НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 1
ЛИЧНЫЕ ПРАВА

Глава 3. Запрет рабства, подневольного и принудительного труда

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 3
Каждый человек имеет право… на свободу…
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 22
Каждый имеет право на свободу…
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.

Никто не должен привлекаться к принудительному (обязательному) труду. Никто не может быть принужден к труду с помощью насилия или угрозы применения насилия. Не допускается торговля людьми или иное владений, пользование, распоряжение человеком. Никто не может быть принужден к бесплатному или унижающему человеческое достоинство труду.

РАБСТВО - это форма эксплуатации, при которой работник является собственностью хозяина (рабовладельца). Рабство представляет собой возможность владения, пользования или распоряжения человеком как вещью. Запрет рабства распространяется на институты и обычаи. Схожие с рабством: долговая кабала, крепостное состояние, эксплуатация детей и принудительные формы замужества.

КОНВЕНЦИЯ МОТ № 29 "О принудительном или обязательном труде", статья 2.
1. Для целей настоящей Конвенции термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
2. Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей настоящей Конвенции не включает в себя:
а) всякую работу или службу, требуемую в силу законов от обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;
b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;
с) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;
d) всякую работы или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
е) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллективами членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Случаи лишения граждан свободы с целью использования принудительного труда

В Пермском крае не установлены.

Использование принудительного труда граждан

Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия). В том числе в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Конвенция МОТ № 29 "О принудительном или обязательном труде" раскрывает термин "принудительный или обязательный труд" как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Российское законодательство относит к принудительному труду труд без оплаты (ст. 5 ТК РФ). Проблема задержек заработной платы сохраняется, но уже не носит столь массовый характер, как-то было еще года три назад. Изменение ситуации во многом стало возможным благодаря целенаправленной работе правоохранительных органов.

Однако говорить, что с проблемой принудительного труда в регионе все благополучно, нельзя. Остается острой проблема привлечения к принудительному труду солдат срочной службы.

    В апреле 2006 года Орловским комитетом солдатским матерей и Пермским областным отделением общества "Мемориал" была инициирована прокурорская проверка по факту использования труда военнослужащих срочной службы на строительстве дачи командира воинской части, расположенной в ЗАТО "Звездный" Пермской области. Факт принудительного труда проверкой подтвержден.

В последнее время Пермскому региональному правозащитному центру удалось привлечь внимание правоохранительных органов к таким случаям принудительного труда, как труд учащихся средних, высших учебных заведений на различных "отработках". Труд учащихся без оплаты по уборке территорий образовательных учреждений, ремонту помещений, и др., как правило, сопровождается угрозами не поставить зачет по предметам, не выплатить стипендию, не продлить действие студенческого билета. Кроме того, что такой труд не вписывается в образовательные стандарты и не оплачивается, он не является безопасным, особенно в школах.

Как правило, педагог, распределяющий и курирующий работу детей, не является специалистом по технике безопасности и имеет смутные представления о ней, нередко оставляет работающих детей без присмотра. Как правило, для работы используются подручные или достаточно примитивные средства труда. Чаще всего школьники выполняют наиболее грязные, неквалифицированные работы, скорее угнетающие, нежели предполагающие формирование склонности к труду. Организация таких работ, в большинстве случаев никак не направлена на выяснение мнения родителей, они выключаются из процесса отстаивания интересов своих детей. По заявлениям Центра было инициировано несколько проверок прокуратуры. Однако практика привлечения учащихся к принудительному труду остается, единичные меры прокурорского реагирования не влияют на ситуацию в целом.

Так же обстоят дела с привлечением к труду по благоустройству детей интернатных учреждений, граждан, проживающих в психоневрологических, геронтологических учреждениях. В последнее время прокуратура и инспекция труда по инициативе Уполномоченного по правам человека Пермского края, провели ряд мероприятий, призванных сократить число обращений с жалобами на привлечение к принудительному труду, но, очевидно, что для изменения ситуации этих мер недостаточно.

Законность "привлечения" граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях РФ к еженедельным 2-х часовым бесплатным работам по благоустройству территории колонии (ст. 106 УИК РФ) подтвердил Конституционный суд РФ. Суд указал, что "закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы.

Обеспечение этих правил предполагает обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями". При этом, "определение того, в какой мере те или иные действия и решения администрации исправительного учреждения, связанные с привлечением осужденных к выполнению работ по благоустройству мест их проживания и работы, соответствуют требованиям названных правовых актов, …, относится к ведению судов общей юрисдикции, управомоченных проверять по жалобам осужденных законность и обоснованность этих действий и решений".

С учетом того, что отсутствует какой-либо четкий перечень признаков, на основании которых было бы возможно установить, что работы относятся работ к общинному труду судебная защита прав осужденных в ситуации спора весьма сомнительна, хотя такие обращения в ПРПЦ приходят.

Выводы

Привлечение к принудительному труду - одно из грубейших нарушений прав человека. Принуждение к труду без оплаты - явление достаточно распространенное на территории Пермского края. Если иметь в виду зависимость, физическую и умственную ущербность категорий граждан, привлекаемых к труду, следует говорить о неравноправии и сознательном культивировании государственными организациями, учреждениями местного самоуправления дискриминационных практик. Правовая неопределенность в этих вопросах приводит к массовым нарушениям прав граждан. Отсутствие усилий к разработке нормативных документов, правил, единой позиции к этому явлению правоохранительных органов, судебной системы принимает характер нарушения международных обязательств.

Немаловажно то, что в России, к сожалению, не сформированы принципы привлечения к труду, который можно отнести к общинному. Труд по уборке жилых помещений, прилегающих к ним территориям, несомненно, следовало бы отнести к труду подобного рода. Однако, чтобы пресечь злоупотребления, не возбуждать напряжения в данных коллективах, необходимо ликвидировать в этой части правовой вакуум, законодательно закрепить механизм общинного труда.

Рекомендации

  • Необходимо разработать и принять специальный нормативный акт, регулирующий вопросы "общинного труда" ("труда в рамках обычных гражданских обязанностей") с учетом международных норм и практик.

  • Необходимо уже сегодня запрещать привлечение к различным формам неоплаченного труда, не имеющих указанных признаков, без добровольного согласия граждан.

  • Необходимо вносить соответствующие запреты в уставы, правила работы учреждений, а также в договоры, регулирующие отношения между гражданами и учреждениями.

  • Разработать правила добровольного участия учащихся в работах, организуемых образовательными учреждениями.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.