НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 16. Право на минимальную социальную поддержку со стороны государства

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него основаниям.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основные формы нарушений (ограничений) права на социальную помощь в Пермском крае в 2006 г. выражались в следующих проблемах.

  • Несвоевременная и неэффективная реализация права по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан. При задержке в поступлении лекарств в фармацевтические организации граждане вынуждены приобретать лекарства за собственный счет при невозможности в последующем компенсировать свои расходы иначе, кроме как в судебном порядке. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствуют механизмы, гарантирующие возможность приобретения лекарств из иных резервных фондов или последующую компенсацию произведенных расходов.

  • Отсутствует единая система обеспечения прав граждан на минимальную социальную помощь со стороны государства, гарантирующая охват всех категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Законодательство РФ не содержит механизмов, гарантирующих оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам, если они не попадают в определенные законодательством категории граждан, имеющих права на социальную помощь. Примеры: в краевом центре сокращается количество центров социального обслуживания (речь в данном случае не идет об иных более рациональных подходах к социальной помощи); если лицо, переселившееся из района боевых действий в другой регион, не признается вынужденным переселенцем, то оно, как правило, не имеет иных оснований для получения гарантированной единовременной материальной помощи.

  • Ограничения права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с изменениями в законодательстве. Изменения в наименованиях организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии и наименованиях соответствующих профессий привело к многочисленным несовпадениям между документами о трудовом стаже гражданина и действующим законодательством. Ситуация усугубляется тем, что Пенсионный фонд РФ и его отделения гражданам, у которых записи в документах, подтверждающих льготный трудовой стаж, не совпадают с действующим законодательством, отказывают в назначении досрочной пенсии и предлагают им для подтверждения факта работы по специальности обращаться в суд.

  • Действующая система социального обеспечения не предусматривает адекватных современной ситуации механизмов обеспечения и социальной реабилитации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы.

Выводы

Преградами на пути реализации права на минимальную социальную поддержку являются бюрократизм, рассогласованность ведомств при оказании социальной помощи, декларативность, бюджетная необеспеченность многих мер социальной поддержки, сохранение института прописки (регистрации), как условия реализации права на социальное обеспечение, а также сохраняющееся несовершенство законодательства, неоднозначность формулировок правоустанавливающих норм.

Реформирование системы социального обеспечения граждан в целом обеспечивает ее эффективную работу, гарантирующую реализацию права граждан на минимальное социальное обеспечение. Однако особенности российского законодательства, российской правоприменительной практики и отсутствие механизмов, предусматривающих упрощенный порядок разрешения конфликтных ситуаций, приводят в некоторых случаях к ущемлению прав граждан на минимальное социальное обеспечение.

Кроме того, российская система социального обеспечения практически полностью игнорирует существование граждан, оказавшихся в ситуации отсутствия минимальных социальных благ (жилье, работа). В результате эти категории граждан (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, лица, переехавшие из регионов со сложной политической и экономической ситуацией), как правило, имеют единственную возможность на получение этих социальных благ: помещение в стационарное учреждение социального обслуживания. Однако, количество таких учреждений ограничено, поэтому они не в состоянии обеспечить всех нуждающихся.

Рекомендации

Федеральному Собранию РФ необходимо предусмотреть в законодательстве специализированные механизмы социального обеспечения граждан, освободившихся из мест лишения свободы, граждан, выехавших из других регионов по причинам объективной необходимости (состояние здоровья, военный конфликт, иное).

В правоприменительной практике органов, отвечающих за социальное обеспечение граждан, - органов социальной защиты, занятости, здравоохранения всех уровней, - изменить подход к бремени доказывания наличия у гражданина права на социальное обеспечение, если необходимость подтверждения соответствия этих прав ранее действующему законодательству вызвана его изменением.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.