НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Глава 13.
Ограничения свободы передвижения внутри страны и выезда за рубеж

Законодательство

Признание Комитетом конституционного надзора СССР разрешительного характера прописки не соответствующим Конституции СССР, последующее принятие Закона РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.96 г. и утверждение Правительством Постановления от 17.07.95 г. №713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" проделали серьезную брешь в существовавшем длительное время "железном занавесе" в России, который фактически делал всех граждан заложниками по их месту регистрации (прописки) в правоохранительных органах.

Тем не менее, необходимо отметить, что сохраняющиеся до настоящего времени факты ограничения прав граждан на свободу передвижения внутри страны все-таки в первую очередь остаются связаны с институтом регистрационного учета граждан на территории РФ. Несмотря на наличие в статье 3 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ" нормы, запрещающей ограничение прав и свобод граждан в зависимости от наличия или отсутствия регистрации, предоставление многих прав производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства. Это положение содержится во всех нормативных актах, связанных, например, с предоставлением государственного социального обеспечения (п.п. 21, 48 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей"). Складывающая на основании этого правоприменительная практика такова, что она не только отказывает в предоставлении соответствующей социальной поддержки или иных прав по месту фактического проживания, но и порой не принимает во внимание факт наличия регистрации по месту пребывания. В случае наличия регистрации по месту пребывания от гражданина требуют предоставить документы, подтверждающие, что он не получает пособие по месту жительства. Требование о наличии регистрации сохраняется и при приеме на работу. Хотя такая практика признается незаконной, но работодатели вынуждены идти на нарушения, поскольку должны предоставлять сведения в налоговые органы по своим работникам по их месту жительства. Свои ограничения факт регистрации накладывает и на предоставление медицинской помощи. Оплата медицинским учреждениям лечения гражданина со стороны государства тесно привязана к его месту жительства.

Таким образом, ограничение прав граждан по месту фактического проживания и месту пребывания на территории Пермской области, как правило, встречаются в следующих сферах:

    трудоустройство,

    получение пенсии и других социальных пособий,

    оказание медицинской помощи.

Причины складывающейся ситуации не столько в том, что государство преследует целью сохранить разрешительный характер регистрации (ранее - прописки) для своих граждан. Решение этой проблемы на данном этапе тормозит отсутствие отработанных механизмов предоставления государственного социального обеспечения при отсутствии у человека постоянного места жительства. Необходимо создание принципиально нового подхода к предоставлению социального обеспечения. Существующий сегодня механизм предоставления социального обеспечения основан на институте прописки. Какие-либо попытки со стороны законодательства по созданию другого механизма просто отсутствуют. Преодоление сохраняющего свое действие разрешительного характера прописки в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:

    путем направления гражданами жалоб в Конституционный суд, который, как правило, признает незаконными данные ограничения. В связи с чем соответствующие органы вынуждены создавать иные механизмы предоставления социального обеспечения и иных прав, которые ранее были тесно связаны с пропиской (регистрацией). Ярким примером в этом случае является решение Конституционного суда РФ о признании неконституционным ограничения на выдачу заграничного паспорта по месту фактического проживания гражданина (Постановление Конституционного суда от 15 января 1998 г.);

    путем приобретения формальной регистрации гражданином, не имеющим места жительства или места пребывания. Например, между Комитетом социальной защиты и Управлением пенсионного обеспечения Пермской области достигнуто соглашение по вопросу пенсионного обеспечения граждан, не имеющих постоянного места жительства, согласно которому Комитет обеспечивает этих граждан формальной регистрацией и только после этого им производится выдача пенсии по месту регистрации;

    путем истребования у лиц, имеющих временную регистрацию, документов с постоянного места жительства о том, что им не производится предоставление социального обеспечения.

Отсутствие единой информационной базы, либо (в случае с органами, осуществляющими социальное обеспечение) единого контролирующего органа, в конечном итоге приводит к сохранению разрешительного характера института регистрации, пусть даже и в деформированном виде.

Более благополучное состояние дел в настоящее время в сфере, связанной с выездом граждан РФ за рубеж и с получением ими загранпаспорта. До 1998 года и в самом его начале в этой сфере существовали ограничения, о которых говорилось выше. Выдача документов, необходимых для выезда зарубеж, производилась только по месту жительства. Таким образом, права на получение загранпаспорта автоматически лишались граждане, не имеющие места жительства на территории РФ, граждане, имеющие только временную регистрацию по месту их пребывания, а также иностранные граждане, фактически проживающие на территории РФ.

Ситуация кардинальным образом изменилась с момента вынесения Конституционным судом решения о признании неконституционными соответствующих положений Закона о порядке въезда и выезда (Постановление Конституционного суда РФ от 15 января 1998 года). На основании этого Постановления были внесены соответствующие изменения в законодательные акты и инструктивные материалы Министерства внутренних дел (Приказ № 394 от 30.06.98 г.). В настоящее время выдача загранпаспортов производится по месту фактической подачи заявления на его получение. Проверка выдачи ранее этого документа лицу, подавшему заявление, производится по единой информационной базе.

Из 20 000 человек, обратившихся в Управление паспортно-визовой службы Пермской области за получением загранпаспорта в 1998 году, отказы были произведены по семидесяти одному заявлению, из которых в тридцати шести случаях основанием отказа послужил допуск лица к сведениям, составляющим государственную тайну. В остальных случаях основанием для отказа послужили: призвание на военную службу, задержание в связи с подозрением в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, неотбытие срока наказания в связи с осуждением за совершенное преступление, уклонение от исполнения обязательств, возложенных судом, сообщение заведомо ложных сведений (ст. 16 Закона о порядке выезда). Всем обращавшимся и получившим отказ был разъяснен порядок обжалования, как в административном порядке через Межведомственную комиссию по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничениями их прав на въезд и выезд из РФ, так и в судебном порядке. Через Межведомственную комиссию был обжалован только один из отказов по основанию допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Жалоба была удовлетворена на том основании, что с лицом не был заключен трудовой контракт, в котором оговаривался его доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и связанные с этим ограничения.

Менее ясным представляется вопрос о соблюдении прав иностранных граждан ближнего и дальнего зарубежья.

Постановлением Конституционного суда РФ от 17.02.98 г. был признан незаконным порядок задержания иностранного гражданина до применения к нему такой меры административного наказания как выдворение за пределы РФ. Ранее задержание иностранных граждан, нарушающих порядок пребывания на территории РФ (безвизовое проживание), до их выдворения за пределы РФ производилось на основании санкции прокурора фактически на неограниченный срок (до того, как будут предоставлены средства на его перевозку). Такой порядок был признан противоречащим Конституции РФ, в той мере, в какой он допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения. С момента вынесения данного Постановления работа органов внутренних дел, контролирующих пребывание иностранных граждан на территории Пермской области, производится строго в соответствии с ним.

Нарушение других прав иностранных граждан в связи с пребыванием на территории Пермской области очень трудно установить, поскольку они не имеют, как правило, какого-либо документального оформления. Допуская нарушение порядка пребывания на территории Пермской области, иностранные граждане тем самым ставят себя в группу лиц "высокого риска", которые в последнюю очередь будут прибегать за защитой своих прав законным путем, либо каким-нибудь иным образом легализуют свои претензии к представителям органов власти. Правонарушения в этой сфере, если они и существуют, имеют латентный характер, который никаким образом документально не подтверждается. Отсутствуют также документально подтвержденные обращения в правоохранительные органы и правозащитные организации, указывающие на факты правонарушений в данной сфере. По неподтвержденным данным, которые могут подтверждаться только логическими выводами из складывающей ситуации, правонарушения в отношении иностранных граждан имеют место со стороны отдельных оперативных работников правоохранительных органов, но оценить их степень и тяжесть практически невозможно.

Действующее на территории Пермской области законодательство, направленное на регулирование свободы передвижения внутри страны, выезда за рубеж и возвращения на родину граждан, состоит только из нормативных актов федерального уровня. Существующие нормативные акты регионального уровня регулируют только порядок регистрации лиц, не являющихся гражданами РФ, и административной ответственности этих лиц за нарушения данного порядка.

Предложения

В связи с вышесказанным можно утверждать, что ограничения на свободу передвижения внутри страны, имевшие место из-за разрешительного характера прописки, продолжают в значительной мере сохраняться. Решение проблемы по преодолению сохраняющихся ограничений в праве на свободное передвижение необходимо осуществлять:

    путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство федерального уровня, чтобы ограничить возможности предоставления гарантированных прав в зависимости от места регистрации;

    путем создания единых информационных баз данных по гражданам, получающих социальную, медицинскую или иную помощь со стороны государства;

    путем разработки и введения для граждан единого документа, который обеспечивал бы возможность получения социального обеспечения со стороны государства в любой точке в пределах его границ: по примеру карточки социального страхования в США.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.