НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика региональной нормативной базы

Общая оценка соответствия региональных, местных и локальных нормативных актов Пермской области российскому и международному праву в области прав человека и общей правовой ситуации в регионе

Нормативные акты, принимаемые органами власти на уровне Пермской области, в целом соответствуют Международному и Российскому законодательству о правах человека. Однако нельзя говорить о том, что формируемое на областном уровне законодательство обладает большим положительным правозащитным потенциалом. Более того, имеется ряд нормативных актов, отдельные положения которых вступили в противоречие с новыми федеральными нормативными документами и не соответствуют содержанию основных прав человека как они закреплены в Декларации прав человека. Наибольшее количество незаконных правовых актов издается органами местного самоуправления.

Особо надо отметить, что не все акты, имеющие нормативный характер, публикуются. Например, Постановление губернатора от 26.06.98 г. № 242 "О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Пермской области", которым определен льготный порядок лекарственного обеспечения, до сих пор не опубликован.

Нарушению прав и свобод граждан способствуют пробелы, имеющиеся в региональном законодательстве.

Например, согласно Уставу Пермской области, порядок отзыва губернатора избирателями устанавливается Законом Пермской области, однако такой закон до сих пор не принят.

Уставом Пермской области предусмотрена возможность введения должности уполномоченного по правам человека, но поскольку данная норма Устава является факультативной, проект Закона (автор проекта - Пермский региональный правозащитный центр) так и не рассмотрен Законодательным собранием Пермской области.

Единственным заметным исключением можно считать попытку областных законодателей рассмотреть проект Закона "Об альтернативной гражданской службе на территории Пермской области". Пермское отделение Всероссийского общества "Мемориал" совместно с Пермским региональным правозащитным центром подготовило и представило в Законодательное собрание Пермской области проект Положения "О порядке прохождения альтернативной гражданской службы на территории Пермской области". Затем созданной по распоряжению губернатора Пермской области рабочей группой указанное Положение было доработано до проекта соответствующего Закона. Проект был предметом рассмотрения на круглом столе с участием депутатов Законодательного собрания и всех заинтересованных лиц. В целом идея была одобрена, однако дальше этого дело не пошло. В основном это было связано с письмом Генерального прокурора РФ, в котором он не "советовал" принимать такого рода законы на региональном уровне.

Подобная участь постигла проект закона "О земле", внесенный на рассмотрение Законодательного собрания депутатом Государственной Думы Похмелкиным В.В. Его коллеги на областном уровне также не рискнули брать на себя ответственность по закреплению в законодательной форме права частной собственности на землю.

Таким образом, несмотря на то, что согласно п.1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проведение в жизнь данного положения на уровне региона прослеживается слабо.

Устав Пермской области был принят Законодательным собранием Пермской области 6.10.94 г., затем Законом Пермской области от 7 марта 1997 года в него были внесены существенные изменения. Поэтому, можно сказать, что в настоящее время Устав Пермской области соответствует федеральному и международному законодательству.

Несоответствие положений региональных законов положениям российского и международного права в области прав человека

В последнее время усилия и федеральных законодателей и региональных были направлены на создание полной юридической базы для обеспечения порядка проведения выборов различных уровней. Законодательное собрание Пермской области приняло практически все (за исключением Закона "О порядке отзыва губернатора Пермской области") "избирательные" законодательные акты. Однако в некоторых из них прослеживаются нарушения избирательных прав граждан.

Например, Закон РФ "О выборах депутатов Законодательного собрания Пермской области" (с изменениями и дополнениями на 20 июня 1997 года) 20.07.95 г. № 279-48 устанавливает, что депутатом Законодательного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, проживающий на территории Пермской области не менее одного года.

Указанное положение содержится и в других региональных нормативных актах, регулирующих избирательный процесс. Однако оно не соответствует п.5 ст.4 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями на 30 марта 1999 года), в котором установлено, что ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Далее в этом Законе содержится положение, которое устанавливает, что члены избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Мы считаем, что указанное положение Закона необоснованно наделяет членов избирательных комиссий особым статусом, приравнивая их в этом случае к депутатам и судьям. Выборы показывают, что со стороны избирательных комиссий происходит большая часть нарушений закона и установление особой процедуры привлечения их к уголовной и административной ответственности будет лишь создавать препятствия к наказанию виновных.

Не соответствует принципу гласности проведения выборов положение указанного Закона, которое устанавливает, что на заседаниях областной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. Поскольку в Законе больше ничего не говорится о порядке прохождения такой аккредитации, постольку определять его будут сами избиркомы.

Другой закон, в котором, по нашему мнению, содержаться нарушения права граждан на участие в делах государства - Закон Пермской области "О порядке отзыва депутата Законодательного собрания Пермской области, депутата представительного органа местного самоуправления Пермской области от 18.11.97 г. № 897-138, а именно - п.3 ст.1 в котором указывается, что "решение о проведении голосования по отзыву депутата принимается…, если за проведение голосования об отзыве собраны подписи не менее 15 процентов избирателей соответствующего избирательного округа, зарегистрированных в качестве избирателей на момент избрания депутата". Мы считаем необоснованно завышенным число подписей, которое необходимо для проведения голосования по следующим основаниям.

Согласно Закону для того, чтобы голосование считалось состоявшимся, необходима явка не менее 25% избирателей. Должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало более 50% от числа явившихся избирателей. Таким образом, "за" достаточно проголосовать 12,5% от числа избирателей данного муниципального образования, чтобы должностное лицо было отозвано. Тогда возникает вопрос, зачем нужна сама процедура голосования, если еще на этапе сбора подписей за проведение голосования, и, следовательно, за отзыв, высказалось большее количество избирателей (15% от числа проживающих в округе), чем это необходимо при голосовании.

Несоответствие положений подзаконных региональных, местныхи локальных нормативных актов положениям регионального,российского и международного права в области прав человека

Количество нормативных актов, содержащих в себе положения, нарушающие права человека, больше всего приходится на те акты, которые издаются органами местного самоуправления.

По сообщениям прокуратуры Пермской области, за 1998 год по протестам прокуроров отменено и изменено 1 167 незаконных актов, в том числе 331 - изданных органами местного самоуправления.

Наибольшее число подобных нарушений допущено органами местного самоуправления Ильинского, Оханского, Добрянского, Бардымского и Пермского районов, гг. Александровска и Чусового.

В частности, органы местного самоуправления Верещагинского, Куединского, Нытвенского, Ординского и других районов включали в Уставы муниципальных образований незаконные нормы, Березниковская Дума принимала решения, которыми ограничивалась предпринимательская деятельность. Чермозская Дума, глава администрации Чермоза и Ильинского района издали 12 незаконных актов по вопросам освобождения от налогов. Главой г. Лысьвы разрешалось муниципальным служащим заниматься оплачиваемой лечебной деятельностью в медучереждениях города.

Практика изменения нормативных актов в связи с их несоответствием правув области прав человека через суд или под давлением общественности

Решением Пермской городской Думы от 10.06.97 г. № 82 "Об утверждении перечня и порядка взимания местных налогов и сборов на территории г. Перми" было введено незаконное лицензирование торговли подакцизными товарами (по сути один и тот же вид деятельности подвергался двойному лицензированию. Указанное лицензирование было введено на основании Указа Президента РФ от 29 октября 1992 года № 1 311 (т.е. он был принят до введения в действие Конституции РФ от 12 декабря 1993 года). В перечне местных налогов, установленных в ст. 21 закона "Об основах налоговой системы РФ" указанный лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами не был предусмотрен. (До принятия Конституции РФ допускалось введение новых видов налоговых платежей на основании Указов Президента. Но согласно п.3 ст.75 Конституции РФ 1993 года система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. И хотя данный Указ Президента формально не отменен, он не должен был применяться в части, противоречащей Конституции РФ, ее статьям 75 и 132).

Пермский региональный правозащитный центр помог предпринимателю Ш. Обратиться в суд с жалобой о признании недействительным взимания указанного лицензионного сбора. После нескольких судебных заседаний (на которых Пермская городская Дума отрицала введение нового налога и утверждала, что это является лишь платой за выдачу лицензии на право торговли) указанный сбор был отменен решением Пермской городской Думы от 29 декабря 1998 года № 227. Однако в качестве причины было указано, что отмена данного сбора произведена в связи с введением в действие Федерального закона от 25.09.98 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Судебный процесс до сих пор не закончен.

Прокуратура приносит значительное количество протестов на незаконные нормативные акты, однако удовлетворяется лишь часть из них, в суд прокуратура, как правило, не обращается.

В целом, можно сказать, что на современном этапе рано говорить о совершенном законодательстве (в том числе и региональном), т.к. процесс построения правовой базы требует значительных усилий и времени.

В заключение можно сказать, что на современном этапе рано говорить о совершенном законодательстве (в том числе и региональном), т.к. процесс построения правовой базы требует значительных усилий и времени.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.