НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Глава 15.
Право на организацию местного самоуправления

Законодательство

В Пермской области приняты и вступили в силу или находятся в стадии разработки все законы, гарантирующие осуществление конституционных прав граждан на формирование через выборы органов местного самоуправления.

Уставами всех муниципальных образований Пермской области предусмотрена мажоритарная система выборов депутатов Земских собраний и городских Дум. В 38 муниципальных образованиях Пермской области (не включая Коми-Пермяцкий автономный округ) (из 41) выборы должностных лиц и депутатов представительных органов местного самоуправления состоялись в 1996 году (срок полномочий 4 года) и в 3 - в 1997 году. В течение 1998 года выборы или довыборы не проводились.

Во всех муниципальных образованиях сформированы и работают территориальные избирательные комиссии. В ходе выборов 1996 года было создано 1 689 избирательных участков.

Законом "О бюджетном процессе в Пермской области" предусмотрено формирование консолидированного бюджета с учетом необходимых затрат на проведение выборов органов местного самоуправления. Областной избирательной комиссией подготовлены методические материалы к расчету затрат на проведение выборов (в частности на 01.12.98 г.).

С 1996 года облизбирком реализует Программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации. В декабре 1996 года облизбирком утвердил Программу "Избирательные технологии и избирательный процесс". Однако необходимо отметить, что основные мероприятия ограничивались семинарами, конференциями и т.п. и проводились в областном центре, и лишь 12 муниципальных образований подготовили, и, в той или иной мере, реализовали собственные обучающие программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Большую работу в городах и районах области с избирателями и организаторами избирательных кампаний проводит областная общественная организация "Центр избирательных технологий".

В апреле 1998 г. Постановлением губернатора утверждена областная Программа повышения правовой культуры, в рамках которой также намечены мероприятия по повышению правовой культуры избирателей.

Структура органов местного самоуправления определяется муниципальными образованиями самостоятельно и закрепляется уставом муниципального образования. Уставы муниципальных образований приняты и зарегистрированы Управлением юстиции администрации Пермской области в течение 1996 года. Структура и взаимодействие исполнительных и представительных органов местного самоуправления внутри муниципальных образований в Пермской области можно определить тремя основными схемами:

    глава местного самоуправления - высшее должностное лицо с правом решающего голоса в представительном органе местного самоуправления и председательствующий на его заседаниях;

    глава местного самоуправления - высшее должностное лицо, председательствующий на заседаниях представительного органа местного самоуправления или, как вариант, заместитель председательствующего избран представительным органом из числа его депутатов;

    глава местного самоуправления - высшее должностное лицо; председатель представительного органа местного самоуправления избран из числа депутатов.

Большинство муниципальных образований избрали первый или второй вариант. Таким образом, в Пермской области преобладает схема органов местного самоуправления с сильным дисбалансом в пользу исполнительной власти и слабым представительным органом. Что, впрочем, вытекает из российско-советских традиций местной власти: уездный начальник, при нем совет; первый секретарь, при нем бюро; председатель сельсовета, при нем сельсовет.

Нам неизвестны случаи ограничения органами региональной государственной власти прав муниципальных образований на организацию местного самоуправления в Пермской области в 1998 году, которые были подтверждены решениями суда или актами прокурорского надзора.

Наиболее серьезным фактом нарушения при избрании органов местного самоуправления является некачественная нарезка избирательных округов. Причины этого - нечеткость в определении и описании границ поселений; отступление равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более 10% (по этой причине в 1997 году решением суда были признаны недействительными выборы по двум округам в Пермскую городскую Думу); большие расстояния между малыми сельскими поселениями; недостаточная квалификация муниципальных служащих (см. главу "Право на периодическую смену власти через выборы").

Имели место нарушения и в самом избирательном процессе (подтасовка голосов, незаконная борьба с конкурентами по избранию, "подкуп" избирателей). Подтверждают это факты, о которых говорится в главе "Право на периодическую смену власти через выборы", а также в главе "Незаконное лишение свободы".

Одна из самых сложных проблем избирательных кампаний - косвенный подкуп избирателей.

На территории Пермской области существовали яркие примеры подобных событий, при этом необходимо отметить, что наблюдается эволюция и динамика явлений подкупа от прямых форм материального воздействия на избирателей до косвенных. "Нарушители избирательных прав граждан" повышают свою квалификацию в плане прикрытия своих действий (см. главу "Право на периодическую смену власти через выборы").

Предложения

Необходимо в возможно короткие сроки уточнить границы муниципальных образований и поселений Пермской области; ускорить работы по составлению и ведению земельных кадастров и принятию закона о муниципальных землях; перенести проведение основных мероприятий по повышению правовой культуры населения (избирателей - в частности) в муниципальные образования - в города и поселки; содействовать созданию и развитию общественных негосударственных (некоммерческих) объединений населения, разработать систему выделения им региональных грантов.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.