НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные замечания от составителей доклада

Статус доклада. Базовый вариант доклада был подготовлен сотрудниками Пермского регионального правозащитного центра (ПРПЦ) в рамках проекта "Мониторинг прав человека в России", который осуществлялся нашим давним партнером Московской Хельсинкской группой (МХГ). Кроме ПРПЦ, за разработку региональных докладов взялись еще 30 правозащитных организаций из различных регионов России. МХГ обеспечила мониторинг минимально необходимой финансовой поддержкой и, что более важно, оказала серьезную методическую помощь, без которой мы вряд ли бы смогли обойтись, особенно на первом этапе работы. 15 июля 1999 года базовый вариант пермского доклада был передан МХГ, которая фрагментарно включила его в общероссийский доклад. Последний был представлен высшим органам государственной власти России и международным межправительственным и гуманитарным организациям. Настоящий доклад является расширенным вариантом пермского базового доклада. Все изменения и дополнения связаны с нашим представлением о том, что пермский читатель и пермские органы власти заинтересованы в более подробном изложении материала, чем "потребители" федерального доклада: то, что давно известно про Россию в целом в Москве, Нью-Йорке или Брюсселе (например, пытки), для части пермских читателей может оказаться невеселой новостью. Кроме того, в этом варианте доклада большее внимание уделено российскому и международному контексту описываемых фактов и событий.

Предмет доклада. При определении предмета доклада мы отвлеклись от споров относительно того, какие права человека "истинные", какие "неистинные", какие "главные", какие "второстепенные" (хотя сама проблематика этих споров нашла свое отражение в докладе). В связи с тем, что российская парадигма прав человека только формируется, мы максимально широко подошли к определению смыслового объема как прав человека в целом, так и конкретных прав. В докладе представлены права всех трех поколений, в том числе права потребителей, права, вытекающие из свободы предпринимательства, право на экологическую безопасность. Во всех смыслах широко, по-российски, представлены в докладе социальные права. К сожалению, в докладе отсутствует раздел, посвященный правам в сфере культуры и интеллектуальной деятельности. Надеемся, в последующих докладах мы восполним этот пробел.

Хронологические рамки доклада. В докладе, как правило, рассматриваются факты и события, имевшие место в 1998 году. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что данные о соблюдении прав человека в Пермской области обобщаются впервые, мы сочли возможным включить в ряд глав факты, наиболее ярко иллюстрирующие долгосрочные тенденции, но имевшие место до "отчетного периода". Кроме того, в связи с тем, что составление базового текста доклада было завершено только в июле 1999 года, для повышения актуальности материала, там, где это оказалось возможным, мы включали данные и за первую половину 1999 года.

Географические рамки доклада. В докладе рассматривается ситуация с соблюдением прав человека в Пермской области, включая Коми-Пермяцкий автономный округ. При этом не все районы области представлены в докладе равноценно, что было связано с различной степенью их информационной доступности. Естественно, наиболее полно представлена ситуация в самой Перми. Полнота информационного потока из районов, прежде всего, зависела от наличия в них заинтересованных корреспондентов, так как формальные информационные запросы в адрес местных административных органов и редких общественных организаций оказались мало продуктивными. Поэтому основным источником "провинциальной информации" для нас стали наши уполномоченные в западном, северном и горнозаводском регионах области, что и отразилось на представленности этих регионов в докладе. Особенно следует отметить очень эффективную работу по сбору правозащитной информации "северного уполномоченного" - С.В. Махрова (депутат Соликамской городской Думы, Соликамское отделение ПРПЦ) и "горнозаводского уполномоченного" - В.С. Медведева (журналист газеты "Уральский шахтер", г. Губаха). Соответственно, не найдя уполномоченных для освещения ситуации в Коми-Пермяцком округе и на юге области (к сожалению, не оправдались наши надежды на Чайковское отделение ПРПЦ), мы не имели возможности более менее адекватно представить на страницах доклада ситуацию в этих регионах. Западный регион в докладе в основном представлен Карагайским районом - местом весьма активной деятельности самого старого районного отделения ПРПЦ. Таким образом, имея сегодня достаточно развернутое представление о положении с правами человека в Перми и в области в целом, мы не можем пока дать сравнительную характеристику различных районов области. И если тот или иной район чаще упоминается в связи с нарушениями прав человека, то не потому, что он наиболее неблагополучен, а потому, что информационно он был более доступен для составителей (что, впрочем, тоже показатель). Вообще, фактический и статистический материал по тому или иному району нужно рассматривать не как иллюстрацию к положению дел в районе, а как иллюстрацию к положению дел в области в целом. Наш опыт говорит о том, что, несмотря на существенные экономические, демографические, социо-культурные различия регионов области, ситуация с соблюдением прав человека в них отличается мало. Существенные различия фиксируются лишь между положением в Перми и во всей остальной области, а также между городами и сельской местностью.

Замечания о форме. Новизна задачи и необъятность исследуемого материала не позволили нам остаться в строгих жанровых рамках правозащитного доклада. Однако, как представляется, нам удалось остаться верными теме и смыслу доклада - правам человека. Разнообразие источников и уровня их надежности, различная степень насыщенности глав фактическими и статистическими данными, стилистические предпочтения различных составителей привели к существенному различию глав по форме, стилю изложения. В результате некоторые главы написаны в жанре статистического отчета, другие близки к очерку, публицистической статье или аналитической записке. Посчитав эту ситуацию вполне естественной и вносящей разнообразие в многостраничный доклад, мы решили не унифицировать стилистику текстов.

Структура доклада. Доклад состоит из введения, пяти основных разделов, шестого раздела, посвященного правозащитному движению региона и 4-х приложений. Введение посвящено общероссийскому, местному социально-экономическому и правовому контексту доклада. Выделение разделов основной части доклада соответствует одной из общепризнанных классификаций прав человека: личные права, политические права, процессуальные права, социально-экономические права. В качестве самостоятельного раздела представлены права наиболее уязвимых групп населения. К сожалению, данная классификация, как и другие, не позволяет абсолютно четко и корректно сгруппировать права человека по одному основанию, что вытекает из внутренней многозначности отдельных прав и свобод и специфического "межотраслевого" положения прав человека (права человека как отрасль права, совокупность моральных норм, идеология, политическая доктрина, "гуманистическая религия").

Источники. При составлении доклада информационный поиск осуществлялся в шести основных направлениях: органы государственной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения; некоммерческие организации; СМИ; ПРПЦ; граждане. Информационные источники доклада:

    опубликованные и свободно распространяемые статистические, социологические и аналитические официальные материалы органов государственной власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций;

    ответы на запросы ПРПЦ органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций с информацией о соблюдении прав человека в соответствующих сферах;

    данные, полученные сотрудниками ПРПЦ в результате пресс-мониторинга 12-ти областных, городских и районных газет;

    данные, полученные сотрудниками ПРПЦ в результате мониторинга письменных и устных обращений в ПРПЦ граждан с информацией о нарушениях прав человека, в том числе, после опубликования в СМИ специального обращения ПРПЦ к населению с предложением сообщать такую информацию;

    информация, полученная при экспертном опросе сотрудниками ПРПЦ специалистов органов власти и активистов некоммерческих организаций;

    данные, представленные тремя уполномоченными ПРПЦ по северному, горнозаводскому и западному регионам области;

    материалы социологических опросов, проводимых сектором социологического мониторинга администрации Пермской области.

    11 аналитических записок о ситуации в отдельных областях прав человека, подготовленных по просьбе ПРПЦ соответствующими специалистами;

    информация, полученная в рамках правозащитного консультирования граждан в общественной приемной ПРПЦ;

    материалы патронажных дел ПРПЦ.

Составители доклада. Все имеющиеся в докладе выводы и оценки являются официальной позицией Пермского регионального правозащитного центра. Около половины глав доклада имеют компилятивный характер. Задача составителей заключалась в том, чтобы, систематизировав и проанализировав поступающий в ходе мониторинга материал, разместить его в соответствии с определенной логикой на страницах доклада, обеспечив максимально возможную корректность изложения. Другую половину глав можно назвать авторскими: кроме статистической и фактологической основы, они содержат в себе правовой и социально-психологический анализ ситуации, имеют публицистические вкрапления и рекомендации по оздоровлению ситуации. Тем не менее, почти каждая глава есть результат усилий нескольких составителей и основательной редакционной правки. Основными авторами доклада являются сотрудники ПРПЦ: И.В. Аверкиев, С.А. Бородулин, С.В. Исаев, О.Н. Кочева, С.В. Максимов, Р.В. Маранов и специально приглашенный для участия в этом проекте известный пермский журналист В.Ф. Гладышев. Кроме того, мы благодарны за предоставление очень содержательных и актуальных текстов, ставших основой соответствующих глав И.Г. Ёжикову - председателю "Партии зеленых Прикамья", Ю.В. Исаеву - директору Центра избирательных технологий, Е.В. Козьминых - директору Пермского медицинского правозащитного центра, С.Г. Маковецкой - председателю Общества развития предпринимательских инициатив. Очень большую работу по сбору и обобщению информации о правах задержанных, подследственных и заключенных провел координатор соответствующей комиссии ПРПЦ В.А. Краснобаев. Всего в написании доклада приняли участие 23 человека.

Достоверность информации. Одна из основных проблем доклада - проблема объективности: недостааток полноценной, т.е., подтверждаемой, вызывающей абсолютное доверие, информации о реальном положении дел. Проблема эта усугубляется информационным саботажем некоторых государственных и муниципальных организаций в отношении наших запросов, а также отсутствием реально функционирующих некоммерческих организаций соответствующего профиля. Информация, полученная нами от бесконечно заинтересованных в чистоте мундира ведомств, также далеко не всегда может восприниматься как вполне объективная. Нельзя не учитывать и понятной односторонней заинтересованности обращающихся в ПРПЦ граждан. Идеальный вариант - одновременное использование трех информационных источников: пострадавшие граждане, ведомство-правонарушитель, профильная некоммерческая организация (или СМИ) плюс возможность проверки информации со стороны ПРПЦ - был возможен нечасто. Чаще всего, сталкиваясь с противоречивой информацией из нескольких источников и не имея возможности квалифицировано ее проверить (например, сотрудники ПРПЦ не допускаются в места заключения), мы вынуждены были брать за основу одну из точек зрения, руководствуясь своим опытом и представлениями о господствующих в данной сфере тенденциях.

Распространение доклада. Доклад, составленный и изданный на благотворительные пожертвования, будет распространяться бесплатно. Доклад будет предоставлен для ознакомления Президенту России, обеим палатам Федерального собрания, профильным министерствам, Верховному и Конституционному судам, Генеральной прокуратуре. На местном уровне: губернатору, каждому депутату Законодательного собрания, главам представительной и исполнительной власти городов и районов области, руководителям всех прокуратур, судов, управлений и отделов внутренних дел, профильным подразделениям администраций Пермской области и г. Перми (отдельные главы будут рассылаться в соответствующие государственные и муниципальные ведомства и учреждения). Кроме того, доклад получат некоторые российские СМИ, ведущие российские правозащитные и социально-защитные организации; в области: библиотеки, основные СМИ и общественные организации, кандидаты в депутаты и избирательные блоки. Каждый желающий сможет получить доклад непосредственно в ПРПЦ (пока будет позволять тираж). МХГ предполагает перевести доклад на английский язык, в этом варианте через интернет доклад будет доступен международной общественности.

Финансирование доклада. Правозащитный мониторинг и издание доклада полностью осуществлялось на пожертвования международных благотворительных фондов. Наша искренняя благодарность USAID, фонду NED и Фонду Форда перемешивается с застарелым чувством досады и стыда от того, что, как и пять лет назад, реальная защита прав человека в Перми, в России осуществляется на деньги американских и европейских налогоплательщиков и благотворителей. Ежегодную правовую помощь сотням пермских стариков и инвалидов финансирует миллиардер Сорос, защиту в пермских судах незаконно осужденных и искалеченных в тюрьмах оплачивает американская корпорация Форд, составление доклада о соблюдении прав человека в Пермской области не состоялось бы без помощи американских налогоплательщиков через USAID и т.д. и т.п. Мы все понимаем про русский и пермский бизнес, но от этого понимания чувство досады и стыда не исчезает.

Правозащитники относятся к государству как к естественному, институциональному нарушителю прав человека. Что, конечно, нашло свое отражение и в докладе. Выступая против тех или иных нарушений прав человека различными органами власти, мы выступаем, прежде всего, против системы, порождающей эти нарушения. Мы понимаем, что в любом органе власти, любом суде, отделении милиции, колонии, прокуратуре работает достаточно честных, порядочных людей, но не им посвящен данный доклад.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.