НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 2
ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 9. Право на периодическую смену власти через выборы

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 21
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В декабре 2005 г. произошло формальное объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект федерации - Пермский край. Реальное объединение представляет собой процесс, который рассчитан еще на 2 года. В частности, 2006 г. был переходным для формирования новых органов законодательной власти. Согласно федеральному конституционному закону об образовании Пермского края в течение этого года законодательную власть в крае осуществляло некое объединение Законодательных собраний Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. По сути, краевой парламент оказался состоящим из двух палат - прежних законодательных собраний области и округа. Решения, касающиеся всего края, принимались на совместных заседаниях, но каждое из собраний обладало автономией в "своих" вопросах.

Еще в 2005 г. в соответствии с требованиями федерального законодательства изменился принцип формирования исполнительной власти. Ранее глава исполнительной власти Пермской области - губернатор - избирался всенародным голосованием. В октябре 2005 г. губернатор создаваемого Пермского края был назначен президентом.

Соответствие регионального избирательного законодательства российским и международным нормам

Пермское региональное избирательное законодательство в целом соответствует международным нормам и требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан". Однако для Перми это не достоинство, а шаг назад от ранее достигнутого рубежа. Дело в том, что в предшествующей версии регионального выборного законодательства содержался ряд положений, которые делали выборы в Перми наиболее защищенными среди всех российских регионов. Так, в пермском законе существовало требование о контрольном пересчете бюллетеней на некоторых участках, выбранных случайным методом. Такой пересчет делал фальсификацию на уровне участков делом весьма рискованным. Нынешнее положение о выборе депутатов краевого Законодательного Собрания списано с Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав" и дополнительных мер защиты не содержит.

Выборы, проходившие в текущем году на территории Пермского края

В текущем году состоялись выборы депутатов в городскую Думу, выборы мэра г. Перми - 12 марта 2006 г. Существенных нарушений законодательства со стороны государства во время выборов, происходивших на территории Пермского края, официально выявлено не было. Тем не менее, выборы, прошедшие в 2006 г., с нашей точки зрения, содержали весь традиционный спектр нарушений избирательных прав: повсеместное использование административного ресурса (в первую очередь, в пользу партии "Единая Россия"), отказ в регистрации неугодным кандидатам или последующая отмена их регистрации, кандидаты-двойники, закрытие оппозиционных СМИ, черный PR, досрочная агитация и агитация в день голосования.

Выборы в Законодательное собрание Пермского края, завершающие процесс объединения, состоялись 3 декабря 2006 года. Законодательное собрание Пермского края осталось однопалатным. Но, в соответствии с требованиями федерального законодательства, новое Законодательное собрание сформировано по смешанному "мажоритарно-пропорциональному" принципу. 30 из 60 депутатов избраны по пропорциональной системе, 30 - по одномандатным округам. К выборам допущено 145 кандидатов-одномандатников. Еще 29 по различным причинам было отказано в регистрации.

Почти все несостоявшиеся кандидаты заявили о предвзятости избиркомов и пообещали обжаловать их решение в суде. "Отказ в регистрации оппозиционным кандидатам закономерен", - заявил бывший кандидат в депутаты Михаил Касимов. По его словам, закон о выборах "бюрократически настолько сильно прописан, что он съедает человека". "Правильно выполнить все процедуры удается только тем, кто сидит в этой системе. Но в таком случае выборы становятся фикцией", - утверждает Касимов.

Воспрепятствование в осуществлении контроля хода выборов

Как правило, председатели и члены комиссий не отказывали в допуске на избирательные участки представителям ассоциации "ГОЛОС" и наблюдателям от партий и кандидатов. Лишь в нескольких случаях от наблюдателей от кандидатов необоснованно требовали наличия печатей на документах по их назначению (кандидаты являются физическими лицами и по определению не имеют печатей, лично подписывая направления наблюдателей).

Тем не менее, на некоторых участках председатели и другие члены комиссий стремились поставить наблюдателей и корреспондентов СМИ "на место", требовали, чтобы они "не мешали работать" (УИК №2915), чтобы не задавали "лишних" вопросов. На ряде участков отмечалось грубое отношение к наблюдателям, создавались препятствия в осуществлении ими нормального наблюдения за процессом голосования (УИК №2808 округ 6). Секретарь УИК №2825 пытался удалить корреспондента "ГОЛОСа" с участка. В УИК №3366 наблюдателей пытались не пустить на избирательный участок. На избирательных участках № 3419 и № 2814 представителей СМИ не пускали в помещение избирательного участка. Все эти случаи являются нарушением главы 10 Положения о выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края первого созыва и ст. 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ". Только после указаний на противозаконность данных действий наблюдатели и корреспонденты получили возможность осуществлять свои права.

В некоторых случаях размещение членов комиссии и наблюдателей не обеспечивало должного контроля над процессом голосования (№3208, 3419). При этом в ответ на возмущение наблюдателей председатель никаких мер не принял, по этому поводу были составлены жалобы (№3419).

Несмотря на то, что согласно гл. 10 вышеназванного Положения деятельность комиссий должна осуществляться гласно, председатели комиссий не всегда были готовы сообщать наблюдателям и корреспондентам информацию о работе участка (число избирателей в списке на момент открытия, число полученных бюллетеней, число открепительных и др.). На участке №3415 председатель отказал корреспонденту в праве визуально ознакомится со списком наблюдателей, заявив, что у него нет на это полномочий. На участке № 3415 представителям СМИ отказали в возможности ознакомиться с тем, как ведется дополнительный список избирателей - нарушение главы 10 Положения о выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края первого созыва и ст. 47 ФЗ "О средствах массовой информации".

На участке №3337 наблюдатель от кандидата Бурнашова попыталась добиться удаления корреспондента, утверждая, что он постороннее лицо, но председатель подтвердил полномочия и право представителя СМИ на присутствие на участке и на получение любой информации.

Нарушение избирательного законодательства при организации работы избирательных комиссий

В большинстве случаев избирательные участки открылись вовремя, но некоторые все открылись чуть позже 8.00 (№3409, 3110). Избирательный участок №2823 открылся с опозданием на 15 минут - нарушение п.1 Главы 39 Положения о выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края первого созыва. Торопясь вовремя открыть участки, председатели нередко нарушали процедуру. Например, неиспользованные открепительные удостоверения погашались уже после того, как избиратели приступили к голосованию (УИК №3245). Самым частым нарушением в работе избирательных комиссий стало сокрытие информации о работе, которая по закону должна являться открытой. Сокрытие данной информации создает для членов избиркомов возможности для манипуляций и порождает недоверие со стороны наблюдателей и избирателей. Так, в нарушение закона не вывешивались увеличенные копии протоколов (№2829, 3429). На ряде участков не было образцов заполнения бюллетеней (№3415,3429).

В помещении для голосования отсутствовали стенды УИК или информация о членах УИК (№№ 3411, 3415, 3429, 3335). Отсутствие информационного стенда является нарушением главы 36 Положения о выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края первого созыва. Например, на избирательном участке №3415 отсутствовало решение ТИК об утверждении состава участковой избирательной комиссии, и присутствующие наблюдатели не уверены, что все, кто работали на участке, действительно являются членами избирательной комиссии. На избирательных участках № 2808 и 2806 (округ 6) не был вывешен список партий. Председатель, секретарь и члены комиссии часто отлучались из помещения для голосования, что затрудняло процесс получения информации (№3270).

На ряде участков отмечены случаи небрежного хранения избирательных бюллетеней (№2804, 3223). На избирательном участке №2804 наблюдатели заметили в списках избирателей подозрительные отметки карандашом, и сообщили, что избирательные бюллетени находятся под столом членов комиссии. На участке №2951 (округ 4) выдача бюллетеней и процесс голосования происходили в разных комнатах. Наблюдатели не могли одновременно следить и видеть весь процесс голосования - нарушение п.13 главы 36 Положения о выборах депутатов. Однако, по словам корреспондента, стоит отметить, что при обращении его внимания на данную ситуацию наблюдатели от партий высказались, что не считают это нарушением, и что между ними и комиссией достигнуто некое "устное соглашение" о такой организации процедуры голосования.

В отличие от предыдущих выборов, проводившихся в г. Перми, на сей раз на большинстве участков списки избирателей, разъединенные на книги, были прошиты, но зачастую они не были скреплены печатью и подписями членов комиссии - нарушение п. 12 ст. 15 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" (УИКи №№ 3050, 3245, 3246, 3247). В большинстве случаев данное нарушение устранялось после замечания корреспондента. Наблюдатели редко обращали внимание на данное нарушение. На избирательном участке № 2804 списки избирателей не были прошиты и не скреплены печатью, а также содержали лишние отметки. На ряде участков хранение бюллетеней создавало предпосылки для нарушений (№2804). На УИК №2956 (округ 4) первоначально стационарные ящики для голосования не были опечатаны надлежащим образом, но после замечания наблюдателей ситуация была исправлена.

Много вопросов вызывает работа избирательных комиссий в больницах. Как правило, отсутствуют помещения, приспособленные для должного хранения бюллетеней, что создает предпосылки для нарушений. Так на участке №3486, где количество избирателей в списке 124, а было выдано 370 бюллетеней, бюллетени хранились на окне, а члены комиссии периодически отлучались. Ящики для голосования также находились вне поля зрения наблюдателей. Затруднено наблюдение за деятельностью избирательных комиссий в лечебных учреждениях. На участке №3485 корреспондент не смогла провести процедуру наблюдения, т.к. участок находится на территории больницы, избиратели разбросаны по корпусам. На участке №3491, который находится на территории психиатрической больницы, представителю СМИ было отказано в посещении, корреспондент не попал на открытие. В списке избирателей 300 человек. Численность избирателей и число выданных бюллетеней таким комиссиям нередко не совпадают. Член территориальной комиссии с совещательным голосом от "Аграрной партии" сообщил, что главный врач клинической больницы №2 накануне выборов составил точный список всех голосующих. В соответствии с составленным списком участковой комиссии было выдано соответствующее количество бюллетеней. Около 10.00 утра комиссии потребовалось ещё 50 бюллетеней. В 13.00 им увезли еще 50 бюллетеней.

Процесс голосования в лечебных учреждениях, где число избирателей незначительно, проходит быстрее и комиссии в нарушении гл. 39 закрывались и производили подсчет голосов до 20.00. Ближе к окончанию дня голосования, но еще до закрытия участков на "Горячую линию" поступили сообщения о том, что во 2-ом округе УИКи 2-ой клинической больницы и Железнодорожной больницы прибыли в ТИК досрочно, еще в половине четвертого часа дня.

Нарушения в процессе голосования

Очень часто в день голосования поступали сообщения от наблюдателей и избирателей о том, что на участках не обеспечена процедура тайного голосования (кабинки для голосования условные, просматриваются со всех сторон - наблюдателям и членам комиссий видно как избиратели голосуют). Это является нарушением ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" и главы 36 Положения о выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края первого созыва. (УИКи №№ 2915, 2936, 2956, 3050, 3270, 2825, 2841, 3274, 3411, 3415, на участке №3419 - по настоянию корреспондента ситуация была исправлена). Причина видимо состоит в то, что оборудование избирательных участков давно не обновлялось. Также голосование проходило не всегда в приспособленных для этого помещениях. Слишком тесное и плохо приспособленное помещение для голосования на участках № 3269, 3450. В помещении комиссии №3339 (округ 7) непосредственно в зале для голосования находится буфет, отделенный от кабинок лишь шторками.

Избиратели и наблюдатели отмечали и факты вмешательства членов комиссий в тайну голосования избирателей. На участке №3027 после того, как избиратель проголосовал, член комиссии попросила у избирателя посмотреть его бюллетень, якобы на наличие печати в нем. Избирательница сообщила, что на избирательном участке №2110, который размещается по адресу ул. Карпинского, 79 в помещении Лицея №77, не соблюдается тайна голосования. Вплоть до того, что подходят и спрашивают: "За кого Вы будете голосовать?".

К сожалению, избирательная культура граждан по-прежнему оставляет желать лучшего. Избиратели добровольно демонстрируют свое волеизъявление (№3486, 3211, 3336, 3337). Объявляют во всеуслышание, за кого они проголосовали. Почти на каждом участке отмечены случаи, когда избиратели голосовали за партии и отказывались голосовать, брать бюллетени по одномандатным округам. Значительное число избирателей были удивлены тем, что в бюллетенях нет графы "Против всех", и выказывали свое недовольство членам комиссий.

Нередко в кабине для голосования находилось более одного избирателя (№3211, 3225, 3415, 3429, 3215, 3026, 3027, 3337, 3338). На участке №3215 избиратели часто заходили в кабинку по двое, члены комиссии никак не реагировали. Когда наблюдатель от партии "Яблоко" указала на это, ей грубо велели сесть на место. Не дожидаясь, когда освободятся кабинки, избиратели голосовали прямо на столах членов комиссии (№3416, 3215), члены комиссии не реагировали на данные факты. По мнению корреспондентов, ряд УИКов практически надлежащим образом не контролировали процесс голосования избирателей (№3211).

Незаконная агитация

Хотя в целом день голосования прошел спокойно, отмечались отдельные попытки провести незаконную агитацию. В зданиях и помещениях ряда комиссии и на расстоянии 50 м от входа имелись агитационные материалы партий и кандидатов (УИКи №№ 3411, 3208, 2811, 2806, 3109, 3208) - нарушение п.5 главы 28 и п. 18 главы 32 Положения о выборах депутатов. На участке №2811 агитационные материалы находились в пределах 25 метров от избирательного участка, кроме того, подъезжала машина со стикерами партии "Родина", но ее попросили отъехать. На здании где находились участки №№3450, 3451,3452, 3453 висел плакат Партии пенсионеров - нарушение главы 28 и п.18 главы 32 Положения о выборах депутатов.

На нескольких участках корреспонденты обнаружили выпуск газеты "Досье-02" с информацией о кандидатах, но номер лежал таким образом, что демонстрировал агитационные материалы "Единой России", "Аграрной партии" или других партий и кандидатов, напечатанные также в данном номере (№3435, 3436, 3434, 2806). Как правило, по указанию корреспондентов данное нарушение устранялось. На ряде участков отмечены случаи агитации со стороны наблюдателей за кандидатов, которых они представляют (№3026). На участке № 3411 одна из наблюдателей демонстративно объявила о том, за кого она будет голосовать и поставила отметку в бюллетене на глазах у всех присутствующих, не заходя в кабину для голосования, нарушив п. 4 главы 28 Положения о выборах депутатов. К сожалению, председатель комиссии никак не прореагировал.

Избиратель, проживающий в Индустриальном районе, сообщил, что примерно в 14-00 час. ему позвонили и спросили о том, проголосовал ли он, сказали голосовать за определенного кандидата и бросили трубку. По сообщению избирателя напротив избирательного участка в школе №99 по адресу Серебрянский проезд, 8 стояла газель с динамиками, из которых звучала песни Николая Расторгуева и группы "Любе", широко разрекламированных как доверенные лица партии "Единая Россия". На участке № 3027 избиратели сообщали о попытках подкупа, подобные сообщения также поступали из Кировского района.

По сообщению избирателя на заводе им. Калинина, на избирательном участке в школе № 36 (11-й избирательный округ) не оформлены кабинки для голосования (поставлены ширмы, через которые видно, кто и за кого голосует), а также происходит контроль и давление со стороны представителей завода за процессом голосования. Работникам завода указывали за кого голосовать, как и в прошлом году.

В день голосования из г. Чусовой от избирателя поступило сообщение о том, что на многих участках от лица партии "Единая Россия" идут концерты "Пермский край - единый край", якобы в честь дня рождения Пермского края. На каждый участок завезено по 1000 воздушных шаров, которые активно раздавались избирателям. То же происходило и в Горнозаводском районе.

Ряд избирателей по телефону "Горячей линии" отметили, что восприняли празднование годовщины объединения Пермского края, которое состоялось 2 декабря (накануне дня выборов) как открытую агитацию за "Единую Россию". Один из избирателей посчитал незаконной агитацией то, что в ночь перед выборами со 2 на 3 декабря в 00.00 по одному из центральных каналов в выпуске новостей передавали информацию о съезде партии "Единая Россия".

Нарушения при подсчете голосов и подведении итогов

Главным нарушением при подведении итогов голосования стал отказ в выдаче наблюдателям и представителям СМИ копий итоговых протоколов непосредственно по окончании подсчета и составления протокола УИК (например, № 2844, 3264). Председатели УИК отвечали, что у них просто нет запасных копий проколов. Корреспонденты сообщали, что председатели комиссий (№ 3455, 3434, 3435, 3436) предупредили наблюдателей, что по окончанию голосования они выдадут копию итогового протокола только тем, у кого есть свои бланки копий, всем остальным выдавать не будут - нарушение п. 25 главы 43 и п.12 главы 10 Положения о выборах депутатов.

Только после настойчивых просьб наблюдатели "ГОЛОСа" на некоторых участках все-таки смогли получить протоколы. При этом комиссии, как правило, не соблюдали процедуру выдачи протоколов наблюдателям (не прописывают строки протоколов, не заверяют копии, наблюдатели заполняют сами копии протоколов). На ряде участков подсчет голосов начался с задержкой (№2809, 2916). К сожалению по-прежнему УИКи часто отступали от должного порядка подсчета голосов. Процедура проходила спешно, негласно и хаотично (№2844). На ряде участков проходил параллельный подсчет бюллетеней (№2817). На участке №2809 бюллетени подсчитывало одновременно 5 человек. На ряде участков порядок заполнения увеличенной формы протокола не соответствовал установленному (№2803, 2916).

Наблюдатели от партий и кандидатов не заинтересованы в соблюдении процедуры подсчета голосов, соглашались на ускорение процесса (№3409). На участке №3475 корреспондент зафиксировал, что подсчет бюллетеней велся параллельно, в ответ на замечание, обращенное к наблюдателям, те заявили: "А, мы тоже домой хотим".

На участке №3413 наблюдатели сами пытались ускорить процесс подсчета, комиссия "рвала" бюллетени, не показывая их наблюдателям, те не реагировали. Процесс подсчета был неорганизованным и беспорядочным. Процедура перекладывания бюллетеней при подсчете не соблюдалась. Корреспондент не может с уверенностью утверждать, что видел отметки в бюллетенях и не убежден в точности данных протокола. В целом комиссия работала несогласованно, вопросы и пожелания наблюдателей не соблюдала.

На участке №3207 при сортировке избирательных бюллетеней не были созданы условия для визуального обозрения имеющихся отметок, наблюдатели не были извещены о проведении дополнительного подсчета, процедура перекладывания бюллетеней при подсчете не соблюдалась. Процедура перекладывания бюллетеней при подсчете также не соблюдалась в УИКах № 2957, 3338 (один из членов комиссии подсчитывал одну пачку бюллетеней в стороне от всех, но после замечания нарушение было устранено).

Звонки от избирателей помимо указаний на нарушения в основном были посвящены неточностям в списках избирателей (исключение или включение соседей, родственников). Также граждане не могли узнать адрес или телефон избирательного участка или ТИКа. Интересовались они и явкой или причиной отсутствия в бюллетенях тех или иных партий и кандидатов. По мнению наблюдателей ряда партий, журналистов и представителей "ГОЛОСа" гораздо больше вопросов вызывает порядок работы территориальных избирательных комиссий.

Серьезные нарушения были обнаружены в работе ТИК Дзержинского района г. Перми. Первоначально поступили сообщения о том, что еще до наступления 20.00 в ТИК прибыли комиссии из нескольких больниц. По сообщению ряда наблюдателей и журналистов председатель и члены избирательной комиссии в работе использовали ручки с симпатическими (исчезающими со временем) чернилами. Впоследствии такими же чернилами заполнялись экземпляры итоговых протоколов некоторых УИКов с тем, чтобы потом внести исправления и вписать нужный результат. С нарушениями был организован и порядок приема протоколов и иных документов от УИКов, что вызвало необходимость вмешательства наблюдателей от партий и кандидатов и членов Временной избирательной комиссии. Обращает на себя внимание тот факт, что в избирательном округе №2 участковые комиссии получили меньшее количество бюллетеней, чем в других округах: УИК №2834 на 2317 избирателей получил 1100 бюллетеней, т.е. менее 50%. Примерно такое же соотношение и на других участках, которые посетили наши корреспонденты: УИК №2841 - на 2060 избирателей 1100 бюллетеней, УИК №2844 - 2100 и 1100, УИК №2836 - 2200 и 1200, УИК №2877 - 2338 и 1200.

Выводы

Выборы в Законодательное Собрание Пермского края первого созыва сопровождались большим количеством самых разнообразных нарушений выборного законодательства. Нарушения имели место на разных этапах выборного процесса и обусловливались как невежеством членов избирательных комиссий, так и действием административного ресурса.

Рекомендации

  • Необходимо вернуть в пермское региональное избирательное законодательство требование о контрольном пересчете бюллетеней на некоторой выборке участков, выбранных случайным образом, что снизит вероятность фальсификации итогов голосований на уровне участков.

  • Необходимо проводить специальные обучающие семинары для членов и председателей УИКов для повышения их уровня знаний выборного законодательства и устранения профессионального невежества, широко развитого в данной сфере в Перми.

  • Необходимо ввести регулярную публичную процедуру подведения итогов контроля исполнения законности выборного законодательства в Пермском крае. Все нарушения и их "авторы" должны быть поименно названы, виновные должны получить как минимум общественное порицание, возможно, понести административную ответственность. С другой стороны, возможно введение системы поощрения тем председателям УИКов, которые образцовым образом соблюли все требования выборного законодательства, включая открытость и прозрачность.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.