НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 14. Право на приемлемые условия труда и заработной платы

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 37
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Право на труд может быть ограничено особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите - ограничивается труд подростков, женщин, инвалидов на тяжелых работах, во вредных условиях, ночью и т.д. Право выполнять те или иные работы, занимать те или иные должности может быть ограничено необходимым для них уровнем образования и квалификации, по медицинскими показаниями в соответствии с особенностями профессий. Приговором суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности в течение некоторого промежутка времени.

Свобода труда может быть ограничена в чрезвычайных обстоятельствах: война, эпидемии, стихийные бедствия.

Общая ситуация

Одним из существенных социальных прав является право на достойное вознаграждение. Государство в целях обеспечения этого права вводит минимальный размер заработной платы и гарантирует государственную защиту от дискриминации в оплате труда.

Несомненно, не может считаться достойной оплата труда ниже прожиточного минимума при полной выработке установленной нормы часов рабочего времени. На этом фоне оплата труда работников ниже установленного минимального размера оплаты труда является грубейшим нарушением прав граждан и трудового законодательства России. Тем более плохо, что такое нарушение носило массовый характер и наблюдалось в системе Министерства юстиции.

Правительство Российской Федерации (Постановление от 18 августа 2005 года N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений"), увеличивая размеры тарифных ставок для работников федеральных государственных учреждений, не распространило действие постановления на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы). Правительство Российской Федерации не определило своим постановлением N 522 от 18 августа 2005 года тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, т.е. он остался прежний - 600 рублей, что существенно ниже минимального размера оплаты труда, утвержденного ФЗ РФ "О минимальном размере оплаты труда". В результате заработная плата вольнонаемных работников воинских частей длительное время определялась по этой устаревшей тарифной сетке. Действие тарифной сетки распространялось и на работающих в учреждениях ФСИН РФ осужденных. Труд осужденных в основной массе неквалифицированный, доплат и надбавок нет. В результате оплата труда большого числа осужденных длительное время была меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), что не соответствует требованиям ст. 105 УИК РФ и ст. 133 ТК РФ.

В связи с названной проблемой ПРПЦ обращался в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Ситуация сохранялась до апреля 2006 г., когда постановлением Правительства № 256 оплату труда по первому разряду тарифной сетки работников федеральных учреждений установили на уровне минимального размера оплаты труда.

К сожалению, остается острой проблема обеспечения права на безопасные условия труда. Несмотря на то, что в регионе фиксируется снижение производственного травматизма, продолжает сказываться прошлый период, когда работодатели расценивали сферу безопасности труда как сферу неоправданных финансовых потерь и всячески старались сократить эти потери. Тем не менее, усилия правоохранительных органов имеют свои результаты. По данным Государственной инспекции труда в Пермском крае наблюдается снижение числа несчастных случаев на производстве относительно 2005 года.

Выводы

Основными угрозами реализации данного права являются: бедность значительной части населения, которая заставляет россиян соглашаться на самые кабальные условия найма, широкое распространение теневых трудовых отношений, износ оборудования, пренебрежение техникой безопасности, безответственность многих работодателей, низкая правовая культура и социальная пассивность работников, слабость и пассивность профсоюзного движения. Все это обычно в Пермском крае. Повсеместно распространена практика "теневого найма" (с работником не заключается трудовой договор) и "теневой заработной платы" (часть или вся заработная плата выдается неофициально, "черным налом"). Такие неформальные отношения работника с работодателем порождают бесправие работника. Износ основных фондов и недостаточные капитальные вложения создают опасность для жизни работающих. Современная ситуация в Прикамье характеризуется отсутствием активной деятельности профсоюзов по защите прав и интересов конкретных работников (повышение заработной платы, улучшение условий труда, противодействие незаконным увольнениям). Активность профсоюзов, как правило, ограничивается участием в выработке трехсторонних соглашений, в лучшем случае, коллективных договоров.

На наш взгляд налицо определенные улучшения ситуации с правом на приемлемые условия труда и заработной платы. Во многом это вызвано активизацией правоохранительных органов в сфере регулирования трудовых отношений, провозглашенной борьбой с серыми зарплатами. Однако, пока у большого количества работников фактическая заработная плата меньше прожиточного минимума, право на приемлемую заработную плату продолжает нарушаться.

Рекомендации

  • Ускорение Правительством РФ процесса уравнения на законодательном уровне минимального размера оплаты труда и размера прожиточного минимума населения.

  • Объединение и борьба наемных работников за повышение заработной платы и улучшение условий труда, в первую очередь, за счет формирования реальных действенных профсоюзов вместо нынешних, фактически имитирующих борьбу за трудовые и социальные права.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.