НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ

Глава 9.
Положение представителей нетрадиционных культурных сообществ

Законодательство

Пермская область представляет собой своеобразный барьер между Востоком и Западом, поэтому круг существующих нетрадиционных культурных сообществ очень широк. Подверженность влиянию со стороны таких ярких мощных и различных по своему содержанию культур, как следствие, ведет к возникновению различных по своему характеру культурных сообществ.

Субкультуры, сформировавшиеся под влиянием "западной культуры", на территории Пермской области представлены:

    Скинхеды ("бритоголовые"). Они исповедают экстремальный образ жизни, что в большей степени отражается в их внешнем виде: бритая голова, бомбер, камуфляж, тяжелые ботинки, подтяжки и различная символика. Основная идеологическая установка: "Мы против всех. Мы враги". Существовала даже организация скинхедов под названием "Черный бульдог". Своего рода формальным признаком является признание скинхедами в качестве идеологии неонацизма. Но нельзя утверждать, что это полностью осознанная установка данного течения: среди них есть и социалисты, есть и такие, которых привлекает только внешняя атрибутика и стиль поведения этого течения. Начало 1998 года было рассветом этого движения в Пермской области. Однако агрессивное поведение скинхедов привело к столкновению их с другими неформальными сообществами. В результате к концу 1998 года существование скинхедов в Пермской области фактически сошло на "нет".

    Рэперы. Поклонники афро-американского стиля музыки. Завсегдатаи всех музыкальных тусовок и концертов. Просто любители потанцевать на улице, если нет другой возможности "оттянуться" под любимую музыку. Многие из них посещают разные спортивные секции: все-таки рэп требует определенной физической подготовки. Не отличаются особой агрессивностью, проповедают свободный стиль жизни ("без правил").

    Ролеры. Любители покататься на роликовых коньках. Внешняя атрибутика: свободная майка или футболка (как правило, на несколько размеров больше), короткие свободные штаны, необходимая "роликовая" амуниция. Времяпровождение: многочасовые катания по городу ("и вообще там, где есть асфальт"). Неприятности: любят попугать прохожих, несясь шеренгой по узкой улице. Никакой определенной идеологии, кроме "свободного движения".

    Толкиенисты. Поклонники знаменитой трилогии Дж. Р. Толкиена "Властелин колец". Собираются в лесах, где устраивают игры по сценариям, разработанным по мотивам "Властелина колец". Приятные люди, если не заводить с ними разговор на тему "фэнтази".

    Сатанисты. Это одно из самых "таинственных" сообществ не только для населения, но и для других нетрадиционных сообществ. Вокруг него ходят легенды о жертвоприношениях и таинственных ритуалах, проводимых ими в "Колизее" (законсервированное строительство кино-концертного комплекса прямо в центре города), но прямых подтверждений каких-либо изуверских актов не известно.

    Представлены и другие уже более традиционные сообщества: хиппи, панки, экологисты, киберпанки, хакеры, анархисты, пацифисты. Последние два направления не столько конкретные сообщества, сколько "блуждающие идеологии", представители которых есть во многих неформальных группах.

Наиболее популярные места в Перми, где собираются представители нетрадиционных сообществ этого направления: уже указанный ранее "Колизей" до последнего времени был одним из самых популярных мест встречи представителей многих сообществ, которые, "закрепив" за собой по несколько комнат в этом огромном недостроенном здании, проводили там свои "флэты" (сейчас осваивается новый "колизей" - недостроенное больничное здание напротив Детского мира); "Фигорятники" (например, "у танка", в сквере напротив Дома офицеров), будучи просто местом встреч ребят, познакомившихся через местную газету "Фигаро", на "фигорятники" приходят представители многих направлений поболтать и просто "оттянуться"; "Север" - сквер Решетникова на берегу Камы - стал в последнее время одним из наиболее популярных мест встреч нетрадиционных сообществ; свои тренировки толкиенисты в "полном боевом облачении" проводят на площади Дзержинского напротив железнодорожного вокзала "Пермь II", в "балатовском лесу", на набережной Камы. Одно из самых популярных мест "неформальных тусовок" - "ЦэГэ" (сквер между оперным театром и центральным гастрономом).

Восточная культура представлена:

    Кришнаиты. Последователи одной из индийских религий. Практикуют йогу, занимаются кулинарией. Неприятности: полное погружение в эту религиозное течение негативно сказывается на психике человека, воспитанного в другой культурной среде.

    Буддисты. Последователи одной из индийских религий (наибольшее распространение получила практика дзен-буддизма). По своим внешним характеристикам напоминают кришнаитов.

    Друзья Рериха. Последователи духовного течения, разработанного русским ученым на основе восточной духовной практики (Агни-йога). Интересные люди. Стремятся разнообразить, "пробудить" духовную жизнь людей. Проводят художественные вечера, духовные чтения, пытаются связаться с внеземными цивилизациями.

Представители нетрадиционных сообществ восточного направления стремятся не выносить свои собрания на улицы города, предпочитая уединенные места, как правило, чьи-нибудь квартиры, где они могли бы подумать о "бренности бытия". Исключения представляют ежегодные шествия кришнаитов под бой национальных инструментов, которые можно увидеть на пермских улицах, как правило, опять на той же площади Дзержинского.

Местная субкультура, основанная на русских традициях, представлена в форме возрождения отдельных традиций русского деревенского быта (общее наименование таких сообществ - местные неформалы). Их образ жизни определить трудно, поскольку это, как правило, наиболее аморфные и неустойчивые сообщества, не имеющие даже формальной идеологии и атрибутов, подпадающие под влияние того или иного события, идеи (например, "никитинцы" - поклонники книг Никитина - русский вариант толкиенистов). К традиционным советско-российским неформалам можно отнести остатки бардовского движения (КСП). Барды, любители авторской песни относятся, пожалуй, к самым "старым" сообществам местной субкультуры. Яркие неформалы с тихими голосами и гитарами, они сравнительно недавно были гонимые, их закрывали, лишали права выступать, общаться. Теперь в Перми воссоздан клуб авторской песни, записываются диски, проводятся ежегодные конкурсы, а концерты бардов проходят при полных залах.

"В штыки" были встречены поначалу сторонники так называемого "движения реконструкции". Оригиналов, одевавших военную форму старой армии, называли "ряжеными", их критиковали за то, что "напялили на себя незаслуженные награды, самочинно присвоили звания" и т. д. Были случаи и рукоприкладства. Постепенно жители привыкли к чудакам, тем более, что военно-исторический центр, существующий с 1989 года, включает объединения различных направлений. Самый заметный среди них - клуб любителей военной истории, занимающийся той самой реконструкцией, изучением порядков, культуры царской и белой армий. Члены клуба общаются с единомышленниками из многих российских городов, проводят военно-исторические чтения, учения.

В Пермском военно-историческом центре также есть клуб любителей миниатюры, объединения по изучению средневековья, а также "наполеонники". Появились в Перми и последователи старинных приемов единоборств, так называемой славяно-горицкой борьбы, они не ограничиваются приемами самозащиты, но изучают культуру, традиции русского народа. К данному направлению примыкает объединение "неоязычников", в основу их деятельности положено изучение и пропаганда идей самоценности языческой культуры, толкование славянских вед, "Велесовой книги". Однако попытка "язычников" жить общиной натолкнулась на ряд непредвиденных трудностей и, главное, на неприятие со стороны православных кругов. С общиной ничего не получилось.

Приведенный выше перечень не имеет своей целью охватить все нетрадиционные культурные течения, существующие в Пермской области, а скорее показать и отразить их многообразие.

Нетрадиционные культурные сообщества по их отношению к существующей в обществе системе ценностей можно разделить на следующие группы:

    культурные сообщества, не имеющие тщательно разработанной идейной основы своего существования и не использующие специальные технологии для охвата своим образом жизни других слоев общества (ролеры, рэперы, хиппи, панки, скинхеды);

    культурные сообщества, имеющие достаточно четкое представление об идейной основе своего существования, но не имеющие в качестве своей основной цели пропаганду своей концепции и распространение ее среди широких масс (толкиенисты, сатанисты);

    культурные сообщества, имеющие в основе своего существования какую-то религию или духовное учение и ставящие в качестве основной цели распространение этого учения среди общества (Общество Рериха, Мир друзей Грааля).

При всей независимости и противопоставлении себя сложившимся традиционным социальным ценностям большинство представителей сообществ по отдельности оказываются удивительно неприспособленными к отстаиванию своих интересов в социуме. Конфликт возникает, как правило, не на идейном, а на эмоциональном уровне. Причина конфликта лежит в неумении приспособиться, принять существующий образ жизни и отстоять собственное мировоззрение, что влечет за собой потенциальную возможность нарушения их законных прав и интересов.

Другая причина, влекущая за собой возможность нарушения их законных прав и интересов, лежит в плохо контролируемом массовом поведении самого сообщества (нарушение общественного порядка, употребление наркотиков, алкоголя, применение физической силы и ношение холодного оружия, др.) и принципиально отрицательного отношения к закону, в том числе и к защите с его стороны. В связи с чем практически невозможно официально установить случаи нарушения их прав, поскольку это изначально спровоцировано их противоправным поведением. Тем не менее, по появляющимся в прессе сообщениям, а также высказываниям самих членов нетрадиционных культурных сообществ, отношение к ним, особенно со стороны правоохранительных органов, носит характер повышенного внимания.

Особенно ярко такая позиция в отношении правоохранительной системы отражается в поведении скинхедов ("бритоголовых"). Последние откровенно провозглашают такую позицию, за что пользуются особой "любовью" со стороны работников правоохранительных органов. Любимое времяпровождение скинхедов: напиться водки и пойти на какое-нибудь массовое мероприятие или просто приставать на улице к прохожим, как правило, количественное отношение при этом составляет 3:1 в пользу скинхедов. Менее агрессивный характер носит поведение представителей других сообществ (ролеров, рэперов): просто, по их мнению, невинные "свободные шалости неадекватно воспринимаются закомплексованными людьми". "Тихий" характер носит поведение современных хиппи. Однако "дети цветов" все также предпочитают развлекаться с помощью наркотиков. Однако сотрудники правоохранительных органов не очень стремятся разобраться в принадлежности к тому или иному нетрадиционному сообществу и задерживают всех, кто выглядит, с их точки зрения, странно. Один из таких комичных случаев произошел с толкиенистами, возвращавшимися в "полном боевом облачении" с одной из своих тренировок. Их задержал наряд милиции и повез в ближайшее отделение. Производя личный осмотр поклонников "Властелина колец" на предмет криминала, сотрудники милиции наткнулись на таинственную тетрадку, исписанную странными письменами (язык был явно не русский). Поинтересовавшись содержанием тетрадки, они узнали, что это эльфийские руны, а в тетрадке записаны эльфийские песни. Сразило милиционеров то, когда в ответ на их предложение что-нибудь почитать молодые люди хором затянули эльфийскую сагу о Галадриель. В результате их выставили из милицейского УАЗика и предложили идти куда-нибудь подальше.

Основываясь на утверждениях самих членов сообществ, можно утверждать, что нарушения их прав имеют место в следующих случаях:

    порядок задержания (необоснованные задержания с целью установления личности, несоставление или несвоевременное составление протокола при задержаниях, нарушение процедуры личного досмотра и досмотра вещей, применение физической силы и спецсредств);

    необоснованное привлечение к административной ответственности.

Отдельной проблемой в отношении культурных сообществ является привлечение к административной и уголовной ответственности в связи с хранением и потреблением наркотических веществ. Хотя точные данные привлечения к ответственности за употребление наркотиков нам неизвестны, но поскольку, по неофициальным данным, наркотиками злоупотребляют около 30% лиц, принадлежащих к различным нетрадиционным культурным сообществам, можно говорить об этой проблеме как очень острой для членов сообществ. Например, употребление хиппи наркотиков делает их "зоной особого внимания" для правоохранительных органов.

Внимание со стороны правоохранительных органов к этой проблеме усилилось в связи с принятием в начале 1998 года Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Неотработанность нового законодательства повлекла за собой, как следствие, различные нарушения, связанные с привлечением к уголовной ответственности. Неясности в перечнях наркотических средств повлекли необоснованные возбуждения уголовных дел и применение суровых мер ответственности. Так в отношении молодого человека К. было возбуждено уголовное дело, поскольку они имел при себе 10 грамм непереработанной конопляной соломки. Тогда как Кодекс об административных правонарушениях РСФСР допускает решать вопрос о привлечении только к административной ответственности с учетом личности правонарушителя и "исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков" (Постановление Пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами").

Неясным остается вопрос нарушения прав на неприкосновенность частной жизни. Можно лишь констатировать, что отдельные представители нетрадиционных культурных сообществ "духовного" направления говорят о тотальной слежке со стороны органов государственной безопасности. Но сложно утверждать, имеют ли эти свидетельства под собой какую-либо реальную основу, либо это только результат неправильного применения "духовной терапии".

Тем не менее, можно утверждать, что ситуация, связанная с положением нетрадиционных культурных сообществ в Пермской области, не носит явно напряженного характера. Хочется отметить также терпимое отношение к сообществам со стороны населения в целом. Впрочем, такая ситуация взаимна: отсутствуют какие-либо факты о целенаправленных враждебных акциях со стороны этих сообществ в отношении населения.

На территории области регулярно происходят встречи представителей разных культурных сообществ (региональные игры толкиенистов в 1998 году, где принимали участие и представители других сообществ, практикующих ролевые игры, Rock-Line 1998). Они также выезжают на подобные встречи в другие регионы России. На территории города Перми и в других городах региона вполне успешно существуют клубы, где встречаются представители самых разных культурных образований. В средствах массовой информации постоянно публикуется информация о деятельности "духовных" (идейных) культурных образований. В частности, общество Рериха публикует информацию о посланиях, поступающих с созвездия Плеяд, предлагая всем желающим присоединится к этому общению. "Духовными" культурными сообществами проводятся различные мероприятия, направленные не только на удовлетворение потребностей и интересов членов сообществ, но и на знакомство и просвещение общества (неоднократно проводились в Перми выставки картин Рериха, дни индийской и китайской культуры, распространение книг с духовными учениями).

Возникающие в связи с существованием нетрадиционных культурных сообществ и нарушением их прав проблемы необходимо решать путем налаживания с ними работы и сотрудничества в рамках специальных государственных и муниципальных программ. В настоящее время специальной систематической работы органов власти региона и муниципальных образований, направленной на исследование и изучение феномена нетрадиционных культурных сообществ, не ведется. Однако в Перми с участием администрации города предпринимаются попытки по созданию Молодежного волонтерского центра по изучению и объединению молодежных неформальных объединений. Этим, конечно, не предполагается устранить все проблемы, связанные с существованием в любом "супериндустриальном" обществе нонконформной прослойки. Но, безусловно, это будет способствовать уменьшению роста напряженности общества и нетрадиционных культурных сообществ, их "мягкой" социализации.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.