НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 19. Право на экологическую безопасность

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды"
Статья 3

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должно осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Экологическая обстановка в Пермском крае

Право на благоприятную среду обитания является в Пермском крае одним из наиболее часто и регулярно попираемых. В силу привычности этого явления оно не вызывает особого протеста со стороны населения, особенно на фоне нарушений социально-экономических прав, как более очевидных и "быстродействующих".

В городах Пермского края вследствие газовых выбросов регулярно превышаются предельно допустимые концентрации (ПДК) различных загрязняющих веществ в воздухе. Наиболее распространенными поллютантами являются диоксид азота, сернистый ангидрит, хлорид водорода, ксилолы, предельные углеводороды, оксид углерода, этилбензол, фенол, диоксид серы, бенз(а)пирен. Это отмечается в наибольшей степени в Перми (главные загрязнители - ООО "Лукойл-Пермь", ООО "Сибур-Химпром", ФГУП "НИИ ПМ", ООО "Галоген"), в Березниках (ООО "Уралкалий", ОАО "БСЗ", ВСМПО "Ависма", ООО "Азот"), в Чусовом (ООО "Чусовской металлургический завод"). Заметный вклад в загрязнение атмосферы городов Пермского края вносит и автотранспорт, хотя со стороны власти просматривается явная тенденция преувеличения значимости его влияния, и, таким образом, "размазывания" ответственности за загрязнения атмосферы и преуменьшения вины крупных предприятий-загрязнителей.

Постоянно интенсивному сверхнормативному загрязнению вследствие промышленных сбросов подвергаются и водоемы Пермского края, в первую очередь, в городах. В последние 3-5 лет здесь наметилось явное ухудшение ситуации. "Вкладчиками" в этот процесс являются едва ли не все крупные предприятия края. Обычной практикой стала "экономия" на работе очистных сооружений, когда они включаются в технологическую цепочку лишь на периоды проведения проверок надзорными органами, в остальное же время работает "запасная труба". Катастрофической следует назвать ситуацию с малыми реками, протекающими по территории заброшенного ныне Кизеловского угольного бассейна. В эти реки изливаются в массовом порядке кислые шахтные воды, вследствие чего превышения по железистым соединениям часто достигают здесь 400 (!) ПДК. Все эти реки являются притоками Усьвы или Косьвы, далее - Чусовой-Камы-Волги. Такая ситуация явилась результатом отсутствия сколько-нибудь планомерной политики рекультивации территории Кизеловского угольного бассейна.

Серьезной проблемой является и массированное, исчисляемое сотнями тысяч тонн, изливание хозфекальных канализационных вод в водоемы безо всякой очистки, в частности, в Перми, в Каму через речку Данилиху. В последние годы ситуация с очисткой канализационных вод в Перми ухудшилась в результате перехода городских биологических очистных сооружений с баланса ООО "Лукойл-ПНОС" в распоряжение ООО "Новогор-Прикамье", что способствовало стагнации системы (вследствие потери квалифицированного персонала из-за снижения заработной платы, а также уменьшения уровня контроля и инвестиций).

Активно идут процессы ухудшения городской среды, особенно, в Перми вследствие массовой хаотичной уплотнительной застройки, вырубки зеленых насаждений, уничтожения детских игровых площадок и газонов под застройку, автостоянки и парковки, уничтожения исторической застройки. Видео- урбоэкологическая среда города и качество жизни в нем в целом явно деградируют.

Бичом столицы Пермского края стало и уничтожение городских лесов, в первую очередь - под элитную жилищную застройку. Это явление наблюдается в нескольких городских районах - в поселке Акуловский, в Верхней Курье, в Черняевском лесопарке, на Гайве, и сопровождается грубейшими нарушениями законодательства: Лесного кодекса РФ, закона Пермской области "О городских лесах", федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе". Очень часто в городских лесах возводятся постройки именно для городской элиты. Типичной в этом отношении является предоставление администрацией г. Перми разрешений на застройку Гайвинского бора (территория городских лесов) прокурору Орджоникидзевского района Б. Альмухаметову, начальнику УВД Орджоникидзевского района Н. Петухову, руководителю Пермского городского совета партии "Единая Россия" В. Нелюбину, директору изоляторного завода Н. Селезневу и др. Обращения жителей в органы Росприроднадзора, в районные и краевую прокуратуру, как правило, ничего не дают, кроме явно ощущаемых подозрений о коррупции. Любопытно, что администрацией г. Перми и Пермской городской думой, похоже, сознательно создается ситуация нормативной неурегулированности в этой сфере: на протяжении уже 5 лет не определяются окончательно статус и границы городских лесов.

Еще одним явлением, грубо нарушающим право на благоприятную среду обитания, является жилищное строительство в прибрежных защитных полосах водоемов и в санитарно-защитных зонах. В этом плане симптоматичным является предоставление администрацией г. Перми в июне 2006 г. разрешения на индивидуальное строительство в Перми на участке по адресу Танцорова, 10 в прибрежной защитной полосе Воткинского водохранилища и одновременно - в санитарно-защитной зоне питьевого родника, к тому же почитаемого местным православным населением "живоносного источника". Разрешение было предоставлено владельцу участка размером 48 соток, сыну министра природных ресурсов РФ, 23-летнему бизнесмену Дмитрию Юрьевичу Трутневу.

Также в числе нарушений следует назвать частое перегораживание заборами или колючей проволокой бечевника (20-метровой полосы вдоль берега водоемов), который согласно ст. 20 действующего Водного кодекса РФ является землей общего пользования и должен быть доступен абсолютно для всех.

Тысячи жителей Пермского края проживают на территориях санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, испытывая мощные сверхнормативные нагрузки от выбросов загрязняющих веществ. На исправление этой ситуации был направлен указ губернатора Пермской области Ю.П. Трутнева от 2.03.2004 "О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов". Согласно этому указу предполагалась инвентаризация СЗЗ и реализация мероприятий по расселению жителей за их пределы. В минувшем 2006 г., как и в предыдущие прошедшие с момента выхода этого указа годы практически никаких сдвигов не произошло. Лишь некоторые крупные предприятия проявили специфическую активность в этом направлении. Так, например, ООО "Уралкалий", проведя работу с органами Госсанэпиднадзора, сократило СЗЗ вокруг своего третьего рудоуправления и таким образом "вывела" деревню Сибирь Усольского района за пределы СЗЗ. Между тем, жители деревни по прежнему испытывают на себе сильное неблагоприятное влияние предприятия, в частности, засолена вода в реке Волим, ранее пресная. На сегодня деревня оказалась без источников питьевого водоснабжения, которые бы соответствовали санитарным нормам.

Острейшим для Перми фактором, ощутимо определяющим нарушение права жителей на безопасную среду обитания, является происходящее сжигание межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет РС-22 (SS-24). Программа утилизации ракет осуществляется несколькими предприятиями, главным из которых является ФГУП "НИИ ПМ" (Научно-исследовательский институт полимерных материалов). Данная программа не прошла государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями ФЗ "Об экологической экспертизе", таким образом, ее реализация противозаконна. Помимо этого, незаконность и экологическая опасность сжигания 89-тонных ракет на токсичном топливе в пределах миллионного города была установлена в 5 судебных процессах (Арбитражный суд Пермской области, его апелляционная инстанция, окружной арбитражный суд в г. Екатеринбурге и дважды - в Ленинском районном суде г. Перми), однако сжигание продолжается.

В непосредственной близости к месту сжигания (улицы Гальперина, Причальная) Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды неоднократно фиксировал сильнейшее - до 20 (!) ПДК - загрязнение воздуха парами соляной кислоты - основного продукта сгорания ракетного топлива. В итоге статистика показывает резкий - до 60% в год - рост легочной заболеваемости у детей Кировского района г. Перми. Помимо этого известно, что при сжигании ракетного топлива выделяются супертоксичные вещества - диоксины. Проверка, проведенная в Кировском районе Пермским институтом детской экопатологии показала, что ПДК диоксинов в молоке кормящих женщин превышены. Кроме того, необходимо добавить, что к месту сжигания ракеты перевозятся железной дорогой вдоль по улице Магистральной, на расстоянии 70 метров от жилых домов; при этом из официальной документации известно, что в случае взрыва ракетного двигателя действие ударной волны распространяется на 8,5 км, а разлет осколков возможен на 800 метров.

На территории Пермского края уже на протяжении нескольких лет существует и официально непризнанная зона совершенно очевидной локальной экологической катастрофы. Деревня Павлово Ординского района расположена фактически в центре богатейшего Кокуйского нефтяного месторождения, на котором ведет добычу нефти ООО "Лукойл-Пермь". Для разжижения густой, высокопарафинистой нефти и облегчения ее экстракции нефтяники закачивают в скважины высокотоксичные химреагенты (такие, как фенол и др.). В силу повышенной трещиноватости земной коры в этом месте, а также просачивания нефти и химреагентов сквозь обшивку скважин и частых прорывов нефтепроводов в местные реки (Тураевка, Каменка) постоянно попадает большое количество нефти, а в воздух выходит большое количество газообразных продуктов распада этих химреагентов. В результате анализов в крови павловских детей зафиксировано высокое содержание фенола, толуола, ацетальдегида, формальдегида, бензола и др.

Практически 100% населения деревни тяжело болеет: люди испытывают острые головные боли, опоясывающие боли, судорожный синдром и др. У детей постоянно фиксируют интенсивные носовые кровотечения, сильнейший зуд, синдром мягкой печени. Среди диагнозов - тяжелые поражения пищеварительного тракта и печени, выкидыши у женщин. В деревне постоянно рождается мертворожденный скот, а у заколотых коз и кроликов печень часто находится в полуразжиженном состоянии. Часть жителей спасаются по окрестным деревням и селам, фактически став экологическими беженцами. На сегодня в деревне остается около ста человек, включая 20 детей. По мнению специалистов, единственным средством решения проблемы в данном случае является переселение деревни. Такая программа уже была разработана Администрацией Пермской области и ООО "Лукойл-Пермь", но реализация ее приостановлена. Сегодня она на повестке дня, однако пробуксовывает из-за того, что руководители "Лукойла" опасаются, что активное массовое расселение населенного пункта из-за деятельности "Лукойла" нанесет компании имиджевый ущерб.

В последние годы в зону явного экологического неблагополучия выдвинулся пермский город-спутник Краснокамск. По данным Пермского научно-исследовательского института экопатологии показатели экозависимой заболеваемости населения Краснокамска самые высокие в Пермском крае. Идет рост патологии по линии аллергических болезней, органов дыхания, заболеваний иммунодефицитного состояния, болезней крови, онкологических заболеваний и врожденных пороков развития.

Краснокамск занимает первое место в крае по смертности населения, а показатель младенческой смертности превышает среднекраевой уже в течение трех лет. По результатам обследования в биосредах детей города накапливаются марганец, свинец, хлороформ, фенол, метанол, вызывающие вышеперечисленные заболевания. В крови краснокамских детей также высокое содержание хлороформа.

Основным загрязнителем окружающей среды города является ОАО ЦБК "Кама". Краснокамский правозащитный центр уже несколько лет обращается в органы государственного экологического контроля, к губернатору Пермского края О. Чиркунову, а также к председателю Правительства Российской Федерации по фактам загрязнения окружающей среды этим предприятием. По постановлению прокурора г. Краснокамска в феврале 2006 г. ОАО "Кама" было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей по ст. 8.1 КоАП РФ за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно результатам проверок, проведенных Пермским межрегиональным управлением федеральной службы по технологическому и экологическому надзору на производственных объектах ОАО ЦБК "Кама" было выявлено 63 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха предприятием являются целлюлозное производство (варочный цех, кислотный цех), утилизационная котельная, производство лигносульфонатов, хлорный участок, отбельный цех. Предприятие осуществляет выброс в атмосферу загрязняющих примесей 38 наименований, в том числе сернистый ангидрид, хлор, фенол, лигносульфонаты, оксид углерода, оксид и диоксид азота и другие вещества.

Административные штрафы в размере 20-30 тысяч рублей в год для такого предприятия с оборотом в сотни миллионов рублей ощутимого воздействия не оказывают. Комбинат продолжает выбрасывать в окружающую среду свои опасные для здоровья отходы производства. Руководители ЦБК заявляют, что намерены увеличить производство целлюлозы и бумаги, а значит, увеличится и загрязнение окружающей среды.

Выводы

Нарушения права на экологическую безопасность носят в Пермском крае массовый и систематический характер. Это проявляется в частом и значительном превышении ПДК загрязняющих веществ в воздухе, а также в питьевой воде. Не вызывает сомнения, что такая ситуация существенно влияет на общую заболеваемость и смертность населения. Колоссальной проблемой стало уничтожение зеленых зон городов и городских лесов, что способствует явной деградации качества городской среды. Грубейшим образом попирается природоохранное законодательство, в особенности ФЗ "Об экологической экспертизе", Лесной Кодекс РФ, закон Пермской области "О городских лесах".

Органы государственной власти и надзорные природоохранные органы не желают или же не способны оказывать серьезное влияние на экологические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов, особенно крупных. Исполнительная власть, в значительной степени интегрированная с крупным бизнесом, также уделяет минимальное внимание соблюдению последним прав граждан на экологическую безопасность.

Рекомендации

  • Со стороны надзорных органов - Росприроднадзора, Ростехнадзора, прокуратуры, - необходимо включить реальные, а не имитационные механизмы административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства, в первую очередь, за сверхнормативное загрязнение воздушной и водной среды хозяйствующими субъектами, в первую очередь, крупными. Начать практику приостановки работы предприятий по решению суда до исправления ситуации.

  • Со стороны органов местного самоуправления нужно прекратить противозаконную практику разрешения строительства в санитарно-защитных зонах, прибрежных защитных полосах и городских лесах.

  • Со стороны органов региональной государственной власти необходимо решительно прекратить противозаконную практику принятия стратегических экологически значимых решений (таких, как уже осуществляемое в Перми сжигание ракет, планируемое строительство АЭС в Коми-Пермяцком округе и др.), исходя из сугубо политических интересов и приоритетов с последующим продавливанием положительных итогов государственной экологической экспертизы.

  • Со стороны правительств РФ и Пермского края срочно прекратить незаконную реализацию на территории Перми программы утилизации межконтинентальных баллистических ракет РС-22, как не прошедшую государственную экологическую экспертизу и, следовательно, не легитимной и опасной.

  • Со стороны исполнительной власти Пермского края и ООО "Лукойл-Пермь" срочно произвести расселение деревни Павлово Ординского района, в которой сложились катастрофические экологические условия, опасные для здоровья населения, в том числе, детей.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.