НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Доклады / Доклад за 2006 год

Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

Социально-экономическая характеристика Пермского края

Общие сведения о Пермском крае

ПЕРМСКИЙ КРАЙ - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведенного 7 декабря 2003 года. В ходе референдума более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Край образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км.

Численность постоянного населения Пермского края по данным текущей отчетности составила 2903,7 тыс. человек (в т.ч. в Коми-Пермяцком автономном округе - 146,5 тыс. человек), что составляет два процента всех жителей России. Кроме миллионного города Перми, в двух городах края численность населения превышает 100-тысячный рубеж: г. Березники - 179,9 тыс. и г. Соликамск - 104,1 тыс. человек. В пяти городах региона численность населения свыше 50 тыс. человек: г. Краснокамск (60,5 тыс.), г. Кунгур (73,7 тыс.), г. Лысьва (74,1 тыс.), г. Чайковский (89,3 тыс.), г. Чусовой (52,5 тыс. человек). С 1990 года население Пермского края уменьшилось на 138,0 тыс. человек или на 4,5%. Определяющим фактором этого процесса остается перевес числа умерших над числом родившихся, который составил 1,6 раза.

Демографическая ситуация в январе-мае 2006 года характеризовалась небольшим снижением уровня рождаемости и смертности при сохранении процесса естественной убыли населения. За это время на территории края зарегистрировано 12 236 случаев рождения и 19 684 случая смерти, что составляет к уровню января-мая 2005 года 97,7% и 92,8% соответственно. Число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза. Естественная убыль составила 7 448 человек (в январе-мае 2005 г. - 8 687 человек). Причинная структура смертности населения края существенно не изменилась. По-прежнему на первом месте находятся болезни системы кровообращения, их удельный вес в общем числе умерших составил 54,8%, на втором месте - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм - 15,9%, на третьем - от новообразований - 10,8%. Соотношение городского и сельского населения: из общей численности населения почти 75% пермяков проживает в городах и поселках городского типа.

Включительно по январь 2006 года Пермский край входил в число лидеров в Межрегиональной ассоциации "Большой Урал" (Свердловская, Челябинская области, республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская республика, Курганская область) по перечисленным ниже показателям.

Первое место:

  • Среднесписочная численность работающих (декабрь 2005), в % к соответствующему периоду 2005 года, - 102,3%;

  • Доходы консолидированного бюджета (январь-декабрь 2005), в % к соответствующему периоду 2005 года, - 129,9;

  • Объем платных услуг населению, в % к соответствующему периоду 2005 года, - 116,2%;

  • Индекс цен производителей, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - 98,6%.

Второе место:

  • Объем производства электроэнергии, млн.кВт/ч - 2 539,6 (после Свердловской области).

  • Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий и организации за 2005 год, млрд. руб. - 69,2 (после Свердловской области).

  • Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий и организации за 2005 год, в % к 2004 г. - 160,4% (после республики Удмуртия).

  • Доля убыточных предприятий в процентах к общему числу (декабрь 2005) - 32,5% (после Башкортостана).

  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн. руб. - 5 692,2 (после Свердловской области).

  • Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника (декабрь 2005), руб. - 10 778,2 (после Свердловской области).

Третье место:

  • Объем отгруженных товаров по виду деятельности "добыча полезных ископаемых", млн. руб. - 5247,3.

  • Добыто нефти, включая газовый конденсат (январь-декабрь 2005), млн. тонн - 10,4.

  • Добыто нефти, включая газовый конденсат (январь-декабрь 2005), в % к 2004 г., - 102,8%.

  • Экспорт, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - 130,7%.

  • Уровень безработицы в % - 1,6%.

  • Задолженности по заработной плате из-за отсутствия бюджетного финансирования, млн. руб. - 0,2.

  • Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника (декабрь 2005), в % к соответствующему периоду предыдущего года, - 130,7%.

  • Реальная заработная плата одного работника (декабрь 2005), в % к соответствующему периоду предыдущего года, - 117,7%.

  • Индекс цен производителей, в % к соответствующему предыдущему месяцу, - 110,7%.

Следует отметить, что в январе 2006 года произошло изменение рейтингов по некоторым макроэкономическим показателям развития Пермского края (по сравнению с предыдущим периодом).

Рейтинг края вырос по следующим показателям:

  • Ввод жилых домов на душу населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 6 на 5.

  • Объем платных услуг населению, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 2 на 1.

  • Среднесписочная численность работающих за декабрь 2005 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 4 на 1.

  • Доходы консолидированного бюджета январь-декабрь 2005 г. - с 4 на 3.

  • Доходы консолидированного бюджета январь-декабрь 2005 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 5 на 1.

  • Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий и организаций за 2005 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 5 на 2.

  • Доля убыточных предприятий, в % к общему кол-ву предприятий за декабрь 2006 г., - с 5 на 2.

  • Задолженность по заработной плате (на 01.02.2006 г.) всего, млн. руб. - с 6 на 4.

  • Задолженность по заработной плате (на 01.02.2006 г.) из-за отсутствия бюджетного финансирования, млн. руб. - с 4 на 3.

  • Номинальная средняя зарплата одного работника за декабрь 2005 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года - с 5 на 3.

  • Реальная зарплата одного работника (декабрь 2005 г. в % к декабрю 2004 г.) - с 4 на 3.

Рейтинг края снизился по следующим показателям:

  • Индекс промышленного производства по полному кругу деятельности по крупным и средним предприятиям - с 6 на 7.

  • Объем производства электроэнергии, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 4 на 6.

  • Объем производства стали, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 4 на 6.

  • Перевезено грузов основными видами транспорта, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 3 на 4.

  • Ввод жилых домов, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 1 на 7.

  • Внешнеторговый оборот, в % к соответствующему периоду предыдущего года, - с 3 на 4.

  • Уровень безработицы, в % - с 2 на 3.

  • Число зарегистрированных безработных на 1.12.2005 г. - с 3 на 4.

  • Индекс потребительских цен, январь 2006 г. к январю 2005 г., - с 2 на 4.

Минимальный прожиточный уровень - 3 666 руб. Средняя заработная плата - 9 910 руб. Уровень безработицы - 1,3% (зарегистрировано 19 тыс. человек).

Власть

Законодательная власть - Законодательное собрание Пермского края. В декабре 2006 года начал работу первый созыв Законодательного Собрания Пермского края, тем самым завершился процесс формирования органов власти нового субъекта федерации - Пермского края. Число депутатов - 60. Председатель Законодательного собрания Пермского края первого созыва - Николай Андреевич Девяткин. Исполнительную власть в Пермском крае осуществляют губернатор Пермского края и Правительство Пермского края. Губернатор Пермского края - Олег Анатольевич Чиркунов - высшее должностное лицо Пермского края. Правительство Пермского края - высший исполнительный орган государственной власти Пермского края. Организацию деятельности Правительства в целом и руководство деятельностью других членов Правительства осуществляет председатель Правительства Пермского края (с 19 июня 2006 года - Николай Ювенальевич Бухвалов). Председатель Правительства Пермского края назначается на должность и освобождается от должности губернатором Пермского края.

Председатель Пермского областного суда Головин Михаил Денисович

Председатель суда Коми-Пермяцкого автономного округа Старынин Валерий Алексеевич

Политическая ориентация избирателей

Итоги выборов в Законодательное собрание Пермского края 3 декабря 2006:
34,56% - региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" Пермского края (12 мандатов);
16,65% - политическая партия "Союз правых сил" (6 мандатов);
13,81% - региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" (5 мандатов);
11,65% - региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" (4 мандата);
8,59% - краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (3 мандата);
6,34% - краевое отделение политической партии "Аграрная партия России" (не преодолело необходимый порог голосования в 7%, не представлено в Законодательном собрании);
3,19 % - региональное отделение политической партии "Родина" (не преодолело необходимый порог голосования в 7%, не представлено в Законодательном собрании);
2,44% - региональное отделение политической партии "Патриоты России" (не преодолело необходимый порог голосования в 7%, не представлено в Законодательном собрании);
29 депутатов избраны по одномандатным округам.

Общая характеристика региональной нормативной базы

Состояние нормативной базы Пермского края в 2006 года характеризуется следующими тенденциями.

  • В отношении законов Пермского края

      - формирование финансовых и иных механизмов, обеспечивающих функциональное и эффективное развитие нового административного образования - Пермский край. К их числу относятся Закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 16-КЗ "О фонде регионального развития", Закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 17-КЗ "О региональном фонде муниципального развития", Закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края", Закон Пермского края от 3 апреля 2006 года № 2951-666 "О предельных нормативах оплаты труда муниципальных служащих", Закон Пермского края от 10.07.2006 N 8-К "О бюджетном процессе в Пермском крае", Закон Пермского края от 03.04.2006 N 2949-665 "О предельных нормативах оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе" и другие;

      - обеспечение социальной и иной поддержки отдельных категорий граждан Пермского края. К их числу относятся Закон Пермского края от 5 октября 2006 года N 3258-743 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Пермской области" (Закон Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Закон Пермской области от 30.11.2004 N 1832-389 "О государственной социальной помощи в Пермской области"), Закон Пермского края от 02.03.2006 N 4-КЗ "О почетном звании "Почетный гражданин Пермского края";

      - реализация права граждан на участие в управлении государством. К их числу относится Закон Пермского края от 8 февраля 2006 года № 2843-640 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области";

      - установление ответственности за нарушение прав граждан. К их числу относится Закон Пермского края от 8 февраля 2006 года № 2845-641 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об административных правонарушениях"", устанавливающий ответственность за неправомерные действия при рассмотрении обращений граждан в органы власти, Закон Пермского края от 4 июля 2006 года № 3138-713 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об административных правонарушениях";

      - создание иных механизмов, обеспечивающих реализацию прав граждан. Законом Пермского края от 12 октября 2006 года N 3263-745 "О внесении дополнений в Закон Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области"" была введена должность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае;

  • В отношении нормативных актов исполнительных органов власти Пермского края

      - формирование финансовых и иных механизмов, обеспечивающих функциональное и эффективное развитие нового административного образования - Пермский край. К их числу относятся указ губернатора Пермского края от 6 июня 2006 года № 100 "О временной системе управления Пермским краем и временной структуре органов исполнительной власти Пермского края" и иные документы;

      - обеспечение социальной и иной поддержки отдельных категорий граждан Пермского края. К их числу относятся постановление правительства Пермского края от 4 октября 2006 года № 43-п "Об утверждении Порядка предоставления в 2006 году мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г.", Указ губернатора Пермского края от 13 июля 2006 года № 134 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим ребенка (детей) из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и проживающим на территории Пермского края", Указ губернатора Пермского края от 5 июля 2006 года № 125 "Об утверждении Порядка выдачи гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненным к ним лицам, государственных жилищных сертификатов", Указ губернатора Пермского края от 27 июня 2006 года № 115 "О предоставлении единовременной денежной выплаты отдельным категориям населения Пермской области, Указ губернатора Пермского края от 4 апреля 2006 года № 50 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае", Указ губернатора Пермского края от 15 февраля 2006 года № 12 "О внесении изменений в указ губернатора области от 10.02.2005 № 18 "О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа", Указ губернатора Пермского края от 27 января 2006 года № 5 "О льготном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами" и иные документы.

Выводы

  • На данном этапе законодательство Пермского края направлено на формирование организационных и финансовых основ, обеспечивающих эффективное развитие нового административно-территориального образования - Пермский край. С этой целью предпринимаются попытки нормативно урегулировать работу механизмов, которые бы обеспечивали стабильную экономическую и социальную ситуацию на территории Пермского края.

  • Законодательство Пермского края определяет основы взаимодействия между органами власти и населением, проживающим на его территории, и устанавливает гарантии их реализации.

  • Законодательство Пермского края проводит социальную политику, ориентированную на защиту прав граждан на социальное обеспечение.

  • Вместе с тем, в отдельных нормативных актах просматривается тенденция к формализации отношений между властью и гражданами, а также игнорированию конкретных прав и интересов граждан при проведении эффективной финансовой политики. Рост числа нормативных актов, унифицирующих отношения между властью и обществом, приводит к тому, что на практике государственные служащие вне рамок этих урегулированных законодательством отношений отказываются принимать какие-либо действия, направленные на защиту граждан.

Намерение органов власти повысить самоокупаемость государственных социальных учреждений приводит к тому, что права граждан, обращающихся в эти учреждения, нарушаются. Так, указом губернатора Пермского края, определяющего порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам в стационарных учреждениях социального обслуживания, устанавливалось, что взимание платы за услуги учреждения производится со всех доходов граждан, тогда как согласно федеральным нормативным актам, регулирующих эти отношения, объектом удержания платы за услуги учреждения является только пенсия.

Прокуратурой Пермского края был принесен протест в отношении данного указа и в настоящее время он отменен. Следует отметить достаточно активную позицию прокуратуры, направленную на приведение нормативных актов региона на соответствие действующему российскому законодательству.

Рекомендации

  • Следует говорить об отсутствии в нормативных актах механизмов, обеспечивающих гарантии их эффективной реализации, что превращает их в перечень декларативных норм. Необходимо предусматривать в этих нормативных актах или в иных нормативных документах конкретные правила, позволяющие гражданам в административном или судебном порядке добиваться их реализации.

  • Подготовка нормативных актов должна минимизировать возможные негативные последствия, связанные с ограничением прав человека, ущемлением интересов групп населения. С этой точки зрения необходимо в большей степени опираться на экспериментальное подтверждение гипотез, опросы мнения заинтересованных групп, привлекать к обсуждению представителей некоммерческих организаций, независимых экспертов.

  • При принятии нормативных актов, касающихся жизненно важных интересов населения, необходимо в обязательном порядке прибегать к практике общественных слушаний. При этом необходимо отладить процедуру общественных слушаний так, чтобы не было подозрений в манипулировании общественным мнением.

  • Необходимо проводить мониторинги последствий реализации нормативных актов для повышения уровня правовых гарантий регистрируемых участников правоотношений с помощью изменений и дополнений в действующие законы, развития подзаконных актов, принятия дополнительных мер для разъяснения населению выгод и возможностей, вытекающих из нового законодательства и т.п.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Доклады / Доклад за 2006 год






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.