НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

РАЗДЕЛ 4
ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ, НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Глава 25. Положение лиц, находящихся на содержании в государственных учреждениях

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Положение граждан, находящихся на содержании в государственных учреждениях

Основные формы нарушений (ограничений) прав лиц, находящихся в государственных учреждениях:

    удержание платы за пребывание в стационарных учреждениях со всех доходов, в том числе с единой социальной выплаты.
    Губернатором Пермского края был принят указ о порядке оказания услуг лицам, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания. Согласно данному указу удержание за услуги этих учреждениях удерживается со всех доходов проживающего. Прокуратурой Пермского края был принесен протест на этот указ, так как он не соответствует нормам Конституции РФ. В настоящее время в указ вносятся изменения;

    Проживающие в государственных учреждениях граждане высказывают сомнения в справедливости существующего порядка оплаты за предоставляемые учреждениями социальные услуги, который регулируется положениями ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Так согласно ст. 16 названного закона бесплатное социальное обслуживание предоставляется гражданам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума установленного для субъекта РФ, в котором они проживают. В январе - июле прожиточный минимум в Пермском крае для пенсионеров составил 2195-2368 рублей. Престарелый человек, получающий пенсию ниже установленного прожиточного минимума, за услуги, предоставленные интернатным учреждением в объеме государственного социального стандарта социального обслуживания населения не платил. В тоже время с инвалида войны К., размер пенсии которого отражает его заслуги перед родиной, удерживали за услуги 7656 рублей 16 копеек (т.е. 75% получаемой пенсии, что предусмотрено Указом губернатора Пермской области от 29.09.2005 г. №155). 2552 рубля инвалиду оставалось на дополнительные социальные услуги и на все остальные расходы. Примерно столько же оставалось и у человека, получающего низкую пенсию, что, разумеется, совсем немного. Однако от установленных государством надбавок за заслуги не остается ничего кроме гордого сознания, что инвалид войны сам может оплачивать свое содержание. Притом, что средняя пенсия значительно ниже "военной" проживающему в интернате на его "нетиповые" расходы остается никак не более 1000 рублей.

    в отдельных стационарных учреждениях социального обслуживания допускаются ограничения человеческого достоинства, права на неприкосновенность частной жизни, право на медицинскую помощь в части получения лекарственного обеспечения.
    В некоторых стационарных учреждениях социального обслуживания отсутствуют стулья для посетителей в комнатах проживающих, не соблюдаются нормы жилой площади на человека, не всегда ограничивается доступ к местам личного хранения вещей, не обеспечен доступ к телефону.

21 августа 2006 г. сотрудники Пермского регионального правозащитного центра посетили Гайвинский дом - интернат. Были проведены следующие мероприятия: осмотр помещений, беседы с руководством и сотрудниками учреждения, лекция и консультации для граждан, проживающим в доме интернате, экспонирование выставки "Права человека".

    При осмотре помещений, а также в ходе бесед с трудовым коллективом учреждения установлено, что:

      - В течение ряда лет в дом-интернат поступают недееспособные граждане, страдающие психическими расстройствами. В связи с этим в доме интернате неофициально создано специальное отделение геронто-психоневрологическое отделение. Однако соответствующего статуса для создания этого отделения дом-интернат не имеет. Решения вопроса о статусе этого отделения задерживается по мотивам финансово-экономического характера: увеличение заработной платы для сотрудников дома-интерната, количественное расширение штатного состава учреждения, и др.

      - До настоящего времени Департамент социального развития Пермского края продолжает направлять психически нездоровых людей в неприспособленное для их содержания учреждение, одновременно проводя сокращение штата сотрудников.

    При проведении собрания и консультаций граждан, проживающих в доме-интернате, интересовали следующие вопросы:

      - Состав доходов, из которых производится удержание за проживание в доме-интернате

      - лекарственное обеспечение граждан, проживающих в доме-интернате

      - реализация гражданами, проживающими в доме-интернате, права на проведение собраний и иных публичных мероприятий, а также права на объединение.

    При обсуждении вопроса о составе доходов, из которых могут производиться удержания за проживание в доме-интернате, проживающим было разъяснено, что включение администрацией дома-интерната в состав денежных сумм, получаемых проживающими в доме-интернате, с которых производится удержание платы за проживание в доме-интернате, денежных социальных компенсаций является неправомерным. Распространение удержания на социальные компенсации, получаемые гражданами, не соответствует Конституции РФ, запрещающей применение закона, ухудшающего положение граждан.

    Для правовой экспертизы проживающими был представлен образец договора, предлагаемый для заключения администрацией дома-интерната всем прибывающим на постоянное проживание в дом-интернат. По объяснениям проживающих их вынуждают заключать данные договоры принудительно. Однако содержание собственно договора не противоречит действующему законодательству. Причиной нарушения прав граждан при взимании платы за проживание в неправильном применении законодательства администрацией дома-интерната.

    Во время лекции была высказана позиция администрации, что размер удержания из доходов граждан, проживающих в доме-интернате, в том числе из социальных выплат, определяется на основе указа губернатора Пермского края. Соответственно, удержания производятся как из пенсии, так и из иных социальных выплат. Для разрешения разногласия по данному вопросу было предложено обратиться в суд. При необходимости оказания помощи для обращения в суд гражданам, проживающим в доме-интернате, было предложено обращаться в Пермский региональный правозащитный центр в индивидуальном порядке.

Ограничения прав, возникающие у граждан, проживающих в доме-интернате с лекарственным обеспечением и организацией форм самоуправления граждан, проживающих в доме-интернате, основывались только на устных рассказах. В связи с чем, им был разъяснен общий порядок предъявления претензий в случае, когда они считают, что их права нарушаются или ограничиваются, и предложено пользоваться данным порядком в будущем.

Контрольно-счетная палата опубликовала документ "Исполнение расходной части областного бюджета за 1 полугодие 2006 года", в котором, частности, сказано: "По целевым статьям "Дома интернаты для престарелых и инвалидов" и "Учреждения социального обслуживания населения"… не освоены средства в сумме 136,545 млн. рублей"… Особенно неудовлетворительно исполняются такие программы как: - "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы" - 11,1%".

Положение граждан без определенного места жительства

Практика принудительного помещения лиц без определенного места жительства и без документов на территории Пермского края прекращена (по-видимому, в других регионах тоже) достаточно давно как противоречащая Конституции РФ. В связи с чем, один из двух приемников-распределителей, имевшихся в подчинении ГУВД, был ликвидирован, другой используется для содержания иностранцев, в отношении которых возбуждено административное производство о незаконном нахождении на территории России.

Граждане (и не граждане также) имеют возможность временного размещения в 2-х муниципальных центрах социальной адаптации в г. Пермь и в г. Березники, в областной и 6 социальных гостиницах на территории Пермского края.

Бытовые условия, качество питания и объем предоставляемых услуг могут варьироваться. Муниципальные учреждения похуже и поменьше, но имеют в своей структуре ночлежки, где могут переночевать люди без документов. Областная социальная гостиница создана для тех, кто проездом оказался в Перми, имеет различные программы реабилитации, подразумевающие предоставление услуг сверх установленного лимита. Как правило, в социальных учреждениях такого типа предоставляется ночлег, или возможность проживания 10 дней или 30 дней совокупно в году, возможность поддержания гигиены, предоставляется питание, одежда б/у. Сотрудники помогают решать вопросы лечения, социальной помощи, пенсионного обеспечения, паспортизации, проезда, поиска работы. Ограничения по размещению в учреждениях (за исключением ночлежки): заразные болезни, девиантное поведение. Невозможно проживание с детьми.

При наличии доходов у "клиентов" социальных учреждений, последние в соответствии с Указом губернатора №155 "О социальном обслуживании населения Пермской области" должны оплатить услуги в пределах 75% своего дохода. Единая не варьируемая величина удержания вызывает сомнения в разумности, так как остатки средств не позволяют питаться с минимальным качеством человеку, не способному заработать что-то дополнительно к пенсии.

Два самых больших учреждения сотрудники ПРПЦ посещали с целью контроля условий содержания. Нашли, что они удовлетворяют требованиям поддержания человеческого достоинства. В нескольких случаях ПРПЦ рассматривал жалобы на действия администрации названных учреждений и нашел, что эти действия имели законные основания.

Положение душевнобольных

Психиатрические учреждения остаются источником серьезной угрозы необоснованной изоляции гражданина от общества, применения к нему психотропных препаратов изменяющих его психику. Если в СССР заключение в психиатрические учреждения применялось как средство изоляции инакомыслящих, и производилось по указке государственных органов, то сейчас нарушения прав граждан происходит вследствие недостаточного контроля со стороны правоохранительных органов.

В отношении Черновой суд принял к рассмотрению заявление ее сына о признании ее недееспособной. В основу заявления было положено заключение врача психиатра, которого сын Черновой пригласил на дом к матери, где врач провел обследование без согласия пациента. Перед самым судебным заседанием на дом к Черновой Н.Х. выезжала психиатрическая бригада с целью вывести ее в больницу. При рассмотрении дела, Чернову, заинтересованное лицо по процессуальному положению, дважды не уведомляли о том, что суд рассматривает вопрос о ее недееспособности. О судебном процессе Чернова узнала тогда, когда под предлогом, что в отношении ее рассматривается вопрос о признании недееспособной, было приостановлено рассмотрение другого гражданского спора, который вела Чернова по случаю ее затопления соседкой сверху. Допуск Черновой в качестве заинтересованного лица произошел только после вмешательства сотрудника ПРПЦ. В последующем прокуратура установила существенные нарушения Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в деятельности психиатрического учреждения, в адрес главного врача объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Психиатрия активно используется детскими интернатными учреждениями. В психиатрические учреждения направляются несовершеннолетние в связи с "повышенной агрессивностью" и "склонностью к побегу". По сообщению председателя Фонда ЦЭС "Защита" (приют "Дети без дома") Козловой Светланы Михайловны помещение производится без достаточных на то оснований, "в воспитательных целях", как средство устрашения. При ином подходе общения с подростами удается достичь корректировки поведения без медикаментозного вмешательства. Например: подросток Б. помещался в Городскую психиатрическую больницу несколько раз, по его словам "за побеги". В итоге у подростка сформировалось устойчивое психопатическое поведение. После того, как с ним стали заниматься психологи Фонда ЦЭС "Защита" по специальной программе ресоциализации, в течение полугода удалось добиться корректировки поведения с отказом от лечения психотропными медикаментами.

Выводы

В целом в учреждениях социального обслуживания не допускается ограничений прав человека. Существующие ограничения (нарушения) прав человека могут устраняться при проведении гражданского контроля силами некоммерческого сектора путем обращения внимания на эти ограничения администрации учреждения социального обслуживания, а также активизации граждан на обращения в суд с требованием устранения нарушения их прав.

Психиатрические учреждения остаются закрытыми от общественного внимания. При понижении контроля над их деятельностью возрастает опасность использования психиатрии в незаконных целях.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.