НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 15. Право на отстаивание своих трудовых интересов

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 23
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 30
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов…
Статья 37
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Права на защиту трудовых интересов выражаются в обеспечении со стороны государства возможности для наемных работников ставить вопрос и добиваться улучшения условий труда и повышения оплаты за труд. Трудовым законодательством закреплены возможности проведения процедур заключения коллективных договоров и соглашений. Установлена процедура для проведения коллективных трудовых споров.

В рамках трудового законодательства установлена обязанность органов власти субъекта федерации участвовать в процедурах по отстаиванию трудовых интересов, контролировать их соблюдение.

До объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа эти функции исполняло Управление труда Администрации Пермской области. При реорганизации органов власти нового объединенного субъекта - Пермского края - нового органа, который бы заменил собой упраздненное Управление, создано не было. Несмотря на то, что разовые мероприятия в рамках функций, возложенных на региональные органы власти, выполняются - назначен работник, который регистрирует коллективные договоры, продолжает работу тройственная комиссия, ведется реестр трудовых арбитров, - говорить о системном участии власти субъекта федерации в обеспечении прав граждан на отстаивание трудовых интересов не приходится.

Фактическое самоустранение власти края от участия в установлении определенных гарантий прав на отстаивание трудовых интересов стало возможным и прошло практически незамеченным в связи с низкой активностью работников в отстаивании своих трудовых интересов. Забастовочного движения в регионе нет. ФНПР, занимающая практически монопольные позиции в профсоюзном движении, публично провозглашает линию компромиссов и не готова к каким-либо активным действиям.

Возникающие ростки независимого профсоюзного движения, неподконтрольные ФНПР, подвергаются интенсивному прессингу. В этом плане показательно положение Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников и, в частности, его пермских первичных организаций, работающих на "Свердловской железной дороге" - филиале ОАО "Российские железные дороги". Профсоюз создавался именно в ответ на бездействие официального Роспрофжела, подконтрольного администрации ОАО "РЖД ". Существуют первичные организации в "Локомотивное депо Пермь II", "Локомотивное депо Пермь-Сортировочная", в "Дирекции обслуживания пассажиров" и, с декабря 2006 г., в "Дирекции обслуживания пригородных поездов". Еще одна первичная организация - при ОАО "Пермская транспортная экспедиторская компания", сугубо женская, прожила совсем немного - судя по всему, администрации удалось быстро задушить "хрупкий" тамошний союз.

    На протяжении всего времени своего существования пермские ячейки этого профсоюза испытывают мощное давление администрации: активистов под разными предлогами увольняют с работы, лишают законно заработанных средств, публично шельмуют, обвиняя не только в решении "личных проблем" и "политических задач", но и в "связях с Америкой" и тут же называя "пособниками Бен-Ладена". Под этим давлением число членов профсоюза в Перми сократилось с максимальных 118 человек до 68 членов к концу 2006 г. Железнодорожное руководство не желает признавать альтернативный профсоюз как субъект трудовых отношений. Однако, особо примечательно то, что в моральном давлении на профсоюз принимает участие и пермское руководство ФНПР, во всяком случае, именно так действовало предыдущее. Так, председатель Пермского краевого совета профсоюзов Борис Пожарский в интервью газете "Личное дело" заявил как будто со слов работодателя, начальника депо Пермь-II Алексея Пидяшова: "У нас в России до сих пор не создан ни один альтернативный профсоюз для защиты трудящихся. Все известные мне примеры независимых инициатив, в том числе и пермские, свидетельствуют о том, что истинные цели их создания - решение политических задач. В случае с железнодорожниками с локомотивного депо Пермь II - это решение личных проблем. Я не совсем в курсе его деятельности, но, насколько мне известно, председатель профкома - заядлый прогульщик и нарушитель дисциплины… Такие организации не только бесполезны, но и вредны, так как нарушают процесс социального партнерства, к которому стремятся все официальные отраслевые профсоюзы. А шуметь ведь не сложно… И потом, если бы люди видели его эффективность, они бы входили в него - это главный показатель доверия, а там, я слышал, горстка состоит…".

    Помещение для профсоюза вопреки законодательству не предоставляют, коллективный договор заключать отказываются. Деятельность комиссии по трудовым спорам (КТС) фактически имитируется, к тому же проходит в абсолютно закрытом режиме - даже список членов КТС не разглашается. Разумеется, членов независимого профсоюза к работе КТС не допускают.

В условиях, когда альтернативные профсоюзы, несмотря на преследования со стороны работодателей их лидеров и активистов, в целом малочисленны и слабы, основным их методом борьбы становится судебная защита грубо попранных прав. В ряде случаев содействие в защите попранных трудовых прав пермским активистам профсоюза локомотивных бригад оказывают Федеральная инспекция по труду Свердловской области (именно она курирует Свердловскую железную дорогу) и Пермская транспортная прокуратура.

До защиты же трудовых интересов в их традиционных формах, в первую очередь, забастовочных, профсоюзу удается дойти редко. В минувшем году, в отличие от предыдущих, пермские железнодорожники забастовок не проводили.

Выводы

Как известно, основными формами нарушений при реализации этого права отстаивания трудовых интересов являются незаконное препятствование деятельности профсоюзов, незаконный отказ в регистрации профсоюза, незаконный запрет забастовок. В части обеспечения права граждан на защиту своих трудовых интересов трудно говорить о том, что государство и работодатели в пределах Пермского края в чем-то этому препятствует. В регионе, где наемные работники и профсоюзное движение на сегодняшний день не готовы активно реализовывать это право, им нет особой необходимости ни в его ограничении, ни в его обеспечении. Однако, там, где возникают альтернативные профсоюзные объединения, они тут же подвергаются интенсивному прессингу со стороны администрации.

Рекомендации

  • Гражданским и профсоюзным организациям необходимо выстраивать взаимодействие в разрешении общих проблем, таких, как нарушение социальных прав пенсионеров, грубые и массовые нарушения трудовых прав, права на свободу собраний и т.д.

  • Администрации Пермского края нужно восстановить органы управления в сфере трудовых отношений.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.