поддержки институтов гражданского общества.

    Органы государственной власти и местного самоуправления должны объявить о своих принципах при оказании той или иной поддержки общественным некоммерческим организациям (предоставление в аренду помещений, налоговые льготы, прямое бюджетное финансирование и т. п.). Поддержка эта должна осуществляться гласно и исключительно на программной и конкурсной основе.

    Серьезнейшим образом должно быть улучшено качество государственного сервиса в отношении общественных некоммерческих организаций и политических партий. Руководители всех уровней должны обеспечить беспрепятственное, качественное и оперативное получение общественными организациями и инициативными группами исчерпывающей информации, методической, юридической и иной помощи, необходимой во взаимоотношениях с органами власти.

    Необходимо более серьезное отношение администраций всех уровней к профессиональной подготовке чиновников, работающих с общественными некоммерческими и политическими организациями.

    Представляется очень важным дальнейшее распространение и совершенствование социального заказа в Пермской области, прежде всего, на муниципальном уровне. При этом особое внимание должно уделяться демократичности процедур, максимальной гласности всего процесса и контролю за результатами.

V.
Свобода передвижения внутри страны, выезда за рубеж и возвращения на Родину

Основные угрозы

    Частичное сохранение института прописки, ограничивающего свободу передвижения граждан (реализация ряда социально-экономических прав обусловлена наличием регистрации по месту жительства).

    Бюрократизм, "непрозрачность", информационная замкнутость органов паспортно-визовой службы и смежных с ними структур.

    Неинформированность граждан в вопросах регистрации, въезда-выезда, трудовой миграции и т. п.

Предложения

    Гласность и "прозрачность" должны стать одними из основных принципов в деятельности паспортно-визовой службы. Необходимо разработать и принять постоянно действующую государственную программу по информированию граждан в вопросах реализации права на свободу передвижения.

    Должен быть разработан механизм гражданского контроля за соблюдением паспортно-визовой службой прав и свобод граждан.

    Необходимо как можно скорее разработать и запустить государственные информационно-просветительские программы для мигрантов (статус, права, административные и правовые процедуры, в том числе процедуры обжалования решений уполномоченных органов и т. д). Информационная поддержка мигрантов должна быть максимально адресной и доступной, предлагаться мигранту на всех этапах его пребывания в России, вне зависимости от его статуса и активности. Это в определенной степени позволит снять напряженность во взаимоотношениях мигрантов и органов власти.

    Для устранения неоправданных бюрократических препятствий в получении паспортов необходимо создание единой общероссийской базы, содержащей данные граждан, которым выдавались паспорта РФ и общегражданские заграничные паспорта.

    Для обеспечения свободы передвижения малоимущих и слабозащищенных слоев населения, крайне важно законодательно "отвязать" получение пенсий, социальных пособий и льгот от прописки (регистрации). Для чего необходимо создание единой федеральной базы данных получателей всех видов социальной поддержки.

    Прокуратура должна обратить более серьезное внимание на деятельность фирм, осуществляющих посредническую деятельность в сфере трудовой миграции. Количество жертв мошенничества в этой области требует специальных и систематических усилий со стороны органов региональной и муниципальной власти, направленных на защиту прав и законных интересов российских граждан.

VI.
Право на периодическую смену власти через выборы

Основные угрозы

    "Грязные избирательные технологии", "черный PR".

    "Двойной стандарт", страх ответственности, несамостоятельность правоохранительных органов в разрешении избирательных конфликтов.

    Неразвитость многопартийности.

Предложения

    В преддверии новых выборов в Законодательное собрание Пермской области, которые должны состояться в декабре 2001 г., было бы целесообразным проведение дополнительных обучающих семинаров для членов избирательных комиссий и, особенно, для работающих в предвыборных штабах юристов, а также для судей и прокурорских работников.

    Необходима последовательная работа по разъяснению преимуществ выборов перед другими способами формирования органов власти, в частности того обстоятельства, что только при выборности органов власти создаются реальные возможности для контроля над ними со стороны широких слоев населения.

    Обеспечению действенности такого контроля, повышению ответственности избранников перед избирателями может служить выдвигаемое в ряде случаев требование более четкого формулирования кандидатами положений своей предвыборной программы, расширения практики предвыборных дебатов.

    Любое поощрение реальной многопартийности будет способствовать демократизации предвыборных кампаний, усилению взаимного контроля кандидатов, повышению информированности и политической зрелости избирателей.

    Разъяснительная работа среди населения должна касаться также сферы ответственности и компетенции различных органов власти, возможностей предъявления им тех или иных требований и т.д.

    Должны поощряться любые попытки политологического сообщества по разработке этических кодексов, соглашений, созданию конфликтных комиссий и т.п.

VII.
Право политической оппозиции

Основные угрозы

    Неразвитость провинциальной политической жизни.

    "Внутренний цензор", сидящий во многих чиновниках и редакторах СМИ.

Предложения

    Укрепление финансовой независимости областных СМИ, освещающих общественно-политическую тематику.

    Проведение семинаров, других обучающих мероприятий для активистов политических партий и движений, посвященных методам политической борьбы, способам отстаивания политических прав в условиях формирующейся демократии и гражданского общества.

VIII.
Запрет на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию

Основные угрозы

    Бедность.

    Продолжение чеченской войны.

    Бытовой национализм, в том числе среди работников правоохранительных органов.

Предложения

    Нужны нормативные акты, которые бы четко определили предмет и политику государства в отношении организаций и лиц, "возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду", пропагандирующих "социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство" и дали бы обществу эффективный инструмент правовой защиты.

    Власть и правоохранительные органы должны найти в себе силы для четкого обозначения своей позиции по отношению к публичным проявлениям ксенофобии и, при необходимости, принимать все необходимые меры для пресечения деятельности, направленной на разжигание национальной и социальной розни.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

I.
Право на приемлемые условия труда и заработной платы

Основные угрозы

    Последствия экономического кризиса, длительного спада производства.

    "Моральное устарение" КЗОТа - господство теневых трудовых отношений.

    Незаинтересованность работодателя в соблюдении трудовых прав работников и законодательства в сфере охраны труда.

    Социальная незрелость, безответственность многих новых работодателей.

    Низкая правовая культура и социальная пассивность работников.

    Кадровая и "технологическая" отсталость, правозащитная и корпоративная недееспособность Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

    Оттеснение вопросов труда на периферию государственной политики.

    Отсутствие специальных реабилитационных механизмов при трудоустройстве дезадаптированных групп населения.

    Длительность и бюрократическая запутанность досудебной процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Предложения

    Скорейшее и повсеместное внедрение института мировых судей с соответствующим упрощением порядка рассмотрения трудовых споров.

    Скорейшее принятие нового КЗОТа. Новый кодекс должен содействовать свертыванию теневых трудовых отношений, стимулировать деятельность работодателя в сфере охраны труда и социальной защиты работников, стимулировать работника к коллективной защите своих прав, гарантировать (за счет государства и работодателей) занятость социально-неадаптированных групп населения.

    Установление административной ответственности для должностных лиц, нарушающих трудовые права граждан.

    Значительное приближение минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

    По-прежнему крайне необходимо проведение крупномасштабных государственных просветительских кампаний, информирующих население о правах в сфере труда и занятости и способах их защиты. Особенно активно должна доноситься данная информация до выпускников учебных заведений, работников малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

    Для обеспечения занятости социально неадаптированных групп и качественного улучшения охраны труда необходимо закрепление в законодательстве механизмов, связанных с созданием специальных целевых фондов за счет средств работодателей, под контролем государства.

II.
Право на отстаивание своих трудовых интересов

Основные угрозы

    Низкая правовая культура, социальная незрелость, безответственность многих новых работодателей.

    Правовое невежество и социальная пассивность работников.

    Правозащитная неэффективность традиционных профсоюзов.

    Длительность и бюрократическая запутанность досудебной процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Предложения

    Воссоздание профсоюзов на профессиональной основе стало бы самым важным шагом в восстановлении механизма защиты прав работника. Трудовые коллективы должны иметь возможность привлекать "со стороны" профессиональных лидеров или организации, прямо не зависящие от воли работодателя. С сожалением приходится констатировать, что шаг этот не может быть сделан без помощи государственной власти. Разработка и закрепление в законодательстве механизмов, которые бы позволили профсоюзам обрести активность и встать на путь профессионализации - сейчас главная задача власти в сфере обеспечения права работников на отстаивание своих интересов.

    Необходимы государственные просветительские программы, направленные на информирование населения о технологиях защиты трудовых прав, заново, на "либеральной" основе, пропагандирующие профсоюзную деятельность.

    Немаловажную роль в повышении эффективности уровня индивидуальной защиты права граждан на отстаивание своих трудовых интересов сыграет введение механизма мировых судей, а, значит, упрощение порядка и ускорение рассмотрения трудовых споров. Тем не менее целесообразно закрепление в процессуальном законодательстве положений, ограничивающих сроки рассмотрения трудовых споров и устанавливающих ответственность за их нарушение.

    См. "Предложения" в предыдущей главе.

III.
Право на минимальную социальную поддержку со стороны государства

Основные угрозы

    Бедность значительной части населения.

    Ослабление солидарности поколений, размывание традиционных семейных связей. Родители отказывают в должной заботе малолетним детям, дети отказывают в необходимой поддержке пожилым родителям. Государство не может полноценно заменить и то, и другое.

    Уравнительность многих мер государственной социальной поддержки, распыление средств.

    Бюрократизм, рассогласованность ведомств при оказании социальной помощи.

    Декларативность, бюджетная необеспеченность многих мер социальной поддержки.

    Негуманность некоторых процедур и технологий госу3дарственной социальной поддержки.

Предложения

    Осуществление мер государственной социальной поддержки только по гуманитарным мотивам. Все остальные льготы и выплаты - по остаточному принципу.

    Адресность, индивидуализация мер социальной поддержки.

    Создание системы межведомственной координации мер социальной поддержки (создание единой федеральной базы данных получателей всех видов социальной поддержки, стандартизация социально-защитной деятельности, создание координирующих органов на региональном уровне и т.д.)

IV.
Право на гарантированное минимальное медицинское обслуживание

Основные угрозы

    Правовой нигилизм, неприятие прав пациента многими медицинскими работниками и руководителями лечебных учреждений.

    Стереотип "непогрешимости врача", отрицание какой-либо ответственности перед гражданами (пациентами и их родственниками).

    Бедность государственной медицины

Медико-правовые проблемы, осложняющие ситуацию

    Низкое развитие платных медицинских услуг, предпринимательской инициативы. Рентная (иждивенческая) психология администраций многих ЛПУ по отношению к бюджетному содержанию.

    Служебная "кабальная" зависимость практикующих врачей от администрации ЛПУ (угроза и предъявление регрессных взысканий, платная сертификация, увольнения и т.п.).

    Отсутствие в бюджете здравоохранения статьи расходов, связанных с риском причинения вреда.

    Нежелание руководства многих ЛПУ признавать причиненный вред "в мировом" или досудебном порядке, и, как следствие, - высокие суммы взыскания ущерба по суду со штрафами и возмещением дополнительных судебных расходов.

    Низкая информационно-правовая обеспеченность здравоохранения - отсутствие компьютерной электронной правовой базы, например, "КОДЕКС".

    Отсутствие в городе и области независимого экспертно-этического органа для коллегиального решения медико-правовых и деонтологических проблем.

Предложения

    Пропаганда и популяризация правовых знаний для населения по вопросам здравоохранения.

    Повышение правовой грамотности медицинских работников.

    Обеспечение всех лечебно-профилактических учреждений электронной правовой базой.

    Выделение в бюджете здравоохранения специальной статьи для расходов, связанных с риском гражданско-правовой ответственности ЛПУ (компенсации вреда, судебные расходы, правовая учеба, информационное обеспечение, страховка и т. д.).

    Создание общественного "медицинского этического комитета".

    Внедрение в российское здравоохранение системы страхования профессиональной ответственности, начиная со специальностей "повышенного риска" (акушеров-гинекологов и хирургов).

    Привлечение практикующих врачей и общественных организаций к разработке законодательных инициатив по защите прав врача и пациента.

    Открытие в ПГМА кафедры (курса) медицинского права.

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

I.
Положение детей

Основные угрозы

    Бедность родителей.

    Социальная и моральная несостоятельность родителей.

    Высокая латентность нарушений прав детей.

    Детские дома.

    Доминирование полицейских методов "борьбы с беспризорностью". 

Предложения

    Система детских государственных учреждений - детдомов, нуждается в серьезном реформировании. Необходим постепенный переход от "воспитательных казарм", которыми фактически являются детские дома, к семейным детским домам ("патронатным семьям"), с соответствующим перераспределением бюджетных средств. Причем, само собой, только благодаря новому областному закону о патронатной семье, это не произойдет. Необходима активная, наступательная политика областных органов образования, пермских законодателей и СМИ. Вплоть до объявления, после соответствующей подготовки, моратория на помещение детей в детские дома (кроме специальных). В связи с чем необходимо дополнительное стимулирование профессиональных патронатных семей. В частности, целесообразно законодательно установить конкретные льготы для патронатных воспитателей, включая льготы по оплате труда, предоставлению жилья, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др., а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках. Параллельно должна быть создана четкая, но ненавязчивая система контроля за исполнением патронатными воспитателями своих обязанностей.

    Существует необходимость создания центров для временного проживания детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, где ребенок может вести привычный образ жизни (посещать ту же школу, общаться со своими друзьями), но не проживать в родительской семье. Цель таких центров - помочь детям решить проблемы с родителями, родственниками и др. взрослыми без дополнительных стрессов, которые сопутствуют бродяжничеству.

    Проблема защиты прав детей настолько важна и специфична, что было бы целесообразным ввести в регионе институт Уполномоченного по правам детей.

II.
Положение заключенных

Основные угрозы

    Закрытость пенитенциарной (тюремной) системы, неподконтрольность ее обществу.

    Хроническое недофинансирование пенитенциарной системы. Переполненность тюрем, материально-техническая и санитарно-бытовая убогость мест лишения свободы, малообеспеченность персонала.

    Низкий профессиональный, культурный и моральный уровень, "гуманитарная незрелость" многих сотрудников пенитенциарной системы.

    Необоснованно высока в тюрьме цена "субъективного фактора". Слишком многое в положении конкретного заключенного зависит от расположения к нему конкретного надзирателя.

    Неэффективность ведомственного и прокурорского контроля за реализацией прав заключенных.

    Круговая порука правоохранительных органов при расследовании фактов применения незаконных методов воздействия к подследственным и осужденным.

Предложения

    Сотрудники исправительных учреждений Пермской области работают в очень непростых условиях и часто оказываются заложниками ситуации. Надо признать, что без обеспечения достаточного для уголовно-исполнительной системы бюджетного финансирования, невозможно обеспечить заключенных соответствующими нормам жильем, питанием, вещевым довольствием, медицинской помощью. Вместе с тем, очень многое зависит и от личных качеств сотрудников пенитенциарных учреждений, многие из которых неоправданно жестоки с заключенными и явно злоупотребляют своим "господствующим положением". Впрочем, и здесь есть финансовый аспект: качество кадров немало зависит от достойной оплаты труда, которая, безусловно, должна быть значительно увеличена.

    Один из путей решения как финансовых, так и гуманитарных проблем пенитенциарной системы - смягчение карательной политики, т. е. расширение практики применения видов процессуального принуждения, не связанных с заключением под стражу, назначение альтернативных лишению свободы мер наказания и т. д. Что, в свою очередь, должно сочетаться с введением четких временных рамок рассмотрения дел и повышением исполнительской дисциплины сотрудников правоохранительных органов.

    Хроническое недофинансирование уголовно-исполнительной системы требует пересмотра положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ, строго регламентирующих число посылок, передач, бандеролей, ограничивающих использование осужденными денег для приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости, оплаты дополнительных услуг, в том числе и медицинских.

    Российское уголовно-исполнительное законодательство сравнительно молодо и нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, следовало бы уточнить механизм определения места отбывания наказания, который должен максимально учитывать личные семейные обстоятельства человека, и запретить произвольный перевод осужденного в другие исправительные учреждения. Необходимо уточнить перечень "иных лиц", с которыми осужденному может предоставляться свидание, сделать более конкретным и жестким механизм социального и бытового устройства граждан, отбывших наказание. Возможно, для этого необходимо разработать федеральный закон о социальной реабилитации лиц, отбывших наказание. Полагаем, что названные и другие новации, укрепляющие социально-правовую защищенность осужденных, в большей мере способствовали бы реализации задач уголовно-исполнительной системы и приближали бы условия содержания заключенных к международным стандартам.

    Чтобы пресечь практику необоснованного применения силы и спецсредств, жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания таких "испытанных средств", как усиление ведомственного контроля и прокурорского надзора, явно недостаточно. Необходимо добиваться прозрачности исправительных учреждений для местного сообщества. В этом возможно использование опыта наблюдательного совета при Соликамской городской думе, объединяющего как представителей местного депутатского корпуса, так и общественные организации. Широкое гражданское участие в процедуре общественного контроля за соблюдением прав и свобод личности в пенитенциарной системе имеет несомненные перспективы и, в случае законодательного обеспечения, могло бы явиться выражением непосредственного народовластия.

    Для этого крайне необходимо принять закон об общественном контроле за соблюдением прав заключенных, который бы наделял общественных инспекторов правом посещения учреждений уголовно-исполнительной системы без специального разрешения и непосредственного наблюдения за соблюдением прав и условий содержания заключенных. Кроме того, за общественным инспектором необходимо закрепить право инициирования расследования фактов применения незаконных методов воздействия к подследственным и осужденным.

III.
Положение военнослужащих срочной службы

Основные угрозы

    Закрытость военных учреждений и частей. Нецелесообразная, избыточная секретность все чаще скрывает не военную тайну, а произвол и преступления.

    Бедность и социально-бытовая неустроенность офицеров - офицерам не до службы, они выживают, а солдаты предоставлены самим себе - в казармах торжествует "закон джунглей".

    Материально-техническая и санитарно-бытовая убогость солдатской жизни. Борьба за лучшее место в этой скудной жизни приводит к развитию теневых, криминальных отношений.

    Низкий профессиональный, культурный и моральный уровень, "гуманитарная незрелость" многих офицеров и прапорщиков.

    Правовое невежество солдат и многих офицеров.

    Отсутствие эффективных механизмов обжалования действий командиров.

    Круговая порука, корпоративная солидарность армейского руководства, военной прокуратуры и военных судов.

    Недобровольное участие военнослужащих, проходящих службу по призыву, в боевых действиях в "горячих точках".

    Экстерриториальный принцип прохождения военной службы военнослужащими по призыву.

Предложения

    Создать специальные военные исследовательские подразделения, которые бы изучали и прогнозировали социально-психологические процессы в подразделениях и воинских частях, разрабатывали программы и технологии преодоления и профилактики негативных явлений.

    Повысить ответственность местных органов власти, военных комиссариатов за качество призыва граждан на военную службу.

    Ввести специальные учебные курсы по правам военнослужащих, отдельно для офицерского и рядового состава.

    Разработать и реализовать специальную программу по повышению открытости военных структур, прежде всего в вопросах быта и правового положения военнослужащих.

    Рассекретить данные о совершаемых в армии и на флоте преступлениях, в том числе связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

    Принять федеральный закон о военной службе по контракту и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Минобороны России о содержании договора контракта, порядке прохождения службы и другие необходимые акты.

    Принять федеральный закон об альтернативной гражданской службе и вытекающие из закона нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие условия и конкретные виды альтернативной службы.

    Разработать и принять федеральный закон о гражданском контроле над военной организацией Российской Федерации.

    Законодательно урегулировать правовое положение, порядок прохождения службы и меры социальной защиты военнослужащих, проходящих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 1997 г. № 1066 военную службу в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях по призыву и на контрактной основе.

    Обеспечить гласность и открытость проводимых по линии Министерства обороны мер по социальной защите военнослужащих; разработать механизм гражданского контроля в этой сфере.

IV.
Положение лиц, находящихся на содержании в государственных учреждениях

Основные угрозы

    Бедность населения и государства - дети не могут содержать престарелых родителей, государство не может оказать последним достойную поддержку.

    Закрытость социальных учреждений для общественного контроля.

    Моральное устаревание многих мер, технологий и институтов социальной поддержки.

    Низкий профессиональный уровень, "гуманитарная незрелость" части работников социальной сферы.

    Казарменный, негуманный уклад жизни во многих социальных учреждениях.

Предложения

    Защита прав детей, в том числе воспитанников детских домов, настолько важное и специфическое дело, что было бы целесообразным ввести на территории области институт Уполномоченного по правам ребенка.

    Необходимо принять областной закон об общественном контроле за соблюдением прав граждан, проживающих в социальных и воспитательных учреждениях. Законом должна быть предусмотрена должность общественного инспектора, наделенного правом посещения без предупреждения стационарных учреждений социального обслуживания и интернатов. При этом общественный контроль должен осуществляться совместно со специалистами из профессиональных ассоциаций врачей, психологов, педагогов и юристов.

    Необходимо развивать формы профессиональной замещающей семьи (на федеральном уровне - "приемной семьи", в пермском областном законодательстве - "патронатной семьи"), которые позволяют обеспечить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, право жить и воспитываться в семье, закрепленное на всех уровнях власти. С этой целью установить на уровне Закона Пермской области конкретные льготы для патронатных воспитателей, включая льготы по оплате труда, жилью, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорту и др., а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках.

    Патронатная семья подходит и для престарелых, и инвалидов, однако для ее нормального функционирования должна быть четкая законодательная база, специальные службы, которые контролировали бы соблюдение прав обеих сторон. Необходимо принятие закона о патронатной семье для престарелых и инвалидов.

    В отношении престарелых и инвалидов целесообразно расширять службы (отделения), оказывающие помощь на дому. Как показывает практика работы, многие пожилые граждане и инвалиды не хотят поселяться в стационарном учреждении, соглашаясь на это только потому, что неспособны к некоторым видам самообслуживания. При оказании им регулярной бытовой и медицинской помощи на дому возможно сохранение таких людей в привычной для них социальной среде.

V.
Положение национальных меньшинств

Основные угрозы

    Продолжение боевых действий на Кавказе.

    Бедность значительной части населения.

    Деятельность националистических организаций и неформальных групп.

    Бытовой национализм, предрассудки в отношении отдельных народов.

    Явное попустительство правоохранительных органов преступлениям, совершенным на почве национальной вражды.

Предложения

Преодоление напряженности в межнациональных отношениях во многом зависит от скорейшего и достойного прекращения чеченской войны и решения наиболее острых социально-экономических проблем, на что позволяет надеяться начавшийся экономический подъем.

В перспективе же национальная политика государства должна быть направлена не только на поддержание национальной самобытности в рамках административно-территориальных и национально-культурных автономий, но и включать в себя крупномасштабные программы, стимулирующие конвергенцию, взаимопроникновение национальных культур, в том числе и на бытовом уровне (культурные и социально значимые акции и проекты с подчеркнуто полиэтническим составом участников; межэтнические профессиональные обмены; межэтническая популяризация национальных предметов быта, продуктов питания, социальных устоев; вообще любая общественно полезная деятельность с полиэтническим участием или содержанием).

Для того, чтобы вовремя и компетентно реагировать на новые вызовы и угрозы в сфере межнациональных отношений, необходимо создание региональной системы этно-социального мониторинга, который бы включал в себя:

    Постоянное изучение миграционных потоков в область, положение осевших в Прикамье беженцев и переселенцев.

    Глубокое изучение новых этнических диаспор. Первоочередными являются исследования диаспор кавказских народов (азербайджанцев, чеченцев и т. д.), китайской диаспоры, цыган.

    Социально-психологические исследования бытовых форм расизма, национализма, ксенофобии, прежде всего среди русского населения.

    Контроль деятельности националистических организаций и неформальных групп.

Для решения этих задач было бы целесообразно создать в Перми научный центр, занимающийся изучением этнических проблем региона. Центр мог бы взять на себя и функцию профессиональной подготовки муниципальных и государственных служащих, в той или иной степени занимающихся проблемами межнациональных отношений, а также методического и программного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления в области национальной политики.

VI.
Положение беженцев и вынужденных переселенцев

Основные угрозы

    Бюрократизм.

    Безразличие общественности.

    Недостаток бюджетных средств.

    Гуманитарная незрелость российских чиновников.

    Злоупотребления чиновников.

    Бытовой национализм чиновников.

Предложения

    Необходимо как можно скорее разработать и запустить государственные информационно-просветительские программы для мигрантов (статус, права, административные и правовые процедуры, в том числе процедуры обжалования решений уполномоченных органов, и т.д.). Информационная поддержка мигрантов должна быть максимально адресной и доступной, предлагаться мигранту на всех этапах его пребывания в России, вне зависимости от его статуса и активности. Это в определенной степени позволит снять напряженность во взаимоотношениях мигрантов и органов власти.

    Необходимо принять дополнительные законодательные меры, ограничивающие возможности волокиты в процессе предоставления статуса беженца или переселенца. В частности, после истечения срока, отведенного для рассмотрения ходатайства о признании вынужденным переселенцем, обязать миграционную службу выдавать свидетельство вынужденного переселенца, если службой не получены сведения, свидетельствующие о недействительности информации, указанной в ходатайстве.

    Необходимо внесение соответствующих изменений в таможенное законодательство в части, касающейся перевозки личного имущества вынужденных переселенцев и других лиц, переселяющихся на постоянное место жительства в РФ.

    Было бы целесообразным проводить периодические социологические и другие исследования, касающиеся выявления возможных конфликтов и предубеждений по отношению к мигрантам со стороны государственных служащих и населения. По результатам исследований проводить соответствующие превентивные и коррекционные мероприятия, вносить изменения в миграционную политику.

    В серьезной коррекции нуждается сама практика работы с людьми в ведомствах, занимающихся делами мигрантов. Чиновники этих ведомств нуждаются в привитии элементарных навыков гуманного, терпимого, уважительного отношения к заявителям. Необходимо проведение соответствующих тренингов с персоналом миграционного департамента, изменение нормативных документов, регламентирующих работу с заявителями и т.д. Все это, не дожидаясь федеральной инициативы, можно делать и на региональном уровне.

VII.
Положение женщин

Основные угрозы

    Недостаточный уровень развития экономики, низкий уровень жизни, неразвитость сферы бытовых услуг.

    Преобладание патриархальных стереотипов в отношении социальной роли женщин и ее качеств как работника.

    Мужской шовинизм.

    Распространенность неформальной занятости и оплаты труда, отсутствие гарантий защиты трудовых прав.

Предложения

Необходимы специальные усилия общества и государства, направленные на частичную переориентацию женщин на надомные рабочие места нового качества. Большей социальной мобильности и независимости женщин всегда способствовала автоматизация домашнего труда, развитие сферы бытовых услуг. В России необходимы специальные государственные и гражданские программы, направленные на изменение традиционного разделения труда, привлечение мужчин к воспитанию детей и выполнению домашних обязанностей.

 Главная / Доклады / Доклад за 2000 год







При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.