НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 4
ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ, НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Глава 22. Положение беженцев, вынужденных переселенцев и иностранных граждан, находящихся на территории региона

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия(или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Беженец - это человек, который в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Статус беженца

Несмотря на существование в Пермском крае единственного в РФ центра временного размещения иммигрантов "Очер", где должна проводиться процедура рассмотрения ходатайств о статусе беженца, данные ходатайства практически не принимаются, в том числе от этнических русских. Между тем Центр временного размещения иммигрантов имеет возможность принимать более 100 человек, в отношении которых приняты ходатайства о статусе беженца. В 2006 г. УФМС по Пермскому краю не было принято ни одного ходатайства о статусе беженца. Общественному центру "Равенство" известны как минимум 2 семьи граждан из Узбекистана, в отношении которых имеются все основания для получения статуса беженца.

Статус вынужденного переселенца в Пермском крае предоставляется крайне редко. В отношении лиц, ранее признанных вынужденными переселенцами, каких-либо нарушений в 2006 г. не выявлено.

Регистрация иностранных граждан

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан" иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию. Ответственными за регистрацию иностранных граждан являются должностные лица отделений Федеральной миграционной службы РФ (ФМС РФ).

В течение 2005-2006 гг. выявилось значительное количество нарушений в части необоснованных отказов в регистрации иностранных граждан. Работники отделений ФМС РФ необоснованно отказывают в принятии заявлений на регистрацию иностранных граждан. В 2006 г. выявлено 124 случая необоснованных отказов в регистрации, в т. ч. в отношении граждан из Таджикистана - 87 случаев, Узбекистана - 21 случай, Азербайджана - 16 случаев.

    Наглядным примером необоснованного отказа в принятии заявления на регистрацию является обращение от 6 июля 2006 г. индивидуального предпринимателя Агафонова Ю.В. имеющего разрешение территориального центра занятости населения о целесообразности привлечения и использовании иностранной рабочей силы от 14.06.2006 г. №322. Агафонов Ю.В. обратился в Очерское отделение ФМС РФ с заявлениями о регистрации иностранных граждан по месту пребывания на срок оформления разрешения на право осуществления трудовой деятельности. Всего были поданы заявления в отношении 4 граждан из Азербайджана. Указанные граждане имели миграционные карты и национальные паспорта с отметками о законном пересечении границы РФ, т.е. прибыли на территорию РФ на законном основании. В принятии заявлений было отказано без каких-либо законных оснований. В Очерском отделении ФМС РФ отказались даже зарегистрировать подаваемые заявления и отказались дать письменный обоснованный отказ в их регистрации из журнала регистрации обращений граждан. Причиной отказа в приеме и рассмотрении заявлений работниками ФМС Очерского отделения и заместителем начальника Очерского ОВД Стрижковым было названо личное нежелание видеть в районе иностранных граждан. Действия должностных лиц в принятии заявлений и их регистрации были обжалованы прокурору района. Прокурор района Кривоносов Д.В. в личной беседе с Агафоновым 6.07.06 г. высказал аналогичное мнение (личное нежелание видеть ИГ на территории района) в отношении иностранных граждан и признал действия работников ФМС Очерского района (по отказу в регистрации обращений граждан) обоснованными (ответ прокурора от 25.07.06 г.).

Таким образом, личные убеждения государственных чиновников способствуют нарушению прав иностранных граждан на легализацию их положения. Аналогичная ситуация с регистрацией иностранных граждан наблюдалась в Верещагинском районе, исправить ситуацию стало возможным только после вмешательства прокурора Верещагинского района.

Проверки работниками милиции правил пребывания иностранных граждан

В общественную приемную Очерского общественного центра "Равенство" регулярно поступают жалобы иностранных граждан о неправомерных действиях работников милиции по проверкам соблюдения правил регистрационного учета. Проверки носят явно неправомерный характер и проводятся работниками милиции, не имеющими никакого отношения к регистрационному учету (работниками ГИБДД, вневедомственной охраны). Целью проводимых проверок является получение незаконного вознаграждения, а не пресечение нарушений правил проживания иностранных граждан. Во время проверок с незаконно проживающих иностранных граждан принимаются "откупные" деньги в сумме в среднем 50-100 рублей, при этом никакого протокола о нарушении ст.18.8 КоАП РФ (нарушение правил проживания) не составляется. В редких случаях (во время официальных проверок) на иностранных граждан составляется административный протокол. В 2006 г. Общественным центром "Равенство" зафиксировано 204 случая откупа иностранных граждан от милиции.

    22.06.2006 в районе микрорайона Заостровка г. Перми на территории оптовой овощной базы "Красный Октябрь" (ул. 9 января, 16-а) силами ОМОНА и СОБРА была проведена акция по устрашению лиц таджикской национальности, собравшихся по случаю празднования национального праздника. Ворвавшиеся милиционеры положили на землю, лицом вниз более 100 таджиков и держали их в таком положении около 4 часов, периодически применяя против лежащих резиновые дубинки. Во время акции были изъяты национальные паспорта и миграционные карты, даже у лиц, имеющих регистрацию, т.е. проживающих на законных основаниях. Впоследствии работники милиции предлагали таджикам выкупить свои паспорта за 5000 рублей, на что многие согласились. Кроме названного, по информации из заявлений потерпевших, после личного досмотра пропали деньги, из бака грузовой машины был слит бензин. Прокуратурой Дзержинского района г. Перми, проводившей проверку заявления о причинении телесных повреждений сотрудниками ОМОН, в возбуждении уголовного дела было традиционно отказано за отсутствием состава преступления. Прокуратура удовлетворилась объяснениями сотрудников милиции о том, что на территории базы проводились оперативно-розыскные мероприятия на предмет обнаружения наркотиков и оружия, "действия сотрудников милиции носили законные основания", денег у таджиков никто не отнимал, а травмы гражданам Бердиеву Т.Н., Алиеву М.А., Ибибекову Х.М., Шарипову И.Ш., Изачову К.М., Торожеву С.Т. были причинены не ОМОНовцами, а "неизвестными лицами".

Депортация (административное выдворение) иностранных граждан

Несмотря на разные юридические толкования понятий "депортация" и "административное выдворение" работниками отделений ФМС практически осуществляется депортация иностранных граждан, пребывающих на территории края с нарушением правил пребывания. Практически в отношении всех граждан в суды работниками ФМС направляются ходатайства о содержании иностранных граждан до момента их выдворения в специальном приемнике-распределителе ГУВД. Таким образом, выдворяемым иностранным гражданам не предоставляется право самостоятельно выехать из РФ и исполнить вынесенное в отношении них судебное решение. Содержание иностранных граждан в приемнике-распределителе осуществляется за счет бюджета края, поэтому необоснованное помещение в него иностранных граждан можно расценивать как нерациональное использование бюджетных средств.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 32.10 КоАП и п. 9 ст. 31 федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных учреждениях. На практике по разным причинам, в том числе из-за недостаточного финансирования, решение суда может исполняться от недели до года. Фактически человек, привлеченный к административному выдворению или подлежащий депортации, содержится под стражей длительное время. Мера обеспечения исполнения решения государственного органа, таким образом, по длительности срока, объему правоограничений и условиям содержания вполне сопоставима с уголовным наказанием в виде лишения свободы. Названные обстоятельства пребывания в Центре явно не могут быть соотнесены ни с целями помещения в данное спецучреждение, ни со степенью общественной опасности содеянного.

Представляется, что тем самым нарушаются и права человека, в частности, право человека на свободу и личную неприкосновенность. Следующие положения Конституции РФ указывают на применяющиеся практики обращения с иностранными гражданами как на не имеющие правовой природы:
"ст. 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием";
"ч.3, ст. 55. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

До сих пор нет нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия содержания в Центре временного содержания иностранных граждан, поэтому нет законных оснований для ограничения прав человека в том объеме, который не вызван необходимостью исполнения решения о выдворении. В связи с этим представляется, что установление порядка и условий содержания иностранных граждан в изоляции от общества по аналогии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста", является недопустимым. Можно признать условно обоснованной ссылку на названный нормативный акт для временного регулирования данного вопроса, но лишь в части, касающейся материального обеспечения и перечня специально оговоренных прав граждан, находящихся в спецучреждении. Однако именно эта часть связана с недостаточным финансированием приемника-распределителя, а потому порождает многие проблемные моменты.

Само по себе выдворение также неэффективно. Работники милиции, следующие с выдворяемыми до границы с Казахстаном, выдворением, как правило, не занимаются. За определенную сумму денег выдворяемым на границе выдаются новые миграционные карты и делаются штампы о пересечении границы. После этого часть выдворяемых возвращается в край на законном основании и в сопровождении тех же работников милиции.

Указанные случаи нередко происходят из-за однозначного, не предусматривающего исключений, положения закона, в соответствии с которым иностранному гражданину, нарушившему правила пребывания на территории России, запрещается въезд сюда в течение 5 лет. При этом возникают ситуации, когда из страны высылаются люди, имеющие семьи и близких родственников - граждан России.

Судебная защита прав иностранных граждан и лиц без гражданства

На территории края имеется значительное количество иностранных граждан и лиц без гражданства, длительное время фактически проживающих в РФ на нелегальном положении. В отношении данных граждан, прибывших в РФ до вступления в силу ФЗ "О правовом положении иностранных граждан", т. е. до 1.11.2002 г., легализация была бы возможна на основании вступившего в силу судебного решения об установлении факта постоянного проживания в РФ на указанную дату. Данная позиция поддерживалась руководством паспортно-визового управления МВД РФ, а впоследствии ФМС РФ. Однако, несмотря на методические письма МВД и ФМС РФ в адрес своих территориальных органов, в крае работники отделений ФМС игнорируют выполнение судебных решений и не принимают документы на оформление разрешений на проживание.

    Показательным примером может быть дело об установлении факта постоянного проживания лица без гражданства Джафарова Эльдара Гусейн-оглы. В судебном заседании 23.06.2006 представитель УФМС Милов Е.Е. заявил, что Джафаров не имеет права на проживание даже при установленном в суде факте его постоянного проживания. Миловым также было заявлено, что никаких инструкций по работе с иностранными гражданами, прибывшими в безвизовом порядке из государств СНГ до вступления ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в силу не имеется. Данное заявление было сделано в суде, несмотря на методическое письмо ФМС РФ с исходящим № МС-1/8-9140 от 06.06.2006 "Об организации работы с иностранными гражданами, установившими в судебном порядке факт постоянного проживания на территории Российской Федерации".

Данная позиция УФМС по Пермскому краю способствует нарушению прав граждан на легализацию своего правового положения в РФ и порождает распространение нелегальной миграции.

Нарушение прав иностранных граждан на трудоустройство

В январе 2006 г. Общественный центр "Равенство" обратился в Очерский центр занятости населения о выдаче заключения о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы. Выдача заключения запрашивалась в отношении 3 граждан Азербайджана, 3 граждан Узбекистана и 3 граждан Таджикистана. В выдаче заключения было отказано с мотивировкой, что на учете в ЦЗН имеются 35 неработающих юристов-граждан РФ. После сделанной заявки о том, что центр "Равенство" имеет возможность трудоустроить всех неработающих юристов, от ЦЗН не было направлено ни одного человека, что подтверждает необоснованность отказа в выдаче заключения на иностранных граждан и является прямым нарушением их прав.

Выводы

Личные убеждения государственных чиновников, их избирательный подход (понравился или нет), нежелание брать на себя ответственность за дальнейшее проживание иностранных граждан, бюрократическая волокита способствуют нарушению прав иностранных граждан на легализацию их положения, часто их ставят в положение неизбежных нелегалов. Нарушения со стороны милиции в отношении иностранных граждан отчасти являются следствием незаконных действий работников миграционной службы, ответственных за их регистрацию. Действия милиции часто носят откровенно криминальный характер (незаконное вознаграждение, взятка и т.д.) и осуществляются, как правило, при попустительстве вышестоящих органов, или в сговоре с ними (с последующим делением полученных незаконно денежных средств). Действия милиции и особенно ОМОНа осуществляются без участия общественности и СМИ, вследствие чего порождают безнаказанность и произвол, граничащие с криминалом. Установка УФМС по Пермскому краю на отказ в легализации постоянно проживающих граждан вопреки нормативным рекомендациям способствует нарушению прав граждан на легализацию своего правового положения в РФ. В значительной степени существовавшие в 2006 г. проблемы устраняются изменениями в действующем законодательстве, вступившими в силу с 2007 г.

Рекомендации

  • Руководству служб и контролирующим органам необходимо усилить контроль над деятельностью работников ФМС, а также милиции, эффективней применять наложение дисциплинарного наказания, привлекать виновных к административной и уголовной ответственности.

  • Милицейские рейды в диаспоры мигрантов необходимо проводить с привлечением общественности, СМИ, правозащитных организаций.

  • Судам необходимо более внимательно подходить к вопросу назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения, при вынесении решения учитывать все обстоятельства совершенного правонарушения, личность правонарушителя, его финансовые возможности для самостоятельного выезда, наличие семейной жизни и др.

  • Руководству ФМС усилить контроль над работниками нижестоящих подразделений в связи с исполнением ими внутренних нормативно-правовых актов, а также судебных решений, вступивших в законную силу.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.